Скачать 283.84 Kb.
|
Министерство культуры Республики Татарстан управление культуры Исполнительного комитета г. Набережные Челны МАОУДОД г. Набережные Челны «Детская музыкальная школа №1» Рассмотрено и рекомендовано на УТВЕРЖДАЮ заседании фортепианного Зав. фортепианным отделением отделения ________________________ протокол № ______________ Э.Р. Чичиланова «____»____________2013 г. «____»_____________2013 г. Рабочая (авторская) программа учебной дисциплины «Импровизация» ОДОБРЕНО педагогическим советом школы _______________________Директор ДМШ №1 Э.И. Ногманова (подпись) «____»___________2013 г. г. Набережные Челны 2013 г. ПРЕДИСЛОВИЕ Рабочая (авторская) программа учебной дисциплины по предмету «Импровизация» Разработана преподавателем по классу специальное фортепиано ДМШ №1 Суханаевой Оксаной Вячеславовной. СОСТАВИТЕЛЬ Преподаватель фортепианного отделения ДМШ №1 О.В Суханаева________________ «____» _______________2013г. ОГЛАВЛЕНИЕ I Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально – технических условий реализации учебного предмета. II Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования. Содержание разделов. III Требования к уровню подготовки обучающихся IV Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Требование к промежуточной аттестации; - Критерии оценки. V Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; -Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся. VI Материально – технические условия реализации программы VII Список рекомендуемой учебной и методической литературы - Список методической литературы; Пояснительная записка. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Потребность импровизировать, как всякое творчество, покоится в каждом из нас. Она может подчас дремать, и мы должны дать ей возможность раскрыться. Предмет Импровизация» ставит своей задачей развитие творческой инициативы учащихся, их гармонического и мелодического мышления, овладение способами преобразования мелодии (это виды мелодической фигурации, жанровая, ладовая, ритмическая трансформация), а также способами фактурных вариантов аккомпанемента, характерными для тех или иных музыкальных жанров. Важнейшим условием усвоения курса является не только занятия в классе, но и тщательное выполнение домашних заданий. Занятия по импровизации должны проводится в тесной связи теории с непосредственным восприятием музыки. Прежде всего, необходимо слушать исполнение педагога (или записи) произведений известных композиторов (в процессе изучения различных жанров), а также для глубокого изучении джазовых импровизации необходимо прослушивать записи лучших образцов мирового джазового исполнительства. При этом большое внимание должно уделяться основным элементам, как и в изучении различных жанров, так и в джазовой импровизации – ритму, гармонии, мелодии, форме. Учащиеся на уроках импровизации должны освоить различные ритмические, гармонические, мелодические модели; получить навыки транспонирования (секвенционирования), чтения с листа гармонических схем, записанных буквенными или цифровыми символами; научиться играть по слуху. Учащиеся должны познакомиться с основами композиции: общими принципами развития исходного материала (мотив и его развитие), фразировкой. В процессе обучения у ученика должны накопиться определенные стереотипы, характерные для того или иного стиля, которые станут основой для построения собственных композиций, импровизаций. Срок реализации учебного предмета «Импровизация» рассчитана на 7 лет. Индивидуальные занятия проходят факультативно (как предмет по выбору). Объем учебного времени на реализацию учебного предмета «Импровизация» для 7-летнего обучения по учебному плану предлагается 0,5 час аудиторных занятий в неделю. При необходимости программу можно адаптировать для пятилетнего обучения, занимаясь по программе первых пяти лет. Программа предмета "Импровизация" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке. Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 30 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности. Цель и задачи учебного предмета «Импровизация». Цель: развитие творческих способностей учащегося. Задачи: • овладение основными навыками импровизации и сочинения в различных жанрах (марш, полька, вальс, мазурка); • приобщение детей к творческому музицированию; • овладение элементарными навыками аккомпанемента; • освоение игры по цифровкам; • овладение навыками импровизации на джазовую тему в различных жанрах (буги-вуги, блюз, рок-н-ролл, свинг, босанова…); Обоснование структуры учебного предмета являются единые государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета". Методы обучения. При работе с учащимся педагог использует следующие методы: • словесные (объяснение, беседа, рассказ); • наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией импровизационных приемов, наблюдение); • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений); • практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа цифровок и подбора аккомпанемента в том или ином жанре). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано» и по возможности «синтезатор», магнитофон, а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены. Содержание учебной дисциплины: Сведения о затратах учебного времени. 1 класс
I полугодие 1.Подбор по слуху. Транспонирование. Изображение звуками картин природы. Теоретический раздел Подбор простых мелодий по слуху. Анализ движения мелодической линии (на одном звуке, на двух соседних звуках, с использованием скачков вверх и вниз, поступенного движения). Транспонирование. Импровизация песенок-попевок на одном звуке с использованием различного ритмического рисунка. Запись ритмического рисунка песенок. Импровизация звуками картин природы. Импровизация на одном звуке в ансамбле с педагогом. Практические знания Подбор мелодий (в пределах кварты) по слуху. Изображение звуками картины природы. Темы для импровизаций: «Кораблик, плывущий по волнам», «Звездная ночь», «Колокольчик и медведь», «Бабочка и цветок». Импровизация на одном звуке в ансамбле с педагогом (можно изменять регистр, ритм, штрихи, динамику). Самостоятельная работа Подбор мелодий по слуху. Транспонировать заданные мелодии. Импровизировать песенки-попевки на одном звуке. Дается готовое четверостишие. Нужно сыграть 2-3 варианта попевок, каждый раз изменяя ритм. II полугодие 1.Знакомство с интервалами. Импровизация и сочинение песенок-попевок. Теоретический раздел Строение интервалов, образ интервала. Интервалы мелодические, гармонические. Исполнение цепочек из интервалов от разных звуков. Импровизация и сочинение песенок-попевок на различных интервалах с использованием различного ритмического рисунка. Практические знания Импровизация песенок-попевок на заданные стихотворения. Использовать пройденные интервалы (большая и малая секунда, малая и большая терция, чистая кварта, тритон, квинта, большая и малая секста, большая и малая септима, октава). Упражнения на ритмическую импровизацию. Прохлопывание и простукивание нескольких вариантов ритма на одно и то же четверостишие. Самостоятельная работа Импровизация песенок-попевок на заданные стихотворения. Упражнения на ритмическую импровизацию. Прохлопывание и простукивание нескольких вариантов ритма на одно и то же четверостишие. 2 класс
I полугодие 1.Подбор по слуху. Теоретический раздел Подбор басового голоса к мелодии. Игра мелодии в сопровождении выдержанной тонической квинты. Подбор к знакомым песенкам второго голоса (терцовое двухголосье – параллельные терции). В аккомпанементе применение квинты с вспомогательными звуками, тонические терции с проходящими звуками. Практические знания Упражнения на подбор по слуху к мелодии второго голоса. Самостоятельная работа. Закрепление теоретических знаний и самостоятельный подбор по слуху второго голоса и фактурного аккомпанемента. II полугодие 1.Лад. Мелодия. Теоретический раздел Музыкальный лад. Тональность. Мажор и минор. Устойчивые и неустойчивые ступени. Строение музыкальной речи. Секвенция. Ракоход. Практические знания Знакомство со строением музыкальной речи. Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Досочинение (сочинение ответного предложения) и сочинение мелодий в мажоре и миноре, в пентатонике. Знакомство с ракоходным движением мелодии. Самостоятельная работа Досочинение (сочинение ответного предложения) и сочинение мелодий в мажоре и миноре, в пентатонике 3 класс (по 7 –летнему обучению), 1 класс (по 5 –летнему обучению).
I полугодие 1.Подбор по слуху. Теоретический раздел. К мелодии подбор второго голоса (параллельные сексты, тритоны и других пройденных интервалов). В аккомпанементе изучение главных ступеней лада (I, IV, V). Мелодизация баса (движение баса по основным, терцовым и квинтовым тонам главных трезвучий лада, вспомогательные и проходящие звуки). Изучение понятия переменный лад (сопоставление тональностей). Практические знания. Упражнения на закрепление теоретических знаний. Игра мелодий с басом (басовый голос обозначен римскими цифрами). Подбор басового голоса к мелодиям. Самостоятельная работа. Закрепление теоретических знаний и самостоятельный подбор мелодий. II полугодие 1.Гармония. Аккомпанемент. Теоретический раздел. Изучение понятия бурдон (тоническая квинта). Трезвучия главных ступеней. Обращения трезвучий. Каданс. Кадансовый оборот. Изучение простейших видов аккомпанемента. Практические знания. Подбор гармонической основы к мелодиям, основанной на кадансе. Сочинение мелодии на основе кадансового оборота. Исполнение простейшего аккомпанемента на основе кадансового оборота, применение различных фактурных вариантов аккомпанемента. Импровизация в ансамбле с педагогом в рамках вопросо-ответной структуры на основе каданса. Самостоятельная работа. Импровизация на заданные аккорды. Исполнение мелодии с аккомпанементом в виде аккордов по обозначениям главных трезвучий с использованием различных фактурных вариантов аккомпанемента. Исполнение легких переложений детских и народных песен для ознакомления и приобретения практического навыка использования различных видов фактуры в аккомпанементе. 4 класс (по 7 –летнему обучению), 2 класс (по 5 –летнему обучению).
I полугодие 1.Подбор по слуху. Теоретический раздел. Знакомство с модуляцией в тональности первой степени родства. Знакомство с новыми гармоническими красками: прерванным кадансом, трезвучия с секстой, с нисходящим терцовым ходом в басу, с гармонической последовательностью, известной под названием «фригийский оборот». Практические знания Анализ и подбор песен с модуляцией. Импровизация мелодий с использованием новых гармонических красок и приемов. Самостоятельная работа Импровизация мелодий с использованием новых гармонических красок и приемов. Подбор мелодий по слуху с модуляцией. II полугодие 1.Импровизация – сказка. Теоретический раздел. Знакомство с ладами: «восточный лад», миксолидийский лад, целотоновый лад. Знакомство с такими понятиями как: «Емелины аккорды», «Аккорды сказителя Бояна», увеличенное трезвучие, целотоновый кластер, уменьшенный септаккорд, квартаккорды. Изучение особенностей их строения. Практические знания. Проигрывание на инструменте «восточного лада», миксолидийского лада, целотонового лада. Проигрывание на инструменте «Емелиных аккордов», «Аккордов сказителя Бояна», увеличенного трезвучия, целотонового кластера, уменьшенного септаккорда, квартаккордов. Сочинение небольших музыкальных сказок с применением этих средств. Самостоятельная работа. Импровизация на сказочную тему с применением дорийского лада, увеличенных и уменьшенных трезвучий, целотонного звукоряда, целотонного кластера, «Кащеевых терций», уменьшенного септаккорда, квартаккордов, 2емелиных аккордов» 2. Импровизация в жанре марша и польки. Теоретический раздел. Знакомство с жанрами марша и польки. Определение их характерных признаков: метро - ритмические особенности, вид аккомпанемента или сопровождения, темп, характер исполнения, фактура, регистр. Сочинение мелодии марша и польки и подбор фактурного аккомпанемента. Применение в сочинении мелодии польки аккордовых и не аккордовых звуков. Практические знания. Упражнения на анализ жанра марша и польки. Преобразование мелодий детских песенок в жанр марша и польки. Сочинение своих мелодий в жанре марша и польки. Самостоятельная работа. Сочинение мелодий с аккомпанементом в жанре марша и польки. 5 класс (по 7 –летнему обучению), 3 класс (по 5 –летнему обучению).
|