Скачать 423.72 Kb.
|
Юго-Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида № 1490 _______________________________________________________________ Проект «Азбука дорожного движения» Москва, 2013 Введение Наименование проекта: «Азбука дорожного движения» Вид проекта: творческо – информационный. По количеству участников: групповой Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна, учитель – логопед Гаева Наталья Николаевна, воспитатель Кот Елена Васильевна, родители воспитанников. Продолжительность проекта: долгосрочный. Сроки реализации проекта: март 2013 года – май 2014года. Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма. Мероприятия проводятся в свободное от занятий время в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования, праздники, оформление уголка по Правилам дорожного движения. Актуальность темы. Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения правил поведения на улице. Необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры. Ведь игровая деятельность - ведущая в жизни дошкольника. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи проекта:
Предполагаемый результат:
Прогнозирование процесса деятельности воспитанников:
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Познание (формирование целостной картины мира), «Продуктивная (конструктивная деятельность)», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация» «Физическая культура» Основная часть Этапы реализации проекта: «Азбука дорожного движения» 1 этап – подготовительный (подбор методической литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, муз. произведений) Организация предметно – развивающей среды в группе по обучению детей правилам дорожного движения Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению 2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий) 3 этап – заключительный Презентация проекта Планируемая деятельность детей и педагогов на разных этапах проекта: 1 этап Поисковый этап - совместные поиск и постановка проблемы и цели - определение продуктов проектирования - определение названия проекта
Аналитический этап - совместный анализ имеющейся информации по теме проекта - определение того, что ещё неизвестно - сбор и изучение недостающей информации - совместное планирование предстоящих действий -диагностика детей по знанию ПДД Практический этап - изучение основных правил дорожного движения для пешеходов и автомобилей - участие в играх, занятиях, викторинах, беседах, экскурсиях, встречах - проведение тематического занятия «Наш город» - проведение тематического занятия «Дорожные знаки». - проведение тематического занятия «Где и как проходить улицу». - проведение тематического занятия «Поведение детей на улице». - проведение тематического занятия «Кто регулирует движение транспорта и пешеходов» Работа с родителями: Профилактические беседы по предупреждению детского травматизма Оформление информационных стендов. Анкетирование родителей. Разработка и использование маршрута «Дом – детский сад» Проведение досугов для детей и родителей. Проведение конкурса рисунка с участием родителей «Азбука безопасного поведения на дороге» Родительское собрание на тему «Предупреждение дорожного травматизма» Презентационный этап - совместное обсуждение и подготовка презентационных материалов - презентация проекта Контрольный этап - совместное обсуждение полученных результатов - совместная оценка качества полученного продукта и действий детей в ходе реализации проекта Таким образом, по результатам диагностики мы пришли к выводу, что реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Была создана предметно – развивающая среда: оборудован уголок по ПДД, подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты занятий, прогулки, игр. Повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения. Используемая литература: 1.Н.А.Извекова /Правила дорожного движения. – М.: Просвещение, 1982. 2.Н.А.Извекова/ Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006. 3.Л.Б.Поддубная/ Правила дорожного движения. Занимательные материалы. – Волгоград, Издательство – торговый дом «Корифей», 2008. 4.Т.Ф.Саулина / Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Издательство Мозаика – Синтез, 2009. 5. Г.П.Шалаева/ Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М.: Издательство Эксмо, 2007. 6. М. С. Коган «Правила дорожные знать каждому положено» Издательство: Сибирское университетское издательство, 2007. 7. Н. В. Гришечкина, Н. С. Рымчук «365 лучших развивающих игр 5 – 7 лет на каждый день» И.: АСТ, 2010. Анкета для родителей по ПДД «Безопасная дорога».
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Викторина «Пешеход на улице». Цель: организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения. Вопросы викторины 1. По какой части улицы должны ходить пешеходы? 2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? 3. Почему надо придерживаться правой стоны? 4. Почему на улице нужно ходить только по тротуару? 5. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? 6. Где нужно ждать троллейбус, автобус? 7. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? 8. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как? 9. Что такое регулируемый перекрёсток? 10. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика? 11. Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрёстках? 12. Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал? 13. Почему нельзя играть на проезжей части дороги? 14. Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете? Вопросы 1 команде: 1.Какое движение на вашей улице - одностороннее или двустороннее? 2.Где должны ходить переходы? Где должны ездить автомобили? 3.Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить дорогу? 4.Как обозначается пешеходный переход? 5.Как регулируется движение на улице? 6.Какие сигналы светофора вы знаете? 7.Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны? 8.Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? Вопросы 2 команде: 1.Как надо вести себя в автобусе? 2.Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение? 3.Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному, жёлтому, зелёному сигналам светофора. 4.Когда надо начинать переход улицы? 5.Как нужно идти по тротуару? 6.Где на проезжей части можно переждать поток машин? 7.Что помогает регулировщику управлять движением? 8.Какие вы знаете правила поведения в транспорте? Консультации для родителей: Ваш ребёнок на улице Закрепить у детей правила дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требование обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. По обучению детей правилам дорожного движения важен пример взрослых. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Родители должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице. Переходя дорогу с ребёнком, взрослые должны обязательно держать его за руку. Надо объяснить детям, что нельзя ходить одним на проезжую часть улицы, учить правильно, реагировать на сигналы светофора, идти спокойно, не торопясь. Родители могут уточнить с детьми название улиц, по которым они идут, назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила движения по тротуару и перехода через дорогу. Для закрепления программного материала детям дают задание на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Родители должны знать, что необходимо воспитывать у детей самостоятельность при передвижении на улице. Наблюдая за родителями, дети учатся с личного примера правильно переходить улицу. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма. Родители должны знать: • Ребёнок учиться законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. • Наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями проезжей части улицы. • Большое число происшествий происходит по вине родителей. Когда дети, вырвавшись из их рук, оказываются перед близко идущим транспортом. • При переходе дороги с ребёнком следует крепко держать его. Обучение детей ПДД не должно сводиться лишь к призывам соблюдать их, но и должно быть наглядным. • Хорошим средством обучения правила дорожного движения являются игры. • Для предупреждения несчастных случаев немаловажен строгий контроль со стороны взрослых за детьми. • Родителям следует познакомить ребёнка с правилами безопасного поведения с велосипедом на улице и строго требовать их выполнения. Родителям – о безопасности дорожного движения Уважаемые родители! Кто из вас не хочет видеть своего ребёнка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уже его-то рассудительный малыш под колёсами автомобиля не окажется точно. Но избежать ребёнку этого порой совсем не просто. Травмы, полученные в результате наезда не ребёнка транспортного средства, особенно тяжелы. Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребёнка недопустим и должен быть заменён на опыт, накопленный обществом. Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учётом их психологических и физиологических особенностях. Рост ребёнка – серьёзно препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, и сам не виден родителям. Ребёнок может не услышать звука приближающегося автомобиля ил другого сигнала из-за отсутствия у него постоянного внимания. Все мы учим правила дорожного движения в «расшифрованном», т.е. идеальном виде. Но в жизни нередко видим совсем другое. Пешеходы могут перебегать через дорогу на красный сигнал светофора, да и водители иногда этим не гнушаются: могут и на «красный» проехать, могут и пешехода не пропустить на пешеходном переходе. НОД «Виды транспорта и их отличия» Воспитатель: Кот Елена Васильевна Цель: Способствовать формированию представления о различных видах транспорта. Задачи: 1.Познакомить детей с понятиями и терминами « автомобильный транспорт» « водный транспорт» « воздушный транспорт» « гужевой транспорт». 2. Учить различать и правильно называть виды транспорта. Подготовка к занятию: Материал: Конверт с изображением снеговика, электромеханические игрушки, иллюстрации транспортных средств, мольберт. Планируемый результат:
Схема занятия:
План занятия:
Совместная интегрированная деятельность воспитателя, учителя – логопеда и детей старшего возраста «Школа пешеходных наук» Воспитатель Кот Елена Васильевна Учитель – логопед Гаева Наталья Николаевна Цели: закрепить знания о правилах перехода улицы без помощников, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном транспорте; познакомить с понятиями «перекрёсток» и «двустороннее движение»; закрепить знания геометрических фигур. Оборудование: светофор, пешеходный переход, дорожные знаки, игрушки. Занятие проходит в группе. Логопед: Дети, сейчас мы с вами гуляли во дворе. Какое поговорку мы с вами выучили и запомнили? Дети: Пора не пора – не ходи со двора. Играй только во дворе и не выходи на проезжую часть дороги. Воспитатель: Правильно. А почему нельзя этого делать? Дети: Потому что на улице много машин и все они быстро ездят. Логопед: : А теперь мы с вами отправимся на прогулку по одной из улиц нашего большого города. Сейчас мы станем пешеходами. А для пешеходов существуют определённые правила дорожного движения.
Их надо знать всегда, Без них не выйдут в плаванье, Из гавани суда.
Полярник и пилот. Свои имеют правила Шофёр и пешеход.
Не ходят просто так: Когда не знаешь правила, Легко попасть впросак.
И помни на перёд: Свои имеют правила Шофёр и пешеход! Я. Пишумов Воспитатель: Вот давайте сейчас и вспомним эти правила. Ой, дети! Кто-то еще торопиться сюда? Наверное, не все гости собрались у нас. Появляются игрушечные звери. Игрушки(Логопед): Здравствуйте, дети! Мы услышали, что вы знаете правила дорожного движения, и тоже захотели их выучить… Воспитатель: Кто вы? Откуда? А я их узнала! Это герои сказки Сергея Михалкова «Бездельник светофор». Помните, мы с вами её читали? Возьмём с собой лесных зверей? Дети: Да!!! Воспитатель: Итак, вышли мы на улицу и пошли гулять по… забыла. Как же называется часть улицы, по которой должны ходить пешеходы? Дети: Тротуар. Воспитатель: Правильно, дети. Пешеходы должны ходить по тротуару. А по какой его стороне они должны идти ? Дети: По правой. Воспитатель: Правильно, по правой, чтобы не мешать другим пешеходам. В пешеходном деле самое главное и трудное – переходить улицу. Вот и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: где пешеходы должны переходить улицу? Дети отвечают. Правильно, улицу надо переходить в строго определённом месте. А как называется это место? Дети отвечают. Правильно! Вот эта полосатая дорога и есть пешеходный переход. Его ещё можно назвать «зеброй». Дети, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Кто знает загадки о них? Ребёнок: Днем и ночью я горю, Всем сигналы подаю, Есть три цвета у меня. Как зовут меня, друзья? (Светофор.) Воспитатель: А есть ли ещё помощники у пешехода? Ребёнок: Посмотри, силач какой: На ходу одной рукой Останавливать привык Пятитонный грузовик. (Милиционер-регулировщик.) Воспитатель: Дети, а что обозначают сигналы светофора? Дети (хором): Красный – стой, Желтый – жди, А зелёный – проходи! Воспитатель: А теперь мы с вами побываем в « Школе пешеходных наук». Учёба в обычной школе начинается с азбуки. Вы видели вывески или таблички вдоль дорог? Это дорожные знаки. Что же обозначает каждый дорожный знак? Дети рассматривают переносные дорожные знаки и называют их: «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки». Сегодня познакомлю вас с новым знаком. Он треугольной формы. Нарисованы на нём два человека. Называется он «Дети». Обозначает: где-то рядом находится школа или другое детское учреждение. Этот знак будет вашим помощником, здесь пешеходу и водителю надо быть внимательными. Молодцы, дети! Вы правильно разобрались в дорожных знаках, и в «Школе пешеходных наук» вам поставят только «отлично»! А теперь мы поиграем с вами в игру «Пассажиры», из пешеходов превратимся в пассажиров. Пока будем ждать автобус (а где его ждут?), нам надо с помощью считалки выбрать водителя. Ребёнок: Светофор. Где ты был до сих пор? Задержал светофор. Красный --- ясно — Путь опасный. Жёлтый – тоже, Что и красный. А зелёный впереди – Проходи! Воспитатель: Идёмте на остановку. Если вы отгадаете загадку, то автобус быстро приедет на остановку. Что за чудо – синий дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином? А вот и автобус. Автобус построен из конструктора детьми заранее. Садимся поудобнее, занимаем места и отправляемся в путь. Дети: (поют) Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Тра-та-та! Тра-та-та! Мы везём с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая- Вот компания какая! (2 раза). Воспитатель: Пока мы будем ехать, расскажите мне о правилах поведения в общественном транспорте. Дети: Во время движения нельзя руками трогать двери. Нужно ждать ,пока их откроет водитель. У него есть специальная кнопочка. Воспитатель: А можно разговаривать во время вождения с водителем? Дети: Нельзя, водитель отвлекается. Воспитатель: А можно высовываться из окна? Дети: Нельзя, это опасно. Воспитатель: Можно ли громко разговаривать в автобусе? Дети: Нет, это мешает другим пассажирам. Воспитатель: Молодцы! Вы хорошие пассажиры, умеете себя вести, и никто не сделает вам замечания ни в автобусе, ни в троллейбусе. На этом наше путешествие заканчивается. Тихо, спокойно выходим из автобуса и снова становимся пешеходами. Дети, а как вам теперь правильно перейти на другую сторону улицы, чтобы попасть в свою группу? Дети: Надо дойти до пешеходного перехода. Воспитатель подводит итоги занятия и предлагает детям нарисовать дорожные знаки в подарок зверюшкам. Совместная интегрированная деятельность воспитателя, учителя –логопеда и детей старшего возраста «Веселый светофор» Досуг для детей старшего возраста. Цель: воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и на дорогах города. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач: Образовательные задачи: обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. Воспитательные задачи рекомендуется осуществлять: через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.; в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. Развивающие задачи: развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице; знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение; Материал: дорожные знаки, светофор, жезл, рули, самокаты, корзина, кегли. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций правил дорожного движения; разучивание стихотворений по правилам дорожного движения; дидактические игры. Словарная работа: - продолжать пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о правилах дорожного движения следующими понятиями: разговаривать тихо; обязательно держаться за поручни; уступать место старшим; улицу надо переходить в строго определенном месте, по пешеходному переходу; человек идет по зебре) и т.д. - учить детей употреблять существительные: светофор; перекресток; тротуар; машина; зебра; дорога; регулировщик; пешеход и т.д. Ход викторины Дети входят в зал. Рассматривают украшения, разметку улицы и встают полукругом. Ведущий - Мы живем в красивом городе, с широкими улицами и переулками. По ним движутся много легковых и грузовых машин, едут автобусы, и никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей и пешеходов. Сегодня мы с вами собрались в этом зале поиграть, поговорить о правилах дорожного движения, о безопасности на дорогах. Воспитатель загадывает загадку: У полоски перехода На обочине дороги, Зверь трёхглазый, одноногий, Неизвестной нам породы Разноцветными глазами Разговаривает с нами. (Светофор) Молодцы дети. Выходит Светофор. Светофор. У меня девиз такой: Нужно, чтобы все ребята Стали дружными со мной. Ведущий – Хороший девиз у Светофора. У наших ребят тоже есть свой девиз: Ребенок. Выполняй закон простой Красный свет зажегся – стой! Желтый вспыхнул – подожди! Зеленый свет – иди! Дети садятся на стулья. Ведущий - Сейчас мы станем пешеходами. А для пешеходов существуют определенные правила дорожного движения. Давайте мы с вами вспомним эти правила. Вопросы: - По какой части улицы должны ходить пешеходы? (по тротуару) - Почему нельзя перебегать дорогу перед идущим транспортом? (автобус, машина не могут сразу останавливаться, особенно в сырую погоду) - Как вести себя на остановке? - В какую дверь надо заходить в транспорт? - Как правильно обходить автобус? (сзади) - Как надо вести себя пассажирам в общественном транспорте? (разговаривать тихо, обязательно держаться за поручни, уступать место старшим) - На какой сигнал светофора можно переходить улицу? (зеленый) - Для чего служит красный сигнал светофора? (запрещает движение) Игра на внимание «Лучший пешеход». 1. Зеленый флажок – дети шагают 2. Желтый флажок - дети хлопают в ладоши 3. Красный флажок - дети стоят Ведущий - Ребята, к вам в гости обещал придти Буратино. Что-то он задерживается. Пойду его встречу. Играет музыка. Входит Лиса Алиса. Лиса: - Прибежала я куда-то? Где это я ребята? Дети: Мы в детском саду изучаем правила дорожного движения! - О, я тоже знаю правила! Тесно вам на тротуаре Прогуляться с мамой в паре! На дорогу выбегайте и с машиной поиграйте! На дороге места много Не смотри водитель строго! Вам придется подождать Дети будут тут играть! - Вот какие я знаю правила! Ведущий: Нет, так делать нельзя! Объясните, дети, лисе почему? Дети: рассказывают, как правильно вести себя на дороге. Ведущий: Наши дети знают правила и на дороге всегда внимательны! Лиса: А это мы сейчас проверим. Отвечайте громко, дружно: «это я, это я, это все мои друзья». Отвечайте громко, но Есть условие одно: Кое-где вы промолчите, А где нужно – там кричите! 1. Кто из вас идет вперед, только там, где переход («это я, это я, это все мои друзья») 2. Где попало, кто не ходит Кто по зебре переходит? («это я, это я, это все мои друзья») 3. Кто летит вперед так скоро, Что не видит светофора! (Молчат) 3. Кто, из вас идя, домой Держит путь по мостовой? (Молчат) 4. Знает кто, что красный свет – Это значит, хода нет. («это я, это я, это все мои друзья») 5. Знает кто, что свет зеленый Означает: «Путь открыт?» («это я, это я, это все мои друзья») Ведущий: Все твои загадки дети отгадали. Скоро Буратино придет к нам и мы его тоже всему научим. Лиса: Буратино станет умным и я не смогу его обмануть! Тогда я заберу светофор, и Буратино не сможет перейти улицу и попасть к вам в садик. Вбегает Буратино. Буратино – Ура, наконец-то я иду в детский сад к ребятам! Ой, какая широкая дорога. Где же мне перейти улицу? Ведущий - Здравствуй, Буратино! Хорошо, что ты пришел. Ты не знаешь как перейти дорогу? Сейчас ребята тебе расскажут, Где пешеходы должны переходить улицу. Ответы детей: - Улицу надо переходить в строго определенном месте. По пешеходному переходу. Вопрос: - Как еще можно назвать такой переход? (зебра) - Какие еще вы знаете пешеходные переходы? (подземные и наземные) - Какие знаки помогут Буратино найти дорогу к переходу? (человек идет по зебре) Ведущий - Дети ,вы наверное видели на дорогах треугольные, круглые и квадратные знаки? По этим знакам водители узнают, где можно ехать, а где движения запрещено. Эти знаки должны знать и пешеходы. А вы их знаете? Ребенок Здесь наземный переход Ходит целый день народ, Ты ,водитель, не грусти, Пешехода пропусти. Игра «Дорожные знаки» (С помощью воспитателя дети должны назвать знак, и указать к какой группе он относится.) Ведущий - У нас у перехода стоит друг Веселый светофор. Он помогает переходить дорогу. Ой, а где же огоньки на светофоре? Что же нам делать, кто же нам поможет перейти? Я знаю кто нам сможет помочь – регулировщик. Входит – регулировщик: Кто нарушил в этот час Правила движения Наказанью подлежит Он без промедления. Дети: Лиса Алиса Входят Лиса Лиса: Дети, простите вы меня Это я забрала светофор Мне сказали: так нельзя. Регулировщик Всем ,кто любит поиграть Всем без исключения Нужно помнить , нужно знать Правила движения. Помните и млад и стар Выполняйте строго Пешеходам тротуар, Транспорту дорога. Регулировщик предлагает детям поиграть в подвижную игру «Регулировщик». В игре участвуют Лиса, Регулировщик: - Простим её ребята? Дети: да! Регулировщик вешает сигналы светофора на светофор. Лиса уходит. Игра «Самокатная эстафета». Расставляются кегли. Участники команд должны проехать на самокате, не сбив кегли. Первый ребенок: Должен помнить пешеход Есть сигналы – светофора Подчиняйтесь им без спора. Красный свет, нам говорит: Стой! Опасно! Путь закрыт! Второй ребенок: Желтый свет предупреждает Жди сигнала для движения. Третий ребенок: Зеленый свет открыл дорогу Переходить ребята могут. Четвертый ребенок: Там, где шумный перекресток, Где машин не сосчитать Перейти не так уж просто, Если правила не знать. Пятый ребенок: Леша с Любой ходят парой, Где идут? По тротуару Шестой ребенок: Футбол – хорошая игра На стадионе детвора. Седьмой ребенок: Но не играй на мостовой. Восьмой ребенок: Правила эти помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда. Вручаем детям удостоверения по правилам дорожного движения. Ведущий подводит итог досуга. Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине (с придумыванием предшествующих и последующих событий) Учитель - логопед Гаева Наталья Николаевна Цели: коррекционно-образовательная: - учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих и последующих событий; коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение подробно объяснять свои действия; - развивать у детей умение рассказывать по плану; - закреплять у детей знания по теме; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей умение следовать правилам дорожного движения. Оборудование: сюжетная картина «Случай на улице» (рис. 20); модель перекрестка из конструктора; три светофора, с выделенным красным (первый светофор), желтым (второй) и зеленым (третий) светом. Предварительная работа: провести экскурсию на перекресток (наблюдать за движением транспорта и пешеходов), с дальнейшим анализом увиденного; чтение художественных текстов И. Калинина «Как ребята переходили улицу», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик»; работа с конструктором по теме «На улице» (изготовление модели перекрестка). Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед встречает детей у модели перекрестка, которая была построена детьми в группе и проводит игру «Красный, желтый и зеленый»: у каждого ребенка в руках по маленькой машинке, и они «проезжают» перекресток, а логопед выставляет перед ними светофоры. Дети должны правильно среагировать на свет светофора и объяснить, почему они так сделали: «Я остановился, потому что зажегся красный цвет», «Я поеду дальше потому, что горит зеленый» и т.д. 2. Объявление темы. Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о случае, который произошел на улице. Выставляется картина. 3. Беседа по картине. - Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Весна.) - Чем вы можете доказать, что это весна? (Люди одеты в пиджаки, куртки, кофты; на головах у них шляпы и береты.) - Чем удивлены и перепуганы прохожие? - Почему мальчики решили так покататься на машине? - Как вы думаете, машина стояла на месте или двигалась? - Можно ли так поступать детям (и не только)? - Чем может закончиться такое развлечение? - А чем закончилась история Вити и Жени? - Попробуйте придумать окончание истории. - Какие советы вы можете дать другим детям о поведении на улице? 4. Составление плана рассказа. Логопед просит детей еще раз рассмотреть картину и задает следующие вопросы: - Как можно назвать наш будущий рассказ? - О чем вы будете говорить в начале рассказа? - Как вы его продолжите? - Чем закончите рассказ? - По ответам составляется план, например: - Пришла весна. - Прогулка друзей. - Так делать нельзя! План повторяется несколькими детьми, а затем по цепочке дети составляют рассказ. 5. Физкультминутка. Игра «Шофер» с воображаемым предметом. Вращая руками воображаемый руль, дети быстро «мчатся» по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет (цветные кружки). 6. Рассказы детей. Составлять рассказы можно как по цепочке, так и индивидуально. Главным выводом из рассказа должна быть мысль, что шалить на дороге опасно для жизни. Примерный рассказ, составленный детьми Наступила долгожданная весна. Витя и Женя после школы решили прогуляться. Они вышли на улицу и увидели машину, которая отъезжала от тротуара. Витя предложил прокатиться, и Женя согласился. На ходу Витя запрыгнул на машину, а Женя немножко отстал. Витя стал ему помогать. Тут их заметили прохожие. Они с ужасом наблюдали за происходящим. Некоторые из пешеходов стали кричать и подавать знаки водителю остановиться. Водитель понял, что что-то не так, и остановил машину. Он вышел из машины, а перепуганные дети соскочили с машины и стали убегать. Им стало не только страшно, но и стыдно за свой поступок. 7. Итог занятия. - Как называется рассказ, который вы сочинили? - Почему нельзя поступать так, как поступили Витя и Женя? |