Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики





Скачать 247.49 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по уд основы теории информатики
страница1/2
Дата публикации12.04.2015
Размер247.49 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2



Государственное управление образования Псковской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Рассмотрено на заседании кафедры

УТВЕРЖДАЮ

_______________________________ Заместитель директора

по учебной работе

«____» ________________

Протокол № ___________ Л.Е.Забейда

Заведующая кафедрой «_____» _________ 20

_________ _____________

подпись ФИО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ВЧ.06 Основы теории информатики
основной профессиональной образовательной программы

по специальности

050146 Преподавание в начальных классах
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Составитель: Гайдовская Ирина Александровна, преподаватель ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Опочка, 2013 год
Учебно-методический комплекс по УД Основы теории информатики составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины/ПМ, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «05» ноября 2009 г. № 535.
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) Основы теории информатики является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы теории информатики адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии).

СОДЕРЖАНИЕ


Наименование разделов

стр.

1. Введение

4

2. Образовательный маршрут

5

3. Содержание дисциплины

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Лабораторные работы

3.3. Практические занятия

3.4. Самостоятельная работа

5
-
-
6

4. Глоссарий

12

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

5.1. Текущий контроль

5.2. Итоговый контроль по УД/МДК

15

6. Информационное обеспечение дисциплины

17

  1. ВВЕДЕНИЕ


Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы теории информатики создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМК по дисциплине включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии экзамена).

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины, приведены в глоссарии.

По итогам изучения дисциплины проводится контрольная работа.

В результате освоения дисциплины Вы должны знать:

  • единицы измерения информации;

  • понятие алфавита и кода;

  • международные системы кодирования;

  • понятие системы счисления, ее разновидности;

  • правила перевода чисел в различных системах счисления;

  • понятие алгоритма;

  • виды алгоритмов;

  • свойства алгоритма;

  • понятие исполнителя алгоритма;

  • систему команд исполнителя алгоритма;

  • записывать алгоритмы с помощью блок-схем;

  • основные понятия теории графов;

  • виды графов;

  • основные понятия математической логики;

  • понятие логической функции;

  • логические законы и правила преобразования логических выражений;

  • принципы разработки алгоритмов;

  • преимущества и недостатки операционального подхода;

  • основы структурного подхода;

  • устройство машины Поста, состав команд;

  • принципы обработки информации;

дисциплины Вы должны уметь:

  • определять количество информации в различных видах сообщений;

  • производить кодирование – декодирование информации;

  • выполнять операции в двоичной системе счисления;

  • выполнять перевод чисел в различные системы счисления;

  • строить матрицы по графам, графы по матрицам;

  • составлять логические выражения и таблицы истинности.


Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия, которые проводятся согласно графику. Время проведения дополнительных занятий Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя.

В случае, если Вы пропустили занятия, Вы также всегда можете прийти на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий.


  1. Образовательный маршрут по дисциплине/МДК


Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

лабораторные занятия

-

практические занятия

-

Точки рубежного контроля

2

Итоговая аттестация

д\з



Желаем Вам удачи!


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ/МДК




    1. Краткое содержание теоретического материала программы.

Тема 1. Понятие и формы представления информации.

Введение в информатику. Понятие информации. Информация в реальном мире (различные уровни представления об информации, объективное и субъективное восприятие информации. Информационные системы. Информация и ее свойства (запоминаемость, передаваемость, преобразуемость, воспроизводимость, стираемость). Непрерывная и дискретная информация (носитель, сигнал, параметры сигнала, дискретизация непрерывной информации). Количество и единицы измерения информации (содержательный, алфавитный, вероятностный, объемный подходы).

Тема 2. Кодирование информации.

Абстрактный алфавит. Понятие алфавита, кода. Кодирование и декодирование (источник – кодировщик= сообщение (помехи) = декодировщик – приемник).Международные системы кодирования (Американский стандартный код обмена информацией – ASCII).

Тема 3. Системы счисления.

Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Преимущество использования восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в вычислительной технике.

Тема 4. Понятие алгоритма и его основные свойства.

 Понятие алгоритма. Свойства алгоритма (дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость).

Тема 5. Исполнители алгоритмов.

Понятие исполнителя алгоритма. Система команд исполнителя (СКИ).

Тема 6. Графы.

Основные понятия (граф, вершина, ребро, петля, ориентированный и неориентированный граф, связный и несвязный граф, маршрут, цепь, цикл, путь, дерево, лес). Представление графов (матрица смежности, достижимости, инцидентности).

Тема 7. Элементы математической логики.

Основные понятия математической логики. Алгебра логики. Логические выражения и таблицы истинности.

Тема 8. Логические функции.

Понятие логической функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений.

Тема 9. Элементы теории алгоритмов.

Принципы разработки алгоритмов. Операциональный подход: минимальные требования в отношении оперативной памяти компьютера, минимальное время исполнения алгоритмов. Недостатки – запутанная структура программы из-за команд условного и безусловного перехода; непонятность, ненадежность, трудность в отладке и модификации. Структурный подход: следование, ветвление, цикл, модуль.

Тема 10. Элементы теории автоматов.

Формализация понятия алгоритм. Постановка проблемы – может ли быть построен алгоритм, приводящий к решению задачи. Машина Поста. Команды и структура команд машины Поста. Машина Тьюринга. Нормальные алгоритмы Маркова. Рекурсивные функции.

Тема 11. Логические элементы.

Логические основы устройства компьютера. Понятие логического элемента компьютера. Структурные схемы логических элементов компьютера и их таблицы истинности.

Тема 12. Понятие математической модели

Понятие математической модели. Классификация математических моделей.

Тема 13. Моделирование как основной метод научного познания.

Этапы и цели математического моделирования. Информационная технология решения задач.



    1. Лабораторные работы (темы, содержание) – «не предусмотрено»




    1. Практические занятия (темы, содержание) - «не предусмотрено»




    1. Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)

Тема самостоятельной работы

Формы контроля

  1. Построение схемы обмена между системой и внешней средой.

проверка схемы

  1. Определение количества информации в текстовых сообщениях.

проверка решения задач

  1. Кодирование – декодирование текстовых сообщений

выполнение и сдача ЛПР

  1. Преобразование чисел из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему и наоборот

проверка задания

  1. Составление алгоритмов для исполнителя - робот.

проверка рабочих тетрадей

  1. Составление матриц по графу, построение графов по матрице, определение вида графа.

проверка рабочих тетрадей

  1. Составление логических выражений и таблиц истинности.

проверка конспекта и таблиц

  1. Решение задач на основе работы машины Поста.

проверка решения задач

  1. Написание рефератов «Машина Поста», «Машина Тьюринга».

защита реферата


Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

1.Требования к написанию реферата

  1. Требования к оформлению титульного листа.

В верхней части листа указывается название учебного заведения( в правом верхнем углу), в центре – тема реферата, ниже темы справа – Ф.И.О. обучающегося, номер группы, внизу – город

  1. Оглавление.

Следующим после титульного листа должно идти оглавление. Реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

  1. Основные требования к введению.

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его сложностью для изучения. А также в связи с многочисленными вопросами и спорами, которые вокруг него возникают. В этой части необходимо показать. Почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Введение должно содержать краткий обзор изученной литературы. Объем введения составляет не более 2-3 страниц.

  1. Требования к основной части реферата.

Основная часть реферата содержит материал, отобранный для рассмотрения проблемы. Средний объем основной части реферата 10-15 страниц. Материал должен быть распределен на главы или параграфы. Необходимо сформулировать их название и соблюдать логику изложения. Основная часть реферата кроме содержания, выбранного из разных источников, должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

  1. Требования к заключению.

Заключение – часть реферата, в котором формулируются выводы по параграфам или главам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения 2-3 страницы.

  1. Основные требования к списку литературы.

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названию сборников). Необходимо указывать место издания, название издательства, год издания.

Реферат должен быть предоставлен на рецензию не позднее, чем за неделю до защиты.
2. Кодирование – декодирование текстовых сообщений.

Цель: Познакомиться с различными кодировками символов, используя текстовые редакторы, выполнить задания в различных текстовых приложениях.

Правило цифрового представления символов следующее: каждому символу ставится в соответствие некоторое целое число, то есть каждый символ нумеруется.

Пример:

Рассмотрим последовательность строчных букв русского алфавита: а, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, й. к, л, м. н. о, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, в, э, ю, я. Присвоив каждой букве номер от 0 до 33. получим простейший способ представления символов. Последнее число - 32 в двоичной форме имеет вид 100000, то есть для хранения символа в памяти понадобится 6 бит.Так как с помощью шести бит можно представить число 26 - 1 = 63, то шести бит будет достаточно для представления 64 букв.

Имеются разные стандарты для представления, символов, которые отличаются лишь порядком нумерации символов. Наиболее распространён американский стандартный код для информационного обмена - ASCII [American Standard-Code for Information Interchange] введён в США в 1963г. В 1977 году в несколько модифицированном виде он был принят в качестве всемирного стандарта Международной организации стандартов [International Standards Organization -. ISO] под названием ISO-646. Согласно этому стандарту каждому символу поставлено в соответствие число от 0 до 255. Символы от 0 до 127 - латинские буквы, цифры и знаки препинания - составляют постоянную часть таблицы. Остальные символы используются для представления национальных алфавитов. Конкретный состав этих символов определяется кодовой страницей. В русской версии ОC Windows95 используется кодовая, страница 866. В ОС Linux для представления русских букв более употребительна кодировка КОИ-8. Недостатки такого способа кодировки национального, алфавита очевидны. Во-первых, невозможно одновременное представление русских и ,например, французских букв. Во-вторых, такая кодировка совершенно непригодна для представления, китайских иероглифов. В 1991 году была создана некоммерческая организация Unicode, в которую входят представители ряда фирм (Borland. IBM, Noyell, Sun и др) и которая занимается развитием и внедрением нового стандарта. Кодировка Unicode использует 16 разрядов ,и может содержать 65536 символов. Это символы большинства народов мира, элементы иероглифов, спецсимволы, 5000 – мест для частного использования, резерв из 30000 мест.

Пример:

ASCII-код символа А= 6510 =4116= 010001112;

Unicode-код символа С= 6710=00000000011001112

Задания                                                                                                                        

  1. Закодируйте свое имя, фамилию и отчество с помощью одной из таблиц (win-1251, KOI-8)

  2. Раскодируйте ФИО соседа

  3. Закодируйте следующие слова, используя таблицы ASCII-кодов: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, МИКРОПРОЦЕССОР, МОДЕЛИРОВАНИЕ

  4. Раскодируйте следующие слова, используя таблицы ASCII-кодов:

88 AD E4 AE E0 AC A0 E2 A8 AA A0

50 72 6F 67 72 61 6D

43 6F 6D 70 75 74 65 72 20 49 42 4D 20 50 43

5. Текстовый редактор Блокнот

Открыть блокнот.

а) Используя клавишу Alt и малую цифровую клавиатуру раскодировать фразу: 145 170 174 224 174 255 170 160 173 168 170 227 171 235; 

Технология выполнения задания: При удерживаемой клавише Alt, набрать на малой цифровой клавиатуре указанные цифры. Отпустить клавишу Alt, после чего в тексте появится буква, закодированная набранным кодом.

б) Используя ключ к кодированию, закодировать слово  – зима;

Технология выполнения задания: Из предыдущего задания выяснить, каким кодом записана буква а. Учитывая, что буквы кодируются в алфавитном порядке, выяснить коды остальных букв.

Что вы заметили при выполнении этого задания во время раскодировки? Запишите свои наблюдения.

6. Текстовый процессор  MS Word.

Технология выполнения задания: рассмотрим на примере: представить в различных кодировках слово Кодировка

Решение:

  • Создать новый текстовый документ в Word;

  • Выбрать  – Команда –  Вставка – Символ.          
    В открывшемся окне «Символ» установить из: Юникод (шестн.),

  • В наборе символов находим букву  К и щелкнем на ней левой кнопкой мыши (ЩЛКМ).

  • В строке код знака  появится код выбранной буквы 041А (незначащие нули тоже записываем).

  • У буквы о код – 043Е и так далее: д – 0434, и – 0438, р – 0440, о – 043Е, в – 0432, к – 043А, а – 0430.

  • Установить Кириллица (дес.)

  • К – 0202, о – 0238, д – 0228, и – 0232, р – 0240, о – 0238, в –0226, к – 0202, а –0224.

7. Открыть Word.

Используя окно «Вставка символа» выполнить задания: Закодировать слово Forest

а) Выбрать шрифт Courier New, кодировку ASCII(дес.) Ответ: 70 111 114 101 115 116
б) Выбрать шрифт Courier New, кодировку Юникод(шест.) Ответ: 0046 006F 0072 0665 0073 0074

в) Выбрать шрифт Times New Roman, кодировку Кирилица(дес.) Ответ: 70 111 114 101 115 116

г) Выбрать шрифт Times New Roman, кодировку ASCII(дес.) Ответ: 70 111 114 101 115 116

Контрольные вопросы:

  1. Правило цифрового представления символов

  2. Чем отличаются стандарты для представления символов?

  3. Какие кодировки символов вы знаете?

  4. Назовите самый распространённый код для информационного обмена?

  5. Назовите недостатки стандарта ISO-646?



3.Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Перевод чисел в десятичную систему осуществляется путем составления степенного ряда с основанием той системы, из которой число переводится. Затем подсчитывается значение суммы.

Двоичная арифметика.

При сложении двоичных чисел в каждом разряде производится сложение цифр слагаемых и переноса из соседнего младшего разряда, если он имеется. При этом необходимо учитывать, что 1+1 дают нуль в данном разряде и единицу переноса в следующий.

Восьмеричная система счисления. Используется восемь цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Употребляется в ЭВМ как вспомогательная для записи информации в сокращенном виде. Для представления одной цифры восьмеричной системы используется три двоичных разряда (триада) (Таблица 1).

Шестнадцатеричная система счисления. Для изображения чисел употребляются 16 цифр. Первые десять цифр этой системы обозначаются цифрами от 0 до 9, а старшие шесть цифр латинскими

буквами: 10=A,

11=B,

12=C,

13=D,

14=E,

15=F.

Шестнадцатеричная система используется для записи информации в сокращенном виде. Для представления одной цифры шестнадцатеричной системы счисления используется четыре двоичных разряда (тетрада)



Задание №1

Переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

772(10).

71(10).

284.375(10).

876.5(10).

281.86(10).

Задание № 2.

Переведите данное число в десятичную систему счисления.

1000001111(2).

1010000110(2).

101100110.011011(2).

100100110.101011(2).

1022.2.

53.9(16).

Задание № 3.

Сложите числа.

1100111(2)+1010111000(2).

1101111010(2)+1000111100(2).

1111101110.01(2)+1110001.011(2)

153.3(8)+1347.2(8).

e0.2(16)+1e0.4(16).

Задание № 4.

Выполните вычитание.

1010101110(2)-11101001(2).

1000100010(2)-110101110(2).

1010100011.011(2)-1000001010.001(2).

1517.64(8)-1500.30(8).

367.6(16)-4a.c(16).

Задание № 5.

Выполните умножение.

1100110(2)*101111(2).

1272.3(2)*23.14(8).

48.4(16)*5.a(16).
Контрольные вопросы:

  1. Какая система счисления называется двоичной?

  2. Какая система счисления называется восьмеричной?

  3. Какая система счисления называется шестнадцатеричной?

  4. Как производится перевод из одной системы счисления в другой?


4. Определение количества информации.

Цель: научиться применять алфавитный подход к измерению информации при решении задач на определение количества информации.

При содержательном подходе к измерению количества информации информационное сообщение рассматривают с точки зрения его содержания. Насколько полученная информация способствует расширению человеческих знаний (уменьшению степени нашего незнания или уменьшению неопределённости нашего знания о каком-либо объекте, событии, явлении, процессе и пр.).

Например:

При бросании монеты есть всего два варианта возможного результата – «орёл» или «решка». Значит, неопределенность знаний о результате бросания монеты равна двум.

Например:

После выполнения контрольной работы вы не знаете, какую оценку получили. Учитель объявляет результаты, и вы получаете одно из четырёх информационных сообщений «2», «3», «4», «5», которые приводят к уменьшению неопределённости ваших знаний в 4 раза.

Количественно измерить информацию как меру уменьшения неопределённости можно по формуле:

N = 2 i , где

N – количество возможных равновероятных событий;

i – количество информации, заключенное в одном событии.

Например:

- в примере 1 - N = 2 (орёл – решка), следовательно

2 = 2i

i = 1 бит.

- в примере 2 - N = 4 («2», «3», «4», «5»), следовательно

4 = 2i

i = 2 бита.

При алфавитном подходе к измерению количества информации информационное сообщение рассматривают как последовательность знаков определённого алфавита. Алфавитный подход является объективным, то есть не зависит от субъекта (человека), воспринимающего текст.

Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом.

Полное количество символов в алфавите называется мощностью (размером) алфавита. Если допустить, что все символы алфавита встречаются в тексте с одинаковой равновероятностью (N), то количество информации можно определить следующим образом:

N = 2 i ,

где N – мощность алфавита

i – информационный вес одного символа (измеряется в битах).

Если весь текст состоит из К символов, то размер содержащейся в нём информации равен:

I = K · i

Информационный вес символа компьютерного алфавита равен 8 бит (23) или 1 байту.

Для измерения больших объемов информации используют более крупные единицы:

1 килобайт (Кбайт или Kb) = 1024 байт (210)

1 мегабайт (Мбайт или Mb) = 1024 Кбайт (220)

1 гигабайт (Гбайт или Gb) = 1024 Мбайт (230)

1 терабайт (Тбайт или Tb) = 1024 Гбайтам (240)

Самая наибольшая единица измерения информации - йоттабайт. Она равна 1024 зеттабайтам, зеттабайт = 1024 эксабайтам, эксабайт = 1024 петабайтам, а петабайт = 1024 терабайтам.

Задание Решите задачи.

№1. Некоторый алфавит содержит 128 символов. Сообщение содержит 10 символов. Определите объем сообщения.

№2. Считая, что один символ кодируется 8-ю битами, оцените информационный объем следующей поговорки в кодировке КОИ-8: Верный друг лучше сотни слуг.

№3. Один и тот же текст на русском языке записан в различных кодировках. Текст, записанный в 16-битной кодировке Unicode, на 120 бит больше текста, записанного в 8-битной кодировке КОИ-8. Сколько символов содержит текст?

№4. Сколько гигабайт содержит файл объемом 235 бит?

№5. Текстовый файл copia.txt имеет объем 40960 байт. Сколько таких файлов можно записать на носитель объемом 5 Мбайт?

№6. К текстовому сообщению объемом 46080 байт добавили рисунок объемом 2,5 Мбайт. Сколько кбайт информации содержит полученное сообщение?

№7. В алфавите некоторого языка два символа Х и О. Слово состоит из четырех символов, например: ООХО, ХООХ. Укажите максимально возможное количество слов в этом языке.

№8. Для записи текста использовался 64-символьный алфавит. Сколько символов в тексте, если его объем равен 8190 бита?
Контрольные вопросы:

  1. Как при алфавитном подходе подходят к измерению количества?

  2. Как рассматривается информации информационное сообщение при алфавитном подходе?

  3. Чему равен информационный вес символа компьютерного алфавита?

  4. Что называется мощностью алфавита?

  5. От чего не зависит алфавитный подход?


4.ГЛОССАРИЙ
Алгоритм (нестрогое определение) - это точно определенная (однозначная) последовательность простых (элементарных) действий, обеспечивающих решение любой задачи из некоторого класса.

Алгоритм - это любая конечная система правил преобразования информации (данных) над любым конечным алфавитом (определение В.М. Глушкова).

Алгоритм структурный, если он может быть представлен стандартным функциональным блоком.

Алфавит - набор знаков, в котором установлен порядок их следования (лексикографический порядок).

Анализ - метод исследования, основанный на выделении отдельных компонентов системы и рассмотрении их свойств и связей.

Бит - единица измерения энтропии при двух возможных равновероятных исходах опыта.

Внешние запоминающие устройства (ВЗУ) - устройства, выполняющие операции, связанные с сохранения и считывания данных на материальном носителе.

Данные - это сведения, характеризующие какую-то систему, явление, процесс или объект, представленные в определенной форме и предназначенные для дальнейшего использования.

Декодирование - операция, обратная кодированию, т.е. восстановление информации в первичном алфавите по полученной последовательности кодов.

Дискретные устройства - те, у которых дискретны множества внутренних состояний, входных и выходных сигналов, а также множество моментов времени, в которые поступают входные сигналы, меняются внутренние состояния и выдаются выходные сигналы.

Документ - продукт, сформированный в результате исполнения некоторой программы.

Запись логическая - поименованная совокупность элементарных данных, имеющая смысловую завершенность.

Запись физическая - элемент поверхности носителя, на котором в соответствии с физическими принципами функционирования носителя размещаются данные, составляющие логическую запись.

Запоминающие устройства с произвольным доступом - те, в которых доступ к данным осуществляется по адресу ячейки, где они хранятся.

Знак - элемент некоторого конечного множества отличных друг от друга сущностей, используемого для представления дискретных сигналов.

Избыточность кода относительная - характеристика, показывающая, во сколько раз требуется удлинить сообщение, чтобы обеспечить его надежную (безошибочную) передачу (хранение).

Информатика - фундаментальная естественная наука, изучающая общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача) (определение А.П. Ершова и Б.Н. Наумова).

Информация (статистическое определение) - это содержание сообщения, понижающего неопределенность некоторого опыта с неоднозначным исходом; убыль связанной с ним энтропии является количественной мерой информации.

Информационный процесс - это изменение с течением времени содержания информации или представляющего его сообщения.

Исполнитель алгоритма - это субъект или устройство, способные правильно интерпретировать описание алгоритма и выполнить содержащийся в нем перечень действий.

Источник информации - это субъект или объект, порождающий информацию и представляющий ее в виде сообщения.

Класс - это множество объектов, обладающих одним или несколькими одинаковыми атрибутами; эти атрибуты называются полем свойств класса.

Классификация - это распределение однотипных объектов в соответствии с выделенными свойствами (признаками, категориями, классами).

Код - (1) правило, описывающее соответствие знаков или их сочетаний одного алфавита знакам или их сочетаниям другого алфавита.

(2) знаки вторичного алфавита, используемые для представления знаков или их сочетаний первичного алфавита.

Кодирование - перевод информации, представленной посредством первичного алфавита, в последовательность кодов.

Массив - упорядоченная линейная совокупность однородных данных.

Материальный носитель информации - материальный объект или среда, которые служат для представления или передачи информации.
Моделирование - построение упрощенного варианта прототипа, обеспечивающего приемлемую для данной задачи точность описания его строения или поведения.

Моделирование имитационное - метод исследования, основанный на том, что изучаемый прототип заменяется ее имитатором - натурной или информационной моделью - с которым и проводятся эксперименты с целью получения информации об особенностях прототипа.

Модель - это объединение составных частей (элементов) и связей между ними, отражающая существенные для данной задачи свойства прототипа.

Модель математическая - это множество элементов произвольной природы, на которых определено конечное множество отношений.

Набор знаков - набор знаков, в котором установлен порядок их следования.

Объект - простейшая составляющая сложного объединения, обладающая следующими качествами:

• в рамках данной задачи он не имеет внутреннего устройства и рассматривается как единое целое;

• у него имеется набор свойств (атрибутов), которые изменяются в результате внешних воздействий;

• он идентифицирован, т.е. имеет имя (название).

Приемник информации - это субъект или объект, способный принять сообщение и правильно его интерпретировать.

Программа - последовательность действий по обработке информации исполнителем «компьютер».

Программный объект - это совокупность некоторого набора данных и процедур, определяющих возможности их изменения.

Свойство (атрибут) - качество объекта, для которого установлена мера.

Сигнал - изменение характеристики материального носителя, которое используется для представления информации.

Сигнал непрерывный (аналоговый) - его параметр может принимать любое значение в пределах некоторого интервала.

Сигнал дискретный - его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала.

Синтез - (1) метод исследования (изучения) системы в целом (т.е. компонентов в их взаимосвязи), сведение в единое целое данных, полученных в результате анализа; (2) создание системы путем соединения отдельных компонентов на основании законов, определяющих их взаимосвязь.

Система - совокупность взаимодействующих компонентов, каждый из которых в отдельности не обладает свойствами системы в целом, но является ее неотъемлемой частью.

Система счисления - это правило записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков - цифр.

Система счисления позиционная - те, в которых значение каждой цифры в изображении числа определяется ее положением (позицией) в ряду других цифр.

Сообщение - последовательность сигналов.

Сообщения шенноновские - те, в которых вероятность появления каждого отдельного знака не меняется со временем.

Структура данных - перечень объединяемых одиночных данных, их характеристики, а также особенности связей между ними образуют.

Схема - это комбинация базисных элементов, в которой выходы одних элементов присоединяются к входам других.

Тезиса Тьюринга: всякий алгоритм может быть задан посредством тьюринговои функциональной схемы и реализован в соответствующей машине Тьюринга.

Терема Шеннона (первая): при отсутствии помех передачи всегда возможен такой вариант кодирования сообщения, при котором среднее число знаков кода, приходящихся на один знак кодируемого алфавита, будет сколь угодно близко к отношению средних информации на знак первичного и вторичного алфавитов.

Терема Шеннона (вторая): при котором сообщение будет передаваться со сколь угодно высокой достоверностью, если скорость передачи не превышает пропускной способности канала.

Файл - определенным образом оформленная совокупность физических записей, рассматриваемая как единое целое и имеющая описание в системе хранения информации.

Формальная грамматика - система правил, описывающая множество конечных последовательностей символов формального алфавита.

Формальный исполнитель - субъект или устройство, способные воспринимать и анализировать указания алгоритма, изменять в соответствии с ним свое состояние, а также обладающие механизмом исполнения, способным производить пошаговую обработку информации.

Формальная система - это математическая модель, задающая множество дискретных компонентов путем описания исходных объектов и правил построения новых компонентов из исходных и уже построенных.

Функциональный блок - часть алгоритма, организованная как простое действие, т.е. имеющая один вход (выполнение начинается всегда с одного и того же действия) и один выход.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УД

    1. Текущий контроль




Перечень точек

рубежного контроля


Охват тем


Форма контроля

1 семестр

Тема 1., Тема 2., Тема 3.

Тема 4., Тема 5., Тема 6., Тема 7

к/р

2 семестр

Тема 7., Тема 8., Тема 9. Тема 10., Тема 11.,

Тема 12., Тема 13.

к/р



    1. Итоговый контроль по УД
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconУчебно-методический комплекс по «экономической теории» часть 1 «ОСНОВЫ...
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы теории литературы»
Дисциплина «Основы теории литературы» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин по подготовке...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconТест «умеете ли вы слушать?»
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconМодифицированный тест Холланда
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconАлександр Александрович Крымов Вы — управляющий персоналом
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconПрограмма муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconМетоды профессионального самоопределения Модифицированный тест Голланда1
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconТест Дж. Голланда (Дж. Холланда) на определение профессионального...
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика
Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconУчебно-методический комплекс Для специальности 030602 «Связи с общественностью»
Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «электронный бизнес»
...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента
Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «инфорМационные технологии в бизнес-планировании»
...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов гуманитарных специальностей основам информатики и современных компьютерных...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии»
Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс по уд основы теории информатики iconВводный курс информатики учебно-методический комплекс дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Вводный курс информатики» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск