1. Цель преподавания заключается в том, чтобы познакомить студентов с общими закономерностями развития эстетического сознания, со спецификой разных видов искусств и связями между ними, с важнейшими направлениями эстетической деятельности человека, с особенностями художественного творчества на современном этапе.
Задачи дисциплины
усвоить важнейшие эстетические понятия и категории;
научиться самостоятельно анализировать художественные произведения;
уметь замечать эстетические свойства окружающей их действительности;
научиться работать с учебной и научной литературой по проблемам эстетики.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
«Эстетика» как учебная дисциплина входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (дисциплина по выбору). Дисциплина носит как теоретический, так и прикладной характер и позволяет применять полученные знания в профессиональной деятельности.
К моменту начала изучения дисциплины «Эстетика» студент должен знать:
специфику исторической динамики России;
основные мировоззренческие проблемы, изучаемые в рамках философии;
специальную терминологию.
К моменту начала изучения дисциплины «Эстетика» студент должен уметь:
сравнивать и обобщать информацию;
использовать ресурсы Интернет и информационные системы для поиска информации.
К моменту начала изучения дисциплины «Эстетика» студент должен быть готов:
классифицировать и характеризовать основные нравственные проблемы;
ориентироваться в различных стилевых направлениях искусства. Материалы дисциплины «Эстетика» являются необходимыми для освоения изучаемых одновременно и в следующих семестрах дисциплин:
«Этика»
«Философия». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
код
| Содержание компетенции
| Результат
| ОК-9
| Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;
| Знать: основные положения эстетической науки, этапы развития эстетической мысли, национальную специфику эстетического восприятия мира
Уметь: вырабатывать самостоятельную эстетическую позицию в оценке природы, культуры, общественной жизни и искусства;
Владеть: понятийным аппаратом по эстетике; методами эстетического анализа
|
4. Структура и содержание дисциплины: 4.1.1. Общая трудоемкость дисциплины
Для очной формы обучения
Виды учебной работы
| Количество часов
| Аудиторные занятия (всего),
| 36
| в том числе:
| Лекции
| 18
| Практические занятия
| 18
| Самостоятельная работа,
| 36
| в том числе:
| Реферат
| 20
| Подготовка к тестам
| 16
| Вид промежуточного контроля
| тест
| Вид итогового контроля
| Зачет
| Зачетных единиц
| 2
| Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
| 72
|
Для заочной формы обучения
Виды учебной работы
| Количество часов
| Аудиторные занятия (всего),
| 20
| в том числе:
| Лекции
| 16
| Практические занятия
| 4
| Самостоятельная работа,
| 52
| в том числе:
| Реферат
| 20
| Подготовка к тестам
| 16
| Вид промежуточного контроля
| тест
| Вид итогового контроля
| Зачет
| Зачетных единиц
| 2
| Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
| 72
|
4.1.2. Структура дисциплины
Для очной формы обучения
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|
|
|
| Лек.
| Сем.
| Интер
актив
| Сам.раб.
|
| Модуль 1.
|
| Предмет и задачи эстетики и ее особенности как науки
| 2
| 1-2
| 2
| 2
| 2
| 4
| Учет посещаемости, опрос, распределение рефератов.
|
| Основные категории эстетики.
| 2
| 3-6
| 2
| 2
| 2
| 4
| Учет посещаемости, опрос, тест.
|
| Искусство как высшая форма эстетической деятельности человека.
| 2
| 5-8
| 4
| 4
| 4
| 4
| Учет посещаемости, опрос, тест.
|
| Язык основных видов искусств.
| 2
| 7-10
| 2
| 2
|
| 4
| Учет посещаемости, опрос, тест.
| Модуль 2.
|
| Основные этапы истории эстетической мысли
|
| 11-12
| 2
| 2
|
| 4
| Учет посещаемости, опрос.
|
| Культура как эстетическое творчество. Эстетическая типология культур
|
| 13-14
| 2
| 2
|
| 4
| Учет посещаемости, опрос, контрольный срез.
|
| Личность художника. Жизнь произведения искусства в культуре
|
| 15-16
| 2
| 2
|
| 4
| Учет посещаемости, опрос, рефераты
|
| Эстетическая практика и ее современные виды
|
| 17-18
| 2
| 2
|
| 8
| Учет посещаемости, опрос, тест.
|
| Итого
|
|
| 18
| 18
| 8
| 36
| зачет
|
Для заочной формы обучения
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|
|
|
| Лек.
| Сем.
| Интер
актив
| Сам.раб.
|
| Модуль 1.
|
| Предмет и задачи эстетики и ее особенности как науки
| 2
| 1-2
| 2
|
| 2
| 6
| Учет посещаемости, опрос, распределение рефератов.
|
| Основные категории эстетики.
| 2
| 3-6
| 2
| 2
| 2
| 6
| Учет посещаемости, опрос, тест.
|
| Искусство как высшая форма эстетической деятельности человека.
| 2
| 5-8
| 4
| 4
| 4
| 6
| Учет посещаемости, опрос, тест.
|
| Язык основных видов искусств.
| 2
| 7-10
| 2
| 2
|
| 8
| Учет посещаемости, опрос, тест.
| Модуль 2.
|
| Основные этапы истории эстетической мысли
|
| 11-12
| 2
| 2
|
| 6
| Учет посещаемости, опрос.
|
| Культура как эстетическое творчество. Эстетическая типология культур
|
| 13-14
| 2
| 2
|
| 6
| Учет посещаемости, опрос, контрольный срез.
|
| Личность художника. Жизнь произведения искусства в культуре
|
| 15-16
| 2
| 2
|
| 6
| Учет посещаемости, опрос, рефераты
|
| Эстетическая практика и ее современные виды
|
| 17-18
| 2
| 2
|
| 8
| Учет посещаемости, опрос, тест.
|
| Итого
|
|
| 16
| 4
| 8
| 52
| зачет
|
4.2. Содержание дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
| Лекции.
Модуль 1.
| 1.
| Предмет и задачи эстетики и ее особенности как науки
| Предмет эстетики. Эстетические свойства мира и их особенности. Эстетические восприятие мира человека и его деятельность по законам красоты. Особенности эстетики как науки, отличие от других гуманитарных наук и связь с ними.
| Знание основных понятий и терминов
Знание основных теоретических подходов к проблемам эстетики
Умение анализировать социально значимые проблемы и давать им эстетическую оценку
Умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию и различные подходы к проблемам эстетики
Владеть основами эстетического восприятия
| 2.
| Основные категории эстетики.
| Основные категории эстетики. Прекрасное и красивое. Сущность прекрасного. Многовариантность в определении сущности прекрасного. Объективность и субъективность в восприятии прекрасного. Прекрасное в жизни и в искусстве. Сущность безобразного и его проявления. Противоположность и связи между безобразным и прекрасным. Безобразное в жизни и в искусстве. Отличие ужасного от безобразного. Особенности трагического и формы его проявления. Развитие представлений о трагическом. Трагическое в жизни и в искусстве. Становление трагедии как жанра. Особенности трагикомедии. Сущность комического. Пассивное и творческое восприятие комического. Сатира и юмор. Основные формы комического. Становление и развитие комедии как жанра. Особенности комедии. Категории возвышенного и низменного. Связь возвышенного и низменного с внутренней сущностью человека, с его поведением, с формами взаимоотношений между людьми. Возвышенное и низменное в жизни и в искусстве.
| 3.
| Искусство как высшая форма эстетической деятельности человека.
| Основные формы эстетического освоения мира. Духовно-культурная деятельность: восприятие эстетических свойств природы, восприятие произведений искусства. Эстетическая деятельность в сфере производства и быта. Дизайн и его особенности. Искусство - высшая форма эстетической деятельности человека. Искусство как особая творческая деятельность и как результат этой деятельности. Происхождение искусства и его развитие. Взаимосвязь искусства с другими формами общественного сознания. Полифункциональность искусства. Основные функции искусства: познавательная, информационно-коммуникативная, воспитательная, суггестивная (внушающая), компенсаторная. Эстетическая и гедонистская функции как специфические характеристики искусства. Их сущность, значение и формы проявления.
| 4.
| Язык основных видов искусств.
| Язык видов искусств. Особенности живописи. Цвет и калорит. Построение живописной композиции. Ритм и перспектива. Основные виды живописи: монументальная, станковая, миниатюра, прикладная, театрально-декоративная, иконопись. Особенности скульптуры. Ее основные виды и жанры. Материал в скульптуре. Объемность и пластичность. Движение в скульптуре. Особенности архитектуры. Зодчество как вид архитектуры. Художественный образ в архитектуре. Основные выразительные средства в архитектуре. Архитектура и скульптура. Архитектура и ландшафт. Особенности литературы. Слово - главный элемент литературы. Специфика художественного образа в литературе. Основные виды и жанры литературы. Особенности музыки. Музыкальный звук. Музыкальный образ. Значение музыки в эмоциональной жизни человека. Особенности танца и танцевального образа. Синтетические искусства: театр, кино, телевидение. Театр: театральность, режиссура. Театральные жанры: история их возникновения и их исобенности. Национальные театры. Развитие театрального искусства на современном этапе. Взаимосвязь театра с другими видами искусства. История возникновения кино и его особенности как вида искусства. Язык кино: кадр, план, звук, пространство, время, монтаж.
| Модуль 2.
| 5.
| Основные этапы истории эстетической мысли
| Формы эстетического в первобытной культуре: миф, ритуал, обряд. Миф как эстетическое творчество. Русская (славянская) мифология и искусство; эстетика быта и фольклера. Эстетический образ мира в философских концепциях Древнего мира. Куртуазная и смеховая культура. Ренессансный образ мира и основные эстетические концепции эпохи. Основные эстетические концепции западноевропейского Просвещения. Модернизм. Постмодернизм. Эстетическая мысль в России.
| Знание основных понятий и терминов
Знание основных теоретических подходов к проблемам эстетики
Умение анализировать социально значимые проблемы и давать им эстетическую оценку
Умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию и различные подходы к проблемам эстетики
Владеть основами эстетического восприятия
| 6.
| Культура как эстетическое творчество. Эстетическая типология культур
| Понятие “эстетический образ мира” как основание для исторической типологии культуры.
Понятия «стиль эпохи» и его проявления в сферах быта, в общественной практике, искусстве. Мода как социокультурное и эстетическое явление.
Основные типы эстетических картин мира в истории культуры
| 7.
| Личность художника. Жизнь произведения искусства в культуре
| Проблема художественной одаренности. Образное мышление и ассоциативно-образная память; Вдохновение, интуиция, воображение. Талант как реализованная одаренность. Основные этапы социокультурной самореализации таланта. Типы личности художника в зависимости от ценностных творческих установок: «пророк», «учитель», «гражданин», «защитник», «зеркало», «бунтарь», «отверженный» и т. д. Художник и время; художник и толпа.
Принципы видовой и жанровой классификации (морфология искусства). Принципы эстетического анализа: пространство, время, ритмо-линеарная и цвето-пластическая организация. Направление, стиль, творческий метод, школа. Художественный образ в пространстве культуры: жизнь произведения в социально-историческом времени. Роль художественной критики. Проблемы современного искусства. Поиск новых форм выразительности. Масскульт и элитарное искусство.
| 8.
| Эстетическая практика и ее современные виды
| Понятие «прикладная эстетика» и ее виды.
Эстетика природы: садово-парковое искусство, флористика, экибана.
Эстетика социально-производственной среды. Дизайн как эстетическое творчество: одежда, интерьер, мебель, посуда, бытовые приборы, транспорт, оборудование и материалы.
Эстетические образы социальной жизни: этикетные формы общения; ритуалы и церемонии; оформление праздников и массовых зрелищ; интерьеры общественных помещений и мест отдыха; эстетика еды; индустрия развлечении; эстетика спорта. Эстетика научной жизни: конференции, симпозиумы, ритуалы защиты диссертаций и т. д.
Знаковый характер эстетических образов социума: государственная и корпоративная эмблематика и геральдика; эстетика потребительских товаров и торговли; язык СМИ.
Эстетика рекламы, шоу - и игорного бизнеса.
Эстетические способы социализации человека: косметика, знаковые вещи, имидж и имиджмекеры.
Эстетические технологии манипуляции общественным сознанием в «обществе всеобщего потребления»; политическая жизнь и «черный PR».
| Практические занятия
| 1.
| Основные категории эстетики.
| 1. Прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
2. Трагическое и комическое. Трагедия и комедия как жанры.
3. Возвышенное и низменное как категории, характеризующие сущность человека.
| З Знание основных понятий и терминов
Знание основных теоретических подходов к проблемам эстетики
Умение анализировать социально значимые проблемы и давать им эстетическую оценку
Умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию и различные подходы к проблемам эстетики
Владеть основами эстетического восприятия
| 2.
| Искусство как высшая форма эстетической деятельности человека
| 1. Сущность искусства и его особенности.
2. Человек как главный объект искусства.
3. Основные функции искусства.
| 3.
| Художественное сознание и искусство
в XX-XXI веках
| 1. Особенности мировоззрения в XX-XXI веках.
2. Основные направления в искусстве:
— абстракционизм
— кубизм
— сюрреализм
— поп-арт
| 4.
| Русский театр.
| 1. Становление русского театрального искусства.
2. Театр 19 века.
3. Станиславский и его система режиссерского и актерского искусства.
4. Современный театр- студия.
| 5.
| Искусство кино.
| 1. Кино и его предшественники. Зарождение кинематографа.
2. Эра немого кино. Чарли Чаплин.
3. Звуковое кино.
4. Современное кино.
|
5. Образовательные технологии В интерактивной форме планируется проведение 4 занятия (8 часов) – 2 лекции и 2 семинара.
Тема 1. - Проблемная лекция.
Тема 2.– Проблемная лекция.
Тема 3.– Диалог-дискуссия.
Следует также подчеркнуть, что и в рамках других занятий, которые проводятся по более традиционным методикам, применяются различные элементы активных и интерактивных форм обучения. Один из главных актуализирующих элементов – это постановка ключевых проблем курса на обсуждение, подведение итогов в конце лекции или практического занятия с помощью собеседования со студентами, подталкивания их с помощью наводящих вопросов к выводам по теме. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 6.1. Темы для самостоятельного изучения
1. Основные школы и концепции в эстетике Древней Греции
2. Эстетические взгляды Средневековья
3. Эстетические взгляды Возрождения
4. Основные эстетические концепции XIX -XX веков
5. Становление трагедии и комедии как жанра
6. Дополнительные эстетические категории: прекрасное
изящное, ужасное, целостное
7. Особенности восточной и европейской гравюры
8. Иконопись как особый вид живописи
9. Связь архитектуры и скульптуры
10. Архитектура и ландшафт
11. Понятие "культурный зритель"
12. Взаимоотношение художника и общества
13. Основные жанры кино и их развитие
14. Причины изменения мироощущения человека в XX веке
15. Пути реализма в XX веке
16. Формальный поиск в искусстве и его значение
17. Эстетика как целостный взгляд на мир Изучение данных тем студентом осуществляется самостоятельно на основе предложенной литературы и Интернет-ресурсов (см. раздел 7: Учебно-методическое и информационное обеспечение по дисциплине). Студенту необходимо выявить основные положения по каждому вопросу. При необходимости, студент может обратиться за консультацией к преподавателю. Результат освоения материала проверяется на зачете.
6.2. Примерные темы рефератов
Прекрасное в античной эстетике.
Эстетические взгляды Гегеля.
Разработка категории прекрасного в русской эстетической мысли XIX-XX веков.
Христианская концепция прекрасного.
Теория Вернадского об эстетическом поле.
Роль эстетического идеала в жизни человека.
Дизайн как форма эстетической деятельности.
Особенности художественного образа.
Семиотика искусства.
Японская графика.
Творчество Дюрера.
Графика Н.Рушевой.
Роль ритма в живописной композиции.
Классическая композиция и композиция импрессионистов.
Колорит в творчестве К.Брюлова, В.Ван-Гога, К. Петрова-Водкина.
Титанические образы Микеланджело.
Русская классическая скульптура конца VIII - начала XIX века.
Русское барокко в архитектуре.
Особенности стиля модерн.
Функцианализм, кубизм, модернизм в современной архитектуре.
Русская классическая музыка.
Основные музыкальные жанры в современном искусстве.
Выдающиеся достижения русского кино в XX веке.
Творчество А.Тарковского.
Сравнительный анализ личности художника
— Леонардо и Микеланджело
— К.Брюлов и А.Иванов
— М.Коровин и М.Врубель
Творчество В.Кандинского.
Художественный мир П.Пикассо.
Сюрреализм С.Дали
Требования к рефератам:
Материалы, а также списки источников и литературы для подготовки рефератов даются студентам на первом занятии. На консультациях преподаватель рекомендует наиболее важные издания, необходимые для подготовки рефератов. Это, естественно, не ограничивает студента в подборе материалов и Интернет-ресурсов при написании рефератов и докладов. Выполнение этих заданий контролируется в рамках практических заданий. Студенты, не подготовившие реферат, сдают обозначенную в реферате тему в виде дополнительного вопроса на зачете.
При написании реферата необходимо соблюдать следующую структуру:
Введение: оно включает обоснование темы, ее актуальность и значимость для сегодняшнего дня; определение целей и задач реферата; краткий обзор литературы.
Основная часть должна раскрывать суть исследуемого вопроса. Она должна быть структурирована, и представлять пошаговое решение проблемы, отражать процесс развития вопроса.
Заключение: должны содержать основные выводы по реферату и ваше отношение к проблеме.
При оформлении реферата необходимо делать ссылки по тексту на используемую литературу и оформлять их в соответствии с гостом. В конце обязательно приложить список использованной литературы, оформленный по госту. Объем реферата не должен превышать 10-15 листов (Times New Roman, 14 шрифт, 1,5 интервал).
К написанию реферата необходимо приступать в начале семестра, чтобы была возможность исправить работу в соответствии со сделанными преподавателем замечаниями. 6.3. Примерные вопросы к зачету
Эстетика как наука, особенности эстетического восприятия.
Категории прекрасного и безобразного.
Категории трагического и комического.
Категории высокого и низменного.
Эстетическое освоение мира человеком.
Сущность искусства.
Эстетический идеал.
Информационно-коммуникативная функция искусства.
Воспитательная и внушающая функции искусства.
Познавательная и компенсаторная функции искусства.
Эстетическая и гедонистическая функция искусства.
Жанры живописи и их своеобразие.
Живопись как вид искусства (выразительные средства живописи).
Театр как вид искусства.
История театра и становление жанров.
Художественные течения XX века, их особенности(на примере абстрактивизма, кубизма, сюрреализма или поп-арта).
Кино как вид искусства История кино.
Скульптура как вид искусства
Архитектура как вид искусства
Музыка и танец как виды искусства
Критерии оценки студентов:
«Зачтено»
Студент обнаруживает полное знание учебно-программного материала, использует основные понятия и термины науки, усваивает основную литературу, рекомендованную в программе. Студент регулярно работает на семинарах, выступает с докладом (сообщением), отвечает на вопрос билета на зачете.
«Не зачтено»
Студент обнаруживает пробелы в знаниях основного материала, допускает принципиальные ошибки в использовании понятий, терминов и основной литературы, указанных в программе.
Итоговый контроль предусматривается в форме зачета. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение
по дисциплине
а) основная литература:
Борев Ю.Б. Эстетика .- М., 1999
Кривцун О.А. Эстетика - М., 1998
Эстетика ( под ред. Радугина А.А.) - М., 1998
Популярная художественная энциклопедия . В 2-х тт. - М., 1966, 1986
Основы эстетики и искусствознания - М., 1978
Овсянников М.Ф. История эстетической мысли - М., 1984
б) дополнительная
Беда Т.В. Живопись и ее изобразительные средства - М., 1977
Костин В, Юматов В. Язык изобразительного искусства - М., 1978
Гончаров А. Об искусстве графики - М., 1960
Воронова О. Искусство скульптуры - М., 1981
Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре - М., 1985
Виппер Б. Р. Введение в историю изучения искусств - М., 1985
Левидов А.М., Автор - образ - читатель. - Л., 1983
Иллюстрированная история мирового театра - М., 1999
Базен А. Что такое кино? - М., 1972
Зиберквит М. Мир музыки - М., 1988
Корзухина И. Искусство танца - М., 1979
Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М., 1980
Энциклопедия для детей. Искусство, т.7, ч.3
Лотман Ю., Цивьян Ю.. Диалог с экраном. Таллин, 1994.
Садуль Ж . История мирового кино.
Завадский Ю.А. Об искусстве театра. М., 1965.
История русского драматического театра. В 7 т.
О Станиславском. Сб. Воспоминаний.
Русский драматический театр. М., 1976.
Театральная энциклопедия. Т 1-5.
Станиславский. Моя жизнь в искусстве.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Философский словарь. http://slovari-online.ru/cat/философский-словарь/0.htm
Российское образование: федеральный образовательный портал. Библиотека. http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.80
Научная библиотека КемГУ. http://www.lib.kemsu.ru/
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Компьютерный класс с выходом в Интернет (для практических занятий и самостоятельной работы).
Учебно-методический кабинет кафедры истории и теории культуры (ауд. 2405), материальная база кабинета: телевизор, DVD-плеер, видеомагнитофон, магнитола.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению Социология. Автор – д.и.н. А.В. Горбатов, к.и.н., доц. Елескина О. В.. Рецензент: зав. кафедрой истории и культуры России__________________ А.В. Горбатов
Программа одобрена на заседании кафедры истории и культуры России
Протокол № ___ от «___»___________201__ г.
Зав. кафедрой истории и культуры России________________________
А.В. Горбатов
Программа одобрена методической комиссией ФИиМО
Протокол № ___ от «___»___________201__ г.
председатель методической комиссии ФИиМО ______________________ Л.Ю. Китова
Программа одобрена методической комиссией факультета политических наук и социологии
Протокол № 3 от «22» марта 2012г.
Председатель методической комиссии ФПНиС__________________________________ Е. В. Гоосен
Приложение
Сведения о переутверждении РП на текущий учебный год и регистрации изменений
№ п/п
| учебный год
| содержание изменений* / без изменений
| преподаватель- разработчик рабочей программы
| РП одобрена на заседании кафедры (№ протокола; дата, подпись зав. кафедрой)
| РП утверждена деканом факультета (дата, подпись)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |