Челюстно-лицевая хирургия – Модуль «Детская челюстно-лицевая хирургия»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
| УТВЕРЖДАЮ
____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
"____" ________ 20.. г.
|
Вводится в действие с"____" ________ 20… г.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ХИРУРГИЯ
| МОДУЛЬ «ДЕТСКАЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ХИРУРГИЯ»
|
|
| Для студентов обучающихся по:
|
| специальности
| «Стоматология»
|
|
|
|
| Форма обучения
| очная
|
|
|
| Москва 2011
| III - ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕТСКАЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ХИРУРГИЯ»
Цель - овладение студентом теорией и практикой применения методов диагностики, лечения и профилактики основных хирургических стоматологических заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей.
Задачи:
- обучение студентов методам диагностики хирургических заболеваний и травм челюстно-лицевой области у детей;
- обучение дифференцированной диагностике хирургических заболеваний и травм челюстно-лицевой области у детей;
- приобретение студентом практических умений по выбору методов лечения и профилактики хирургических заболеваний и травм челюстно-лицевой области у детей в различных возрастных периодах;
- формирование врачебного мышления, поведения и навыков общения с пациентами разного возраста и разной психологии, обеспечивающее решение профессиональных задач;
- усвоение основных принципов этики и деонтологии взаимодействия с родителями и детьми разного возраста.
В результате освоения модуля «Детская челюстно-лицевая хирургия» студент должен:
Знать:
- этиологию и патогенез, современную классификацию, особенности клинического проявления основных хирургических стоматологических заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей и подростков;
- существующие методы диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей, методы их профилактики и пути реабилитации ребенка в разных возрастных периодах;
- принципы диспансеризации детей с заболеваниями и повреждениями челюстно-лицевой области в условиях детской стоматологической поликлиники.
Уметь:
- устанавливать психоэмоциональный контакт с ребенком и его родителями;
- правильно строить свои взаимоотношения с родителями в процессе деятельности врача (врач - ребенок - родители);
- оформлять медицинскую карту первичного хирургического больного;
- оценить нервно-психическое развитие ребенка, физическое и интеллектуальное развитие, его общее состояние;
- оценить состояние ребенка на основании данных осмотра и результатов дополнительных методов исследования с учетом поставленного диагноза;
- выбрать метод обезболивания в зависимости от вида и объема хирургического вмешательства;
- оказать неотложную помощь в экстремальных ситуациях;
- расшифровать внутриротовые (прицельные) рентгенограммы и рентгенограммы костей лицевого скелета (в прямой и боковых проекциях, панорамные, ортопантомограммы);
- провести операцию удаления временного и постоянного зуба у детей по различным показаниям;
- провести дифференциальную диагностику различных воспалительных заболеваний между собой и с другими заболеваниями;
- определить место лечения ребенка (поликлиника, стационар) и объем хирургической помощи;
- провести дифференциальную диагностику воспалительных заболеваний слюнных желез между собой и со сходными по клиническому течению заболеваниями ЧЛО;
- составить схему обследования, лечения и диспансеризации детей с хроническим неспецифическим паренхиматозным паротитов и слюннокаменной болезнью;
- провести обследование больных с патологией височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) по определенному алгоритму;
- выбрать наиболее информативные методы дополнительного обследования детей с первично-костными и функциональными заболеваниями ВНЧС;
- поставить предварительный диагноз и составить план обследования и лечения детей с первично-костными и функциональными заболеваниями ВНЧС;
- оценить состояние ребенка на основании данных осмотра и результатов дополнительных методов исследования с учетом поставленного диагноза;
- оказать неотложную догоспитальную помощь при различных видах травмы ЧЛО, определить сочетанную травму, показания к госпитализации;
- накладывать швы на коже и слизистой оболочке полости рта при ПХО (первичная хирургическая обработка);
- изготавливать шины-каппы из быстротвердеющей пластмассы и проволочно-композитную шину;
- провести дифференциальную диагностику различных опухолей и опухолеподобных образований мягких тканей и костей ЧЛО детей;
- выбрать наиболее информативный для различных нозологических форм метод дополнительного исследования;
- поставить предварительный клинический диагноз и направить ребенка в специализированное медицинское учреждение;
- определить показания к операциям цистотомия и цистэктомия при одонтогенных воспалительных кистах верхней и нижней челюсти, определить место лечения ребенка (поликлиника, стационар);
- поставить предварительный диагноз после клинического обследования детей с врожденной патологией ЧЛО;
- составить схему лечения и диспансеризации конкретного больного с врожденной патологией с указанием специалистов, участвующих в медико-социальной реабилитации таких больных;
- определить показания к проведению амбулаторных операций при врожденной патологии слизистой оболочки рта (логопедические, ортодонтические) в зависимости от возраста ребенка.
Демонстрировать способность и готовность (владеть):
- грамотного и свободного использования полученных знаний и представлений о современном уровне специальности «стоматология» для обеспечения своей успешной профессиональной деятельности
- решения вопросов о госпитализации ребенка и оформление направления в специализированное учреждение.
Объем модуля «ДЕТСКАЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ХИРУРГИЯ» и виды учебной работы
Виды занятий и формы контроля
| Объем по семестрам
| VII
| VIII
| IX
| X
| Аудиторные занятия (всего) 108
| 48
| 24
| 18
| 18
| В том числе:
|
|
|
|
| Лекции
| 2
| 2
| 2
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 46
| 22
| 16
| 18
| Самостоятельная работа (всего) 54
| 23
| 11
| 9
| 9
| В том числе:
|
|
|
|
| История болезни
| -
| -
| -
| 8
| Реферат
| 10
| 4
| 3
|
| Работа с компьютерными презентациями
| 9
| 4
| 4
|
| Вид промежуточного контроля (тестирование)
| 4
| 3
| 2
| 1
| Подготовка и сдача экзамена
|
|
|
| 18
| Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов
|
III - 5.1. Содержание разделов модуля «ДЕТСКАЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ХИРУРГИЯ»
№ п/п
| Название раздела модуля
| Содержание раздела
| 1
| Анатомо-физиологические особенности детского организма
| Особенности строения некоторых органов и систем растущего организма: нервная система, сердечно-сосудистая, система дыхания, пищеварительная, мочевыводящая. Особенности терморегуляции. Строение временных и постоянных зубов, челюстных костей в возрастном аспекте. Особенности лимфатической системы челюстно-лицевой области у детей.
| 2
| Обезболивание и реанимация в детской хирургической стоматологии.
| Показания и противопоказания к общему и местному обезболиванию при проведении хирургических вмешательств в условиях детской стоматологической хирургической поликлиники. Значение премедикации. Виды местного обезболивания, особенности его проведения у детей. Неотложные состояния в условиях стоматологической поликлиники.
| 3
| Удаление зубов у детей.
| Операция удаления зуба. Показания в детском возрасте к удалению временных и постоянных зубов. Особенности проведения операции удаления временного зуба. Осложнения во время и после операции, их предупреждение и лечение. Сверхкомплектные и ретенированные зубы. Затруднённое прорезывание зубов 18, 28, 38,48.
| 4
| Клиника и лечение воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей.
| Особенности динамики развития одонтогенных воспалительных процессов в детском возрасте. Воспалительные процессы мягких тканей лица у детей. Лимфаденит. Абсцесс, флегмона.
Периостит челюстных костей. Клиника острого и хронического периостита челюстных костей у детей различного возраста.
Острый одонтогенный остеомиелит челюстных костей у детей. Гематогенный остеомиелит новорожденных и детей раннего возраста. Хронический остеомиелит челюстных костей у детей. Клинико-рентгенологические формы заболевания. Реабилитация детей, перенесших хронический остеомиелит челюстных и лицевых костей.
Одонтогенные воспалительные кисты у детей. Возможные осложнения.
| 5
| Заболевания слюнных желез у детей воспалительного генеза
| Классификация заболеваний слюнных желез у детей. Острый паротит новорожденного, острый эпидемический паротит, хронический паренхиматозный паротит у детей, слюннокаменная болезнь. Этиология, патогенез заболеваний. Клиника, диагностика, лечение, исходы.
| 6
| Заболевания височно-нижнечелюстного сустава у детей
| Первично-костные повреждения и заболевания височно-нижнечелюстного сустава. Остеоартрит, остеоартроз, костный анкилоз. Этиология, патогенез этих заболеваний. Вторичный деформирующий остеоартроз. Причины развития. Клиника, диагностика. Комплексное лечение. Современные методы хирургического лечения, возрастные показания. Цели и задачи ортодонтического лечения, профилактика остеоартроза и анкилоза.
Функциональные заболевания височно-нижнечелюстного сустава в детском и юношеском возрасте. Этиология, патогенез, клинические проявления. Специальные дополнительные методы обследования (электромиография, аксиография, томография ВНЧС). Диагностика, лечение, профилактика.
| 7
| Травма мягких тканей лица, органов, слизистой оболочки рта, зубов, челюстей
| Родовая травма и её последствия. Лечение вывихов и переломов зубов у детей. Методы иммобилизации. Травма костей лица у детей. Ушибы и переломы костей лица у детей. Переломы по типу “зеленой ветки”, поднадкостничные переломы. Методы фиксации костных отломков в детском возрасте. Сроки заживления переломов. Осложнения, развивающиеся у детей после различного вида травм челюстных и лицевых костей. Их предупреждение.
Этиология повреждений мягких тканей рта и лица у детей. Ожоги и отморожения. Клиника, лечение, исходы. Общие показания к пластическим операциям в детском возрасте. Диспансерное наблюдение и реабилитация детей, перенесших травму челюстно-лицевой области.
| 8
| Опухоли и опухолеподобные процессы мягких тканей лица, органов и слизистой оболочки рта
| Доброкачественные и злокачественные опухоли мягких тканей и органов полости рта и лица (гемангиомы, лимфангиомы, фибромы, папилломы. нейрофиброматоз и др.). Классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение. Особенности клинического течения опухолей и опухолеподобных образований у детей. Тактика хирургического лечения новообразований у детей. Консервативные методы лечения.
Опухоли и опухолеподобные процессы слюнных желез у детей.
| 9
| Опухоли и опухолеподобные процессы костей лица у детей.
| Опухоли костей лица – доброкачественные и злокачественные.
Одонтогенные образования – кисты, одонтогенные опухоли челюстей. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Особенности лечения.
Особенности распознавания и тактика хирургического лечения новообразований у детей. Показания и противопоказания к применению лучевой терапии в зависимости от возраста ребенка и вида опухоли.
Принципы онкологической настороженности. Комплексная реабилитация детей с костными новообразованиями.
| 10
| Врожденные и наследственные заболевания лица и шеи, челюстных и лицевых костей, слизистой оболочки рта
| Эмбриональное развитие лица и челюстей. Возможные причины нарушения эмбрионального развития лица и челюстей. Врожденные пороки развития, их виды.
Врожденные расщелины лица; понятие о причинах и механизме их образования. Медико-генетическое консультирование больных и их родственников как метод профилактики врожденных пороков развития. Частота и виды врожденных расщелин. Поперечная расщелина лица, косая расщелина. Врожденные синдромы с вовлечением челюстно-лицевой области.
Врожденные кисты и свищи челюстно-лицевой области и шеи. Дермоидные и эпидермоидные кисты.
Врожденные расщелины верхней губы и неба.
Статистика, классификация. Анатомические и функциональные нарушения. Влияние врожденных расщелин губы и неба на общее развитие организма ребенка. Вторичные деформации челюстей при расщелинах неба. Сроки и задачи операций при врожденных расщелинах верхней губы и неба. Возрастные показания к хирургическому лечению.
Диспансеризация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Организация. Учреждения, выполняющие роль лечебно-профилактических центров. Специалисты, осуществляющие диспансерное наблюдение, лечение, реабилитацию больных (детские стоматологи – ортодонт, хирург, терапевт, логопед, педиатр, отоларинголог, психоневролог, психотерапевта, методист по лечебной физкультуре, медицинский генетик).
Врожденная патология слизистой оболочки рта: низкое прикрепление уздечки верхней губы, высокое прикрепление уздечки нижней губы, короткая уздечка языка, дополнительные тяжи слизистой рта, мелкий нижний свод преддверия рта. Клиника. Показания к хирургическому лечению. Методики операций. Особенности послеоперационного периода.
|
III - 5.2. Разделы модуля и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Название
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
| № № разделов данного модуля, необходимых для изучения последующих дисциплин, послевузовского образования
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1.
| Стоматология клиническая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Ординатура по специальности «Стоматология детского возраста»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Ординатура по специальности «Стоматология хирургическая»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ординатура по специальности «Челюстно-лицевая хирургия»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ординатура по специальности «Ортодонтия и детское протезирование»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II - 5.3. Разделы модуля «ДЕТСКАЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ХИРУРГИЯ» и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела модуля
| Л
| ПЗ
| СРС
| Всего часов
| 1
| Анатомо-физиологические особенности детского организма
| 2
|
|
| 2
| 2
| Обезболивание и реанимация в детской стоматологической практике
|
| 3
| 1,5
| 4,5
| 3
| Удаление зубов у детей
|
| 3
| 1,5
| 4,5
| 4
| Клиника и лечение воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей
|
| 22
| 12
| 34
| 5
| Заболевания слюнных желез у детей воспалительного генеза
|
| 6
| 3
| 9
| 6
| Травма мягких тканей лица, органов, слизистой оболочки рта, зубов, челюстей
| 2
| 10
| 6
| 18
| 7
| Заболевания височно-нижнечелюстного сустава у детей
|
| 12
| 6
| 18
| 8
| Опухоли и опухолеподобные процессы мягких тканей лица, органов и слизистой оболочки рта
|
| 12
| 6
| 18
| 9
| Опухоли и опухолеподобные процессы костей лица у детей.
|
| 12
| 6
| 18
| 10
| Врожденные и наследственные заболевания лица и шеи, челюстных и лицевых костей, слизистой оболочки рта
| 2
| 22
| 12
| 36
| III - 5.4. Лекции
Название тем лекций
| Объем по семестрам
| VII
| VIII
| IX
| 1
| Анатомо-физиологические особенности детского организма и их роль в клиническом течении основных стоматологических заболеваний и травм челюстно-лицевой области у детей.
| 2
|
|
| 2
| Детский травматизм и алгоритм неотложной хирургической помощи при острых травмах челюстно-лицевой области у детей.
Комплексная реабилитация детей при травмах челюстно-лицевой области.
|
| 2
|
| 3
| Врожденные расщелины лица; понятие о причинах и механизме их образования. Медико-генетическое консультирование больных и их родственников как метод профилактики врожденных пороков развития. Частота и виды врожденных расщелин. Поперечная расщелина лица, косая расщелина. Врожденные синдромы с вовлечением челюстно-лицевой области.
Комплексная реабилитация детей с врожденными заболеваниями челюстно-лицевой области.
|
|
| 2
| *Из часов практических занятий
III - 5.5. Практические занятия
Название тем практических занятий и формы контроля
| Объем по семестрам
| VII
| VIII
| IX
| X
| 1
| Показания и противопоказания к выбору методов общего и местного обезболивания в условиях поликлиники. Значение премедикации. Виды местного обезболивания, особенности его проведения у детей. Неотложные состояния в условиях стоматологической поликлиники.
Операция удаления зуба. Показания в детском возрасте к удалению временных и постоянных зубов. Особенности проведения операции удаления временного зуба. Осложнения во время и после операции, их предупреждение и лечение. Сверхкомплектные и ретенированные зубы. Затруднённое прорезывание зубов 18, 28, 38,48.
| 6
|
|
|
| 2
| Особенности динамики развития одонтогенных воспалительных процессов в детском возрасте. Воспалительные процессы мягких тканей лица у детей. Лимфаденит. Абсцесс, флегмона.
| 6
|
|
|
| 3
| Периостит челюстных костей. Этиология, патогенез. Клиника острого и хронического периостита челюстных костей у детей различного возраста. Лечение, показания к госпитализации.
| 6
|
|
|
| 4
| Острый одонтогенный остеомиелит челюстных костей у детей. Гематогенный остеомиелит новорожденных и детей раннего возраста. Хронический остеомиелит челюстных костей у детей. Клинико-рентгенологические формы заболевания. Реабилитация детей, перенесших хронический остеомиелит челюстных и лицевых костей.
| 6
|
|
|
| 5
| Одонтогенные воспалительные кисты у детей. Возможные осложнения
| 6
|
|
|
| 6
| Воспалительные заболевания слюнных желез. Острый паротит новорожденного. Острый эпидемический паротит. Хронический паренхиматозный паротит. Слюннокаменная болезнь у детей.
| 6
|
|
|
| 7
| Детский травматизм. Травма мягких тканей лица и органов рта у детей. Особенности первичной хирургической обработки ран лица. Показания к госпитализации ребенка.
| 6
|
|
|
| 8
| Острая травма зуба. Особенности врачебной тактики при лечении детей с острой травмой зуба. Травма челюстных костей у детей. Особенности реабилитации детей, перенесших травму ЧЛО.
| 6
|
|
|
| 9
| Заболевания височно-нижнечелюстного сустава у детей. Их классификация. Первично-костные повреждения и заболевания височно-нижнечелюстного сустава. Остеоартрит, остеоартроз, костный анкилоз, неоартроз.
|
| 6
|
|
| 10
| Функционально-дистензионные заболевания височно-нижнечелюстного сустава у детей и подростков.
|
| 6
|
|
| 11
| Врождённые пороки развития лица. Врождённые расщелины верхней губы и нёба. Анатомические и функциональные нарушения. Классификация. Принципы и сроки хирургического лечения в зависимости от вида расщелин.
|
| 6
|
|
| 12
| Врождённые синдромы с вовлечением челюстно-лицевой области. Врождённые кисты и свищи лица и шеи. Дермоидные и эпидермоидные кисты.
|
| 6
|
|
| 13
| Принципы диспансеризации и реабилитации детей с врождённой и наследственной патологией челюстно-лицевой области. Участие различных специалистов в лечении и реабилитации детей.
|
|
| 6
|
| 14
| Опухоли и опухолеподобные процессы мягких тканей лица, органов и слизистой оболочки полости рта (гемангиомы, лимфангиомы, сосудистые дисплазии, нейрофиброматоз, фибромы, папилломы, опухоли слюнных желез, ретенционные кисты малых и больших слюнных желез и др.).
|
|
| 12
|
| 15
| Опухоли и опухолеподобные процессы костей лица у детей. Костные кисты. Клиника отдельных нозологических форм доброкачественных и злокачественных новообразований и опухолеподобных процессов. Онкологическая настороженность детского стоматолога. Комплексная реабилитация детей с новообразованиями челюстно-лицевой области.
|
|
|
| 12
| 16
| Врождённая патология слизистой оболочки рта: низкое прикрепление уздечки верхней губы, высокое прикрепление уздечки нижней губы, короткая уздечка языка, дополнительные тяжи слизистой рта, мелкий нижний свод преддверия рта. Операции, проводимые в ЧЛО у детей в условиях поликлиники.
|
|
|
| 6
| III - 5.6.Лабораторные работы – не предусмотрены
III - 5.7.Семинары – не предусмотрены
III - 5.8. Самостоятельная работа Семестры
Самостоятельная работа (всего)
| Объем по семестрам
| VII
| VIII
| IX
| X
|
| 23
| 11
| 9
| 9
| В том числе:
|
|
|
|
| Оформление историй болезни
| -
| -
| -
| 8
| Реферат
| 10
| 4
| 3
| -
| Работа в компьютерном классе по обучающим программам
| 9
| 4
| 4
| -
| Вид промежуточного контроля (тестирование)
| 4
| 3
| 2
| 1
| III - 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «СТОМАТОЛОГИЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ У ДЕТЕЙ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
|