Скачать 190.06 Kb.
|
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеклассной работы"Бакулина Лариса Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Москаленская СОШ№3» Форма проведения: урок-импровизация. Цели и задачи:
Оборудование: учебники русского языка, математики , окружающего мира, литературного чтения(1-4 класс ОС «Школа2100»), презентация, рабочие листы. План:
Ход мастер-классаШаг 1. Обоснование актуальности темы.(Приложение. Слайд 1) В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками. Научно-исследовательская деятельность учащихся является не столь новой, но востребованной формой обучения, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию у школьников мотивации к получению знаний. Данный вид деятельности распространён в основном в старших классах, но, по моему мнению, её основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы. Осуществлять это можно разными способами: через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке. Авторы комплекта УМК «Школа 2100», по которому работаю я, важное место уделяют проектной и исследовательской работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме. Интересно использование исследовательских методов при проведении таких уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. При правильном ведении учителем беседы, постановке проблемных вопросов, проблемном изложении учебной информации повышается уровень исследовательской активности учащихся. Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь его в атмосферу поиска. Исследовательская деятельность помогает раскрыть индивидуальные особенности детей, даёт им возможность применить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Результаты исследовательской деятельности допускают любые варианты оформления: защита реферата, участие в научно-практической конференции, концерт, выступление с докладом на уроке, написание статьи, публикация в школьной прессе. (Слайд 2) Шаг 2. Система занятий мастера.При организации учебного исследования младших школьников на уроках и во внеурочное время я обычно включаю такие основные элементы: (Слайд 3)
Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся: (Слайд 4)
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Обратимся к схеме проведения исследования. Она выглядит следующим образом: (Слайд 5)
Занимаясь этой темой, я выделила несколько важных моментов, необходимых для успешной исследовательской работы. Необходимо развивать в детях творческое мышление. Для развития творческого мышления можно использовать вербальные и невербальные задания, предложенные Савенковым А.И. и учителями, работающими по данной теме. Невербальные задания. (Слайд 6) Склеивание (агглютинация). Детям предлагается сделать аппликацию из разноцветных геометрических фигур, изобразив то, что придумать кроме него не может никто. Назвать получившегося героя и исследовать его возможности. Нарисуйте несуществующее животное, с новыми необычными свойствами, соединяя различные части животных. Аналогии. Нарисуйте предмет, похожий на жука. Расскажите о его свойствах. На что похожи эти кляксы? Сконструируй дом, который мы бы построили в пустыне, в горах, на море и т.д. Акцентирование. Отметь отличительные черты старинных автомобилей. Что можно увидеть в круге? Типизация (внимание). Сложи в несколько раз листок и вырежи из него снежинку. Какая из них больше похожа на настоящую – т.е. более типична? Этот прием является основным в художественном творчестве. Вербальные задания. (Слайд 7) Сочини про любой предмет сказочную историю. Придумай сказку с новыми сказочными героями. Придумай предложения со словами: вечер; книга; мир; свет; стол; облака. Составь рассказ, продолжив первое предложение или используя последнее. Найди как можно больше способов использования предметов. (Например, газета.) Придумай свои небылицы. Исследовательская деятельность учит детей ставить проблемы, выдвигать гипотезы, проводить простейшие опыты и эксперименты. Благодаря совместной работе с ребятами в кабинете удалось создать коллекцию и составить «определители» по темам:
Ребята составляют коллекции, готовят небольшие сообщения и выступают с ними перед одноклассниками и родителями. Наиболее адаптирован для проектной деятельности предмет «Технология», где деятельность учащихся представлена этапами, напоминающими работу над проектом в сфере производства: выбор модели и конструкция изделия, разработка технологии изготовления, дизайн-анализ, экологическое и экономическое обоснование и др. Часто исследовательская работа, начатая на уроке, имеет развитие и во внеурочное время. Обычно это уроки литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, ОРКСЭ, Предмет ОРКСЭ мною вёлся 1 год, но я вижу в этом предмете огромный потенциал для ведения в рамках предмета исследовательской работы. По завершению каждого раздела учебника, предусматривается защита пректа.. Исследования, даже небольшие, можно проводить на каждом уроке открытия новых знаний.. Например, вот как моим классом была проведена исследовательская работа по теме «Когда и как появилось в русском языке слово матрёшка ». Идея данной исследовательской работы возникла случайно. Изучая на уроке русского языка словарное слово, заинтересовались историей его возникновения. Далее в разговор вступили почти все ученики: кто- то выдвинул версию, что это слово произошло от названия русской игрушки, другой ученик предположил, что это связано с именем Матрёна. Возникла проблема: когда и как появилось в русском языке слово матрёшка Так и началась исследовательская работа по решению данной проблемы. Презентация «Как и когда появилось в русском языке слово «Матрёшка?» (слайд 8) (Слайд 9) Результаты исследовательских работ оформляются в форме сочинений, рисунков, стихов, отчетов, выступлений перед родителями и учащимися школы. А вот как ученица проявила свои творческие способности по этой же теме.(рисунки матрёшек) Ещё с учащимися были проведены долгосрочные исследования, как продолжение уроков:
Основными условиями успешности развития исследовательских навыков младших школьников является:
Приведу пример исследовательской деятельности на уроке. Шаг 3. Имитационная игра.(Работа с участниками семинара.) Работа по УМК «Школа 2100» требует от учителя готовности организовать исследовательскую работу школьников практически на каждом уроке. Так построены учебники. Такие исследования на уроках есть в любом УМК, просто учителю надо самому научиться «видеть», что можно исследовать на конкретном уроке. Сейчас предлагаю вам принять участие в исследовательской работе на уроке. Окружающий мир. (3 класс) Тема: «Экосистема болота».
Урок русского языка Тема: Учимся выбирать разделительный знак: Ъ или Ь . (2 класс)
Урок литературного чтения (4 класс) Тема урока: «Путешествие в лето 1831 года. Как писать для детей?»
Шаг 4. Внеклассная деятельность.Кружок «Мои первые проекты». Я познакомилась с методикой А.И. Савенкова по данной теме, провела диагностику учащихся с целью формирования целевой группы для обучения их методом исследовательской деятельности. В результате, в группу вошли 10 человек из 2 класса. В целях информационной поддержки для учащихся были организованы занятия по компьютерной грамотности, тренинги психолога по коммуникативности, библиотечные уроки по работе с литературой, справочниками, энциклопедиями. В то же время и я сама занималась более углубленным изучением информации по вопросу учебных исследований, диагностике и обработке результатов. Темы и методы исследования учащиеся выбирали по своему желанию из предложенных. Сначала по теме работали по 2-3 человека, затем многие стали работать индивидуально, вышли со своими работами за пределы класса, школы. В течение трёх лет дети успешно защитили целый ряд проектов. Назову лишь некоторые из них: «Почему вымерли динозавры», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Как мы говорим», «Война 1812 года», «Игры наших бабушек», «Кем были мои предки», «Вред курения». Один раз в неделю группа собиралась вместе и все участники обменивались мнениями, я отвечала на их вопросы, направляла их исследовательскую деятельность. После работы я вновь провела диагностику и она показала рост всех характеристик на 5-10%, инициатива стала переходить от учителя к учащимся, они сами стали предлагать темы новых исследований. В нынешнем наборе учащих работу в кружке начала с 1 класса. Считаю, что это даст возможность расширить кругозор и сболее ранних сроков готовить к исследовательской деятельности. Работа с детьми предыдущих наборов уже дала результаты: 2007г. – пятеро учащихся стали победителями районного конкурса «Воспитанник года» (Ничипуренко Павел, Агафонова Алина, Федотова Евгения. Файгелева Светлана, Репетун Алёна) 2008г. – трое учащихся выступили на районных этических чтениях: Файгелева Света – III место Федотова Женя – III место Ничипуренко Павел – IV место. 2009г. – двое учащихся приняли участие в районной НПК: Макишева Зарина – I место Агафонова Алина – дипломант. Агафонова Алина - призёр областной конференции по патриотическому воспитанию с темой «Судьба России отдана». Четверо учащихся – призёры районных этических чтений: Агафонова Алина «История моей семьи» -I место Макишева Зарина «Дружба» - I место Федотова Женя «Этические понятия добро и зло» - II место. Файгелева Света «Современность и этикет» - дипломант 2011г. – три учащихся приняли участие в районной НПК: Кнор Дмитрий – 2 место Демиденко Иван, Гуриненко Владислав – дипломанты. 2012г. – четверо учащихся приняли участие в районной НПК: Кнор Дмитрий – 1 место Демиденко Иван, Гуриненко Владислав, Мищенко Лика – дипломанты Кнор Дмитрий – призёр регионального этапа НПК 2013г. – четверо учащихся приняли участие в районной НПК: Кнор Дмитрий – 1 место Гуриненко Владислав – 2 место Демиденко Иван, Сафронова Алла – дипломанты Кнор Дмитрий – победитель регионального этапа НПК В заключение мне хотелось бы отметить, что совместная работа педагога, родителей и детей дала положительные результаты: активизацию познавательного интереса учащихся, повышение их интеллектуального уровня и творческого потенциала. Успехи моих учеников – это и мои успехи. Дерзайте, и пусть ваши ученики всегда будут успешными. Шаг 5. Рефлексия.В качестве рефлексии прошу выполнить один вид работы. Это метод незаконченного предложения: Исследовательская деятельность младших школьников – это ... . Основная сложность организации исследовательской деятельности младших школьников в ... . Поделиться… |
Уроки русского языка, математики, литературного чтения, где были... В рамках проекта «Мнемотехника как способ развития различных видов памяти младших школьников» были проведены уроки русского языка,... | Урока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала... Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс | ||
Конспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, 1класс | ||
Тематическое планирование интегрированных уроков окружающего мира... Знакомство с русскими историками Татищевым, Карамзиным, Костомаровым (чтение книги Ишимовой «История для детей») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Диск с презентациями для уроков математики, русского языка и чтения «Мастер – класс» | ||
Рабочая программа уроков русского языка, литературы, математики,... Тип программы, полное название (примерная предметная рекомендованная мо рф, модифицированная, авторская, с указанием автора или составителя,... | Урок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день» Тип урока: Интегрированный урок изобразительного искусства, окружающего мира литературного чтения и музыки | ||
Компетентностные задачи на уроках литературного чтения и окружающего мира Информационный блок может быть представлен в виде текста, системы знаков (условных обозначение), таблицы, диаграммы, графика, рисунка.... | «Жильцы моего дома» Творческие работы учащихся по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка и литературного чтения | ||
Урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение... Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4 | Российской федерации В ходе изучения курса студенты приобретают знания об основных понятиях теории речевой коммуникации, о структуре национального языка... | ||
Русский язык и культура речи Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка | Программа дисциплины «История русского литературного языка» Программа дисциплины «История русского литературного языка» разработана доцентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических... | ||
2. Условия возникновения, формирования и становления опыта Проблема: «Формирование речевой культуры младших школьников в процессе проведения нестандартных уроков литературного чтения и русского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения» |