ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИИ
Предмет, цели и задачи дисциплины, её межпредметные связи.
Товарная информация: понятие и функции.
Виды и формы товарной информации.
Правовая база информационного обеспечения в сфере коммерческой деятельности.
Права потребителей на информацию о товарах, их изготовителях и продавцах, декларируемые законами РФ.
Требования, предъявляемые к товарной информации, признаки недостоверной информации.
Средства товарной информации: классификация и назначение.
Нормативная база информационного обеспечения коммерческой деятельности. Характеристика нормативных документов.
Понятие информационных ресурсов, их назначение и краткая характеристика.
Товарно-сопроводительные документы (ТСД): понятие, классификация и назначение. Ответственность за отсутствие обязательных ТСД.
Эксплуатационные документы: понятие, назначение, разновидности. Требования к информации в эксплуатационных документах.
Маркировка товаров: понятие и основные функции. Виды маркировки. Структура маркировки.
Производственная маркировка: понятие и назначение. Носители производственной маркировки; требования, предъявляемые к ним. Способы нанесения информации и её содержание.
Торговая марка: понятие, основные носители, структура. Требования, предъявляемые к содержанию торговой марки.
Информационные знаки: понятие, назначение, классификация на группы и подгруппы.
Товарные знаки: понятие, назначение, классификация. Знаки обслуживания. Знаки наименования места происхождения товара.
Правовая база использования товарных знаков. Закон РФ "О товарных знаках…"
Знаки соответствия и знаки качества: понятие и классификации в зависимости от сферы применения. Особенности маркировки сертифицированных товаров и их упаковки.
Компонентные знаки: понятие и виды. Системы кодификации пищевых добавок.
Эксплуатационные и манипуляционные знаки: понятие, назначение, виды и разновидности.
Предупредительная маркировка и знаки: понятие, назначение и виды. Международные требования по классификации и маркировке опасных веществ и материалов.
Экологические знаки: понятие, классификация и назначение. Наиболее распространенные экологические знаки.
Штриховое кодирование: понятие и назначение. Классификация штриховых кодов и их структура. Требования стандартов к штрих-кодам.
Технология нанесения и считывания штрих-кодов: основные критерии. Оценка качества штрих-кода при помощи верификатора.
Технология товародвижения с использованием штрих-кодов. Внутримагазинное штриховое кодирование: назначение, структура кода.
Маркировка продовольственных товаров: стандарты, устанавливающие требования к информации; общие и специфические требования к товарам разнородных и однородных групп.
Особенности маркировки консервов. Расшифровка условных обозначений.
Ветеринарная и товароведная маркировка мясных туш: назначение, нормативные документы, штампы и клейма для различных видов и категорий мяса.
Особенности маркировки алкогольных и безалкогольных напитков: носители и их назначение, требования к информации. Акцизная марка и идентификационные номера. Защитные знаки: назначение, виды.
Особенности маркировки зерномучных, плодоовощных, кондитерских, вкусовых, молочно-жировых, мясных и рыбных товаров.
Особенности маркировки табачных изделий: требования к информации, предупредительные надписи, акцизные марки, идентификационные номера.
Маркировка непродовольственных товаров: стандарты, устанавливающие требования к информации; общие и специфичные требования для товаров однородных и разнородных групп.
Особенности маркировки кожевенно-обувных, текстильных и швейно-трикотажных товаров. Требования к информации.
Маркировка парфюмерно-косметических и галантерейных товаров: носители, их назначение, требования к информации.
Маркировка изделий из пластических масс и товаров бытовой химии. Требования к информации. Предупредительные надписи.
Особенности маркировки ювелирных изделий.
Особенности маркировки электробытовых товаров. Эксплуатационные документы и предупредительные надписи.
Требования, предъявляемые к маркировке мебельных товаров. Содержание маркировки.
Международные документы, устанавливающие требования к маркировке потребительских товаров. Правила этикетирования пищевых продуктов по Директивам Совета ЕЭС.
Особенности маркировки импортных товаров отдельных групп. Идентификация товарных партий.
7 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Не предусмотрено.
8 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Николаев М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Экономика, 2000.
Постановление «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке» (от 15.08.1997 г. № 1037).
Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (от 19.01.1998 г. №55 с последующими изменениями и дополнениями).
Правила торговли / Сборник нормативных документов. М.: 2003.
Ярочкин В.И. Информационная безопасность: Учебник. – 3-е изд. – М.: Академический проект. 2005. -544с.
Дополнительная литература
ГОСТ Р 51074–2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. – М., ИПК Издательство стандартов 2004.
ГОСТ Р 51087–2003 Табачные изделия. Информация для потребителя. Общие требования. – М., ИПК Издательство стандартов 2004
ГОСТ Р 51121–2003 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования. – М., ИПК Издательство стандартов 2004.
ГОСТ Р 51201-98 Автоматическая идентификация штрихового кодирования. Требования к символике. EAN/UPC. ГОСТы по документационному обеспечению (в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании»). – М.: Книга сервис, 2006. – 192с.
ГОСТ Р 51391–2003 Парфюмерно-косметические товары. Информация для потребителя. Общие требования. – М., ИПК Издательство стандартов 2004
ГОСТы и ОСТы в общественном питании (в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании»). – М.: Книга сервис, 2006. – 128с
Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Справочник руководителя торгового предприятия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 2003. – 868 с.
Журналы «Тара и упаковка», «Стандарты и качество», «Торговая газета».
Срок годности пищевых продуктов. Расчет и испытание (текст)/пер. с англ. В.Д.Широковой под ред. Р. Стеле. – СПб.: Профессия,2008. – 480с.
Федеральный закон «О защите прав потребителей» (от 19.01.96 №2-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями)
Федеральный закон «О рекламе» (от 18.07.95 № 108 AP)
Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» (от 23.09.92 №3520-1)
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (от 25.01.1995г.)
|