«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош»





Скачать 59.33 Kb.
Название«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош»
Дата публикации21.10.2013
Размер59.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект интегрированного урока по литературному чтению
и изобразительному искусству для 4 класса
по теме «Стихотворение И. С. Никитина “Утро”»

Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов МКОУ «Хохольская СОШ»,
(с. Хохол Хохольского района Воронежской области)


УМК «Чтение и литература» О. В. Джежелей

Цель урока: развитие эмоционально-чувственного отношения к поэзии и умения передавать это отношение в своих художественных работах.

Задачи урока:

  • работать над беглым, правильным, сознательным, выразительным чтением;

  • раскрыть смысл стихотворения;

  • познакомить с литературными терминами;

  • учить анализировать поэтическое произведение;

  • воспитывать любовь к родной природе, чувство патриотизма;

  • формировать эстетический вкус.

Оборудование: портрет И. С. Никитина, слайды с картинками на тему «Утро», картины русских художников, компьютер, проектор, экран, детские рисунки на тему «Утро» в карандаше, кисти, баночки с водой, краски, тряпочки.

Музыкальное сопровождение: П. И.Чайковский «Времена года».

Ход урока:

I. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением И. С. Никитина «Утро», научимся его выразительно читать и передавать образы, созданные поэтом, в своих работах.

II. Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, какие произведения вы учили на эту тему.

Чтение детьми стихотворений русских поэтов на тему «Утро» (см. Приложение).

III. Вступительная беседа об авторе стихотворения «Утро».

- Знаком ли вам автор?

- Что вы о нем можете рассказать?

(И. С. Никитин родился 21 сентября 1824 года в г. Воронеже. С 1839 года учился в Воронежской семинарии. В 1853 году написал патриотическое стихотворение «Русь». Оно принесло поэту большую популярность. С детства любил природу, умел слиться с ней, чувствовал ее душу, различал оттенки красок. Его называли поэтом-пейзажистом. Умер в 1861 году.)

- Наблюдали ли вы, как встает утром солнце? Опишите это.

- Что происходит после восхода солнца?

IV. Чтение стихотворения и словарная работа.

Чтение стихотворения подготовленными детьми.

- Какие картины, созданные поэтом, вы представили?

- Где поэт встретил утро?

Рассказы детей о представленных картинах.

Самостоятельное чтение стихотворения и словарная работа.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и карандашом отметьте те слова, которые вам непонятны.

Лозняк – ивовый куст.

Ракита – ивовое дерево, растет по берегам рек.

Пахарь – человек, который пашет землю.

Соха – орудие труда, которым пашут землю.

Меркнут – гаснут.

Поток – движущаяся масса (масса солнечного света).

Шест – длинная палка.

В огне облака – красные от яркого света.

Белый пар – туман.

Зеркальная вода – чистая, прозрачная.

Дремлет камыш – не качается.

Кудри – густые ветки.

- Зачем поэт много слов и выражений употребил в переносном смысле? (Чтобы ярче открылась перед человеком картина природы).

V. Беседа по содержанию стихотворения.

- Как поэт относится к природе? (Для поэта в стихотворении все живое: и ветер, и лес, и солнце. Все имеет душу, живет, дышит.)

Этот прием называется олицетворение.

- Как нарастает сила утра? (Сначала потянул ветерок, потом пронеслись утки, зазвенел колокольчик, проснулись рыбаки, пошли к лодкам. Встало солнце, осветило все вокруг. Выехал на работу пахарь.)

- Когда оживает природа? (С первыми лучами солнца начинается движение в природе.)

VI. Выразительное чтение стихотворения.

- Давайте представим себе, что мы являемся участниками увиденного поэтом утра. Как мы должны читать это стихотворение? (Сначала спокойно, а потом торжественно, с восхищением, любуясь природой. По мере восхода солнца – усиливается голос).

- Где наибольший подъем, сила? («Вот и солнце встает», «Золотыми потоками хлынуло».)

Дети в парах учатся читать стихотворение выразительно.

Выразительное чтение вслух.

- Можно ли сказать, что это стихи о Родине? (Да. Поэт описал природу родного края.)

Физкультминутка.

VII. Обобщение.

Природа помогла поэту сохранить живую душу, приносила утешение в минуты отчаяния. Именно природа помогает уставшему человеку возвращать радость жизни, поддерживать его и исцелять.

VIII. Природа в произведениях художников.

Красоту родной природы мы можем увидеть в произведениях композиторов и художников.

(Прослушивание музыкального произведения «Утро туманное». Сл. И. Тургенева, музыка Ю. Абаза.)

- Какую картину вы представляли себе, слушая это произведение?

- Давайте посмотрим, как передали красоту утра известные русские художники.

Показ слайдов картин и их краткий анализ.

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».

Н. П. Крымов «Утро».

В. Литвинов «Утро. Рябово».

В. Литвинов «Тревожное утро».

И. И. Шишкин «Утро туманное».

IX. Рисование картин на тему «Утро» в сопровождении музыки П. И. Чайковского «Времена года».

- На уроке изобразительного искусства вы рисовали картины утра карандашом. А теперь, когда мы познакомились с тем, как И. С. Никитин изобразил утро в своем стихотворении, как художники показали пробуждение природы в своих произведениях, нарисуйте картины утра теми красками, которые вам больше всего понравились, какие вы почувствовали. А чтобы впечатления были наиболее яркими, будет звучать музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года». В музыке вы тоже услышите картины родной природы.

Самостоятельная работа учащихся.

X. Выставка картин и краткий анализ.

XI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Что особенно запомнилось?

XII. Выставление оценок.

XIII. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть и научиться выразительно его читать.

Приложение.

Подборка стихотворений на тему «Утро»

Это утро, радость эта


Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все — весна.

А. А. Фет

Зимнее утро


Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

А. С. Пушкин

Бывало, я с утра молчу


Бывало, я с утра молчу,
О том, что сон мне пел.
Румяной розе и лучу,
И мне - один удел.
С покатых гор ползут снега,
А я белей, чем снег,
Но сладко снятся берега
Разливных мутных рек,
Еловой рощи свежий шум
Покойнее рассветных дум.

А. А. Ахматова

Утро


Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шёл ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встаёт.
Как каждый день – полней и лучше,
Полней и лучше Новый год…

А. Т. Твардовский

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

С. А. Есенин

Еще утро не скоро, не скоро...


Еще утро не скоро, не скоро,
Ночь из тихих лесов не ушла.
Под навесами сонного бора -
Предрассветная теплая мгла.
Еще ранние птицы не пели,
Чуть сереют вверху небеса,
Влажно-зелены темные ели,
Пахнет летнею хвоей роса.
И пускай не светает подольше.
Этот медленный путь по лесам,
Эта ночь — не воротится больше,
Но легко пред разлукою нам...
Колокольчик в молчании бора
То замрет, то опять запоет...
Тихо ночь по долинам идет...
Еще утро, не скоро, не скоро.

И. А. Бунин


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconНиколенко Наталья Николаевна учитель начальных классов мкоу «Пивкинская...
Автор: Николенко Наталья Николаевна – учитель начальных классов мкоу «Пивкинская сош» Щучанский район
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconПринципы организации внеурочной деятельности
В. М. Ходарева, учитель начальных классов мкоу солнцевской сош исилькульского муниципального района
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconПредлоги. Употребление предлогов в речи
Нестеренко Наталья Александровна, учитель начальных классов мкоу сош №12 г. Палласовки Волгоградской области
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Баранцева Оксана Васильевна, учитель начальных классов моу «сош №3» города Комсомольска-на-Амуре
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconУчебники русского языка, математики, окружающего мира, литературного...
Бакулина Лариса Владимировна, учитель начальных классов мкоу «Москаленская сош№3»
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconБерестова Станислава Казимировна учитель начальных классов Опытный...
Балакшина Валентина Васильевна квалифицированный педагог. Высшее образование. Окончила филологический факультет Калининградского...
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воронина Наталья Николаевна, учитель начальных классов мкоу «Песчано-Колединская сош» Далматовского района
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconВитушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297...
Цель урока: создать условия для определения учащимися свойств тел в различных агрегатных состояниях
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Таранина Жанна Николаевна, учитель начальных классов мкоу «сош №3» Левокумского муниципального района п. Новокумский
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Юрченко Валентина Петровна, учитель начальных классов мкоу «Октябрьская сош №1» р п. Октябрьский, Волгоградской области
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Романова Алла Александровна – учитель начальных классов, человек, влюбленный в свою профессию
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconКонспект урока русского языка для 3 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова»
Автор: Меркер Наталья Викторовна, учитель начальных классов мкоу «Веселовская сош», Республика Калмыкия, Городовиковский район, с....
«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов мкоу «Хохольская сош» iconСерёгина Лариса Васильевна учитель начальных классов Высшая категория
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск