Скачать 85.45 Kb.
|
Бутакова Елена Петровна, МКОУ Кетовская СОШ имени контр-адмирала Иванова В.Ф., учитель начальных классов, 1 квалификационная категория Классный час, 3 класс Добро творящий творит Жизнь Время: 30мин. Цель: - Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
Задачи: - учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость; - воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим; - развивать творческие возможности детей. Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска) Материалы для детей: цветные карандаши, ножницы, клей, шаблоны сердечек, рисунок Дерева Доброты. Медиаматериалы: песня А.Калягин «Если добрый ты», минусовка «Песня для народов», презентация «Сказка», презентация «Урок доброты» Конспект занятия Орг. момент. - Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости. - Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. - Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос. В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать шалости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой, обожженною солнце достать И подарить его людям. (С. Островой) ( Слайд 2) Ознакомление с темой. Беседа. Творческие задания. - Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают) - В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так: « Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». (Слайд 3) А какие родственные, однокоренные слова вы можете подобрать к слову ДОБРО? (слайд 4) 1 чтец: В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас Добрый день и добрый час, Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. И откуда спросишь ты, В доме столько доброты? 2 чтец: Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро! -Доброе утро! - Солнцу и птицам! -Доброе утро! - Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера. (Н Красильников) - Не зря говорится в пословице «Доброе слово и кошке приятно». пословицы о добре и зле. А что гласит о доброте народная мудрость? Какие же вы нашли пословицы и поговорки и как их понимаете? Учись доброму - плохое на ум не пойдёт. Про доброе дело говори смело. Жизнь дана на добрые дела. Доброе слово лечит, а злое – калечит. Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя. Не одежда красит человека, а его добрые дела. В ком добра нет, в том и правды мало. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. Сумел провиниться, сумей и повиниться. -А какие пословицы вы еще знаете? Поиграем в игру «Составь пословицу» Начало пословицы, написаны на карточке (на доске), дети должны продолжить её: (найти остальную часть и прикрепить на доску) Один за всех - ….. Нет друга ищи, а….. Не одежда красит человека, а………… Вопросы и задания для беседы: - Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти. (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.) (Слайд 5) Слайды 6 – 18 Слушаем сказку. Даром ни одно доброе дело не пропадает. А.Неелова Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка. Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой: - Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему. - Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки. - Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: - Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней. И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи. - Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам. - Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек. - И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю. Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать. Вопросы и задания к сказке: • Почему капелька пожалела крестьянина? • Какими качествами должен обладать хороший земледелец? • Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток? (Слайд 19) - Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам. (Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.) (Слайд 20) Разыгрывается сценка между мамой и сыном. (слайд 21) Сын: Я как-то в дом принёс щенка Бездомного бродягу, Чтоб подкормить его слегка, Голодного беднягу. Мама: «Ну, что ж – сказала мама, - пусть Он поживёт немножко. В глазах его такая грусть! Найдётся супа ложка». Сын: Я во дворе нашёл потом Котёнка чуть живого Его принёс я тоже в дом, Сказала мама снова… Мама: «Ну, что ж – она сказала, - пусть Он поживёт немножко. В глазах его такая грусть! Найдётся каши ложка». Сын: Я под гнездом нашёл птенца, Над ним вороны вились. Я спрятал в шапку сорванца, Мы с ним домой явились. Мама: «Ну, что ж – сказала мама, - пусть Он поживёт немножко. В глазах его такая грусть! Найдётся хлеба крошка». Сын: Однажды я нашёл ежа, Ужа и черепаху, И заяц в нашу дверь вбежал, Наверное, со страху. Мама: Сказала мама: «Пусть живут! В квартире так чудесно, А если потесниться тут И нам найдётся место».
Слайды 22, 23 Творческое задание «Дерево Доброты». Работа с «волшебными» словами и приветствиями. - Добрые слова мы говорим в приветствиях, пожеланиях друг другу. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными». - Перед вами Дерево Доброты, которое поможет вспомнить волшебные слова и приветствия. (Работа в группах: дети на маленьких сердечках пишут волшебные, добрые слова, приветствия и приклеивают к веточкам дерева). - Какие деревья вы вырастили? (Каждая команда демонстрирует своё «выращенное» дерево.) Слайд 24 Задание «Дерево Добрых Дел» - Вспомните и расскажите о своих добрых делах. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.) - Каждый из вас может «посадить» (нарисовать на листе) Дерево Добрых Дел у себя дома и время от времени добавлять к нему новые сердечки – плоды. Слайд 25 Итог занятия - Скажите, для чего доброта нужна каждому человеку? Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:
Ибо никто не властен над твоим добром. Ш.А. Амонашвили Слайд 26 Перед тем как нам расстаться И уйти всем по домам, Хочется мне попрощаться, Пожелав при этом вам, Чтобы добрыми вы были, Слов волшебных не забыли, Чтобы добрыми словами Говорили вы с друзьями. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра. Олимпиада (электронный дневник) По рассказу В.В. Чаплиной «Дружба»
Используемая литература 1. А. Лопатина, М. Скребцова НАЧАЛА МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 304 с. - (Серия «Образование и творчество»). 2. http://www.gramota.ru/ 3. http://pedsovet.su/load/ 4. http://www.zanimatika.ru/ 5. http://www.proshkolu.ru/ 6. http://www.solnet.ee/ |