Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности





Скачать 97.78 Kb.
НазваниеРекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности
Дата публикации03.04.2015
Размер97.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
§ 1. Информатика как наука и как вид практической деятельности



Рекомендации по проведению занятий


(информатика как наука и как вид практической деятельности)


Практические занятия по этой теме проводятся на семинарах. Важную роль играет написание и защита рефератов.



Краткие сведения


(информатика как наука и как вид практической деятельности)


Информатика — это наука и сфера практической деятельности, связанная с различными аспектами получения, хранения, обработки, передачи и использования информации.

«Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия» — так было сформулировано в 1978 г. Международным конгрессом по информатике.

С современной точки зрения понятие «информатика» шире чем используемое в англоязычных странах Computer Science поскольку включает как прикладную часть («компьютерные науки»), так и теоретическую, связанную с отмеченными выше аспектами действий с информацией.

Информатика включает в себя следующие основные разделы: теоретическая информатика, вычислительная техника, программирование, информационные системы, искусственный интеллект. Она является конгломератом наук, объединенных общим объектом исследования.

Научное ядро информатики относят к фундаментальным наукам, поскольку ее основные понятия носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности.

Информатика имеет существенные социальные аспекты. Как говорилось выше «информатика включает ... комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия». Информатизация, т.е. процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества, сильно влияет на социальную сферу. В настоящее время в общественном устройстве развитых стран появились черты информационного общества, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, переработки любой информации, моделирования реальных и прогнозируемых событий, управления производством, обучения и т.д..

Под влиянием информатизации радикально меняется структура труда, совершается переток людей из сферы прямого материального производства в, так называемую, информационную сферу. Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. К середине 90-х годов численность «информационных работников» (к которым причисляют всех, в чьей профессиональной деятельности доминирует умственный труд), достигла в США 60%. Добавим, что за те же годы производительность труда в США за счет научно-технического прогресса (ведь информатизация — его главная движущая сила) в целом выросла на 37%.

Информатизация сильнейшим образом влияет на структуру экономики ведущих в экономическом отношении стран. В числе их лидирующих отраслей промышленности традиционные добывающие и обрабатывающие отрасли оттеснены максимально наукоемкими производствами электроники, средств связи и вычислительной техники — так называемой сферой высоких технологий. Темпы развития сферы высоких технологий и уровень прибылей в ней превышают в 5-10 раз темпы развития традиционных отраслей производства.

Существуют и отрицательные социальные последствия информатизации общества (по крайней мере, при оценке с традиционных позиций): более быстрое высвобождение рабочей силы чем это может освоить общество, повышенная социальная напряженность из-за роста интеллектуальной конкуренции, усиление контроля со стороны государства за каждым членом общества в демократических странах и т.д.

Правовые аспекты информатики связаны с тем, что деятельность программистов и других специалистов, работающих в сфере информатики, все чаще выступает в качестве объекта правового регулирования. Некоторые действия при этом могут быть квалифицированы как правонарушения (преступления). Регулированию подлежат вопросы собственности на информацию, охрана авторских прав на компьютерные программы и базы данных, гарантии сохранения конфиденциальности и секретности определенных видов информации и многое другое. Информатизация социальной сферы, распространение информационных сетей породили как новые виды преступности, так и многочисленные правовые проблемы, правовое регулирование многих из которых далеко от завершения.

В Российской Федерации (как и в других странах) действуют специальные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере информации. К ним, в частности, относятся:

  • Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» (1992 г.),

  • Указ Президента Российской Федерации «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (1994 г., изменения и дополнения — 1995 г.),

  • Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.),

  • Закон Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене» (1996 г.),

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О сертификации средств защиты информации» (1995 г.),

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» (1996 г.),

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» «Об утверждении положения о государственной системе научно-технической информации (1997 г.)


и другие.

Этические аспекты информатики чрезвычайно важны. Далеко не все правила, регламентирующие деятельность в сфере информатики, можно свести в правовым нормам. Очень многое определяется соблюдением неписаных правил поведения для тех, кто причастен к миру компьютеров. Как и в любой другой большой и разветвленной сфере человеческой деятельности, в информатике к настоящему времени сложились определенные морально-этические нормы поведения и деятельности.

Этика — система норм нравственного поведения человека. Всякий раз, собираясь совершить сомнительный поступок в сфере профессиональной деятельности, человек должен задуматься, соответствует ли он этическим нормам, сложившимся в профессиональном сообществе.




Контрольные вопросы


(информатика как наука и как вид практической деятельности)



  1. Какие определения информатики Вы знаете?

  2. Как появился термин «информатика»?

  3. Каков объект и предмет исследования информатики?

  4. Расскажите о целях и задачах информатики.

  5. Что общего и в чем различие информатики и кибернетики?

  6. Какое место занимает информатика в системе наук?

  7. Какова структура современной информатики? Из каких частей и разделов она состоит?

  8. Какие существуют наиболее известные информационные технологии?

  9. Дайте определение фундаментальной естественной науки, приведите примеры.

  10. Каково различие между естественными и техническими науками? К каким наукам следует отнести информатику?

  11. Что такое информационная революция?

  12. Назовите процессы, приводящие к созданию информационного общества.

  13. Что принято понимать под «информационным обществом»?

  14. Каковы основные социальные последствия информатизации общества?

  15. Какими нормативными актами регулируются отношения в сфере информатики?

  16. В чем состоит авторское право на программные средства и базы данных?

  17. В чем состоит имущественное право на программные средства и базы данных?

  18. Как осуществляется защита авторских и имущественных прав?

  19. Охарактеризуйте виды компьютерных преступлений.

  20. Расскажите об этике программистов и этических аспектах Internet.


Проблемные вопросы.

  1. Как и для чего появилась информатика?

  2. Расскажите об информатике как об отрасли, как о науке, как о прикладной дисциплине.

  3. Почему компьютеризация, хотя и является важным шагом к информационному обществу, но еще не делает его таковым?

  4. Какие этические проблемы существуют, по Вашему мнению, в современной информатике?

  5. В чем заключается правовое регулирование на информационном рынке?

  6. В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?

  7. Чем определяется информационный потенциал общества?




Темы для рефератов


(информатика как наука и как вид практической деятельности)




  1. История развития информатики.

  2. Кибернетика — наука об управлении.

  3. Информатика и управление социальными процессами.

  4. Информационные системы.

  5. Автоматизированные системы управления.

  6. Автоматизированные системы научных исследований.

  7. Составные части современной информатики.

  8. Построение интеллектуальных систем.

  9. Информатика и положения технических наук и математики.

  10. Информатика и законы естественных наук.

  11. Компьютер как историогенный фактор.

  12. Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.

  13. Путь к компьютерному обществу.

  14. Информатика в деятельности юриста.

  15. Общие приемы правового регулирования информационных отношений.

  16. Правонарушения в сфере информационных технологий.

  17. Правила этикета при работе с компьютерной сетью.

  18. Защита информации в Internet.

  19. Информационная основа управления экономикой.

  20. Информационный бизнес.





Темы семинарских занятий


(информатика как наука и как вид практической деятельности)




  1. История развития информатики.

  2. Информатика как единство науки и технологии.

  3. Структура современной информатики.

  4. Место информатики в системе наук.

  5. Социальные аспекты информатики.

  6. Правовые аспекты информатики.

  7. Этические аспекты информатики.





Дополнительная литература


(информатика как наука и как вид практической деятельности)





  1. Аветисян Р.Д., Аветисян Д.В. Теоретические основы информатики. — М.: РГГУ, 1997.

  2. Азимов Ч.Н. Научно-техническая информация и право. — Харьков: Вища школа, 1987.

  3. Андрундас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. — М.: Изд-во МГУ, 1991

  4. Батурин Ю.М, Жодзинский А.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. — М.: Юридическая литература, 1991.

  5. Введение в информационный бизнес: Учебное пособие./ Под ред. Тихомирова В.П., Хорошилова А.В. — М.: Финансы и статистика, 1996.

  6. Воробьев Г.Т. Твоя информационная культура. — М.: Молодая гвардия, 1988.

  7. Воронов Ю.П. Компьютеризация: шаг в будущее. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.

  8. Гаврилов О.А. Основы правовой информатики. — М.: Ин-т государства и права РАН, 1998.

  9. Гейтс Б. Дорога в будущее. — М.: Русская редакция, 1996

  10. Гольгамер Г.И. Научно-информационная деятельность: практика и проблемы. — М.: Радио и связь, 1987.

  11. Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Социальная роль информатики. — М.: Знание, 1987.

  12. Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». — М., 1992.

  13. Информатика в рабочих профессиях. — М.: Наука, 1990.

  14. Информатика и культура. Сб. науч. трудов. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1990.

  15. Информатика в понятиях и терминах. — М.: Просвещение, 1991.

  16. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.

  17. Информатика./ Под ред. Н.В.Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 1997.

  18. Информационные технологии в научных исследованиях и испытаниях. Сб. науч. трудов. — Киев: ИК, 1991.

  19. Коновец А.Ф. НТП и информация. — М.: Знание, 1990.

  20. Крол Э. Все об Internet. — СПб.: АО Балтэк; — Киев: Торг.-изд. бюро BHV, 1995.

  21. Коханов В.В. Информационные процессы в природе, обществе, технике. — Чебоксары: Клио, 1997.

  22. Ловцов Д. Защита информации в глобальной сети ИНТЕРНЕТ. // Информатика и образование. — 1998. — N5. — C.101-108.

  23. Мазур М. Качественная теория информации. — М.: Мир, 1974.

  24. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. — М.: Финансы и статистика, 1993

  25. Марков С. Информатика как базовая наука образования.// Информатика и образование. — 1998. — N6. — C.3-8.

  26. Морозов И.Ю. Информатика: Учебное пособие для студентов филологических факультетов педвузов. Ч.1. — Омск: Изд-во ОмГУ, 1995.

  27. Научные основы организации управления и построения АСУ./ Под ред. Бройло В.Л, Крылова В.С. — М.: Высшая школа, 1990.

  28. Овезов Б.Б. Автоматизация управления информационными процессами. — Ашхабад, Ылым, 1981.

  29. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. — М.: Финансы и статистика, 1995.

  30. Право и информатика./ Под ред. Е.А. Суханова. — М.: Изд-во МГУ, 1990

  31. Применение информатики в управлении, обучении и научных исследованиях. — М.: Изд-во МГУ, 1989.

  32. Проектирование и использование региональных АСНТИ. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ие, 1991.

  33. Пушкин В.Г., Урсул А.Д. Информатика, кибернетика, интеллект. — Кишинев: Штинца,1989.

  34. Ракитов А.И. Информационная революция: наука, экономика, технология. — М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1993.

  35. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М.: Мысль,1991.

  36. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

  37. Создание автоматизированных систем информационного обеспечения научных исследований. Сб. науч. трудов. — Киев: ИК, 1986.

  38. Страссман П.А. Информация в век электроники. — М.: Экономика, 1987.

  39. Суханов А.П. Информация и прогресс. — Новосибирск: Наука, 1988.

  40. Сухина В.Ф. Человек в мире информатики. — М.: Радио и связь, 1992.

  41. Урсул А.Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику): учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1990.

  42. Цымбал В.П. Информатика и индустрия информации. — Киев: Вища школа, 1989.

  43. Черри К. Человек и информация. — М.: Связь, 1979.

  44. Шнейдеров В.С. Занимательная информатика. — Спб.: Политехника, 1994.

  45. Юзвишин И.И. Информациология, или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. — М.: Радио и связь, 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности icon1. Информатика как наука и как вид практической деятельности

Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconВопросы для государственного экзамена по информатике и Тимои на 2009...
«Информатика как наука, как вид практической деятельности, и ее роль в развитии общества». Разработать фрагмент урока обобщения и...
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информатика как наука, как вид практической деятельности, и ее роль в развитии общества». Разработать фрагмент урока обобщения и...
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconВопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики
Информатика как наука и вид практической деятельности. Структура современной информатики. Место информатики в системе наук. Сущность...
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности icon5. Наука как вид познавательной деятельности. Основные характеристики научного знания наука
Концепции современного естествознания являются основополагающей естественно-научной дисциплиной при подготовке экономистов, юристов,...
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Информатика»
«Информатика» как учебная дисциплина дает комплекс знаний, умений и навыков в области информатики. Учебная дисциплина «Информатика»...
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconМетодические рекомендации по проведению практических (семинарских)...
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconРекомендации по проведению занятий
При изучении данной темы полезны как семинарские занятия, подготовка рефератов, так и лабораторные работы с абстрактными машинами...
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconБилет №1 Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками....
Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической...
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература как вид искусства. Литературоведение как наука. Закономерности литературного процесса. Литературные роды, виды и жанры....
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconПояснительная записка Информатика как динамично развивающаяся наука...
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе...
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconКак написать реферат?
Написание реферата, как учебный вид деятельности, предполагает внеаудиторную, самостоятельную учебную работу студента по рекомендуемой...
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconРуководство конференцией Общее руководство по подготовке и проведению...
Настоящее положение определяет цели и задачи муниципальной научно-практической конференции обучающихся 6-11 классов «Культура. Интеллект....
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconБизнес информатика как инструмент конкурентной разведки
Бизнес-информатика — это наука о проектировании, разработке и применении информационных и коммуникационных систем в бизнесе
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы»
««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки...
Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
За рубежом же психотерапия обозначает лишь вид практической деятельности, как, например, преподавательская деятельность. Поэтому...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск