Скачать 287.47 Kb.
|
Управление образования Курчатовского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества Утверждена на НМС МБУДОД ЦДТ протокол №5 от 17 января 2012 г. зам. директора по НМР ____________________ Ольшанченко Л.П. Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» возраст обучающихся – 7-14 лет срок реализации – 3 года культурологическое направление Кольцова Юлия Павловна, педагог дополнительного образования Челябинск Пояснительная записка Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития ребенка. Решению этой проблемы и способствует дополнительная образовательная программа «Лаборатория изящных искусств». В названии программы органично соединены три компонента – лаборатория, изящные, искусства, которые, по мнению автора, наиболее точно соответствуют специфике детского творческого объединения. Лаборатория – учреждение или отдел, подразделение, производящее эксперименты или учебные занятия. Изящество – тонкое и строгое соответствие, соразмерность во всем, отвечающая требованиям художественного вкуса. Искусство – высокая степень умения, мастерства в сфере деятельности. Одним из основных средств нравственно-эстетического воспитания и художественного образования воспитанников является культура и искусство родного края, обращение к народным традициям декоративно-прикладного творчества с искусным сочетанием достижений современных технологий. Народное искусство – это прошлое в настоящем. Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов и эпох. На протяжении всей истории человечества народное искусство было существенной частью культуры национальной и мировой. Возвращение к истокам помогло бы людям самим разбираться в сложной картине современного искусства. Приобщать детей к истокам народного творчества, культуре, обогащать содержание детского творчества, развивать их интеллект и чувства, дать детям возможность почувствовать себя наследниками русских традиций - одна из задач коллектива. Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. С ростом обшей культуры, усиливается и желание общаться с народным искусством, так что процесс будет развиваться. Народное творчество уже влияет и будет еще больше влиять на наше жилище, утварь, одежду – словом, на весь наш быт. Естественно, что его пропаганда среди детей имеет большое художественное значение. Постичь язык искусства можно только в процессе творчества или сотворчества. Известные ученые – исследователи народного искусства В.С. Воронов и В.М. Василенко в своих трудах отмечали родственность народного и детского творчества. Их роднят непроизвольность, непосредственность, простота, богатство воображения, чувство радости, яркость, наивность, простота технических средств и сильно выраженная условность. Современное прикладное искусство не только активно использует все приемы работы и материалы, накопленные с древних времен народами разных стран, но и отражает нынешнее бурное развитие техники. Это сказывается как на многообразии приемов работы – от отточенных веками до тех, что стали возможны только сегодня, на синтезе техник и стилей, так и на материалах. Художественные традиции рукоделия представляют собой коллективное творчество этноса, его «вечно живую душу». Сейчас мастера используют разнообразные приемы и техники, которые позволяют сделать работы неповторимыми. Владение различными методами, смелое использование материалов и свободный полет фантазии – вот те условия, при которых создаются необычные, современные и интересные изделия. В процессе реализации образовательной программы «Лаборатория изящных искусств» осуществляется культурное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, развитие пространственного ощущения мира, изучение искусства, что способствует активному процессу самопознания, самосовершенствования каждого обучающегося. На занятиях дети знакомятся с традиционными народными промыслами, культурными традициями народов России и мира, основами теории цвета, графической композиции и формообразования. Ведущее место в программе отведено творческому развитию личности. Творчество - это сложная деятельность человека, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому занятия строятся так, что каждое задание дает возможность ребенку проявить свои творческие способности, не ограничивая свободу, воображение и фантазию. Разнообразие техник и приемов помогают раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого, т.е. проявить свое я, открыть себя как личность. Декоративно-прикладное творчество позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение декоративно-прикладным творчеством имеет для ребенка очень большое значение: доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка. Занятия декоративно-прикладным творчеством являются эффективным средством эстетического воспитания и творческого развития детей. Творческая деятельность ребенка должна быть тесно связана со всеми сторонами познавательной деятельности, в процессе которой он получает разнообразные впечатления, новые знания. Содержание, методика проведения и организация занятий в лаборатории направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразным изобразительным материалом, различными видами рукоделия, позволяющими передать в шитье, аппликации, мозаике, мягкой игрушке, квиллинге и т.д. тепло и уют. Все это дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям. В основу программы положен ряд принципов.
Цель образовательной программы - становление и развитие творчески активной личности через овладение образного языка народного и современного декоративно-прикладного искусства. Задачи программы:
Программа включает в себя несколько самостоятельных модулей. Каждый модуль содержит информацию об истоках, истории и развитии народного творчества в целом, того или иного вида декоративно-прикладного искусства в частности, теоретические основы и практическое освоение различных техник и технологий декоративно-прикладного искусства:
Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить обучающимся, развитие у них с первых занятий не только навыков ремесла, но и творческого начала. Программа предназначена преимущественно для детей в возрасте от 7 до 14 лет и рассчитана на 3 года обучения. Возрастной этап с 7 до 14 лет характеризуется интенсивным развитием способностей, дети находятся в процессе перехода от образного восприятия к аналитическому мышлению. Они могут создавать необыкновенные яркие образы и в то же время способны проанализировать ход практической работы по воплощению образа в материале. В творческих видах труда развитие воображения происходит в процессе занятия данными видами деятельности. Занятия проводятся два раза в неделю: Разновозрастные учебные группы формируются в зависимости от года обучения и уровня освоения содержания образования в следующем количественном составе: I год обучения (подготовительный уровень) – 12 человек; II год обучения (основной уровень) - 12 человек; III год обучения (творческий уровень) - 10 человек. На подготовительном уровне предполагается комплексное изучение детьми образцов традиционной культуры наряду с видами и технологиями современного декоративно-прикладного искусства. На этом уровне познавательная деятельность обучающихся имеет преимущественно репродуктивный характер. Дети знакомятся с образцами народного творчества и современного декоративно-прикладного искусства, усваивают основные термины и понятия, приобретают навыки работы с различными материалами. Проводятся теоретические (беседы, лекции) и практические занятия, коммуникативные тренинги, конкурсы, познавательные игры, экскурсии и т.д. К основному уровню у детей уже определилась четкая личностная позиция к творчеству. На фоне разносторонних интересов выявляются предпочтения определенным видам искусства. Данный уровень подразумевает вовлечение детей в творческую работу, участие в выставках, коллективное выполнение творческих заданиях. В качестве форм организации деятельности широко используются творческие задания, коллективное творчество. Творческий (третий) уровень – этап совершенствования мастерства, самостоятельного творчества воспитанников. Огромное значение в развитии и реализации творческого потенциала личности ребенка, его социальной адаптации приобретают активные методы обучения: семинары-практикумы, ролевые и имитационные игры, конкурсы, творческие проекты. Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие, в рамках которого применяются различные формы организации познавательной деятельности:
При выборе форм организации обучения следует ориентироваться не только на достижение учебного результата, активизацию познавательной деятельности, но и на создание различных ситуаций проявления ребенка в его отношении и взаимодействии с другими людьми, ситуаций, способствующих личностному самовыражению, формирующих личностные качества и позволяющих выражать их в поведении. Образовательная деятельность осуществляется с применением разнообразных пассивных (репродуктивных) и активных методов обучения. Пассивные методы заключаются в повторении ребенком заданного педагогом алгоритма деятельности. Активные методы построены так, что усвоение содержания образования оказывается погруженным в общение, в обмен действиями, т.е. в непосредственное взаимодействие детей с педагогом, между собой. При использовании активных методов деятельность обучающегося носит продуктивный, творческий характер. Среди активных методов на первый план выходит метод проектирования, т.е. самостоятельное выполнение всех стадий проектирования от этапа «эскиз-проект» до стадии «проект-реализация». Прогнозируемый результат Результатом реализации образовательной программы «Лаборатория изящных искусств» должны стать художественная грамотность и эстетическая образованность, которые отражают высокий уровень художественного развития ребенка и включают в себя: - широту кругозора в области декоративно-прикладного искусства; - устойчивую потребность в общении с искусством; - понимание закономерностей развития декоративно-прикладного искусства; - развитое эстетическое чувство, основанное на умении ценить и понимать прекрасное; - способность к художественному творчеству; - навыки практической деятельности в декоративно-прикладном искусстве; - владение спецификой языка декоративно-прикладного и изобразительного искусств. Механизмы отслеживания прогнозируемого результата Для определения стартового уровня подготовки обучающихся проводится нулевой срез. По завершению изучения каждой темы проводится контрольное занятие в тех или иных формах:
Результаты оценивания уровня освоения содержания программа фиксируются в индивидуальной карте наблюдений (см. Приложение). Одним из важнейших условий реализации данной образовательной программы является психологическое сопровождение. 1 год обучения Учебно-тематический план
Содержание программы |
Образовательная программа детской школы искусств №2 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы «Детская школа искусств №2» | Петровская академия наук и искусств Отделение социальных технологий... Программа отборочного этапа конкурса на получение подрядов на выполнение проектных и строительных работ | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методика преподавания истории искусств «История искусств» — 035400. 68 «история искусств» Форма подготовки очная | ||
Основная образовательная программа среднего профессионального образования... Сызранского муниципального Драматического театра им. А. Н. Толстого, доцент кафедры театрального искусства Самарской государственной... | «виртуальная лаборатория газоснабжения» Бытовая плита, газоснабжение, имитационное моделирование, информационно-образовательная среда | ||
Учебно-методическое пособие Казань 2012 Печатается по решению кафедры... Файзулаева М. П. – кандидат искусствоведения, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств, заслуженный... | Учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович 3-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005, п. 1, 2 Образовательная – дать преставление о составе программного обеспечения компьютера | ||
Программа государственного экзамена по специальности 070601 «Дизайн» Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин,... | Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... России, который насчитывает более чем 100 – летнюю историю существования. При этом уникальность детской школы искусств как учреждение... | ||
Программа профессиональной переподготовки «Всеобщая история искусств» Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования к результатам освоения образовательных... | Научно-образовательная лаборатория судебных экспертиз Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от... | ||
Лаборатория №41 си тэс: Лаборатория мощных электромагнитных воздействий... Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век» | Образовательная программа по предмету «Прикладное творчество» Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального... | ||
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального... | Образовательная программа по дисциплинам «Слушание музыки» Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального... |