Скачать 254.46 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования В.И.Кружалин "____" _______________ 2002 г. Примерная программа дисциплины МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯЦикла ДС.13 ГОС ВПО второго поколения по специальности: 020300 СоциологияРекомендованоСоветом по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию Председатель Совета по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию, профессор В.И.Добреньков Москва 2002 Науменко Т.В., Уколова Л.Е., Башаратьян М.К. Программа учебного курса для вузов «Массовая коммуникация». М., 2002. Примерная программа дисциплины «Массовая коммуникация» цикла ДС.13 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020300 Социология Автор (составитель) Программы Науменко Т.В., к.ф.н., ст.н.с. Социологического ф-та МГУ Рецензенты Уколова Л.Е., д.фил.н., профессор Социологического ф-та МГУ Башаратьян М.К., к.фил.н., доцент Социологического ф-та МГУ I. Организационно-методический раздел. Цель курса – изучение системы массовых коммуникаций во всём многообразии аспектов их проявления и функционирования, в определении их роли в социальных процессах и их влияния на различные социальные структуры, в выявлении внутренних сущностных и содержательных характеристик системы массовых коммуникаций как социального института, выполняющего в обществе главную роль в процессе управления и формирования общественного мнения как состояния массового сознания.Задачи курса.
Место курса в профессиональной подготовке выпускников. Курс читается в седьмом семестре параллельно с курсами "Социология коммуникаций", "Социологические проблемы изучения общественного мнения", "Этносоциология". Курс опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения курсов рекламоведения, социолингвистики, МКСИ, история и теория социологии. Требования к уровню освоения содержания курса По завершении изучения данного курса студент должен уметь анализировать деятельность системы массовых коммуникаций, вычленять в ней основные содержательные и функциональные составляющие, владеть методами, позволяющими вести эмпирические исследования аудитории и системы массовых коммуникаций с целью оптимизации их деятельности. II Содержание курса 1. Разделы курса Раздел 1. Социология массовых коммуникаций в системе социологического знания (темы 1,2,3). Раздел 2. Массовые коммуникации как система деятельности (темы 4,5,6). Раздел 3. Система массовых коммуникаций как социальный институт (темы 7,8). Раздел 4. Субъектный аспект массово-коммуникативной деятельности (темы 9,10). Раздел 5. Функциональный аспект массово-коммуникативной деятельности (тема 11). Раздел 6. Направления и методы исследований системы массовых коммуникаций (тема 12). 2. Темы и краткое содержание курса Тема 1. Предмет и объект социологии массовых коммуникаций. Система категорий курса социология массовых коммуникаций и его структура. Понятие массовой коммуникации. СМИ как объект исследования социологии массовых коммуникаций. Структура науки о массовых коммуникациях, особенности социологического подхода. Уровни социологического изучения массовых коммуникаций: методологический анализ, специальная социологическая теория массовых коммуникаций, эмпирические исследования. Место социологии массовых коммуникаций в системе социологического знания. Роль социологических исследований массовых коммуникаций в жизни общества (описание, объяснение, выработка рекомендаций по оптимизации функционирования изучаемого объекта, прогноз социального развития). Тема 2. История развития социологии массовых коммуникаций Начальный этап становления социологии. Формирование понятийного аппарата. Развития специфических социологических методов сбора информации о социальных процессах и состояниях. Формирование культуры процедуры измерения. Становление социологии массовых коммуникаций как теории среднего уровня. Марксизм и теория массовых коммуникаций. Развитие социологии массовых коммуникаций в советский период (А.Н. Алексеева, Г.И. Хмара, Б.М. Фирсов, Б.А. Грушин, Ю.А. Левада, В.А. Ядов, О.Б. Божков, Л.Н. Коган и др,). Введение в научный оборот понятия "массовая коммуникация" вместо понятия "СМИП". Формирование лабораторий и подразделений по изучению социологических проблем печати, радио и телевидения и их аудитории. Формирование независимых исследовательских структур по изучению СМИ и общественного мнения. Зарубежные исследования массовых коммуникаций (Д. Макквейл, Г. Лассуэлл, Ю. Хабермас, Т. Адорно, А.Ли, Р. Парк, П.Лазарфельд и др). Тема 3. Методологический анализ теории массовых коммуникаций Виды массовых коммуникаций (кино, видеопрокат, магнитофонные записи, реклама, художественная литература и др.). Основные характеристики массовой коммуникации. СМИ как основной компонент в структуре массовых коммуникаций. Особенности СМИ как массовой коммуникации (доступность, периодичность, социальная значимость информации, устойчивость процесса организации, универсальность информации, наличие постоянной аудитории, институализированность). Сущность массовой коммуникации. Журналистика как один из компонентов в содержании СМИ, разновидность духовно-практической деятельности. Сущность журналистики. Место массовых коммуникаций в коммуникативном пространстве. Роль массовых коммуникаций в интеграции общества, в обеспечении механизма социальной устойчивости. Массовые коммуникации и социальное управление: советские и постсоветские модели и методы (информационного контроля пространства и резонансных коммуникативных технологий). Идеологемы как теоретические основания формирования представлений о массовых коммуникациях. Теория партиципарных массовых коммуникаций как основы массово-коммуникативного процесса демократического общества. Тема 4. Массово-коммуникативный процесс как информационная деятельность. Понятие массово-коммуникативного как информационного воздействия на большие общности людей (аудиторию). Сбор, обработка, распространение информации. Массово-коммуникативный акт: объективная реальность → коммуникатор → каналы распространения → аудитория. Механизм обратной связи. Массовая коммуникация и общение. Деятельность массовых коммуникаций по созданию поля для общения. Информация как средство деятельности массовых коммуникаций. Виды информации. Потенциальная и реальная информация. Аудитория как объект воздействия и как источник информации. Прагматическое моделирование как составная часть массово-коммуникационной деятельности. Социально-психологическое моделирование с учётом качеств аудитории: социально-демографических, психологических, социально-гражданских, профессионально-творческих, конфессиональных, этнических. Аудиторные показатели эффективности деятельности массовых коммуникаций: внутренние (мировоззренческие) и внешние (конативные). Методы информационного воздействия на массовое сознание (агитация, пропаганда, контрпропаганда). Факторы, способствующие эффективному воздействию массовых коммуникаций на аудиторию (социально-психологические, информационные, коммуникативные). Тема 5. Массовое сознание как объект деятельности массовых коммуникаций. Социальная природа сознания. Знание и вера как способы существования сознания. Различные подходы к исследованию массового сознания. Определение массового сознания по субъектам отражения. Понятие массы. Понятие "эксгрупповой массы" (Б.А. Грушин). Количественный критерий выделения массы (различные социальные образования: религия, национальность, класс и др.). Элитарный подход. Объекты массового сознания как основание для классификации (различные ориентации людей, установки, поведенческие уровни). Индивидуальное, групповое, специализированное сознание. Массовое сознание как уровень сознания, непосредственно включённого в практическую деятельность. Практическое сознание. Обыденное сознание. Общественное мнение. Сущность общественного мнения. ПР как способ воздействия и формирования общественного мнения. Проблема соотношения формирования и выражения общественного мнения. Массово-коммуникативная деятельность как процесс перевода в массовое сознание продуктов специализированного сознания, признанных актуальными. Эффекты и эффективность в деятельности массовых коммуникаций. Критерии оценки эффективности деятельности массовых коммуникаций, выделяемые по степени влияния на общественное мнение. Тема 6. Массовая информация как средство деятельности массовых коммуникаций. Социологические проблемы социальной информации. Уровни существования социальной информации. Специализированная и массовая информация. Содержание массовой информации как исходный материал для формирования массового сознания. Количественные и качественные критерии в определении массовой информации. Сущность массовой информации как информации, циркулирующей на уровне массового сознания, непосредственно вплетённой в практическую деятельность как её момент. Средства массовой коммуникации как носители информации, предназначенной для массового сознания, их отличие от периодических изданий, предназначенных для уровня специализированного сознания. Процесс перевода информации с уровня специализированного на уровень массового сознания как коммуникативный фактор. Кодирование и декодирование. Особенности публицистики как типа творческой реализации в процессе массово-коммуника-тивной деятельности (в отличие от научного и художественного типов). Тема 7. Массовые коммуникации как социальный институт. Социальный институт как совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей, имеющая законодательные рамки и организационные формы. Особенности массовых коммуникаций как социального института, его задачи. Место массовых коммуникаций в системе социальных институтов общества. Роль массовых коммуникаций в механизме обеспечения функционирования горизонтальных и вертикальных связей в социуме. Понятие четвёртой власти. Сущность, содержание, формы массовых коммуникаций. Массово-коммуникативная деятельность как форма социального контроля. Пресса и власть. Типы средств массовых коммуникаций (гражданского общества, государственно-общественные, государственные, коммерческие). Правовые нормы, регулирующие деятельность массовых коммуникаций (закон РФ о СМИ, федеральный закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" и др.). Этические нормы в массово-коммуникативной деятельности. Антисоциальные эффекты. Тема 8. Структура системы средств массовой коммуникации. Основные этапы развития массовых коммуникаций. Печать в системе СМИ, основные характеристики и способы воздействия на аудиторию. Радио, его особенности как средства массовой коммуникации. Телевидение в системе СМИ, отличительные характеристики, способы, формы и методы деятельности. Информационные агентства и службы связи с общественностью. Рекламные агентства. Социологические службы как структура, участвующая в обеспечении обратной связи с аудиторией. Анализ жанров. Информационные жанры: сообщение, отчёт, выступление, интервью, репортаж, радиоотчёт, обзор печати. Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, пресс-конференция, ток-шоу. Жанры художественной публицистики: очерк, зарисовка, эссе. Сатирические жанры: фельетон, памфлет. Документальные жанры. Взаимопроникновение жанров. Жанры как составные части более сложных структурных конструкций. Интернет как специфическая структура в системе массовых коммуникаций. Тема 9. Субъекты массово-коммуникативной деятельности. Понятие субъектности. Субъект, средство, объект. Субъект как лицо или группа лиц, реализующих собственную программу. Целеполагающая деятельность субъекта. Средство как нейтральное звено в системе целеполагания. Целенаправленная деятельность СМИ. Ценности, интересы, цели и результаты как критерии субъектности в деятельности массовых коммуникаций. Субъекты социальных интересов и их роль в деятельности массовых коммуникаций. Субъекты профессиональных интересов. Журналист как субъект творческой деятельности. Понятие коммуникатора. "Безличный" коммуникатор. Коммуникатор как индивидуальность. Понятие персонификации. Роль коммуникатора в информационном влиянии на массовое сознание. Качества коммуникатора, необходимые для успешного достижения цели. Объективирование противостоящих субъектов социальных интересов как одна из задач деятельности средств массовой коммуникации, формы и методы, необходимые для достижения этой цели. Субъектно-субъектные и субъектно-объектные отношения в процессе массово-коммуникативной деятельности. Тема 10. Ценности как основа деятельности субъектов массово-коммуникативного процесса. Понятие ценности. Ценность как конечное основание целеполагания. Ценности и оценки. Роль ценностей в формировании интересов социальных субъектов. Политические, профессиональные, прагматические, психологические, творческие ценности и их реализация в деятельности средств массовых коммуникаций. Ценности как критерий уровня развития общества. Массовые коммуникации как показатель ценностных ориентаций субъектов различных уровней и социальных сфер. Свобода как ценность в деятельности массовых коммуникаций. Понятие и сущность свободы. Свобода как способность субъекта контролировать условия собственного существования. Сущность свободы печати. Четыре концепции свободы прессы. Цензура. Понятие плюрализма мнений. Проблема социальной ответственности журналистики. Государственное регулирование свободы печати. Юридические ограничители свободы печати. Финансовая зависимость деятельности средств массовой коммуникации как проявление свободы некоторых субъектов социальных интересов. Выражение мнения аудитории как добрая воля или скрытый интерес субъектов деятельности средств массовой коммуникации. Тема 11. Функции системы массовых коммуникаций. Понятие функции. Функция как выражение сущности исследуемого объекта. Функция как роль подсистемы в системе. Структурно-функциональный подход в анализе деятельности массовых коммуникаций. Функция массовой коммуникации как ее сущность. Понятие деятельностного ряда. Зависимость функций от субъектов деятельностного ряда. Функция журналистики и функция СМИ. Этапы развития представлений о функциях массовых коммуникаций. Г. Лассуэлл как основоположник теории функций массовых коммуникаций. Развитие теории функций массовых коммуникаций в отечественной науке (В.В. Учёнова, И.П. Магай, И.Д. Фомичёва, Н.Н. Липовченко, С.Г. Корконосенко, Л.Н. Федотова, Е.П. Прохоров и др.). Множественность представлений о функциях массовых коммуникаций как методологическая проблема. Генеральная функция журналистики как внедрение в массовое сознание оценок явлений и событий, признанных актуальными с позиции субъектов деятельности. Информационная функция как генеральная в деятельности массовых коммуникаций. Функции и функционирование массовых коммуникаций, их различение как путь к повышению эвристических возможностей теории функций массовых коммуникаций. Социальная интеграция как условие и как результат функционирования массовых коммуникаций. Специфические функции средств массовых коммуникаций, заданные субъектами деятельности (часто политической) с целью наиболее полной реализации собственных интересов. Факторы эффективного функционирования массовых коммуникаций, реализации их роли в системе социальных процессов. Гносеологическое разделение и онтологическое единство функций журналистики и массовых коммуникаций. Тема 12. Направления и методы исследования системы средств массовых коммуникаций. Общеметодологические исследование массовых коммуникаций как подсистемы в системе общества в целом. Разработка специальной социологической теории массовых коммуникаций. Исследование процесса производства, распространения и потребления информации. Имперические исследование массово-коммуникативной деятельности. Социометрия и медиаметрия. Методы социологических исследований аудитории. Количественные методы (опросы, анкетирование, интервьюирование, дневники радиослушателей и телезрителей, аудиметры). Качественные методы (анализ писем, наблюдение, анализ документов, звонков в редакцию, встречи с представителями аудитории, фокус-группы). Методы исследования текстов и теле- радиопередач. Контент-анализ как метод изучения содержания текстовых массивов. Особенности анализа радио- и телеинформации. Рейтинг и шер теле- и радио передач. Экспертные оценки. Анализ профессиональной критики деятельности массовых коммуникаций. Изучение языка и стиля коммуникатора. Изучение личных качеств коммуникатора. "Коммерческие" исследования массовых коммуникаций. Многоуровневый социологический анализ деятельности массовых коммуникаций как основа для реализации прогностической роли социологии массовых коммуникаций в вопросах о путях развития общества в целом и массовых коммуникаций, в частности. 3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.
5. Примерный перечень вопросов к зачёту
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля Форма итогового контроля - зачет V. Учебно-методическое обеспечение курса 1. Основная литература.
2. Дополнительная литература.
|
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Задачи: дать целостное представление о понятиях «массовая культура», «массовая литература» | Программа дисциплины опд. В. 03 Современная массовая культура специальность... ... | ||
Тема курса: «Массовая музыкальная культура, направления и жанры» Хх век и массовая культура. Средства массовой информации и их роль в формировании вкусов | Ашин Г. К. Буржуазная массовая культура. М., 1988. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество Бородай Ю. М. Психоанализ и "массовое искусство" // Массовая культура: иллюзии и действительность. – М., 1975 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элементный состав вещества следующий: массовая доля элемента железа 72,41 %, массовая доля кислорода 27,59 %. Выведите химическую... | Программа дисциплины «Современная массовая культура» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | ||
Краткое содержание курса дисциплины «Межкультурная коммуникация»... Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы... | Российской федерации Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплиной «Немецкий язык и межкультурная коммуникация». Для освоения... | ||
Массовая культура уже давно является неотъемлемой частью нашей жизни.... Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания,... | Примерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо | ||
Примерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии... | Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в... | ||
Программа дисциплины «Визуальная коммуникация» Для специальности 030200. 68 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 68 "Политология"... | Программа дисциплины «Массовая литература второй половины Х i Х века»... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Примерная программа учебной дисциплины информатика 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины основы фармакологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... |