|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой педиатрии Декан педиатрического факультета
д.м.н., проф. С.Л. Малявская д.м.н. И.А. Турабов ________________________ __________________________
«___»_______________2013 г. «___»_______________2013 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине факультетская педиатрия, эндокринология
По направлению подготовки 060103 Педиатрия (квалификация «специалист»)
Курс 4, 5
Вид промежуточной аттестации экзамен
Кафедра педиатрии
Трудоемкость дисциплины 432 (час.) / 12 (зач.ед.)
Архангельск, 2013
1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель – сформировать у студентов фундаментальные знания патологии детского организма с его возрастными особенностями и научить владеть необходимыми практическими навыками и умениями диагностики, лечения, профилактики основных заболеваний детского возраста, осуществление контроля за гармоничным развитием ребенка, применяемые при решении типовых задач деятельности выпускников педиатрического факультета.
Задачи:
Осуществление мероприятий по сохранению здоровья новорожденных, детей и подростков;
Диагностика патологических состояний, заболеваний у детей различного возраста и подростков на основе анамнестических, клинических и лабораторно-инструментальных методов исследования;
Прогнозирование и диагностика развития неотложных состояний в разные возрастные периоды детства;
Проведение лечебных мероприятий и оказание неотложной помощи больным детям и подросткам;
Освещение методологических основ детских болезней, роли отечественных исследователей в изучении отдельных проблем, профилактической направленности педиатрии;
Изучение возрастных особенностей развития отдельных органов и систем, особенностей методики исследования систем и органов детей различного возраста;
Формирование у детей, подростков, членов их семей и будущих родителей позитивного медицинского поведения, направленного на формирование и повышения уровня здоровья;
Обучение диагностическому мышлению с использованием диагностических и лечебных алгоритмов применительно к больному;
Ведение документации в медицинских организациях педиатрического профиля;
Анализ научной литературы и подготовка рефератов по современным проблемам педиатрической науки;
Участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов в педиатрии
2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060103 Педиатрия Данная дисциплина – относится к специальным дисциплинам и ориентирует на самостоятельную лечебно – профилактическую работу. Факультетская педиатрия – область клинической медицины, изучающая патологию детского возраста, а также диагностику, профилактику и лечение детских болезней с учетом возрастных особенностей организма ребенка, является этапом изучения основных заболеваний по принципу распределения патологии по периодам детства и органной патологии. За время обучения студенты должны совершенствовать свои знания и приобретенные компетенции по изученным разделам педиатрии, ознакомится с редкими и сложными в диагностическом отношении заболеваниями и синдромами. Госпитальная педиатрия непосредственно связана с дисциплинами: пропедевтика детских болезней, акушерство и гинекология, детская хирургия, поликлиническая и неотложная педиатрия, которые характеризуют возрастные анатомо-физиологические особенности ребенка и подростка, особенности организации питания здоровых и больных детей, врожденные пороки развития и принципы диспансеризации и профилактики заболеваний. Преподавание дисциплины основано на современных представлениях об этиологии, принципах и методах диагностики, современных классификациях, А так же методах профилактики и лечения, соответствующих принципам доказательной медицины.
В процессе изучения дисциплины «факультетская педиатрия» расширяются знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности врача педиатра.
Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины
Иметь представление о закономерностях развития ребенка в онтогенезе.
Знать анатомо-физиологические особенности систем органов детей в возрастном аспекте; патофизиологические процессы в организме; методику обследования ребенка;
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК-1
| способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| ОК-5
| способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
| ОК-7
| способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
| ОК-8
| способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
|
|
| ПК -№
| Профессиональные компетенции
| ПК-1
| способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми, подростками, их родителями и родственниками
| ПК-3
| Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
| ПК-4
| Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность
| ПК-5
| способность и готовность проводить и интерпретировать опрос и физикальный осмотр, клиническое обследование ребенка различного возраста; интерпретировать результаты современных лабораторно-инструментальных, морфологического анализа методов биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков; написать карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка
| ПК-6
| Способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики у детей и подростков с учетом их возрастно-половых групп
| ПК-9
| способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами – детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
| ПК-12
| Способность и готовность проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками
| ПК-15
| способность и готовность к постановке диагноза больному ребенку различного возраста и подростку на основании данных анамнеза, клинического обследования и результатов лабораторного и инструментального исследования
| ПК-16
| способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
| ПК-17
| способности и готовности выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин, анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний
| ПК-18
| способности и готовности анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка для успешной лечебно-профилактической деятельности
| ПК-19
| способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях у детей и подростков, способных вызвать осложнения / или летальный исход: заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной систем и крови; своевременно выявлять жизнеугрожающие состояния (острая кровопотеря, нарушении дыхания, остановка сердца, кома, шок) использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия
| ПК-20
| Способность и готовность назначать больным детям и подросткам адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение с соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями
| ПК-21
| Способность и готовность осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке
| ПК-22
| Способность и готовность назначать и использовать основные принципы лечебного питания у детей и подростков, страдающих различной патологией
| ПК-23
| Способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди детей и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу детей и подростков в специализированные группы по занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний
| ПК-24
| Способность и готовность давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательного активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении детей и подростков
| ПК-25
| Способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях
| ПК-26
| Способность и готовность к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни
| ПК-27
| Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций
| ПК-31
| способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
| ПК-32
| способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ (в соответствии с задачами дисциплины в области теории):
основные нормативные показатели физиологических функций у детей в норме и при патологических процессах;
анатомо-физиологические особенности детского организма в норме и патологии;
вопросы организации здорового образа жизни и создания условий для гармоничного развития ребенка;
медицинскую этику и деонтологию.
методику и технику кормления здоровых и больных детей раннего возраста;
этиологию и патогенез заболеваний детского возраста;
симптомы и синдромы основных заболеваний детского возраста;
методику обследования пациентов с определенной патологией;
принципы формулировки клинического диагноза при изучаемой патологии;
клинику и дифференциальную диагностику при изучаемых заболеваниях;
основные принципы клинической и инструментальной диагностики, показания и противопоказания к использованию лабораторных, инструментальных и других методов исследования;
алгоритм проведения лечения, принципы назначения режима, диетотерапии при изучаемых заболеваниях;
особенности подбора рациональной фармакотерапии, дозирования лекарственных средств в зависимости от возраста, стадии заболевания и функционального состояния организма больного;
показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, разрешенных в педиатрии;
диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию при изучаемых заболеваниях.
|