Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
образовательная программа
по дисциплинам
«Музыкальная литература» (для отделения фортепиано)
Разработчик: Преподаватель
Мубаракшина Гульнур Раисовна
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для отделения «Фортепиано»
детской школы искусств. В ней раскрывается специфика работы, основные принципы организации занятий, раскрываются методы работы.
Дисциплина «Музыкальная литература» включена в программу «Фортепиано» предназначенную для занятий в ДШИ со сроком обучения – 7 лет.
Срок обучения по данным дисциплинам - 4 года.
Занятия по этим предметам развивают у детей чувство красоты, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность.
Обучение начинается с 4-го класса ДШИ .
Сроки реализации образовательной программы
Общее количество часов за 4 года обучения 152. Недельная нагрузка-
1 академический час в неделю на протяжении 4х летнего обучения
. Уроки идут по 45 минут.
4год обучения -1 часа в неделю – 38 учебных часов в год;
5год обучения-1 часа в неделю – 38 учебных часов в год;
6год обучения – 1часа в неделю – 38 учебных часов в год;
7 год обучения – 1часа в неделю - 38 учебных часов в год; Формы занятий: Групповая.
Основная форма - практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально. В новых условиях XXI века АКТУАЛЬНОСТЬ данной программы дополнительного образования не только и не столько в том, чтобы передать учащимся сумму знаний:
в подготовке активных творческих слушателей-любителей музыки;
в обеспечении условий для творческого самоопределения личности и творческой самореализации: чтобы учащийся желал слушать и исполнять;
в формировании у обучающегося адекватной современному уровню знаний и своей ступени обучения КАРТИНЫ МИРА;
в интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование художественного вкуса в условиях загрязненности эфира и нашествия псевдо-музыки;
в нацеленности на совершенствование личности и общества в целом;
в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала общества, нашем случае это подготовка преемников- специалистов.
Практическая значимость и универсальность
данной программы состоит в том, что:
1. Ей можно пользоваться целиком, курс «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» в ДМШ и ДШИ, для подготовки специалистов-музыкантов, так и для общего развития учащихся, а старшие классы 6-7 .
2. можно использовать отдельные части: «Слушание музыки» или «Музыкальная литература».
3. можно использовать отдельные темы: «Праздники народов мира»: «Рождество», «Святки», «Масленица» и другие.
Частично программа перекликается с традиционной программой по «Музыкальной литературе» для ДМШ и ДШИ для принадлежащей В.Лагутину. Однако даже эта часть дополнена широким кругом тем.
Новизна программы в изучении и проведении праздников народов мира, изучении таких тем, как Г.Ф.Гендель и другие, расширение тем:
1) Романтизм в Европе: Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Медельсон, Р.Вагнер, Д.Россини, Н.Паганини, Д.Верди, Ш.Гуно, Ж.Бизе, И.Штраус.
2) Расширение круга изучаемых произведений в творчестве русских композиторов: «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского, «Пиковая дама» П.Чайковского и других.
3) Изучение музыки ХХ века: К.Дебюсси, М.Равеля, К.Орфа, Д.Гершвина, А.Шнитке, Э.Денисова, а также направлений современной классической и эстрадной музыки: джаз, блюз, рок…. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель настоящей программы – воспитание грамотного слушателя на примерах лучших народных, классических и современных музыкальных образцов.
Она включает в себя 3 задачи:
1. Воспитательные задачи:
- воспитать у учащихся потребность к восприятию художественно-эстетических и музыкальных ценностей;
- сформировать позитивное отношение к жизни и искусству, в частности – музыкальному;
- воспитать у учащихся стремление к творчеству, в частности - музыкальному.
- воспитание пропагандистов музыкальной культуры.
2. Обучающие задачи включают:
- усвоение учащимися предлагаемого материала во всех его видах и формах;
- учащиеся должны уметь различать и рассказать о музыкальных стилях, жанрах, композиторах, узнавать темы изученных произведений и, по возможности, их исполнять.
3. Развивающие задачи:
- развивать у учащихся интерес к музыке, музыкальной культуре;
- развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению. Учебно-тематический план по годам обучения.
№ n/n
| Тема
| Количество часов
| Всего
| Теоретических занятий
| Практических занятий
| IV класс 1-ый год обучения.Музыкальная литература
| 4.1
| Повторение пройденного
| 2
| 1
| 1
| 4.2
| Музыкальная культура 16-18 веков
| 2
| 1
| 1
| 4.3
| Французские клавесинисты
| 2
| 1
| 1
| 4.4
| Барокко в музыке
| 2
| 1
| 1
| 4.5
| Г.Ф.Гендель
| 4
| 2
| 2
| 4.6
| И.С.Бах
| 6
| 3
| 3
| 4.7
| Венский классицизм
| 2
| 1
| 1
| 4.8
| И.Гайдн
| 4
| 3
| 1
| 4.9
| В.А.Моцарт
| 7
| 4
| 3
| 4.10
| Л. ван Бетховен
| 7
| 4
| 3
| 4.11
| Итого часов
| 38
| 21
| 17
| V класс 2-ой год обучения. Музыкальная литература
| 5.1
| Повторение пройденного
| 2
| 1
| 1
| 5.2
| Романтизм в музыке
| 2
| 1
| 1
| 5.3
| Ф. Шуберт
| 6
| 3
| 3
| 5.4
| Р.Шуман
| 2
| 1
| 1
| 5.5
| Н.Паганини
| 2
| 1
| 1
| 5.6
| Ф.Лист
| 2
| 1
| 1
| 5.7
| Ф.Шопен
| 8
| 5
| 3
| 5.8
| Ф.Мендельсон
| 2
| 1
| 1
| 5.9
| Д.Россини
| 2
| 1
| 1
| 5.10
| Р.Вагнер
| 4
| 2
| 2
| 5.11
| Д.Верди
| 2
| 1
| 1
| 5.12
| Ш.Гуно
| 2
| 1
| 1
| 5.13
| Ж.Бизе
| 2
| 1
| 1
| 5.14
| Итого часов
| 38
| 20
| 18
|
VI класс. 3-ий год обучения. Музыкальная литература
|
| темы
| Всего
| Теоретических занятий
| Практических занятий
| 6.1
| Повторение пройденного
| 2
| 1
| 1
| 6.2
| Развитие русской музыки до 19 века
| 4
| 2
| 2
| 6.3
| Великие дилетанты
| 4
| 2
| 2
| 6.4
| М.И.Глинка
| 10
| 2
| 8
| 6.5
| А.С. Даргомыжский
| 4
| 2
| 2
| 6.6
| Русская музыка 50-х-60-х гг. ХХ века
| 1
| 1
|
| 6.7
| А.П.Бородин
| 4
| 2
| 2
| 6.8
| Н.А.Римский -Корсаков
| 8
| 4
| 4
| 6.9
| Итого часов
| 38
| 16
| 22
| VII класс. 4-ый год обучения. Музыкальная литература
|
| темы
| Всего
| Теоретических занятий
| Практических занятий
| 7.1
| Повторение пройденного
| 2
| 1
| 1
| 7.2
| М.П.Мусоргский
| 8
| 4
| 4
| 7.3
| Музыкальная жизнь Москвы 2-ой половины 19 века.
МГК, Рубинштейн Н.Г.
| 4
| 2
| 2
| 7.4
| П.И.Чайковский
| 10
| 4
| 6
| 7.5
| Беляевский кружок. А.Лядов
| 2
| 1
| 1
| 7.6
| С.В.Рахманинов
| 5
| 3
| 2
| 7.7
| А.Н.Скрябин
| 5
| 3
| 2
| 7.8
| И.Ф.Стравинский
| 2
| 1
| 1
| 7.9
| Итого часов
| 38
| 19
| 19
|
Содержание программы 4 класс, 1-ый год обучения, 1 полугодие ,
Музыкальная культура Италии. Голос – национальная гордость, belcanto.
Инструментальная музыка. Урок-концерт из произведений А. Корелли, А.Вивальди, Д.Тартини, А.Скарлатти "Поваренок – Люли", Люлли «Гавот», французские клавесинисты. Тамбурин Ж.Рамо, Ф.Куперен "Жницы".
Эпоха Барокко особенности стиля в музыке и жанры прелюдии, фуги, фантазии . Пассионы. Мессы .И.Бах. Жизненный и творческий путь :протестант в католических соборах, общечеловеческие ценности, виртуоз, капнльмейстер, гений- забытый композитор.
Произведения для клавира "Маленькие прелюдии и фуги" Инвенции (выборочно, желательно из репертуара учащихся) строение фуги.
"ХТК" 1 том, прелюдия и фуга c-mo11 французская сюита c-mo11
Органное творчество. Фантазия и фуга d-moll Хоральная прелюдия фа минор. "Месса" h-moll "Cyrieeleison", "Gloria" Страсти по Матфею" – сюжет, традиция ария альта fis-moll №10 ария альта fis-moll № 47 "Сжалься надо мной" хор № 78 "Спокойно спи".
Г. Гендель. Биография: немец Гендель приглашен в Англию писать итальянские оперы, 2 поражения, 3 подьёма к вершине славы ,Национальный композитор Англии. Творческий путь .Оратория "Самсон" – сюжет, ария Самсона, Сцена разрушения храма.
Венский музыкальный классицизм. Истоки, итальянские консерватории, история, многонациональность, атмосфера соревнования, доступность и популярность музыки. Жанры – соната,симфония Жанры опер: опера - seria, buffa. В.Глюк "Орфей". Оперная реформа Жизненный и творческий путь И.Гайдна. Оркестр И.Гайдна.Парный состав. Партитура симфонического оркестр Сонатная форма. Классическая соната. Фортепианное творчество И. Гайдна. Соната. Классическая симфония. И.Гайдна Симфония Es-dur. 4 класс, 1-ый год обучения, 2 полугодие
В. Моцарт. Жизненный и творческий путь. Чудо-ребенок, гений, 4 путешествия, венский период. "Реквием" Фортепианное творчество. Соната A-dur. Фантазия d-moll Симфоническое творчество. Симфония g-moll Оперное творчество "Свадьба Фигаро":сюжет, комедия характеров, характеристики героев, увертюра. "Дон Жуан", сюжет. Увертюра, характеристики героев, сцена с Командором.
Л.Бетховен. Великая Французская буржуазная революция. Энциклопедисты, идеи, лозунги «Свобода, равенство, братство»Жизненный и творческий путь, виртуоз, дирижер. Сила духа, гордость за талант, глухота, забота о братьях Фортепианное творчество. Соната №8 "Патетическая" Сонаты "Лунная" №14 и "Аппассионата" №23 Симфоническое творчество. Обзор. Симфония №5 Увертюра"Эгмонт". Верность идеям и духу революции.
5 класс , 2 –ой год обучения, 1 полугодие
Романтизм в музыке, истоки, особенности содержания, внимание к каждому «маленькому человеку», сострадание, «детище наполеоновских войн», когда в каждую семью вошло горе и разорение; камерные жанры, , песни, циклы миниатюр, тематизм. Ф.Шуберт. Жизненный и творческий путь. Шуберт и Бетховен.
Вокальное творчество. "Лесной царь", "Форель", "Серенада", вокальные циклы "Прекрасная мельничиха", "Лебединая песня" - Шарманщик. “AveMaria” Фортепианное творчество: Музыкальный момент, экспромт, вальс си минор. Симфоническое творчество: "Неоконченная симфония"
Р.Шуман. "Музыкант и литератор". "Фантастические пьесы","Карнавал", "Порыв" .
Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Трудная судьба Польши, революция, затянувшиеся на всю жизнь гастроли в Париже. Мазурки, Полонез As- dur Прелюдии, Ноктюрны. Этюды, Вальс cis-moll
Жизненный и творческий путь Ф.Лист. Венгерская рапсодия №2 "Кампанелла", "Кантабиле", "Грезы любви", "Серенада".
Н. Паганини. Творческий путь. Концерт № 2 Ш ч., "Кампанелла" "Кантабиле", Каприс Es-dur, "Пляска ведьм". 5 класс, 2-ой год обучения, 2 полугодие
Ф.Мендельсон. Творческий путь. Песни без слов: №12, № 30, № 40 Программная увертюра "Сон в летнюю ночь".
Итальянская опера Д. Россини "Севильский цирюльник".
Г. Доницетти "Дон Паскуале" - прослушивание в учебном театре РАМ им. Гнесиных.
Немецкая романтическая опера. Р.Вагнер. – жизненный и творческий путь, "Тангейзер" - содержание, увертюра "Лоэнгрин" ,Тетралогия "Кольцо Нибелунгов" - сюжет, история создания, общее строение, система лейтмотивов. "Полет Валькирий" из оперы «Валькирия» , «Траурная марш» из оперы «Гибель богов»
Оперный реализм . Итальянская опера.
Д.Верди Творческий путь. "Аида", "Риголетто"
Французская лирическая опера. Ш.Гуно "Фауст".Ж. Бизе. "Кармен"
Музыкальная Вена. Музыка И.Штрауса. Вальс. "На прекрасном голубом Дунае". "Марш Радецкого". 6 класс, 3-ий год обучения,1 полугодие
Русская музыка до 19 в. Особенности развития народного и профессионального искусства в связи с введением Христианства. Роль церкви. Запреты, иго, Петровские реформы.
19-й век – расцвет искусства России. Великие дилетанты. А. Грибоедов, А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев.
П. Булахов "Гори, гори, моя звезда…", "Колокольчики мои";
Е. Шашина "Выхожу один я на дорогу"
М.Глинка– жизненный и творческий путь. "Иван Сусанин" (Жизнь за царя) "Камаринская", "Вальс-фантазия" ,Романсы.
А. Даргомыжский Фантазия-шутка, "Баба-яга" или обзор оперы "Каменный гость" ,Романсы, Опера "Русалка" 6 класс, 3-ий год обучения, 2 полугодие
2-ая половина 19 в. Музыкальная жизнь Петербурга. Петербургская и Московская Консерватории. М.Балакирев "Исламей".
А.Бородин. Романсы "Богатырская симфония" "Князь Игорь"
Н.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь. "Шехерезада" Романсы. "Снегурочка" "Царская невеста" "Сказание о невидимом граде Китеже и Деве Февронии" 7 класс 4-ый год обучения, 1 полугодие
М.Мусоргский. Жизненный и творческий путь. Песни "Борис Годунов". "Хованщина" (обзор) "Рассвет на Москве-реке" (вступление к опере), "Гадание Марфы" "Сорочинская ярмарка" (обзор)
Музыкальная жизнь Москвы II половины XIX века. МГК. Н. Рубинштейн
П. Чайковский. Жизненный и творческий путь. Фортепианная музыка. "Детский альбом", "Времена года", "Сентиментальный вальс" Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Романсы, детские песни, "Евгений Онегин". 7 класс, 4-ый год обучения, 2 полугодие
П.Чайковский. "Пиковая дама" Симфонии № I, № IV.
Беляевский кружок. Русская музыка конца XIX века. А. Лядов. "Баба-Яга", "Кикимора", "Волшебное озеро".
С.Рахманинов. Жизненный и творческий путь. Прелюдии cis-moll, g-moll "Этюды-картины", концерт для фортепиано с оркестром № 3 c-moll Романсы. А.Скрябин. Жизненный творческий путь, философия, стиль, гармония. "Поэма экстаза" Фортепианное творчество. Прелюдии, этюды. И. Стравинский. "Петрушка"
|