Скачать 133.62 Kb.
|
Трофименко Лариса Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ №7 г. Ишима Тюменской области Самостоятельная работа учащихся на уроках в начальной школе Счастлив тот, кто точку Архимеда сумел сыскать в себе самом. Ф.Тютчев В модернизации Российского образования говорится о том, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, умением добывать информацию и пользоваться ею, владеть средствами коммуникации. Современная начальная школа – важнейшее звено системы непрерывного образования развивающейся личности. Она призвана обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, сохраняя при этом его индивидуальности и здоровье. Следовательно, чтобы выполнить социальный заказ общества, необходимо рассматривать процесс развития ребёнка не как умение воспроизвести знания, а как развитие его учебно – познавательной деятельности. Немаловажную роль в учебном процессе играет формирование учебной самостоятельности учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребёнок в первый раз переступивший порог школы, не может ещё самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах ещё планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определённого достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добавить новое в процессе решения учебных задач. Вопрос о самостоятельной работе школьника поднимался в педагогической литературе во все времена. Актуальность данной проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от педагога к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Многие учёные, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как педагогическое средство организации и управления деятельностью учащихся. При чём внешней формой самостоятельной работы является задание, а внутренним содержанием – учебная задача. Таким образом, в рамках развивающегося обучения в начальных классах происходит увеличение роли самостоятельной работы как средства организации и управления самостоятельной деятельностью младшего школьника, что требует от учителя определённых знаний о самостоятельной работе учащихся и способах её реализации в процессе обучения. С выбором программы «21 век» возникла необходимость изучения данного вопроса в рамках развивающего обучения. Изучению этой темы я посвятила 2 года. Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И.Пидкасистого, И.А.Зимней, И.Ф. Харламова, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно. Самостоятельная работа, на мой взгляд, наиболее полно определяется А.И.Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. В настоящее время существуют различные классификации самостоятельных работ. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие – характеру учебных задач, выполняемые обучаемыми в ходе самостоятельных работ, третьи берут за основу характер учебной деятельности в процессе решения различных задач. Рассматривая самостоятельную работу в контексте развивающего урока, где она определяется общеизвестными компонентами учебной деятельности, можно выделить следующие виды самостоятельных работ (по Ю.К.Бабанскому). Приведу примеры заданий, используемых мною при изучения темы «Парные согласные в корне слова» (2 класс).
Она содержит задания, направленные на формирование общего способа действий, позволяет актуализировать предшествующий материал. Пример 1 - Выпиши слова, которые не нужно проверять. Су[п], хле[п], па[р], де[н'], шар[ф], ле[с], ле[н'], со[л'], до[м], ду[п], бо[р], со[н], зу[п], руб[л'], шка[ф, да[р], ма[й'] - А теперь выпиши остальные слова, записывая рядом проверочные слова. 2. Самостоятельная работа на этапе решения поставленной задачи. Она содержит задания, в которых новые правила, определения, законы становятся результатом самостоятельной исследовательской деятельности ученика. Пример 2 - Спиши. Найди слова с чередованием согласных в корне. Обозначь корень, подчеркни чередование. Есть ли отличия между корнями? Правое ухо – шапка – ушанка, ловить рыбу – ловлю мячик, шапка из пуха – пушистый воротник. - Сережа сказал, что в паре слов жучок – сучок есть чередование согласных [ж\\с]. Прав ли Серёжа? (для сильных учеников) 3. Самостоятельная работа на этапе решения практических задач. Задания формируются таким образом, чтобы школьник при их выполнении мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее. Пример 3 -Спиши, заменяя обозначения звуков буквами. Прошка -Мяу! – знакомый Голо[с] раздался: Маленький Про[шк]а Проголодался! - Маленький Про[шк]а! Вот тебе пло[шк]а, Вот тебе ка[шк]а,- Кушай, бедня[шк]а! (Н. Матвеева) - К выделенным словам подбери проверочные слова.
Пример 4 - Запиши слова в два столбика. дк тк Поса[тк]а, бесе[тк]а, ни[тк]а,отга[тк]а, поме[тк]а, ло[тк]а, салфе[тк]а, тетра[тк]а, селё[тк]а, закла[тк]а, сосе[тк]а, се[тк]а, незабу[тк]а, площа[тк]а. - Не забывай о родственных словах, ласково называющих маленький предмет. Для разнообразия привычных заданий используя:
Пример 5 - Прочитайте предложения. Какие надо осуществить с ними действия, чтобы получилась зимняя зарисовка? Зарисовку напишите. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. (Работа в парах) Услужливый м…ро… зат…нул реки л……ком. По листьям шуршит дождь. Ре…кий в…тер теребит в…рху…ки д…ревьев. Во все стороны двинулись мощные потоки в…ды. До самых бр…вей нахлобучили они белосне…ные ша…ки. Надели пуховые варе…ки. Шустрые сн…г…ри порхают по ши…кам елей. Наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоятельных работ в учебно – воспитательном процессе классификация Белкина Е.А. Основанием её являются познавательные задачи и специфика учебно – познавательной деятельности учащихся. В этой классификации выделены 4 типа самостоятельной работы. 1. Самостоятельные работы на основе предложенного алгоритма действий. К первому типу относятся работы на основе данного учащимися алгоритма действия. Познавательная деятельность обучаемых при этом должна заключаться в узнавании объектов при повторном восприятии информации о них. (1 уровень). .
2. Самостоятельные работы с частичным реконструированием. Цель самостоятельных работ второго типа заключается в формировании знаний и деятельности, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную ранее информацию и решать типовые задачи. Познавательная деятельность в этом случае заключается в чётком воспроизведении или частичном реконструировании содержания материала (2 уровень).
Самостоятельная работа третьего типа способствует формированию у обучаемых знаний и деятельности, лежащих в основе решения нетиповых задач, когда осуществляется перенос знаний, умений и навыков. Такая деятельность сводится к поиску, формированию и реализации способа решения (3 уровень).
Дидактическая цель самостоятельных работ четвёртого типа – создание предпосылок для творческой деятельности (4 уровень).
Самостоятельные работы творческого характера используются мною и на уроках «Литературного чтения», «Окружающего мира».
Огромную помощь в подготовке к уроку мне оказывают учебники и дополнительные тетради на печатной основе («21 век»). В рамках одного урока упражнения даны с избытком. Это даёт возможность учителю самостоятельно отобрать необходимый материал для класса, использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Особо выделю самостоятельные работы в парах, коллективно, задания повышенной сложности.
Очень важно обратить внимание на то, что при самостоятельном чтении про себя, при письме, при решении задач все учащиеся работают в разном темпе и требуют разную степень помощи. Скорость выполнения заданий для самостоятельных работ зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникшие в процессе обучения неравенства, использую в работе дифференцированные задания. Для этой же цели применяю многоуровневые задания. Объём и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Первый уровень соответствует оценке «3», второй – оценке «4», третий – оценке «5». Для каждого предмета свои варианты заданий. Главным при выполнении таких заданий является включение механизмов саморегуляции. Ученик сам выбирает, стоит ли ему выполнять минимальное задание или решать задания более сложного уровня. Пример. Математика, 4 класс.
Главное достоинство таких заданий это полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Задания могут быть написаны на доске, на карточках, возможна выдача заданий на дом. Опыт использования разноуровневых домашних заданий показал, что при работе дома большинство ребят выполняют все задания, затрачивая разное время на эту работу. У учеников возникает устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий не только в классе, но и дома. Важным аспектом при самостоятельной работе является контроль. В своей практике использую виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, контроль со стороны родителей. Конечный этап контроля – внутренний самоконтроль. Переход к внутреннему самоконтролю означает, что правильные учебные действия сформированы, и необходимость во всех видах внешнего контроля отпала. Движение к внутреннему самоконтролю снимает постепенно необходимость подготовки средств обратной связи и позволяет перейти к овладению творческими, эвристическими видами деятельности. Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие её эффективности:
Результатом моей работы по проблеме использования на уроках самостоятельных работ в рамках развивающего обучения, считаю следующее:
Таким образом, систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником, выполнению наблюдений и опытов) при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний; развитию их познавательных и творческих способностей; развитию мышления; ускоряются темп формирования у учащихся умений и навыков практического характера; при сочетании самостоятельной работы с различными видами домашней работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельности. Это позволяет постепенно наращивать темп изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера. В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной организации самостоятельной работы школьников учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащихся и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала. |