Скачать 183.58 Kb.
|
МАОУ Туендатская ООШ учитель начальных классов: Никитина Елена Васильевна Август 2014 год Всё чаще и чаще мы слышим, что наши дети при выходе из школы должны быть конкурентоспособными. Поэтому уже в начальной школе, мы должны их научить самостоятельно добывать знания, отстаивать свою точку зрения, развивать речь и уметь выступать перед аудиторией. В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом освоения детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектно-исследовательская деятельность. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры. Маленький ребёнок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребёнка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Любой ребёнок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение птички за окном. Проводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша с вами задача- помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребёнка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир. Можно спросить: возможно, ли изобрести велосипед, если он уже давно изобретён? И нужно ли его изобретать вновь? Я отвечу: возможно, если не знать, что он уже изобретён. И нужно, если «велосипед» изменить, усовершенствовать. Наши дети ещё настолько малы, что со многими открытиями пока незнакомы, а многие из них настолько любознательны, что могут изобрести свой «велосипед». Ведь если ребёнок сам добыл какие-то знания, самостоятельно «дошёл» до какой-то истины, то он никогда не забудет узнанного. В условиях реализации ФГОС практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеурочной деятельности, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей. Я со своими учениками занялась проектно-исследовательской деятельностью с 2008 года. Сначала это были работы с отдельными учениками:
Начала я этот курс с проведения родительского собрания (вместе с детьми), на котором рассказала родителям и детям о проектно-исследовательской работе, постаралась объяснить, зачем это нужно и попросила помощи у родителей, ведь ученик начальных классов самостоятельно с этой работой справиться не может. Каждый из ребят выбрал себе научного руководителя, которым может быть как один из родителей, так и учитель, тему своей работы. В течение двух четвертей один раз в неделю, мы с ребятами работали над исследовательскими проектами. А в свободное время они работали самостоятельно или со своим руководителем. К концу курса каждый ребёнок должен был предоставить свою исследовательскую работу или проект, с которой потом выступили на школьной конференции «Первые шаги в науку». Победителям (и не только) было рекомендовано выступить на конференциях муниципального и регионального уровня. В 2012-2013 учебном году мною составлена и успешно реализуется программа по внеурочной деятельности «Мы – исследователи». Целью рабочей учебной программы по внеурочной деятельности «Мы – исследователи» является приобщение ребёнка младшего школьного возраста к исследовательской деятельности и создание условий, способствующих развитию их исследовательских умений, развитие познавательной активности, творческих способностей. Задачи:
Место учебного курса Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «литература», «природоведение», «математика» и пр. Практическая значимость Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований. Практический выход: проведение школьной учебно-исследовательской конференции «Первые шаги в науку», участие в конференциях муниципального, регионального уровней; публикации работ учащихся в сети интернет. На занятиях «Мы - исследователи» (в дополнение к урокам окружающего мира) в первом классе дети узнают о разнообразии окружающего нас мира. Они в процесс игры, в ходе экскурсий, общения со взрослыми приходят к пониманию того, что изучать окружающий нас мир можно по-разному. Главными помощниками юным исследователям могут стать взрослые, книги, компьютер. Дети убедятся в том, что познать окружающий мир можно с помощью наблюдений и при проведении опытов. Таким образом, в первом классе учащиеся узнают о методах изучения окружающего мира. Во втором классе дети узнают, кто такие исследователи и понимают, что исследователем является каждый живущий на земле человек. Исследовать можно всё, что нас окружает. При проведении тренировочных занятий дети знакомятся с «техникой» проведения исследования. Они понимают, что сначала необходимо определиться с темой предстоящего исследования, затем собрать всю необходимую информацию из различных источников и, наконец, выступить по результатам проведенного исследования. На занятиях дети тренируются в сборе информации из различных источников: от взрослых, из компьютера, из книг, в ходе просмотра фильмов, при проведении опытов и т. д. В ходе занятий дети знакомятся с технологией исследования, анализируют работу, проведённую в течение года. При проведении занятий в третьем классе дети продолжают знакомиться с технологией проведения исследования. На заключительных занятиях кружка третьеклассники выступают с результатами проведённых ими исследований. При этом углубляется опыт их публичных выступлений. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, вступать в спор с выступающими, формулировать вопросы и отвечать на них. Также учащиеся анализируют проделанную ими работу за год: разбирают ошибки, отмечают положительные стороны своей работы, составляют план на будущее. В четвёртом классе работа над исследованиями выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (во время экскурсий, по своим наблюдениям, опытам, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовую работу практически самостоятельно. В нашей школе работа по проектно-исследовательской деятельности ведётся очень активно. На данный момент она получила продолжение и в среднем звене. С каждым годом число педагогов и учащихся, занимающихся этой деятельностью, увеличивается. Результаты можно увидеть в представленных диаграммах и таблицах. Диаграмма роста участия педагогов и учащихся в проектно-исследовательской деятельности Банк исследовательских работ и проектов учащихся МАОУ Туендатской ООШ
Проектно-исследовательская деятельность (2013-2014 уч. год)
24 марта 2014 года на базе нашего учреждения проходила первая муниципальная учебно-исследовательская конференция младших школьников «Первые шаги в науку». Работали 5 секций, в которых представили свои работы 61 участник, 46 работ, 35 педагогов из 11 образовательных учреждений двух районов (Первомайский, Асиновский). Таким образом, исследовательская деятельность это один из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Я считаю, что при правильно организованной совместной деятельности учителей и родителей можно достигнуть многого в обучении детей. |
Заседание №1 Август План работы мо учителей родного языка и литературы гимназии №35 пос. Ленинкент на 2013-2014 учебный год | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна, учитель – логопед... | ||
Мку «уо и мп» с 04. 04. 2014 года по 10. 04. 2014 года сош Чекалдина Татьяна Васильевна) и диплом 2 степени удостоена работа обучающейся школы прикладного творчества «Непоседы» Ярославы Андрейчук... | Разработка урока Учитель: Волковая Елена Васильевна Класс: 1 Предмет: Изобразительное искусство Рабочие программы. Фгос. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы. Просвещение.... | ||
Позднякова Елена Михайловна Кадровый состав мбоу анастасиевскаясош им. Про РФ в. А. Гретченко на 2013 – 2014 учебный год | «Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова,... С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки! Улыбнитесь друг другу! | ||
«Итоги работы комитета по культуре и подведомственных ему учреждений... Ской области начальника отдела государственной поддержки культуры, искусства и народного творчества Никитина А. Е., выступления начальника... | «не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации Н38 «Не смолкнет слава, не померкнет подвиг»: методические рекомендации к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне / Воронеж... | ||
Рабочая программа по природоведению на Составитель: учитель биологии и химии первой квалификационной категории Шабалина Елена Васильевна | Подготовила: Карпова Елена Васильевна Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | ||
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 11 класса базовый уровень... Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № от | 0 Олег Шишко, Лариса Деменёва, Елена Елисеева, Елена Попова, Светлана... Награждены кузбассовцы, благодаря которым стала известна судьба еще одного красноармейца, отдавшего свою жизнь за Родину | ||
Реферат. Тема реферата: «Значение сибирского кедра в жизни человека» Руководитель Шкут Елена Васильевна; предметное профессиональное направление деятельности педагога-руководителя экологическое | «Мусор и его ее вторая жизнь» Автор: Фукс Максим Сергеевич, ученик 4 класса Фукс Елена Васильевна, учитель начальных классов | ||
Годовой календарный учебный график мкоу «Средняя общеобразовательная... Праздничные дни в течение учебного года 04 ноября 2013 г.; 01,02,03,07 января 2014 г.; 23 февраля 2014 г.; 08 марта 2014 г.; 01 мая... | Тема урока. Мотив традиции в творчестве Сергея Никитина. ( По рассказам... Оборудование: плакаты, карточки со словами, ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов |