Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература»





Скачать 289.88 Kb.
НазваниеОбразовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература»
страница1/2
Дата публикации22.02.2015
Размер289.88 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2



Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан











образовательная программа

по дисциплинам

«Музыкальная литература»
(для отделения фортепиано)

Разработчик: Преподаватель

Мубаракшина Гульнур Раисовна

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для отделения «Фортепиано»

детской школы искусств. В ней раскрывается специфика работы, основные принципы организации занятий, раскрываются методы работы.

Дисциплина «Музыкальная литература» включена в программу «Фортепиано» предназначенную для занятий в ДШИ со сроком обучения – 7 лет.

Срок обучения по данным дисциплинам - 4 года.

Занятия по этим предметам развивают у детей чувство красоты, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность.

Обучение начинается с 4-го класса ДШИ .

Сроки реализации образовательной программы

Общее количество часов за 4 года обучения 152. Недельная нагрузка-

1 академический час в неделю на протяжении 4х летнего обучения

. Уроки идут по 45 минут.

4год обучения -1 часа в неделю – 38 учебных часов в год;

5год обучения-1 часа в неделю – 38 учебных часов в год;

6год обучения – 1часа в неделю – 38 учебных часов в год;

7 год обучения – 1часа в неделю - 38 учебных часов в год;
Формы занятий: Групповая.

Основная форма - практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.
В новых условиях XXI века АКТУАЛЬНОСТЬ данной программы дополнительного образования не только и не столько в том, чтобы передать учащимся сумму знаний:

  1. в подготовке активных творческих слушателей-любителей музыки;

  2. в обеспечении условий для творческого самоопределения личности и творческой самореализации: чтобы учащийся желал слушать и исполнять;

  3. в формировании у обучающегося адекватной современному уровню знаний и своей ступени обучения КАРТИНЫ МИРА;

  4. в интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование художественного вкуса в условиях загрязненности эфира и нашествия псевдо-музыки;

  5. в нацеленности на совершенствование личности и общества в целом;

  6. в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала общества, нашем случае это подготовка преемников- специалистов.


Практическая значимость и универсальность

данной программы состоит в том, что:

1. Ей можно пользоваться целиком, курс «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» в ДМШ и ДШИ, для подготовки специалистов-музыкантов, так и для общего развития учащихся, а старшие классы 6-7 .

2. можно использовать отдельные части: «Слушание музыки» или «Музыкальная литература».

3. можно использовать отдельные темы: «Праздники народов мира»: «Рождество», «Святки», «Масленица» и другие.

Частично программа перекликается с традиционной программой по «Музыкальной литературе» для ДМШ и ДШИ для принадлежащей В.Лагутину. Однако даже эта часть дополнена широким кругом тем.

Новизна программы в изучении и проведении праздников народов мира, изучении таких тем, как Г.Ф.Гендель и другие, расширение тем:

1) Романтизм в Европе: Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Медельсон, Р.Вагнер, Д.Россини, Н.Паганини, Д.Верди, Ш.Гуно, Ж.Бизе, И.Штраус.

2) Расширение круга изучаемых произведений в творчестве русских композиторов: «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского, «Пиковая дама» П.Чайковского и других.

3) Изучение музыки ХХ века: К.Дебюсси, М.Равеля, К.Орфа, Д.Гершвина, А.Шнитке, Э.Денисова, а также направлений современной классической и эстрадной музыки: джаз, блюз, рок….
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель настоящей программы – воспитание грамотного слушателя на примерах лучших народных, классических и современных музыкальных образцов.

Она включает в себя 3 задачи:

1. Воспитательные задачи:

- воспитать у учащихся потребность к восприятию художественно-эстетических и музыкальных ценностей;

- сформировать позитивное отношение к жизни и искусству, в частности – музыкальному;

- воспитать у учащихся стремление к творчеству, в частности - музыкальному.

- воспитание пропагандистов музыкальной культуры.

2. Обучающие задачи включают:

- усвоение учащимися предлагаемого материала во всех его видах и формах;

- учащиеся должны уметь различать и рассказать о музыкальных стилях, жанрах, композиторах, узнавать темы изученных произведений и, по возможности, их исполнять.

3. Развивающие задачи:

- развивать у учащихся интерес к музыке, музыкальной культуре;

- развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
Учебно-тематический план по годам обучения.

№ n/n

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

IV класс 1-ый год обучения.Музыкальная литература

4.1

Повторение пройденного

2

1

1

4.2

Музыкальная культура 16-18 веков

2

1

1

4.3

Французские клавесинисты

2

1

1

4.4

Барокко в музыке

2

1

1

4.5

Г.Ф.Гендель

4

2

2

4.6

И.С.Бах

6

3

3

4.7

Венский классицизм

2

1

1

4.8

И.Гайдн

4

3

1

4.9

В.А.Моцарт

7

4

3

4.10

Л. ван Бетховен

7

4

3

4.11

Итого часов

38

21

17

V класс 2-ой год обучения. Музыкальная литература

5.1

Повторение пройденного

2

1

1

5.2

Романтизм в музыке

2

1

1

5.3

Ф. Шуберт

6

3

3

5.4

Р.Шуман

2

1

1

5.5

Н.Паганини

2

1

1

5.6

Ф.Лист

2

1

1

5.7

Ф.Шопен

8

5

3

5.8

Ф.Мендельсон

2

1

1

5.9

Д.Россини

2

1

1

5.10

Р.Вагнер

4

2

2

5.11

Д.Верди

2

1

1

5.12

Ш.Гуно

2

1

1

5.13

Ж.Бизе

2

1

1

5.14

Итого часов

38

20

18


VI класс. 3-ий год обучения. Музыкальная литература





темы

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

6.1

Повторение пройденного

2

1

1

6.2

Развитие русской музыки до 19 века

4

2

2

6.3

Великие дилетанты

4

2

2

6.4

М.И.Глинка

10

2

8

6.5

А.С. Даргомыжский

4

2

2

6.6

Русская музыка 50-х-60-х гг. ХХ века

1

1




6.7

А.П.Бородин

4

2

2

6.8

Н.А.Римский -Корсаков

8

4

4

6.9

Итого часов

38

16

22

VII класс. 4-ый год обучения. Музыкальная литература




темы

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

7.1

Повторение пройденного

2

1

1

7.2

М.П.Мусоргский

8

4

4

7.3

Музыкальная жизнь Москвы 2-ой половины 19 века.

МГК, Рубинштейн Н.Г.

4

2

2

7.4

П.И.Чайковский

10

4

6

7.5

Беляевский кружок. А.Лядов

2

1

1

7.6

С.В.Рахманинов

5

3

2

7.7

А.Н.Скрябин

5

3

2

7.8

И.Ф.Стравинский

2

1

1

7.9

Итого часов

38

19

19


Содержание программы
4 класс, 1-ый год обучения, 1 полугодие ,

Музыкальная культура Италии. Голос – национальная гордость, belcanto.

Инструментальная музыка. Урок-концерт из произведений А. Корелли, А.Вивальди, Д.Тартини, А.Скарлатти "Поваренок – Люли", Люлли «Гавот», французские клавесинисты. Тамбурин Ж.Рамо, Ф.Куперен "Жницы".

Эпоха Барокко особенности стиля в музыке и жанры прелюдии, фуги, фантазии . Пассионы. Мессы .И.Бах. Жизненный и творческий путь :протестант в католических соборах, общечеловеческие ценности, виртуоз, капнльмейстер, гений- забытый композитор.

Произведения для клавира "Маленькие прелюдии и фуги" Инвенции (выборочно, желательно из репертуара учащихся) строение фуги.

"ХТК" 1 том, прелюдия и фуга c-mo11 французская сюита c-mo11

Органное творчество. Фантазия и фуга d-moll Хоральная прелюдия фа минор. "Месса" h-moll "Cyrieeleison", "Gloria" Страсти по Матфею" – сюжет, традиция ария альта fis-moll №10 ария альта fis-moll № 47 "Сжалься надо мной" хор № 78 "Спокойно спи".

Г. Гендель. Биография: немец Гендель приглашен в Англию писать итальянские оперы, 2 поражения, 3 подьёма к вершине славы ,Национальный композитор Англии. Творческий путь .Оратория "Самсон" – сюжет, ария Самсона, Сцена разрушения храма.

Венский музыкальный классицизм. Истоки, итальянские консерватории, история, многонациональность, атмосфера соревнования, доступность и популярность музыки. Жанры – соната,симфония Жанры опер: опера - seria, buffa. В.Глюк "Орфей". Оперная реформа Жизненный и творческий путь И.Гайдна. Оркестр И.Гайдна.Парный состав. Партитура симфонического оркестр Сонатная форма. Классическая соната. Фортепианное творчество И. Гайдна. Соната. Классическая симфония. И.Гайдна Симфония Es-dur.
4 класс, 1-ый год обучения, 2 полугодие

В. Моцарт. Жизненный и творческий путь. Чудо-ребенок, гений, 4 путешествия, венский период. "Реквием" Фортепианное творчество. Соната A-dur. Фантазия d-moll Симфоническое творчество. Симфония g-moll Оперное творчество "Свадьба Фигаро":сюжет, комедия характеров, характеристики героев, увертюра. "Дон Жуан", сюжет. Увертюра, характеристики героев, сцена с Командором.

Л.Бетховен. Великая Французская буржуазная революция. Энциклопедисты, идеи, лозунги «Свобода, равенство, братство»Жизненный и творческий путь, виртуоз, дирижер. Сила духа, гордость за талант, глухота, забота о братьях Фортепианное творчество. Соната №8 "Патетическая" Сонаты "Лунная" №14 и "Аппассионата" №23 Симфоническое творчество. Обзор. Симфония №5 Увертюра"Эгмонт". Верность идеям и духу революции.

5 класс , 2 –ой год обучения, 1 полугодие

Романтизм в музыке, истоки, особенности содержания, внимание к каждому «маленькому человеку», сострадание, «детище наполеоновских войн», когда в каждую семью вошло горе и разорение; камерные жанры, , песни, циклы миниатюр, тематизм. Ф.Шуберт. Жизненный и творческий путь. Шуберт и Бетховен.

Вокальное творчество. "Лесной царь", "Форель", "Серенада", вокальные циклы "Прекрасная мельничиха", "Лебединая песня" - Шарманщик. “AveMaria” Фортепианное творчество: Музыкальный момент, экспромт, вальс си минор. Симфоническое творчество: "Неоконченная симфония"

Р.Шуман. "Музыкант и литератор". "Фантастические пьесы","Карнавал", "Порыв" .

Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Трудная судьба Польши, революция, затянувшиеся на всю жизнь гастроли в Париже. Мазурки, Полонез As- dur Прелюдии, Ноктюрны. Этюды, Вальс cis-moll

Жизненный и творческий путь Ф.Лист. Венгерская рапсодия №2 "Кампанелла", "Кантабиле", "Грезы любви", "Серенада".

Н. Паганини. Творческий путь. Концерт № 2 Ш ч., "Кампанелла" "Кантабиле", Каприс Es-dur, "Пляска ведьм".
5 класс, 2-ой год обучения, 2 полугодие

Ф.Мендельсон. Творческий путь. Песни без слов: №12, № 30, № 40 Программная увертюра "Сон в летнюю ночь".

Итальянская опера Д. Россини "Севильский цирюльник".

Г. Доницетти "Дон Паскуале" - прослушивание в учебном театре РАМ им. Гнесиных.

Немецкая романтическая опера. Р.Вагнер. – жизненный и творческий путь, "Тангейзер" - содержание, увертюра "Лоэнгрин" ,Тетралогия "Кольцо Нибелунгов" - сюжет, история создания, общее строение, система лейтмотивов. "Полет Валькирий" из оперы «Валькирия» , «Траурная марш» из оперы «Гибель богов»

Оперный реализм . Итальянская опера.

Д.Верди Творческий путь. "Аида", "Риголетто"

Французская лирическая опера. Ш.Гуно "Фауст".Ж. Бизе. "Кармен"

Музыкальная Вена. Музыка И.Штрауса. Вальс. "На прекрасном голубом Дунае". "Марш Радецкого".
6 класс, 3-ий год обучения,1 полугодие

Русская музыка до 19 в. Особенности развития народного и профессионального искусства в связи с введением Христианства. Роль церкви. Запреты, иго, Петровские реформы.

19-й век – расцвет искусства России. Великие дилетанты. А. Грибоедов, А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев.

П. Булахов "Гори, гори, моя звезда…", "Колокольчики мои";

Е. Шашина "Выхожу один я на дорогу"

М.Глинка– жизненный и творческий путь. "Иван Сусанин" (Жизнь за царя) "Камаринская", "Вальс-фантазия" ,Романсы.

А. Даргомыжский Фантазия-шутка, "Баба-яга" или обзор оперы "Каменный гость" ,Романсы, Опера "Русалка"
6 класс, 3-ий год обучения, 2 полугодие

2-ая половина 19 в. Музыкальная жизнь Петербурга. Петербургская и Московская Консерватории. М.Балакирев "Исламей".

А.Бородин. Романсы "Богатырская симфония" "Князь Игорь"

Н.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь. "Шехерезада" Романсы. "Снегурочка" "Царская невеста" "Сказание о невидимом граде Китеже и Деве Февронии"
7 класс 4-ый год обучения, 1 полугодие

М.Мусоргский. Жизненный и творческий путь. Песни "Борис Годунов". "Хованщина" (обзор) "Рассвет на Москве-реке" (вступление к опере), "Гадание Марфы" "Сорочинская ярмарка" (обзор)

Музыкальная жизнь Москвы II половины XIX века. МГК. Н. Рубинштейн

П. Чайковский. Жизненный и творческий путь. Фортепианная музыка. "Детский альбом", "Времена года", "Сентиментальный вальс" Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Романсы, детские песни, "Евгений Онегин".
7 класс, 4-ый год обучения, 2 полугодие

П.Чайковский. "Пиковая дама" Симфонии № I, № IV.

Беляевский кружок. Русская музыка конца XIX века. А. Лядов. "Баба-Яга", "Кикимора", "Волшебное озеро".

С.Рахманинов. Жизненный и творческий путь. Прелюдии cis-moll, g-moll "Этюды-картины", концерт для фортепиано с оркестром № 3 c-moll Романсы. А.Скрябин. Жизненный творческий путь, философия, стиль, гармония. "Поэма экстаза" Фортепианное творчество. Прелюдии, этюды. И. Стравинский. "Петрушка"
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconПояснительная записка рабочая программа «Музыкальная литература»
«Музыкальная литература» и методическими пособиями, разработанными на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств...
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Музыкальная литература»
Учебно – тематический план
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconПрограмма «музыкальная литература»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа №2
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература» образовательных...
«Музыкальная литература», разработанной на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре...
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconОбразовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература»...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальная литература»
Выполнение в полном объеме требований предъявляемых к содержанию дополнительных образовательных программ
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconПримерная программа общепрофессиональной дисциплины «ОД. 02. 04;ОП....
Примерная программа по дисциплине Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) единого курса од. 02. 04 и оп. 01 является...
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconПояснительная записка. Данная программа предназначена для народного...
Программа предназначена для народного отделения по дисциплине «Музыкальная литература», детской школы искусств. В ней раскрывается...
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconДополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconЛитература Рабочие программы по ктп дисциплинам: «Литература»
Комплексное методическое обеспечение учебного процесса по профессии Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconЛитература Рабочие программы и ктп по дисциплинам «Литература»
Комплексное методическое обеспечение учебного процесса по профессии Оператор электронно-вычислительных машин
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconОбразовательная программа по дисциплинам «Слушание музыки»
Программа предназначена для народного отделения по дисциплинам «Слушание музыки», детской школы искусств. В ней раскрывается специфика...
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconАдаптированная программа по предмету музыкальная литература
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
Филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Камско – Устьинской дмш
Образовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
Рецензент – Задорина О. А., зам директора по учебно-методической работе Стрелецкой детской школы искусств


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск