Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств»





Скачать 287.47 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Лаборатория изящных искусств»
страница1/3
Дата публикации20.05.2015
Размер287.47 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3
Управление образования Курчатовского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Утверждена

на НМС МБУДОД ЦДТ

протокол №5

от 17 января 2012 г.

зам. директора по НМР

____________________

Ольшанченко Л.П.

Образовательная программа

«Лаборатория изящных искусств»
возраст обучающихся – 7-14 лет

срок реализации – 3 года
культурологическое направление
Кольцова Юлия Павловна,

педагог дополнительного образования


Челябинск
Пояснительная записка

Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития ребенка.

Решению этой проблемы и способствует дополнительная образовательная программа «Лаборатория изящных искусств».

В названии программы органично соединены три компонента – лаборатория, изящные, искусства, которые, по мнению автора, наиболее точно соответствуют специфике детского творческого объединения.

Лаборатория – учреждение или отдел, подразделение, производящее эксперименты или учебные занятия.

Изящество – тонкое и строгое соответствие, соразмерность во всем, отвечающая требованиям художественного вкуса.

Искусство – высокая степень умения, мастерства в сфере деятельности.

Одним из основных средств нравственно-эстетического воспитания и художественного образования воспитанников является культура и искусство родного края, обращение к народным традициям декоративно-прикладного творчества с искусным сочетанием достижений современных технологий.

Народное искусство – это прошлое в настоящем. Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов и эпох. На протяжении всей истории человечества народное искусство было существенной частью культуры национальной и мировой. Возвращение к истокам помогло бы людям самим разбираться в сложной картине современного искусства. Приобщать детей к истокам народного творчества, культуре, обогащать содержание детского творчества, развивать их интеллект и чувства, дать детям возможность почувствовать себя наследниками русских традиций - одна из задач коллектива.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. С ростом обшей культуры, усиливается и желание общаться с народным искусством, так что процесс будет развиваться. Народное творчество уже влияет и будет еще больше влиять на наше жилище, утварь, одежду – словом, на весь наш быт. Естественно, что его пропаганда среди детей имеет большое художественное значение.

Постичь язык искусства можно только в процессе творчества или сотворчества. Известные ученые – исследователи народного искусства В.С. Воронов и В.М. Василенко в своих трудах отмечали родственность народного и детского творчества. Их роднят непроизвольность, непосредственность, простота, богатство воображения, чувство радости, яркость, наивность, простота технических средств и сильно выраженная условность.

Современное прикладное искусство не только активно использует все приемы работы и материалы, накопленные с древних времен народами разных стран, но и отражает нынешнее бурное развитие техники. Это сказывается как на многообразии приемов работы – от отточенных веками до тех, что стали возможны только сегодня, на синтезе техник и стилей, так и на материалах.

Художественные традиции рукоделия представляют собой коллективное творчество этноса, его «вечно живую душу». Сейчас мастера используют разнообразные приемы и техники, которые позволяют сделать работы неповторимыми.

Владение различными методами, смелое использование материалов и свободный полет фантазии – вот те условия, при которых создаются необычные, современные и интересные изделия.

В процессе реализации образовательной программы «Лаборатория изящных искусств» осуществляется культурное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, развитие пространственного ощущения мира, изучение искусства, что способствует активному процессу самопознания, самосовершенствования каждого обучающегося. На занятиях дети знакомятся с традиционными народными промыслами, культурными традициями народов России и мира, основами теории цвета, графической композиции и формообразования.

Ведущее место в программе отведено творческому развитию личности. Творчество - это сложная деятельность человека, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому занятия строятся так, что каждое задание дает возможность ребенку проявить свои творческие способности, не ограничивая свободу, воображение и фантазию. Разнообразие техник и приемов помогают раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого, т.е. проявить свое я, открыть себя как личность. Декоративно-прикладное творчество позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение декоративно-прикладным творчеством имеет для ребенка очень большое значение: доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.

Занятия декоративно-прикладным творчеством являются эффективным средством эстетического воспитания и творческого развития детей. Творческая деятельность ребенка должна быть тесно связана со всеми сторонами познавательной деятельности, в процессе которой он получает разнообразные впечатления, новые знания.

Содержание, методика проведения и организация занятий в лаборатории направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразным изобразительным материалом, различными видами рукоделия, позволяющими передать в шитье, аппликации, мозаике, мягкой игрушке, квиллинге и т.д. тепло и уют. Все это дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям.

В основу программы положен ряд принципов.

  • Принцип диалога культур (национальной и мировой, народных и исторических форм).

  • Принцип отношения к искусству как к духовной культуре, т.е рассмотрения профессиональной стороны искусства как средства донесения его универсальной формы.

  • Принцип связи с жизнью (диалог содержания занятия с окружающей действительностью).

  • Принцип единства формы и содержания, красоты и пользы (любая, даже чисто утилитарная поделка, должна выражать определенное отношение исполнителя, определенные эмоции).

  • Принцип диалога ребенка с искусством (переживание, сопереживание является методом освоения искусства, единственной возможностью приобщения к содержанию искусства, возможностью понять его).

Цель образовательной программы - становление и развитие творчески активной личности через овладение образного языка народного и современного декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

  1. обучение основным видам и технологиям декоративно-прикладного искусства, приобретение основ трудовых умений и навыков;

  2. формирование опыта творческой и познавательной деятельности в области декоративно-прикладного искусства;

  3. активное освоение лучших традиций народного искусства;

  4. сохранение народных традиций в индивидуальном и коллективном творчестве;

  5. воспитания художественно-эстетического вкуса;

  6. формирование коммуникативной культуры;

  7. формирование гражданской, социально–активной жизненной позиции детей.

Программа включает в себя несколько самостоятельных модулей. Каждый модуль содержит информацию об истоках, истории и развитии народного творчества в целом, того или иного вида декоративно-прикладного искусства в частности, теоретические основы и практическое освоение различных техник и технологий декоративно-прикладного искусства:

    • бисероплетение

    • тестопластика

    • кукла-примитив

    • бумагопластика

Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить обучающимся, развитие у них с первых занятий не только навыков ремесла, но и творческого начала.

Программа предназначена преимущественно для детей в возрасте от 7 до 14 лет и рассчитана на 3 года обучения.

Возрастной этап с 7 до 14 лет характеризуется интенсивным развитием способностей, дети находятся в процессе перехода от образного восприятия к аналитическому мышлению. Они могут создавать необыкновенные яркие образы и в то же время способны проанализировать ход практической работы по воплощению образа в материале. В творческих видах труда развитие воображения происходит в процессе занятия данными видами деятельности.

Занятия проводятся два раза в неделю:

Разновозрастные учебные группы формируются в зависимости от года обучения и уровня освоения содержания образования в следующем количественном составе:

I год обучения (подготовительный уровень) – 12 человек;

II год обучения (основной уровень) - 12 человек;

III год обучения (творческий уровень) - 10 человек.

На подготовительном уровне предполагается комплексное изучение детьми образцов традиционной культуры наряду с видами и технологиями современного декоративно-прикладного искусства.

На этом уровне познавательная деятельность обучающихся имеет преимущественно репродуктивный характер. Дети знакомятся с образцами народного творчества и современного декоративно-прикладного искусства, усваивают основные термины и понятия, приобретают навыки работы с различными материалами. Проводятся теоретические (беседы, лекции) и практические занятия, коммуникативные тренинги, конкурсы, познавательные игры, экскурсии и т.д.

К основному уровню у детей уже определилась четкая личностная позиция к творчеству. На фоне разносторонних интересов выявляются предпочтения определенным видам искусства. Данный уровень подразумевает вовлечение детей в творческую работу, участие в выставках, коллективное выполнение творческих заданиях.

В качестве форм организации деятельности широко используются творческие задания, коллективное творчество.

Творческий (третий) уровень – этап совершенствования мастерства, самостоятельного творчества воспитанников.

Огромное значение в развитии и реализации творческого потенциала личности ребенка, его социальной адаптации приобретают активные методы обучения: семинары-практикумы, ролевые и имитационные игры, конкурсы, творческие проекты.

Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие, в рамках которого применяются различные формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальные (экскурсия, беседа, лекция, семинар, праздник, коллективная творческая работа, занятие-ярмарка, просмотр видеоматериалов и др.);

  • групповые (групповое проектирование, интеллектуальное казино, ролевая и дидактическая игры, творческая мастерская и др.);

  • индивидуальные (мастер-класс, тестирование, самостоятельное выполнение творческой работы, презентация, защита творческого проекта, выполнение рефератов и др.).

При выборе форм организации обучения следует ориентироваться не только на достижение учебного результата, активизацию познавательной деятельности, но и на создание различных ситуаций проявления ребенка в его отношении и взаимодействии с другими людьми, ситуаций, способствующих личностному самовыражению, формирующих личностные качества и позволяющих выражать их в поведении.

Образовательная деятельность осуществляется с применением разнообразных пассивных (репродуктивных) и активных методов обучения.

Пассивные методы заключаются в повторении ребенком заданного педагогом алгоритма деятельности.

Активные методы построены так, что усвоение содержания образования оказывается погруженным в общение, в обмен действиями, т.е. в непосредственное взаимодействие детей с педагогом, между собой. При использовании активных методов деятельность обучающегося носит продуктивный, творческий характер. Среди активных методов на первый план выходит метод проектирования, т.е. самостоятельное выполнение всех стадий проектирования от этапа «эскиз-проект» до стадии «проект-реализация».

Прогнозируемый результат

Результатом реализации образовательной программы «Лаборатория изящных искусств» должны стать художественная грамотность и эстетическая образованность, которые отражают высокий уровень художественного развития ребенка и включают в себя:

- широту кругозора в области декоративно-прикладного искусства;

- устойчивую потребность в общении с искусством;

- понимание закономерностей развития декоративно-прикладного искусства;

- развитое эстетическое чувство, основанное на умении ценить и понимать прекрасное;

- способность к художественному творчеству;

- навыки практической деятельности в декоративно-прикладном искусстве;

- владение спецификой языка декоративно-прикладного и изобразительного искусств.

Механизмы отслеживания прогнозируемого результата

Для определения стартового уровня подготовки обучающихся проводится нулевой срез. По завершению изучения каждой темы проводится контрольное занятие в тех или иных формах:

  • терминологический диктант

  • анкетирование

  • конкурс

  • методики Мелик-Пашаева А.А.

  • выставка (итоговая, блиц, тематическая)

  • методика изучения уровня воспитанности

  • творческие задания, проекты

  • защита авторского проекта

  • контрольный тест




  • самооценка эмоционального состояния (изо-мониторинг)


Результаты оценивания уровня освоения содержания программа фиксируются в индивидуальной карте наблюдений (см. Приложение).

Одним из важнейших условий реализации данной образовательной программы является психологическое сопровождение.

1 год обучения

Учебно-тематический план




п\п

Наименование блока

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу.

Народное искусство.

2

1

1

2.

Народные промыслы России.

4

1,5

2,5

2.1

Народные промыслы Урала.

2

1

1

3.

Теория цвета

4

1

3

4.

Сказочное искусство бисероплетения:

  • теория цвета;

  • параллельное низание;

  • низание крестик;

  • низание сеток.

30

2

28

5.

Соленое тесто. Инструменты и материалы:

  • лепка простых элементов;

  • фактурные изделия.

26

2

24

6.



«Такие разные куклы». Инструменты и материалы:

  • русская тряпичная кукла;

  • куклы из того, что было (чердачные, валяные);

  • «незваные гости» - каркасные куклы.

32

3

29

7.

Искусство оригами, виды бумаги, базовые формы.

24

0,5

23,5

8.

Итоговое занятие «Творческое казино».

2




2

Итого

144

12

132



Содержание программы

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconОбразовательная программа детской школы искусств №2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы «Детская школа искусств №2»
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconПетровская академия наук и искусств Отделение социальных технологий...
Программа отборочного этапа конкурса на получение подрядов на выполнение проектных и строительных работ
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
...
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методика преподавания истории искусств «История искусств» — 035400. 68 «история искусств» Форма подготовки очная
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Сызранского муниципального Драматического театра им. А. Н. Толстого, доцент кафедры театрального искусства Самарской государственной...
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» icon«виртуальная лаборатория газоснабжения»
Бытовая плита, газоснабжение, имитационное моделирование, информационно-образовательная среда
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconУчебно-методическое пособие Казань 2012 Печатается по решению кафедры...
Файзулаева М. П. – кандидат искусствоведения, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств, заслуженный...
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconУчебник для 8 класса / Н. Д. Угринович 3-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005, п. 1, 2
Образовательная – дать преставление о составе программного обеспечения компьютера
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 070601 «Дизайн»
Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин,...
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
России, который насчитывает более чем 100 – летнюю историю существования. При этом уникальность детской школы искусств как учреждение...
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconПрограмма профессиональной переподготовки «Всеобщая история искусств»
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования к результатам освоения образовательных...
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconНаучно-образовательная лаборатория судебных экспертиз
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconЛаборатория №41 си тэс: Лаборатория мощных электромагнитных воздействий...
Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век»
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconОбразовательная программа по предмету «Прикладное творчество»
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального...
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconОбразовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература»
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального...
Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» iconОбразовательная программа по дисциплинам «Слушание музыки»
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск