Скачать 59.33 Kb.
|
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству для 4 класса по теме «Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова, учитель начальных классов МКОУ «Хохольская СОШ», (с. Хохол Хохольского района Воронежской области) УМК «Чтение и литература» О. В. Джежелей Цель урока: развитие эмоционально-чувственного отношения к поэзии и умения передавать это отношение в своих художественных работах. Задачи урока:
Оборудование: портрет И. С. Никитина, слайды с картинками на тему «Утро», картины русских художников, компьютер, проектор, экран, детские рисунки на тему «Утро» в карандаше, кисти, баночки с водой, краски, тряпочки. Музыкальное сопровождение: П. И.Чайковский «Времена года». Ход урока: I. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением И. С. Никитина «Утро», научимся его выразительно читать и передавать образы, созданные поэтом, в своих работах. II. Проверка домашнего задания. - Давайте вспомним, какие произведения вы учили на эту тему. Чтение детьми стихотворений русских поэтов на тему «Утро» (см. Приложение). III. Вступительная беседа об авторе стихотворения «Утро». - Знаком ли вам автор? - Что вы о нем можете рассказать? (И. С. Никитин родился 21 сентября 1824 года в г. Воронеже. С 1839 года учился в Воронежской семинарии. В 1853 году написал патриотическое стихотворение «Русь». Оно принесло поэту большую популярность. С детства любил природу, умел слиться с ней, чувствовал ее душу, различал оттенки красок. Его называли поэтом-пейзажистом. Умер в 1861 году.) - Наблюдали ли вы, как встает утром солнце? Опишите это. - Что происходит после восхода солнца? IV. Чтение стихотворения и словарная работа. Чтение стихотворения подготовленными детьми. - Какие картины, созданные поэтом, вы представили? - Где поэт встретил утро? Рассказы детей о представленных картинах. Самостоятельное чтение стихотворения и словарная работа. - Прочитайте стихотворение самостоятельно и карандашом отметьте те слова, которые вам непонятны. Лозняк – ивовый куст. Ракита – ивовое дерево, растет по берегам рек. Пахарь – человек, который пашет землю. Соха – орудие труда, которым пашут землю. Меркнут – гаснут. Поток – движущаяся масса (масса солнечного света). Шест – длинная палка. В огне облака – красные от яркого света. Белый пар – туман. Зеркальная вода – чистая, прозрачная. Дремлет камыш – не качается. Кудри – густые ветки. - Зачем поэт много слов и выражений употребил в переносном смысле? (Чтобы ярче открылась перед человеком картина природы). V. Беседа по содержанию стихотворения. - Как поэт относится к природе? (Для поэта в стихотворении все живое: и ветер, и лес, и солнце. Все имеет душу, живет, дышит.) Этот прием называется олицетворение. - Как нарастает сила утра? (Сначала потянул ветерок, потом пронеслись утки, зазвенел колокольчик, проснулись рыбаки, пошли к лодкам. Встало солнце, осветило все вокруг. Выехал на работу пахарь.) - Когда оживает природа? (С первыми лучами солнца начинается движение в природе.) VI. Выразительное чтение стихотворения. - Давайте представим себе, что мы являемся участниками увиденного поэтом утра. Как мы должны читать это стихотворение? (Сначала спокойно, а потом торжественно, с восхищением, любуясь природой. По мере восхода солнца – усиливается голос). - Где наибольший подъем, сила? («Вот и солнце встает», «Золотыми потоками хлынуло».) Дети в парах учатся читать стихотворение выразительно. Выразительное чтение вслух. - Можно ли сказать, что это стихи о Родине? (Да. Поэт описал природу родного края.) Физкультминутка. VII. Обобщение. Природа помогла поэту сохранить живую душу, приносила утешение в минуты отчаяния. Именно природа помогает уставшему человеку возвращать радость жизни, поддерживать его и исцелять. VIII. Природа в произведениях художников. Красоту родной природы мы можем увидеть в произведениях композиторов и художников. (Прослушивание музыкального произведения «Утро туманное». Сл. И. Тургенева, музыка Ю. Абаза.) - Какую картину вы представляли себе, слушая это произведение? - Давайте посмотрим, как передали красоту утра известные русские художники. Показ слайдов картин и их краткий анализ. И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу». Н. П. Крымов «Утро». В. Литвинов «Утро. Рябово». В. Литвинов «Тревожное утро». И. И. Шишкин «Утро туманное». IX. Рисование картин на тему «Утро» в сопровождении музыки П. И. Чайковского «Времена года». - На уроке изобразительного искусства вы рисовали картины утра карандашом. А теперь, когда мы познакомились с тем, как И. С. Никитин изобразил утро в своем стихотворении, как художники показали пробуждение природы в своих произведениях, нарисуйте картины утра теми красками, которые вам больше всего понравились, какие вы почувствовали. А чтобы впечатления были наиболее яркими, будет звучать музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года». В музыке вы тоже услышите картины родной природы. Самостоятельная работа учащихся. X. Выставка картин и краткий анализ. XI. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Что понравилось на уроке? - Что особенно запомнилось? XII. Выставление оценок. XIII. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть и научиться выразительно его читать. Приложение. Подборка стихотворений на тему «Утро» Это утро, радость этаЭто утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все — весна. А. А. Фет Зимнее утроМороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. А. С. Пушкин Бывало, я с утра молчуБывало, я с утра молчу, О том, что сон мне пел. Румяной розе и лучу, И мне - один удел. С покатых гор ползут снега, А я белей, чем снег, Но сладко снятся берега Разливных мутных рек, Еловой рощи свежий шум Покойнее рассветных дум. А. А. Ахматова УтроКружась легко и неумело, Снежинка села на стекло. Шёл ночью снег густой и белый - От снега в комнате светло. Чуть порошит пушок летучий, И солнце зимнее встаёт. Как каждый день – полней и лучше, Полней и лучше Новый год… А. Т. Твардовский С добрым утром! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» С. А. Есенин Еще утро не скоро, не скоро...Еще утро не скоро, не скоро, Ночь из тихих лесов не ушла. Под навесами сонного бора - Предрассветная теплая мгла. Еще ранние птицы не пели, Чуть сереют вверху небеса, Влажно-зелены темные ели, Пахнет летнею хвоей роса. И пускай не светает подольше. Этот медленный путь по лесам, Эта ночь — не воротится больше, Но легко пред разлукою нам... Колокольчик в молчании бора То замрет, то опять запоет... Тихо ночь по долинам идет... Еще утро, не скоро, не скоро. И. А. Бунин |
Николенко Наталья Николаевна учитель начальных классов мкоу «Пивкинская... Автор: Николенко Наталья Николаевна – учитель начальных классов мкоу «Пивкинская сош» Щучанский район | Принципы организации внеурочной деятельности В. М. Ходарева, учитель начальных классов мкоу солнцевской сош исилькульского муниципального района | ||
Предлоги. Употребление предлогов в речи Нестеренко Наталья Александровна, учитель начальных классов мкоу сош №12 г. Палласовки Волгоградской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Баранцева Оксана Васильевна, учитель начальных классов моу «сош №3» города Комсомольска-на-Амуре | ||
Урок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна | Учебники русского языка, математики, окружающего мира, литературного... Бакулина Лариса Владимировна, учитель начальных классов мкоу «Москаленская сош№3» | ||
Берестова Станислава Казимировна учитель начальных классов Опытный... Балакшина Валентина Васильевна квалифицированный педагог. Высшее образование. Окончила филологический факультет Калининградского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воронина Наталья Николаевна, учитель начальных классов мкоу «Песчано-Колединская сош» Далматовского района | ||
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297... Цель урока: создать условия для определения учащимися свойств тел в различных агрегатных состояниях | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Таранина Жанна Николаевна, учитель начальных классов мкоу «сош №3» Левокумского муниципального района п. Новокумский | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Юрченко Валентина Петровна, учитель начальных классов мкоу «Октябрьская сош №1» р п. Октябрьский, Волгоградской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Романова Алла Александровна – учитель начальных классов, человек, влюбленный в свою профессию | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова» Автор: Меркер Наталья Викторовна, учитель начальных классов мкоу «Веселовская сош», Республика Калмыкия, Городовиковский район, с.... | Серёгина Лариса Васильевна учитель начальных классов Высшая категория ... |