Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс





Скачать 127.18 Kb.
НазваниеВитушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс
Дата публикации05.07.2014
Размер127.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Сценарий урока



Витушинская Вера Васильевна

учитель начальных классов

ГОУ СОШ № 1297 г. Москвы
Урок - исследование окружающего мира, 1 класс

Авторы учебника: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Тема: Твердые тела, жидкости и газы.

Вид урока: проблемный урок-исследование нового материала.

Цель урока: создать условия для определения учащимися  свойств тел в различных агрегатных состояниях.
Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с различными телами и их свойствами

  2. Формировать исследовательские умения у учащихся в практической деятельности;

  3. Учить пользоваться школьным лабораторным оборудованием;

Развивающие:

      1. Развивать образное мышление, речь;

  1. Развивать познавательную активность учащихся;

  2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

      1. Развивать коммуникативные качества: формировать умения работы в парах;

      2. Воспитание бережного отношения к природным богатствам;


Оборудование:

Демонстрационное:

  • презентационное сопровождение урока;

  • компьютер, проектор, экран;

  • лабораторное оборудование;

  • 4 стакана, вода, брусок, емкость с водой, салфетка, воздушный шар, цветные магниты

  • толковый словарь С.И.Ожегова


Раздаточное:

  • 3 стакана на каждую парту, вода, сок, молоко, деревянные бруски, ракушки, целлофановые пакеты;

  • оценочный лист.


Литература


  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Обитатели Земли. Учебник для 1 класса по окружающему миру. В двух частях. Часть вторая. – Москва: БАЛАСС, 2010.

  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Обитатели Земли. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса по окружающему миру. В двух частях. Часть вторая. – Москва: БАЛАСС, 2010.


Ход урока


Этапы урока

Время

Приложение

I. Мобилизующее начало урока


30 секунд

Мобилизирующий настрой.

Учащиеся получают определённую установку для начала урока. Это доказывает, что они не сторонние наблюдатели, а активные участники урока, исследователи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Сегодня на уроке мы будем исследователями, открывателями новых знаний.




Этапы урока

Время

Приложение

II. Повторение и

актуализация знаний


3 минуты

Этот этап позволяет повторить учащимся основные понятия, изученные ранее: окружающий мир, живая и неживая природа, признаки отличия живых организмов от неживых, приводя примеры неживых природных тел, создано руками человека. Все эти темы должны быть хорошо усвоены учащимися, поэтому вопросы задаются в режиме блиц - опроса с одновременным оформлением схемы на экране.



Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Начнём с блиц - опроса по изученным темам:

  • Все, что находится вокруг нас, называется…

  • Окружающий мир делится на 2 группы…

  • Природа делится на…

  • Назовите примеры живой природы.

  • Назовите примеры неживых природных богатств.

(Слайд 1)

- окружающий мир.

- природа и всё, что сделано руками человека.

- живую и неживую.

- животные, растения, человек, бактерии, грибы.

- воздух, вода, почва…

Этапы урока

Время

Приложение

III. Постановка проблемы и актуализация знаний

5 минут

На данном этапе урока перед учащимися поставлена проблема, которую им придётся самостоятельно разрешать. Дети делают выводы, определяют тему, сами составляют план урока, что побуждает их к творческой деятельности. При выдвижении гипотез принимаются во внимания любые предположения детей, главное их обоснованность. Неверные гипотезы отвергаются самими детьми.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Вы любите разгадывать загадки? Давайте проверим вашу смекалку.

Без крыльев, а летает,

Никто ее не бьет, а плачет.
Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.


Зимой и летом

Одним цветом.
Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.
(По мере отгадывания загадок на экране появляются слова-отгадки)

(Слайд 2)
- Назовите первую букву в каждом слове.

(Слайд 2)

- Прочитаем получившееся слово…
- Когда вы слышите слово «тело», что вы представляете? Какое значение у этого слова?

- Где мы можем найти ответ на наш вопрос?
- Знаете ли вы, что у этого слова есть еще одно значение, оно-то и будет интересовать нас сегодня.

- Как мы получили слово «ТЕЛА»?

- Что обозначают слова-отгадки? Можем ли мы эти объекты назвать одним общим термином?

- Каким? Докажите.
- Значит, телами называют…

- Вы догадались, какая сегодня тема урока.

- На какие вопросы вы хотите получить ответ в течение урока?
- Значит, мы с вами становимся исследователями, а наша классная комната превращается в лабораторию. Кто может объяснить, что означает это слово?

(Слайд 3)
- Напомните, пожалуйста, правила работы в группах и парах.

- Итак, приступим к работе.

Учащиеся разгадывают загадки.
Туча

Лягушка


Ель

Автобус

-Т,Е,Л,А.
- Тела.
- Тело человека, животного.
- Нам поможет словарь.

(Один ребенок читает статью в словаре)

- Составили слово из первых букв слов-отгадок.
- Можем.

- Это объекты окружающего мира.
- все предметы, которые нас окружают.

- Сегодня мы будем изучать ТЕЛА.

- Узнать, чем похожи и чем различаются тела.
- Специальное помещение для опытов.

Внимательно слушать товарища

Не шуметь, не мешать друг другу;

Выполнять аккуратно все задания.


Этапы урока

Время

Приложение

IV. Поиск решения проблемы

8 минут

Этот этап один из самых творческих. Здесь используется технология проблемного урока. Учащиеся сами добывают знания, необходимые для разрешения проблемы.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

- У вас на столах по 3 стакана.

- Что находится в стакане №1?

- Назовите общее свойство этих объектов.

- Что находится в стакане №2?

- Назовите общее свойство этих объектов.

- Что находится в стакане №3?

- Ваши мнения разделились. Кто же прав? Проверим.

Возьмите пакеты и зажмите их рукой у верхнего края.

- Что вы видите? Что в пакете? (учитель выполняет задание вместе с учениками)

- А что у вас в стакане №3? Как проверить?


- Как вы думаете, намокнет ли салфетка, прикрепленная ко дну стакана, если стакан опустить в воду к верху дном?

- Почему салфетка осталась сухой?

- Так что находится в стакане?

- Воздух жидкий или твердый?

- Невидимые тела это газы.

- Какие бывают тела?

- Попробуем уточнить тему нашего урока.

- Мы ответили на вопрос, чем схожи и чем различаются тела?


- Камни, деревянные бруски, ракушки.

- Они твердые.

- Вода, молоко, сок, жидкость.

- Они текут. Это жидкости.

- Ничего, он пустой, воздух.

- Пакет надулся, там воздух.
- Воздух.
Опыт демонстрирует подготовленный ребенок: подходит к столу учителя, где стоит прозрачная миска с водой.

- Конечно, намокнет.

Опускает стакан в миску.

- Воздух не дал намочить салфетку.

- Воздух.

- Не жидкий и не твердый, он другой.
- Твердые тела, жидкости и газы.
- Твердые тела, жидкости и газы.

- Ответили, но не полностью.

Этапы урока

Время

Приложение

V. Физпауза

2 минуты

Этот этап позволяют учащимся отдохнуть, в очередной раз сменить вид деятельности, выполнить физические упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Давайте поиграем. Представьте, что вы на морском берегу.


Учащиеся играют.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!


Этапы урока

Время

Приложение

VI. Поиск решения проблемы.

Работа с учебником

8 минут

Дети продолжают добывать знания, необходимые для разрешения проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Напомните, пожалуйста, на какой вопрос мы хотим найти ответ?

Опыт 1.

- Попробуем сжать твердое тело. Покажите результат сигнальной карточкой.

(На доске размещена таблица о свойствах тел, которая заполняется по мере проведения опытов).

- Попробуем сжать жидкость. Какой предмет вам поможет?

- Попробуем сжать газ.





Сжимается

Есть постоянная форма

Строение

(молекулы)

Твердые тела

V


V




Жидкости

V


V




Газы

V


V





Опыт 2.

- Проверим, как ведут себя тела в сосудах различной формы.

- Положим твердое тело в сосуды №1, №2, №3. Его форма изменилась?

(Слайд 4)

- Нальем жидкость в сосуды №1, №2, №3. Ее форма изменилась?

(Слайд 5)

- Определите форму газа, который находится внутри шарика, мяча, стакана.

- Если проколоть шарик, какую форму примет газ?
- Почему же так происходит? Почему твердые тела не текут, жидкие не могут сохранять свою форму, а газы занимают все помещение, весь объем?

- Оказывается, все тела состоят из очень маленьких частиц, которые называются молекулы. (Слайд 6)

Но в каждом теле молекулы располагаются по-разному. Как именно?
- Может, изображению на экране вам поможет объяснить, в чем кроется секрет различных тел. (Слайд 7)

- Теперь вы знаете, как устроены тела. Пользуясь изображением (Слайд 8) объясните, почему не удалось сжать твердые тела и жидкости.

- Почему получилось сжать воздух в шприце? (Слайд 8)

- Попробуем изобразить расположение молекул в твердом теле, жидкости и газе с помощью магнитов.

- Чем похожи и чем различаются тела.
- Твердое тело не сжалось.

Учащиеся проводят опыты самостоятельно и показывают результат сигнальной карточкой: да - зеленая, нет - красная.

- Нам поможет шприц. Жидкость не сжимается.

- Газ удалось сжать.

Результаты опытов наглядно представляются сигнальными карточками и цветными магнитами в таблице на доске.

- Нет, форма твердого тела не изменилась. Оно сохранило свою форму.
- Жидкость той формы, что и сосуд, в котором она находится. Своей формы не имеет.
- Форма овала, шара, стакана.

- Газ примет форму кабинета. Своей формы не имеет.
- Наверное, секрет прячется внутри тел…

- ……(Предположения детей)

- ……В твердом теле молекулы расположены близко друг к другу. В жидкостях молекулы не так крепко соединены и дают возможность перемещаться из одного положения в другое. В газах молекулы и вовсе не соединены друг с другом, поэтому легко разлетаются в разные стороны.

- Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке сжать жидкости (даже на малую величину) начинается деформация самих молекул. Для этого нужны очень большие силы. Этим и объясняется то, что жидкости не сжимаются.

- В газах расстояние между молекулами во много раз больше размеров самих молекул. Газы легко сжимаются, при этом уменьшается среднее расстояние между молекулами, но молекулы не сдавливают друг друга.
Учащиеся при помощи 10 магнитов изображают расположение молекул в твердом теле, жидкости и газе.

Этапы урока

Время

Приложение

IX. Итог урока

2 минуты

На этом этапе урока происходит разрешение проблемного вопроса. Учащиеся дают самооценку работе на уроке, что особо ценно. При оценивании учитель пользуется помощью учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- К каким выводам вы пришли, глядя на таблицу?

(Слайд 9)

- Почему люди занимаются исследованиями?
Самооценка

- Отметьте на оценочном листе условным знаком, понравилось ли вам быть исследователями.

Оценка

Учитель оценивает и благодарит за работу каждого ребёнка.


-Окружающий мир состоит из разных тел. Тела обладают разными свойствами.

- Чтобы открывать новые знания и использовать их в жизни.

На оценочном листе ребята оценивают свою работу.

Этапы урока

Время

Приложение

X. Рефлексия деятельности


3 минуты

Этот этап позволяет детям осмыслить свою деятельность на уроке, разобраться в своих пристрастиях на данном уроке и отдохнуть

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Детям предлагаются коробочки с разноцветными цветами: жёлтыми, синими.

- Кому на уроке больше понравилось быть лаборантом, прикрепляют жёлтые цветы, исследователями – синие.

Учащиеся выходят к доске и оценивают себя.

- Очень приятно, что среди нас есть много любознательных исследователей. На следующем уроке мы продолжим изучение свойств различных веществ.

Учащиеся выходят к доске, выбирают цветок и

прикрепляют его.

Этапы урока

Время

Приложение

XI. Домашнее задание


1 минута

На данном этапе используется творческий подход к заданию домашней работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выполнить задания в рабочей тетради на с. 50.

Задание по желанию: подготовьте загадки о жидкостях, газах.

Ученики отмечают задание в тетради.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconУчебники русского языка, математики, окружающего мира, литературного...
Бакулина Лариса Владимировна, учитель начальных классов мкоу «Москаленская сош№3»
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Игнатьева Ирина Николаевна, учитель начальных классов гоу сош №1301 вао г. Москвы
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconИсследование в 5 классе, Басова Жанна Васильевна, учитель музыки мбоу «сош п. Искателей»
«Волшебник и музыкант» (урок-исследование в 5 классе), Басова Жанна Васильевна, учитель музыки мбоу «сош п. Искателей»
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconБерестова Станислава Казимировна учитель начальных классов Опытный...
Балакшина Валентина Васильевна квалифицированный педагог. Высшее образование. Окончила филологический факультет Калининградского...
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconУрок окружающего мира, 3 класс Дунаева Светлана Александровна учитель...
Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в группах, умение договариваться
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconКонспект урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне....
Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconУрок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова»
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1)
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconУсловия прорастания семян
Чухрий Вера Васильевна, учитель биологии моу сош №9 городского округа город Буй Костромской области
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Баранцева Оксана Васильевна, учитель начальных классов моу «сош №3» города Комсомольска-на-Амуре
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconМусафирова Рита Евгеньевна учитель начальных классов моу сош №8,...
Автор: Мусафирова Рита Евгеньевна – учитель начальных классов моу сош №8, г. Радужный, хмао – Югра
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconУрок №18 Савинкова Светлана Анатольевна Учитель начальных классов...
Учитель начальных классов мбоу «сош №92 с углубленным изучением отдельных предметов» Кемерово
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconКонспект урока окружающего мира учителя начальных классов маоу «Самковская...
Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность...
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс icon«Стихотворение И. С. Никитина “Утро”» Алла Васильевна Рослякова,...
С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки! Улыбнитесь друг другу!
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconИсследование как универсальный способ учебной деятельности младших...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297 г. Москвы Урок исследование окружающего мира, 1 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск