Скачать 145.91 Kb.
|
Проблема, над которой я работаю - «Развитие интереса у учащихся к изучению информатики». 1. Классная работа Очевидно, что обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось бы заставлять их усвоить материал. Предмет «Информатика», с одной стороны, находится в более выгодном положении, нежели другие школьные предметы, так как использование на уроках компьютера само по себе уже привлекательно для ребят. Но, с другой стороны, многие ученики связывают компьютер исключительно с играми, а детей нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для рабочих. Кроме того, даже на уроках информатики ученикам приходится воспринимать «сухую», ненужную, на их взгляд, теорию. В начале своей педагогической деятельности я считала, что для привлечения учащихся к изучению информатики достаточно изложить материал так, чтобы ученику он был понятен и занимателен. Тогда учиться он будет охотно. Поэтому для решения поставленной проблемы я старалась доступно, образно, эмоционально изложить материал на уроке, а чтобы меньше времени на уроке уходило на запись под диктовку теоретического материала (учебников по информатике учащиеся не имеют), разработала методическое пособие «Конспекты уроков по информатике». В этом курсе подробно рассмотрены все уроки по информатике в 10 классе (приложение 1). Однако, детям повторять чужие фразы не интересно, им интересно творить. Именно по этому на уроках стала применять различные методы обучения, стимулирующие самодеятельность, дающих учащимся возможность для самовыражения. Например, использование такого метода обучения как беседа способствует глубокому пониманию, лучшему усвоению и длительному запоминанию. Особенность этого метода основывается на общении, дискуссии, создании спорных ситуаций. Этот метод я использую при изучении теоретического материала. Например, таких тем как, информация и информационные процессы в живой и неживой природе, компьютерные сети, защита информации в сетях, компьютерные вирусы, правовая охрана интеллектуальной собственности (приложение 2). Активность ученика проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Все это развивает стремление к знаниям. Например, самостоятельная работа при изучении новой темы. Так, например, использование на уроках мультимедийных дисков «Вычислительная математика и программирование», «Работа в Windows», «Текстовый редактор Word», «Алгоритмика». Здесь имеется как теоретический материал, так и практикумы. После прохождения каждой темы имеются контрольные работы и тесты (приложение 3). Среди самостоятельных исследовательских работ по информатике применяю следующие: доклады (рефераты) (приложение 4); проекты с применением современных информационных технологий (презентации) (приложение 5). При использовании деловых игр процесс обучения становится более творческим, увлекательным. Активность учащихся в деловых играх проявляется так ярко, что сама обстановка деловой игры заставляет ее участников быть активными. Главная особенность деловой игры – наличие ситуации или имитационной модели, которая представляет технологию производства каких-либо работ (заключение договора, составление плана работы и т.д.). В любой деловой игре имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например строительной фирмы, компьютерной фирмы и т.д. Могут имитироваться события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) (приложение 6). При выполнении практических заданий за компьютером, как на уроках информатики, так и на уроках технологии, стараюсь подобрать задания из какой-либо сферы профессиональной деятельности. Большой интерес ребята проявляют к творческим работам, которые провожу после изучения каждого раздела. Например, при завершении изучения текстового редактора ребята выполняют задания: подумать руководителем какой организации или предприятия вы хотели бы стать и составить краткий бизнес-план вашего предприятия или организации. Кто-то открывает авто магазин или автосервис; кто-то из ребят выбирает руководство промышленным предприятием; кто-то пытается сам составить смету расходов на ремонт школы. Но главное они все заинтересованы в этом (приложение 7). В деловых играх для школьников имитационная модель представляется в упрощенном виде, не затрагивает мелочи, которые важны для профессионалов, чтобы не отвлекать внимание учеников на несущественные вопросы. При изучении электронных таблиц Excel составляю задания также из различных областей профессиональной деятельности: составление электронной книги «Зарплата»; анализ продажи компьютерной техники; мы идем на пикник; расход материала на ремонт комнаты, учет материала на складе и др. (приложение 8). Одной из проблем при изучении курса информатики является разный уровень знаний ребят. У кого дома есть компьютер, им не составит труда выполнить задание (справляются очень быстро), а кто никогда еще не работал за компьютером, осваивают его очень медленно. В таких случаях стараюсь составить здания разных уровней сложности (приложение 9). Контроль теоретических знаний учащихся происходит в форме фронтального опроса, проверки домашнего задания, тестирования по разделам курса. Контроль практических умений и навыков происходит путем проверки индивидуальных заданий, выполняемых учащимися на компьютерах Ребятам нравится такой метод контроля знаний как тестирование. В специальной тестовой оболочке заранее готовлю вопросы теста, задаю критерии оценок. При завершении тестирования результат появляется на экране – полученная оценка (приложение 3). Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. Персональный компьютер помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса (приложение 3). Таким образом, привлечение учащихся к изучению информатики, с моей точки зрения возможно при использовании следующих методов: 1) развитие самодеятельности в освоении теоретических основ предмета; 2)внедрение научного подхода к изучению материал; 3) введение творческих заданий 4) использование игровых методик для закрепления, повторения, коррекции и проверки изучаемого материала (приложение 10, 11). 2. Внеклассная работа Проблема «Привлечение интереса к изучению информатик» также рассматривается мною и при организации внеклассной работы. 1. Проведение «Кружка по информатике». Этот кружок посещают учащиеся 7-9 классов, т.е. те, кто не изучает информатику. Программа кружка рассчитана на 34 часа (приложение 12). Кружок проводится 2 раза в неделю по 2 часа. В этом курсе рассматриваем с учащимися такие разделы информационных технологий, как работа в ОС Windows, текстовый редактор Word, начальные понятия об электронных таблицах Excel, в данном курсе ребята знакомятся с основами компьютерной графики (Paint, создание рисунков в Word). Завершается курс зачетным занятием, где ребята должны показать свой уровень знаний по пройденному материалу. При проведении занятий в кружке большее внимание уделяю практическим навыкам работе на компьютере. Задания для практических работ стараюсь пополнять опорными картами, в которых описывается вся последовательность действий выполнения задания (приложении 13). 2. Работа в сети Интернет. В результате современного этапа развития Интернет происходит расширение культурного, гуманитарного кругозора человека. Интернет несет в себе большой потенциал образовательных услуг. Образовательные услуги призваны удовлетворять потребности пользователя в различных сферах и аспектах образования, образовательной деятельности. Помимо этого Интернет еще является и хорошей возможностью рекламы образовательного учреждения. Работа над проектом, связанным с созданием сайта были предложена ученикам старшего звена в 2004 году. В процессе разработки сайта предполагается достижение следующих целей: развитие творческих способностей учащихся; развитие навыков самостоятельной работы; умение работать в коллективе. В процессе работы над проектом учащиеся познакомились с различными принципами и формами представления и размещения информации на сайте, изучали технологии, с помощью которых создаются сайты. Для работы над проектом учащиеся объединяются в группы, каждая из которых на определенном этапе работает в качестве: менеджера проекта (концепция сайта, его информационно-содержательное наполнение, структура размещения информации, реклама сайта и т.д.), web-программиста, web-дизайнера. Этапами работы над проектом являются следующие: выбор темы, разработка концепции сайта, определение структуры размещения информации, названия рубрик, страниц и т. д., разработка дизайна сайта (цветовая схема, логотип, эффекты и т. д.), отбор информации для размещения на сайте, выбор технологий и инструментов для создания сайта, конструирование и отладка сайта, размещение в Интернете, сбор отзывов и окончательная доработка сайта, защита проекта. Сайт школы был разработан в ноябре 2004 года. В декабре 2004 года сайт школы был размещен на бесплатном сервере www.newmail.ru. В данное время на этом сервере размещена неполная версия сайта www.school9.newmail.ru. В этом году официальная версия сайта школы была размещена на сайте администрации г. Новочебоксарск. Наша школа второй год участвует в конкурсах «Лучший сайт муниципального образовательного учреждения». В этом году приняли участие в городском конкурсе «Лучший сайт образовательного учреждения» и занятии I место (приложение 14). В прошлом году были участниками республиканского конкурса сайтов среди общеобразовательных, профессиональных учебных заведений. Для обновления страничек сайта привлекаются учащиеся 10-11 классов, которые входят в Совет старшеклассников. Ребята с большим увлечением занимаются этой работой. Проводим опросы среди учащихся старших классов «Что бы вы хотели увидеть на сайте нашей школы». В соответствии с пожеланиями учащихся стараемся подбирать материал для обновления страничек. 3. Работа с учителями предметниками. На современном этапе развития отечественного образования особую значимость приобретает научное направление, связанное с совершенствованием педагогических технологий, использующих средства информационных компьютерных технологий для преподавания общеобразовательных предметов. Использование компьютерных программ, являющихся электронными учебниками, ориентировано на поддержку традиционного курса обучения, что не отвлекает детей от школьного предмета, а скорее способствует развитию у ребенка повышенного интереса к нему. Так, например, уроки математики в 5-ом классе 2 раза в месяц проводятся в компьютерном классе. Ребята заинтересованы в результатах своего труда, т.к. происходит диалог учащегося с компьютером (приложение 15). В обучении предметных дисциплин должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации образования, внедрение компьютерных технологий. В декабре 2005 года проведен урок математики по теме «Построение графиков тригонометрических функций» (приложение 16). За последние годы существенно снизился возраст первого знакомства детей с компьютером, и значительно повысилась доля учащихся, знакомых с работой в Интернете. Поэтому нужно использовать в целях учебного процесса возрастающий интерес школьников к компьютеру не только на уроках информатики, но и на уроках по другим предметам, привлекать всех учителей школы к участию в процессе компьютеризации. В качестве направлений по обеспечению организационно-методической основы для применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе в нашей школе выделяем:
Приложение 1 Конспекты уроков по информатике (10 класс) Приложение 2 Урок информатики Класс: 11 – ые Тема: «Как устроен Интернет?» Приложение 3 Открытый урок по информатике Дата проведения: 6.12.2005 Класс: 11 Б Тема: «Условия в Паскале» Приложение 4 Темы для рефератов (10 класс)
Приложение 5 Урок информатики Класс: 10 –ые Тема: «Операционная система Windows» Приложение 6 Городской фестиваль методических идей учителей математики, физики и информатики. Дата проведения – 10 февраля 2005 года. Место проведения – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Новочебоксарск. Класс – 11-й. Приложение 7 Урок технологии (заключительный урок по изучению Word) Бизнес-план по созданию школьного сайта Разработан учеником 10 Б класса Пудовм Андреем Приложение 8 Задания для выполнения в табличном процессоре Excel Класс: 11- ые Приложение 9 Урок технологии Класс – 10-ые Тема: «Создание текстовых документов на основе шаблонов» Задания: 1 уровень сложности. Создать календарь с рисунком на 2006 год с использованием Шаблона. Заменить имеющийся рисунок на Картинку, содержащиеся в коллекции Office. Создать на основе шаблона Стандартная записка шаблон Докладная записка и на его основе создать текстовый документ О причинах невыполнения сроков экспертизы. Порядок работы:
2 уровень сложности. Создать на основе Шаблона Новый документ приглашение на научно-практическую конференцию. Сохранить шаблон под именем Приглашение. И на основе сохраненного шаблона Приглашение оформить три приглашения разным ученикам и сохранить в своей папке. ПриглашениеУважаемый(ая) ученик 10 Г классаИльин СтепанПриглашаем тебя принять участие в школьной научно-практической конференции. Конференция состоится 21.12 2005 г. в Актовом зале школы. Зам. директора по УВР С.В. Петров 3 уровень сложности. Создайте шаблон-форму Расписание занятий в школе. Сохраните форму под именем Расписание занятий. На основе этого шаблона создайте текстовый документ и заполните текстовые поля. Сохраните этот документ под именем Расписание занятий Порядок работы.
Приложение 10 Урок информатики Класс: 8 З (2005-2006 уч. год) Тема: «Системы счисления» Приложение 11 Урок информатики Класс: 5-ые (2005-2006 учебный год) Урок - игра: «Путешествие по островам клавиатуры» Приложение 12 Рабочая программа «Кружка по информатике» Приложение 13 Кружок по информатике Опорные карты (раздаточный материал) Приложение 14 Главная страница сайта МОУ «СОШ № 9» Приложение 15 Уроки математики Класс: 5 А Учитель: Бродовская Т.А. Приложение 16 Урок математики Класс: 10 А Тема: «Исследование графиков тригонометрических функций» |
Обзор цифровых образовательных ресурсов, рекомендованных Министерством... Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на... | ||
Юго западное окружное управление образования департамента образования города москвы Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на... | Курсовая работа Использование цор при изучении темы «Предел последовательности» в шкм Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с | ||
Дидактические единицы ( разделы, темы) Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Электронное средство учебного назначения «Вычислительная математика и программирование» | ||
Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование игровых технологий при изучении сложной темы помогает создать условия для успешного усвоения учебного материала. Работа... | ||
Темы вашего учебного проекта Синонимы и антонимы" в 5 классе на уроках русского языка, который предполагает углубление знаний детей при изучении этой темы, при... | Использование современных педагогических технологий на уроках английского... Все перечисленные методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика. Выше названные технологии применяю при... | ||
План-конспект Цель: создать смысловые и организационные условия для применения учениками комплекса знаний и способов деятельности при изучении... | Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» ... | ||
Правописание причастий и использование их в речи Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблемный диалог, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, фронтальная работа, использование... | ||
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей... Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей» | Реферат «прогулки по парижу» составитель: никольская в. В. Учитель... «Париж» как в классах с углубленным изучением предмета, так в общеобразовательных и при изучении французского языка в качестве второго.... |