Скачать 60.33 Kb.
|
Управление образования Администрации г. Долгопрудного Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа «Ровесник» г. Долгопрудного (МБОУДОД ДМШ «Ровесник») Методический доклад: «Игровые технологии на уроках фортепиано» Преподаватель : Рубанова Е.Ю. г. Долгопрудный 2012 г. Традиционная методика обучения на фортепиано рассчитана на одаренных детей и дает эффект в том случае, если учащийся уделяет достаточно много времени и на домашние тренировки. Надо заметить, что, во-первых, процент по-настоящему одаренных людей не велик, и в основном приходится работать с «середнячками», а то и попросту с детьми, имеющими значительное отклонение от нормального развития, и для этого уже требуются специальные методики, направленные даже на развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости на музыку, координации и воображения; во-вторых, у современных школьников вовсе не хватает времени на домашние задания. Сколько бы ни говорили психологи, врачи о перегрузках детей в общеобразовательных школах - всё остается по-прежнему. Учение первой смены средних классов пребывают в школе до 15-16 часов, а учащиеся гимназий, лицеев, спец. школ уже в младших классах имеют по 7-8 уроков в день. Музыкальную школу эти дети должны посетить, как минимум, 4 раза в неделю. Когда делать школьные уроки, а тем более уроки, заданные в учреждении дополнительного образования? Понимая всё это, мы, педагоги дополнительного образования, должны максимально помочь нашим детям охранить их физическое и психическое здоровье, направить все силы на поддержание интереса и любви к выбранному ими делу, и, что самое важное, научить не долго, но эффективно самостоятельно работать дома, т.к. этого требует специфика обучения на любом музыкальном инструменте. Традиционная методика, зародившаяся еще в XIX веке, безусловно, не сможет разрешить проблемы XXI века, и для этого уже требуются специальные технологии, адаптированные к духу времени и работающие не только на обучение, но и на сохранность контингента детей («не отбить интереса» ). Из множества таких технологий мне хочется выделить:
(постановка перед учеником проблем, относительно динамики, звука, аппликатуры и.т.д., которые он сам решает, предоставление учащемуся возможности подумать).
(компьютерные тесты и записи, например, отдельно аккомпанемента или солирующего голоса, что незаменимо в работе инструментального ансамбля, информация учебно-методического характера на компьютерных дисках, прослушивание образцовых исполнений изучаемых произведений и т.п.).
(участие в конкурсах, концертах, в т.ч. и внешкольная деятельность на сцене, а так же посещение концертов, филармонии и.т.д.).
К сожалению, данный пласт недостаточно разработан в музыкальной педагогике и считается, что он применим только для учащихся-дошкольников, но это ошибочно, и я попытаюсь это доказать. Если обратиться к игре как к педагогической категории, то можно увидеть, что она давно занимает огромное место в развитии учащихся. Положительный эффект дает слияние трудовой и игровой деятельности в детском возрастеэто общеизвестно. В чем же суть игровой деятельности?
Функции игры
Задачи, осуществляемые на уроках фо-но с помощью игры
Артоболевская, Баренбойм предложили массу упражнений для расслабления плечевого аппарата, а именно: «Мельница», «Вертолетик», «Шалтай-Болтай» и др. Их можно использовать как перед началом занятия, так и в качестве физ.паузы, этим самым мы решаем еще одну задачу сохранения здоровья ребенка. Игры: «Подари мне руку», «Колобок»- помогут расслабить плечо, кисть «Чудесные превращения», «Капельки», «Пчелки», «Грибок»- для извлечения звука, постановки пальца на клавишу «Бездонный колодец»- на свободу подачи звука из плеча «Мостики», «Веселые терции»- постановка квинт и терций.
Игры: «Два лифта» «Волшебные клубочки» -отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке фо-но, зажав шерстяные клубочки в кистях рук ( по размеру уч-ся) «Королева Сильная доля»- выделять ее ложками, бубном, треугольником и др. шумовыми инструментами при слушании жанровой музыки, сразу обговорив размеры жанров. Предложить учащемуся самому выбрать к исполняемому педагогом произведению шумовой инструмент. «Зашифруй пьеску»- простукивание ритмически по крышке инструмента пьес. «Придумай текст»- применимо для средних и старших учащихся, если они никак не могут запомнить сложный ритмический рисунок- со словами это легче.
Игры: «Яблоко»- на примере разрезания яблока на части изучаем длительности нот. «Музыкальная семья»- сборник Королёвой «Музыка». «Мячик»- на примере ударов мяча исполнять восьмые и шестнадцатые ноты, приучать «и» исполнять как дополнение к доле. Преподать четверть - как долю-пульс, определяющую размер.
Игры: «Даю приказы пальцам» «Маленький и большой паучок»- для запоминания аппликатуры в гаммах «На волнах»- техника арпеджио
Игры: «Сказка про цыпленка»- для изучения legato ( Королёва «Музыка») «Гномики веселые идут»- пять звуков верх и вниз на legato «Капельки», «Пчела»- на non legato «Солонка»- staccato
«Рассказ про двух отличниц»- T и D. «Удав глотает кролика»- кадансовый оборот «Кто победит»-«борьба» dur и moll, T и D и тп.
«Бантики»- представление секунды «Куколки»- терции «Музыкальные бусы»-- сборник Смирновой «Методические рекомендации» «Песенки- запоминалки» -для расположения нот на линейках «Зашифруй нотами слова» -музыкальные ребусы. Условия, определяющие успех игровых технологий
Список использованной литературы
|
Доклад о деятельности муниципального бюджетного образовательного... Публичный доклад содержит информацию об основных результатах мбоудод ши «дмш №2 г. Выборга» (далее по тексту – Учреждение) | Доклад о деятельности муниципального бюджетного образовательного... Публичный доклад содержит информацию об основных результатах мбоудод ши «дмш №2 г. Выборга» (далее по тексту – Учреждение) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Смаглюк Э. Р. «Игровые формы проведения уроков фортепиано с детьми дошкольного возраста» «дмш №5», г. Набережные Челны | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Согласно Программе развития мбоудод дюц «Ровесник», в соответствии с нормативными документами, целью деятельности дюц «Ровесник»... | ||
Доклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.» Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе | Учебно-методический комплекс Дисциплина методика обучения игре на... Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель | ||
Доклад по теме: «Игровые технологии на уроках математики» Игра – основной вид деятельности дошкольников. Но, к сожалению, взрослые очень часто этим пренебрегают и рано «усаживают» детей за... | Использование синтезатора на уроках фортепиано Психология дошкольника такова, что для поддержания постоянного интереса к учению необходимо получение незамедлительного результата.... | ||
Отчет по ведомственной программе мбоудод «Ступинская дмш» Московский Международный фестиваль «А. С. Даргомыжский и его современники в России и Европе» (Москва) | Мбоудод дюсш №3 2012 г. Теоретико методологические основы управления... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района... | ||
Отчет руководителя за 2012-2013 учебный год мбоудод «дмш №10» «Активные методы обучения в образовании» Международный институт развития «эко про» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реализация учебно-воспитательного процесса мбоудод дмш №22 приволжского района г. Казани | ||
«Утверждаю» Директор гбоу сош №311 Формирование ууд через игровые технологии на уроках английского языка в нш с использованием икт | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому в своей работе я сочетаю как традиционные, так и нетрадиционные методики, в том числе – игровые технологии. Понятие «игровые... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработана преподавателем по классу специальное фортепиано дмш №1 Суханаевой Оксаной Вячеславовной | «работа над звуком» Преподавателя по классу фортепиано Т. В. Борисовой г. Щелково ... |