Скачать 97.78 Kb.
|
§ 1. Информатика как наука и как вид практической деятельности
Практические занятия по этой теме проводятся на семинарах. Важную роль играет написание и защита рефератов.
Информатика — это наука и сфера практической деятельности, связанная с различными аспектами получения, хранения, обработки, передачи и использования информации. «Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия» — так было сформулировано в 1978 г. Международным конгрессом по информатике. С современной точки зрения понятие «информатика» шире чем используемое в англоязычных странах Computer Science поскольку включает как прикладную часть («компьютерные науки»), так и теоретическую, связанную с отмеченными выше аспектами действий с информацией. Информатика включает в себя следующие основные разделы: теоретическая информатика, вычислительная техника, программирование, информационные системы, искусственный интеллект. Она является конгломератом наук, объединенных общим объектом исследования. Научное ядро информатики относят к фундаментальным наукам, поскольку ее основные понятия носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности. Информатика имеет существенные социальные аспекты. Как говорилось выше «информатика включает ... комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия». Информатизация, т.е. процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества, сильно влияет на социальную сферу. В настоящее время в общественном устройстве развитых стран появились черты информационного общества, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, переработки любой информации, моделирования реальных и прогнозируемых событий, управления производством, обучения и т.д.. Под влиянием информатизации радикально меняется структура труда, совершается переток людей из сферы прямого материального производства в, так называемую, информационную сферу. Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. К середине 90-х годов численность «информационных работников» (к которым причисляют всех, в чьей профессиональной деятельности доминирует умственный труд), достигла в США 60%. Добавим, что за те же годы производительность труда в США за счет научно-технического прогресса (ведь информатизация — его главная движущая сила) в целом выросла на 37%. Информатизация сильнейшим образом влияет на структуру экономики ведущих в экономическом отношении стран. В числе их лидирующих отраслей промышленности традиционные добывающие и обрабатывающие отрасли оттеснены максимально наукоемкими производствами электроники, средств связи и вычислительной техники — так называемой сферой высоких технологий. Темпы развития сферы высоких технологий и уровень прибылей в ней превышают в 5-10 раз темпы развития традиционных отраслей производства. Существуют и отрицательные социальные последствия информатизации общества (по крайней мере, при оценке с традиционных позиций): более быстрое высвобождение рабочей силы чем это может освоить общество, повышенная социальная напряженность из-за роста интеллектуальной конкуренции, усиление контроля со стороны государства за каждым членом общества в демократических странах и т.д. Правовые аспекты информатики связаны с тем, что деятельность программистов и других специалистов, работающих в сфере информатики, все чаще выступает в качестве объекта правового регулирования. Некоторые действия при этом могут быть квалифицированы как правонарушения (преступления). Регулированию подлежат вопросы собственности на информацию, охрана авторских прав на компьютерные программы и базы данных, гарантии сохранения конфиденциальности и секретности определенных видов информации и многое другое. Информатизация социальной сферы, распространение информационных сетей породили как новые виды преступности, так и многочисленные правовые проблемы, правовое регулирование многих из которых далеко от завершения. В Российской Федерации (как и в других странах) действуют специальные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере информации. К ним, в частности, относятся:
и другие. Этические аспекты информатики чрезвычайно важны. Далеко не все правила, регламентирующие деятельность в сфере информатики, можно свести в правовым нормам. Очень многое определяется соблюдением неписаных правил поведения для тех, кто причастен к миру компьютеров. Как и в любой другой большой и разветвленной сфере человеческой деятельности, в информатике к настоящему времени сложились определенные морально-этические нормы поведения и деятельности. Этика — система норм нравственного поведения человека. Всякий раз, собираясь совершить сомнительный поступок в сфере профессиональной деятельности, человек должен задуматься, соответствует ли он этическим нормам, сложившимся в профессиональном сообществе.
Проблемные вопросы.
|
1. Информатика как наука и как вид практической деятельности | Вопросы для государственного экзамена по информатике и Тимои на 2009... «Информатика как наука, как вид практической деятельности, и ее роль в развитии общества». Разработать фрагмент урока обобщения и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Информатика как наука, как вид практической деятельности, и ее роль в развитии общества». Разработать фрагмент урока обобщения и... | Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики Информатика как наука и вид практической деятельности. Структура современной информатики. Место информатики в системе наук. Сущность... | ||
5. Наука как вид познавательной деятельности. Основные характеристики научного знания наука Концепции современного естествознания являются основополагающей естественно-научной дисциплиной при подготовке экономистов, юристов,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Информатика» «Информатика» как учебная дисциплина дает комплекс знаний, умений и навыков в области информатики. Учебная дисциплина «Информатика»... | ||
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских)... Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине | Рекомендации по проведению занятий При изучении данной темы полезны как семинарские занятия, подготовка рефератов, так и лабораторные работы с абстрактными машинами... | ||
Билет №1 Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками.... Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература как вид искусства. Литературоведение как наука. Закономерности литературного процесса. Литературные роды, виды и жанры.... | ||
Пояснительная записка Информатика как динамично развивающаяся наука... Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе... | Как написать реферат? Написание реферата, как учебный вид деятельности, предполагает внеаудиторную, самостоятельную учебную работу студента по рекомендуемой... | ||
Руководство конференцией Общее руководство по подготовке и проведению... Настоящее положение определяет цели и задачи муниципальной научно-практической конференции обучающихся 6-11 классов «Культура. Интеллект.... | Бизнес информатика как инструмент конкурентной разведки Бизнес-информатика — это наука о проектировании, разработке и применении информационных и коммуникационных систем в бизнесе | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы» ««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... За рубежом же психотерапия обозначает лишь вид практической деятельности, как, например, преподавательская деятельность. Поэтому... |