2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения





Скачать 230.38 Kb.
Название2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения
Дата публикации19.03.2015
Размер230.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

2. Опыт развития творческого потенциала детей через формирование метапредметных результатов на уроках технологии и во внеурочной деятельности

2.1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения



Перед учителем технологии стоит непростая задача - сформировать у учащихся технологическую грамотность, технологическое мышление, технологическую культуру, способствовать развитию интеллектуального потенциала школьника, а также укреплению его здоровья и воспитанию нравственных качеств.

Работа над практико-ориентированным проектом проводилась мной на базе МОУ «Саратовская СОШ Соль-Илецкого района.

Сроки проведения проекта - 2008 - 2012 учебные годы.

На данный момент выбрано содержание обучения, позволяющее достигать задач проекта, а также получены некоторые предварительные результаты.

Завершение проекта предполагается в апреле 2012г., поэтому представлены предварительные результаты работы над проектом.

Разрабатывая календарно-тематическое планирование и составляя план уроков, мне, как учителю технологии приходиться ответить на ряд вопросов:

1.Для чего учить?

2Чему учить?

3.Как учить?

4.Каковы должны быть условия обучения.

Эффективное обучение может происходить только тогда, когда мной будут использованы все виды деятельности ученика. Работая по стандартам второго поколения не возможно добиться результатов, используя только уроки технологии ,так как часов с каждым годом становиться все меньше, а задачи перед педагогом ставятся все трудней. Без системы технологического образования невозможно добиться успехов в трудовой деятельности подрастающего поколения. Для осуществления непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования, я дополнительно продолжаю обучение детей на ДО «Информационные технологии» и предпрофильном курсе «Основы декоративно-прикладного искусства». В своей работе я использую и внеклассную работу. Ребята охотно путешествуют по стране рационального питания. Составляют букеты из овощей и фруктов на осеннем бале, готовят новогодние подарки и игрушки на елку в мастерской Деда Мороза, подарки для пап и мам на их праздники. Соревнуются с мамами в приготовлении винегрета на празднике Мам и т.д..

На уроках учебно-практическая деятельность построена так, что дети получают необходимый минимум теоретических сведений и практических навыков. Но у учащегося есть выбор. Он может выполнить творческий проект, который он не может выполнить только на уроках. Поэтому я ему объясняю, что всю необходимую педагогическую поддержку он может получить на ДО и курсе. Особенно это касается старших классов, когда они работают по исследовательским проектам. При организации творческой и проектной деятельности я акцентирую их внимание на потребительском назначении того изделия(продукта),которое они предлагают в качестве творческой идеи.

Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные особенности каждого ученика, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.

В нашей школе очень трудно осуществляется переход от начальной школы к основной по предмету технологии. Мне приходиться учить детей работать самостоятельно. Не отвлекать учителя и соседа по каждому пустяку. Дан алгоритм работы с учебником. Отвечай на вопросы. Не смог, вернись на исходную позицию. Пока не прочитал и не проанализировал задание, не читаешь учебник. Читаешь с карандашом, подчеркнул главное - проверь у учителя.

Когда выполняются практические работы пятиклассники хитрят, просят показать выполнение работы на их образце. Я имею свой образец и показываю на нем. Если, например я показываю вязание петель крючком на их образце, потом распускаю все, что сделала. Со временем дети понимают, что работу надо выполнять самим.

В 5 классе они выполняют проект «Фартук». Изделие можно сшить только в натуральную величину. Фартук должен иметь хозяина. Отличаться от фартуков других - фасоном, отделкой, но не должен потерять своего функционального назначения.

На первых порах выполнения проекта, я конечно же помогаю, в 8 классе такая необходимость отпадает, я только показываю совершенные формы работы с материалами и современные тенденции моды.

При выполнении проекта у детей возникает потребность в исследовательской деятельности. Ученик самопроизвольно включается во взрослые формы деятельности, незаметно для себя творчески развивается. Ребенок устанавливает связь между знаниями и реальной ситуацией, вырабатывает алгоритм действия по реализации проекта в жизнь.

В зависимости от характера задач, которые решает ученику него развиваются компетенции, как личностная, коммуникативная, интеллектуальная, социальная, общекультурная.

В настоящее время уменьшается количество детей в классах. Появляются неделимые классы. Часы на прохождение тем сокращаются. Где взять время? Как дифференцировать обучение?

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе.

Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика к совместно-разделенной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствуют более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации интереса к учебе. Если в 5 классе я предлагаю темы проектов, 8-11 классах дети предлагают темы, которые им ближе (В девятом классе есть тема «Вязание крючком», по ней же предлагается проект. Основы вязания и чтение схем по вязание мы учили в 7 классе. Если девочки хорошо освоили эту тему я разрешаю выбрать тему проекта на их усмотрение. Так Мусина Гуля очень любит вышивать крестом, вышивает большие сложные картины. Я ей разрешаю присутствовать на уроках, но занимается она вышивкой, от вязания крючком я ее освободила, так как азы вязания она знает). Кроме того, у учителя появляется возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сократить время обучения. В результате наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.

Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Я требую от детей, чтобы они вели одну общую тетрадь по технологии с 5 по 11 класс (если тетрадь заканчивается, то вклеиваем листы), хорошо когда ребенок видит как он занимался в 5 классе, как он делал чертежи, выполнял лабораторные и практические работы и как он стал работать в 11 классе, как он вырос. Это важно в момент, когда он выбирает проект. Одно дело, что я хочу, другое – что я могу, а третье - а надо ли это мне. Сосед по парте выбирает тему -я тоже хочу. Зачем? Аргументируй! (знание ученика о собственных возможностях и их ограничениях, способность определить границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения являются генеральной линией становления самооценки ). Если самооценка ученика не совпадает с учительской, я корректно, ненавязчиво объясняю ( на первых порах кому это надо, а кому еще рановато выполнять эту работу).

Умение ребенка фиксировать свои изменения и понимать их является необходимой составляющей развития способности ребенка управлять своей деятельностью и связано напрямую с регулятивными действиями (Г.А. Цукерман, 2000).

Таким образом, знание ученика о собственных возможностях и их ограничениях, способность определить границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения являются генеральной линией становления самооценки на начальной ступени образования.

Рост самооценки должен сопровождаться такими приобретениями, как широта диапазона критериев оценок, их соотнесенность, обобщенность, отсутствие категоричности, аргументированность, объективность (А.В. Захарова, 1993).

На защиту проектов я отвожу 2 часа учебного времени. Приглашаю родителей детей, руководство школы - ведь это праздник для ребенка, победа над собой. Оцениваем проект по определенным параметрам. Дети учатся выставлять оценки не только себе, но и одноклассникам (.Приложение )

Замечено, что дети с рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению с ними и хорошо принимаются сверстниками. Недостаточное усвоение содержания

нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности при самооценке ведет к ограничению ее регулятивных функций: появляется конфликтность, настороженность в отношениях со сверстниками. Таким образом, развитие самооценки и личностного действия оценивания себя является условием развития личностной саморегуляции как важного вида регулятивных действий и коммуникативных действий в школьном возрасте

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических

способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Развитие учебных и познавательных мотивов школе требует от учителя организации следующих условий:

— создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;

— формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);

обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;

— организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.

Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
        Безусловно,
учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

2.2 Результативность деятельности учителя технологии по достижению метапредметных результатов ученика



Для курса, раздела и каждого урока учитель определяет, какие УУД он будет развивать в процессе обучения .Я стараюсь комплексно подходить к формированию УУД в своей работе. Мной пересмотрено календарно-тематическое планирование, разработаны новые тесты разного погружения в тему, составлены кроссворды, ребусы, которые позволяют развивать творческое мышление, некоторые темы в старших классах составлены в виде опорных конспектов с пропущенными ответами (для самостоятельной работы детей), оформлена тетрадь для работы учащихся 5-7 классов по кулинарии, в которой предусмотрены такие вопросы: давай подумаем вместе, давай поспорим , найди ошибки пройди лабиринт, ответь на вопрос теста и сделай вывод для себя. (Приложение «Тетрадь для творческих работ по кулинарии для 5-7 классов», Презентации «Мы выбираем здоровье», «Маркетинг в деятельности предприятия»,планы уроков-приложение 3-7)

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения.

Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомиров.

2.3 ДО « Информационные технологии»


Мной составлена и апробирована программа ДО «Информационные технологии». Я хочу рассказать, как я работаю в этом объединении.

Я предлагаю темы для заданий. Задания различаются по продолжительности проведения, количеству участников. Обязательно указываю проблему ( на первых порах сама формулирую цели и задачи проекта, указываю источники информации, которые можно задействовать для решения указанной проблемы, а также каким образом результаты проекта могут быть оформлены, какую практическую или теоретическую значимость этот проект может иметь и в какой области). В старшей группе дети разрабатывают тему самостоятельно. Я осуществляю только педагогическую поддержку.

Учебно-воспитательный процесс в любой форме обучения строится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Ученик может это делать самостоятельно, либо с помощью преподавателя (объяснение). Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу "мозговой атаки", цель которой – выдвижение гипотез решения проблемы.

Два проекта «Книжки-малышки» для детского сада и «Здоровое питание моей семьи» (см.приложение Книжки-малышки) Во втором случае предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. Необходимо формирование ориентировочной основы действий. В курсе предусматриваются вопросы для самопроверки. Цель таких упражнений - проверить, насколько правильно учащиеся поняли материал лекции, базового текста, информационных материалов, изучаемых самостоятельно. Это индивидуальная работа. Но такая работа, во-первых, позволяет сосредоточить внимание ученика на ключевых мыслях, основных идеях изучаемой проблемы, во-вторых, позволяет учащимся проверить себя, правильно ли они поняли, осмыслили новый материал. Свои первые мысли по поводу изученного они могут занести на свою веб-страничку («Портфель ученика»). Постепенно они помещают туда свои собственные размышления, анализ, факты, аргументы, подтверждающие избранную позицию, контраргументы, доказывающие ошибочность позиции оппонентов, в последствии свои презентации, проекты, диаграммы, расчеты, игровые материалы, разработанные самими (кроссворды, ребусы)-приложение.

Следующий шаг в познании – формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). На данном этапе требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Задание дается на группу одно, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется на сервер руководителю ДО и оценивается им одинаково для всей группы. Такой подход формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы и всей группы в целом. Как правило, мотивация учебной деятельности в коллективной деятельности значительно выше, поскольку к этой работе человек обращается вполне осознанно, желая получить знания и не подвести товарища.(Конкурс презентаций « Один день солдата в Армии».

Очень интересно прошла эта работа. Некоторые ребята использовали видео о конкретных людях нашего села, другие анимацию и литературные произведения третьи рисунки своих одноклассников, четвертые фото из Интернета.

Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического мышления – применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно проблемы, достаточно значимой для человека и отражающей реалии окружающего мира. Это может быть проектная деятельность, а может быть просто проблемная, поисковая, исследовательская, не заканчивающаяся созданием конкретного продукта, как в методе проектов (Загрязнение русла реки Елшанка: исследование, выпуск боевых листков, плакатов, которые развешивались не только в школе, но и в библиотеке села, в магазинах, на досках объявлений и обязательно – трудовой десант по уборке территории от мусора).

В любом случае для формирования критического и творческого мышления желательны самостоятельные рассуждения учащихся, а не просто воспроизведение готовых знаний. Поэтому, какой бы путь не был выбран, важно так построить задания, чтобы в процессе познавательной деятельности, учащиеся могли обмениваться своими мыслями через конференции диспуты, разумеется, не забывая предварительно их продумывать на своей веб-страничке. Здесь же предусматривается защита проектов, если они были запланированы с демонстрацией выполненного продукта (Презентация Здоровое питание моей семьи. Очень важно чтобы дети нашли ошибки в питании и старались найти пути, и их исправления Презентация проходила в присутствии родителей. Радовало, что отдельных детей приходили поддержать всей семьей.).

Под учебным проектом подразумевается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ИКТ, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности, реализуемого в виде некоего совместного продукта. Важно определиться, какой именно проект планируется к реализации. (Эпидемия – грипп. Построение графиков пропуска уроков по классам за каждый день, анализ этих графиков, ответы на вопросы –почему в одних классах есть пропуски, в других почти нет, сколько часов в день они находятся в школе, сколько времени они гуляют на свежем воздухе, занимаются ли они спортом, спорт связан с нахождением на свежем воздухе или они занимаются в закрытом помещении, обязательно сделать выводы, предложения по изменению образа жизни.

Для детей было открытие, что дети находящиеся в группе продленного дня быстрее подвергались заболевание. С чем это связано?7класс-больше всех больных ,быстрее всех заболели, часто рецидив. Проводим анализ .Отвечаем на вопросы .В школе до 7 часов вечера. Прогулка на свежем воздухе при сильном морозе один час, едят только два раза (суп, чай, фрукты не всегда, овощей нет .С 8 час.30 мин. утра до17 часов находятся в одной классной комнате, которое не проветривается, потому что плохо топят, с 17 час переходят в спортзал на волейбольную секцию- опять закрытое помещение, которое не проветривается, потому что плохо топят. Встает вопрос – мы можем, что то в этой жизни изменить? Да. Делать зарядку дома, если этого школе нет или выйти с предложением к директору - проводить зарядку в школе. Перейти на платное питание или брать с собой фрукты и овощи каждый день. Больше находиться на свежем воздухе, заниматься подвижными играми на улице(катание на лыжах, на санках с горки. При хорошей погоде ходить в школу пешком ,а не ездить на автобусе .С мамами и папами пересмотреть рацион питания. Новое меню на неделю повесить на холодильник и стараться его придерживаться всегда ,а не только когда болеем.

Типологию проектов производят по следующим признакам:

доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); метопредметный проект;

характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

характер контактов: среди участников одной группы, двух, трех, всей школы, совместно с родителями (разработка путешествия в страну рационального питания. Игру нужно было не только разработать, но и сделать костюмы и провести в школе с теми, кто изучает основы кулинарии ,болельщики – начальные классы. Очень важно было игру ограничить во времени – не затянуть, потому что слушать не будут; не упустить главное, но и не забыть вопросы для болельщиков .Необходимо было еще учесть то что болельщики не изучают кулинарию, но они тоже хотят расти здоровыми. Для них были подобраны загадки. составлены ребусы. Игра была составлена в электронном виде, поэтому каждый, кто имеет компьютер может дома путешествовать по этой стране.) (см.Приложение Тетрадь для творческих работ по кулинарии) количество участников проекта. (один, два, …, неограниченное количество);

продолжительность проекта (короткосрочный - составление кроссвордов для учителей биологии, географии, долгосрочный - составление тестов для уроков технологии в программе «О! Счастливчик»).

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знание особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур. Международные проекты, которые проводятся на иностранном языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса, курса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на иностранном языке, но который не соответствует программному материалу, то такой проект выполняется во внеклассной работе, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.

Проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным (Демографическая ситуация по с. Саратовка Соль-Илецкого района Соль –Илецкого района. Данный проект не может быть сделан ежечасно. Нужно рассмотреть рождаемость и смертность в с. Саратовка за определенный период в контексте демографической ситуации в районе, области, государстве.)и другим явлениям, требующим сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы ( см.приложение Проект «Арбузное царство»)

предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;

предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы; Учащиеся 11 класса Шарипов Рустам и Шлях Максим проводили исследование по ИП «Арбузное царство».Рассматривали вопросы рентабельности данного производства.( Приложение-проект)

предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями) или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников);Вместе с кружковцами нами разработана тетрадь для творческих работ для учащихся 5 -7 по кулинарии на основе книжки « Вкусняшка».Идея создания этой тетради возникла вот почему. Мы все любим вкусно поесть, любим готовить, то что вкусно, но мало задумываемся над тем, как мы едим, зачем мы едим, сколько мы едим, что мы едим. На эти вопросы материал учебника практически не дает ответа. Тетрадь построена так, что детям постоянно приходиться философствовать, отвечая на вопросы тетради. В интернете нет готовых ответов. Эта тетрадь позволяет ученикам серьезнее задуматься о правильном питании, образе жизни. Некоторые вопросы не школьной программы, поэтому дети просят помощи у родителей, тем самым вовлекают их в проблему здорового питания. А если родители не знают , где взять ответ, учащиеся могут найти в специальной литературе.

В награду за хорошую работу разрешалось играть в игру «Заработало», проверить свои способности – пройти тест Айзенка, побывать в «Салоне красоты» - выбрать для себя модную прическу, в программе по шитью сделать лекала модного халата, блузки, юбки ,в программе по архитектуре построить свой дом, расставить мебель.

Контроль деятельности учащихся осуществляется в виде исходных, промежуточных, итоговых тестов, контрольных работ, рефератов, докладов, защит проектов. Выбор вида тестирования, вида контроля диктуется спецификой познавательной задачи, учебного предмета или познавательной области, возрастными особенностями обучаемых.Например, для младшей группы создание любого животного геометрическими фигурами, составление ковра для детской комнаты- средняя группа, составление диаграмм по заданным параметрам ,расчет бюджета семьи, себестоимости продукции с приусадебного участка, решение задач по семейной экономике. Учащиеся 8 класса ведут первую четверть кассовую книгу семьи. Все расчеты по бюджету делают в программеEXCEL.Научившись вводить формулу в таблицу, они видят как можно получить готовый ответ. Так они произвольно знакомятся с одним из видов деятельности экономиста. экономиста

Таким образом, описанные возможности ДО позволяют каждому педагогу выбирать свой путь и технологию их применения. В то же время, широкое внедрение информационных технологий способствует формированию единого образовательного пространства, в которое педагог может быть и сам включен как субъект обучения.

В настоящее время целью обучения становится формирование информационной культуры школьника, главным компонентом которой является операционный стиль мышления.

Операционный стиль мышления включает в себя формирование умений и навыков планирования своей деятельности, поиск информации для решения актуальных задач, построение информационных моделей, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирование всех видов деятельности. Ю.А. Первиным были выделены следующие основные составляющие операционного стиля мышления:

  • Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств. Это умение часто называют умением алгоритмически мыслить, хотя термин «структура действий» несколько шире классического определения алгоритма.

  • Умение строить информационные модели для описания объектов и систем. Человек, использующий накопленные машинными системами фонды, даже будучи освобожденными от описания структур данных, должен тем не менее, всегда отдавать себе отчет о классах используемых величин и их взаимосвязи. При этом важно представлять себе структуры информационных объектов в формализованном виде. Значение этого умения повышается в связи с распространением интегрированных баз данных, ИС и АСУ, основу которых составляют информационные модели. При работе с такими моделями необходимо отразить в них все существенные для решения поставленной задачи свойства объектов в их взаимодействии.

  • Умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи. Решение может быть эффективным только в том случае, когда правильно определен объем сведений, необходимых для ее решения, и правильно организован их поиск.

  • Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникаций, то есть умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме и правильно понять текстовое сообщение.

  • Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать с клавиатурой и мышью [48].

Знания ИКТ способствуют раскрытию, развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала учащихся, воспитанию чувства ответственности за любое взятое дело, и уважению к результатам как своего, так и чужого труда. Все это востребовано учащимися для достижения успехов в их дальнейшей самостоятельной жизни.

Заключение


Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит
переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет «Технология» может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в школе

Технология создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности — планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д.

Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются: 1)возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы;

2) возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. В частности, уроки технологии позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Выполнение заданий позволяет систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.

Поэтому еще одно решающее условие успешного формирования коммуникативных действий — овладение учителями методиками организации в классе учебного сотрудничества (учитель — ученик, ученик — ученик). Конечно, это требует отхода от сложившихся традиций и дополнительных усилий со стороны учителей. Однако без внедрения соответствующих психолого-педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции останутся вопросом индивидуальных способностей учеников, в большинстве случаев, к сожалению, весьма неудовлетворительных, к сожалению, последних в выборе содержания и методов обучения

Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Результативность моей деятельности как учителя технологии по достижению метапредметных результатов ученика может быть показана через формирование у детей на уроках технологии и во внеурочной деятельности по предмету регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

На базе МОУ «Саратовская СОШ Соль-Илецкого района получен опыт развития творческого потенциала детей через формирование метапредметных результатов на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconТема Сроки обучения
В программе: современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы и современные методы оценки личностных,...
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconКайгородова Ольга Юрьевна учитель начальных классов высшей категории мбоу "сош №2" г. Верещагино
Формирование метапредметных результатов у учащихся на I ступени обучения как условие успешности учебной деятельности
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconФормирование метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности

2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconС углублённым изучением отдельных предметов №26 г. Иркутска. 2011 г. 75 лет !
«Недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика и учителя, требующие...
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconНа уроках физики как условие достижения метапредметных результатов
Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т к обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества...
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconКонспект урока Победителя конкурса, автора лучшей методической разработки,...
Задания, выполнение которых учащимися приведет к достижению запланированных результатов
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconПрименение компьютерных и кейс-технологий при подготовке учителя информатики к реализации фгос
Дарт задает критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, характеризует планируемые результаты, возможность...
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconСовременный урок и требования фгос
При этом основным условием достижения учеником предметных, метапредметных и личностных результатов выступает вовлечённость ученика...
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconПрограмма (от греч programma объявление, распоряжение, указ) нормативная...
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconПрограмма конференции ««Достижение и оценка метапредметных образовательных...
Приветственное слово директора лицея Народного Учителя РФ галины Федоровны Иконниковой
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций младших школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной)...
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconЛитература Брянцева, с. 3-5, конспект
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В. Ф. Шаталову). Опыт работы учителя биологии...
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconРабочая учебная программа Учебный предмет технология
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Направлена на достижение учащимися личностных,...
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconЛитература Памятные даты, праздники
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В. Ф. Шаталову). Опыт работы учителя биологии...
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconРегулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии:...
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Конечно, многое зависит от исходного состояния...
2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по достижению метапредметных результатов обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С использованием икт и эор, направленного на формирование метапредметных результатов обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск