Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература»





НазваниеРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
страница1/6
Дата публикации11.12.2014
Размер0.81 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Стрелецкая детская школа искусств»
Рабочая программа

по предмету
«Музыкальная литература»

для 2—5 (6) классов ДШИ

Орёл, 2012 г.


«Рассмотрено»

Методическим советом

образовательного учреждения

дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор – Панфилов Николай Иванович

______________

(подпись)
дата утверждения


Разработчик –Букина Р. А., преподаватель музыкально – теоретических дисциплин.

Рецензент – Кусова Л.И., заслуженный работник культуры, преподаватель ОМК.


Рецензент – Задорина О. А., зам директора по учебно-методической работе Стрелецкой детской школы искусств.





3.4.7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

знание профессиональной музыкальной терминологии;

сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

2. Пояснительная записка
Цель и задачи дисциплины.

Программа по предмету «Музыкальная литература» (ОП.02) составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства, разработана с учетом обеспечения преемственности программы «Музыкальная литература» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. Предмет «Музыкальная литература» изучается со 2-го по 5 (6) классы ДШИ с пяти- (шести-) летним обучением.

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» НМЦХО – 2002 г. (автор А.И. Лагутин).

Целью музыкальной литературы является формирование музыкальной культуры обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности и расширение кругозора детей.

Музыкальная литература призвана:

- формировать у детей любовь и интерес к серьезному музыкальному искусству, понимать народное, классическое и современное музыкальное творчество,

- развивать музыкальные способности,

- подготавливать активных слушателей и пропагандистов музыки,

- развивать в учащихся способность понимать художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки.

Задачи музыкальной литературы –

- формировать слушательские умения и навыки обучающихся; 
- поддержать познавательный интерес обучающихся; 

- приобщать обучающихся постигать музыкальное искусство; 
- пвести личность обучаемого в художественную культуру; 
- сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному постижению художественных ценностей; 
- способствовать его всестороннему развитию. 

В задачу дисциплины входит научить учеников использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; привитие музыкального вкуса, любви к музыке, творческого и активного отношения к ней.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Изучение музыкальной литературы – составная часть единого и многостороннего процесса музыкального воспитания и обучения юных музыкантов. В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность великих композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний из области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и состава ряда инструментальных ансамблей.

Содержание курса музыкальной литературы определяется его назначением, сутью которого является обучение учащихся необходимыми знаниями и умениями, благотворно воздействовать на общее развитие подростков. Очень важно соответствие количества учебного материала для изучения возможности его качественного усвоения, доступность по своему содержанию и методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. Программа содержит максимум учебного материала, который может быть качествено усвоен в отведенное время в соответствии с современным уровнем музыкальной дидактики.

В процессе изучения музыкальной литературы и музыкальных произведений учащиеся должны приобрести умение разбирать музыкальные произведения: слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном тексте сочинений, запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, рассказывать о пройденых произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.

Огромное значение имеет:

- воспитание и развитие личностных качеств у обучающихся, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Объём дисциплины, виды учебной работы и отчётности.

Для изучения дисциплины ПО.02. УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) установлено:

- объем аудиторной учебной нагрузки – 145 часа;

- объем времени на самостоятельную работу – 131 час;

- максимальная учебная нагрузка ученика – 277 часов.

Аудиторные занятия мелкогрупповые – от 4-х до 10-ти человек.

Недельная нагрузка в часах - 1 час в неделю первые три года обучения, 1,5 часа в неделю – четвертый год обучения. Объём самостоятельной нагрузки по предмету планируется в количестве 1 часа в неделю.

Виды учебной работы: урок, контрольная работа, самостоятельная работа.

Оценка качества реализации программы «Музыкальная литература» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По окончании полугодий учебного года, как правило, по учебному предмету выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Контрольные уроки, зачёты могут проходить в виде письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в классах со 2-ого по 5. Экзамены по предмету «Музыкальная литература» в школе не проводятся. По завершении изучения учебного предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы. Освоение программы завершается итоговой аттестацией обучающихся.

В содержание курса входят виды учебной работы, способствующие воспитанию и развитию эстетического вкуса: лекция, прослушивание и анализ музыкальных произведений, работа с нотным текстом, викторина.

Методы работы:

  • Словесный;

  • Наглядный;

  • Практический;

  • Метод активизации зрительного и слухового восприятия;

  • Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;

  • Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Также для реализации данной программы, на уроках используются мультимедийные программы и презентации, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей.

Содержание предмета:

Основной принцип построения учебного курса - принцип историзма. Логически-исследовательное изложение материала от эпохи к эпохе.

В курсе «Музыкальная литература» сделан акцент на знакомство с понятием «стиль», предлагается изучение музыки XX в. Музыкальный материал разнообразен в тембровом отношении и охватывает практически все основные этапы развития музыкальной культуры.

Тематическая структура предмета «Музыкальная литература» такова:

  1. Обзорные темы.

  2. Творческие портреты композиторов.

  3. Краткие обзоры творчества композиторов.

  4. Аналитические темы.

Изложение основ предмета требует продумывания ряда вопросов:

  1. Звуковая и временная природа музыки. Музыка как язык общения. Музыка среди других искусств.

  2. Содержание музыкального произведения. Музыкальный образ. Выразительные и изобразительные возможности музыки. Программная музыка.

  3. Музыкальный язык и его составные элементы.

  4. Интонация – фундамент речи и музыки. Музыкальная тема.

  5. Музыкальный жанр. Классификация жанров. Изучение важнейших жанров музыки.

  6. Музыкальный стиль и его виды.

  7. Анализ музыкального произведения в соответствии с возможностями обучающегося.

Для успешного овладения знаниями необходимо изучать с обучающимися термины, определения, понятия.

Данная программа выделяет и позволяет использовать межпредметные связи музыкальной литературы с другими специальными музыкальными дисциплинами и общеобразовательными предметами (история, литература, изобразительное искусство и др.)

Расширение кругозора происходит за счет привлечения богатого музыкального, изобразительного и литературного материала, знакомства с классическими произведениями великих творцов, составляющих сокровищницу мировой культуры. Полученные знания становятся базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни. Это, в свою очередь, является показателем формирования потребности познавательной деятельности школьников и базой для составления собственного мнения о том или ином произведении искусства.

Изложение теоретического материала:

Рабочая программа состоит из ряда монографических и обзорных тем, расположенных в хронологической последовательности, в которых находит освещение творческая деятельность всех великих русских классиков XIX века и ряда композиторов ХХ века, наиболее значительные музыкально-общественные явления того времени в их связях с отечественной историей и культурой.

Каждая монографическая тема включает небольшое введение, биографию и обзор творческого наследия композитора, разбор 2 - 4 наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Отбор материала и его освещение даются с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану.

Занятия проводятся в форме комбинированного школьного урока.

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

  • Урок - воспоминание;

  • Урок – исследование;

  • Урок – состязание;

  • Урок – игра;

  • Урок – повторение;

  • Урок – путешествие;

  • Конкурсы, викторины, познавательные игры по музыкальной литературе.

Задания на дом ограничены повторением и закреплением пройденного в классе материала по учебнику.

Примерные формы домашних заданий:

Задания на дом должны быть целесообразными, продуманными и доступными. Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с учебником, в котором наибольшую сложность для учащихся представляет освоение нотных примеров в единстве с текстом. Учащихся следует научить видеть в музыкальном примере подтверждение сказанному в тексте и представлять внутренним слухом общий характер звучания. (Исполнять примеры в классе при проверке задания следует лишь выборочно, возможно в облегчённом виде и только по нотам). Вспомогательным материалам при выполнении домашних заданий могут служить и записи в тетрадях учащихся, если преподаватель считает необходимым в учебных целях организацию краткой записи содержания урока.

Примерные условия реализации данной программы:

  • Наличие учебных групп (от 4 до 10 человек);

  • Наличие фоно- и аудиотеки;

  • Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе;

  • Соблюдение межпредметных связей;

  • Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом;

  • Активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.

Данная рабочая программа является адаптированной и педагог имеет право на вариативность при изучении материала в зависимости от условий.

Учет успеваемости и контроль за выполнением программы проводится несколькими способами.

Механизм оценки:

  • Фронтальный опрос (Проводится в устной или письменной форме. Выявляет общий уровень подготовки и усвоения материала);

  • Поурочный опрос (Позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания и закрепить материал прошлого урока);

  • Беглый текущий опрос;

  • Музыкальная викторина;

  • Систематическая проверка домашнего задания;

  • Самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;

  • Контрольные уроки в конце каждой четверти, полугодия, года (Форма контрольных уроков различна в зависимости от объема, особенностей пройденного материала, а также от способностей и возраста детей (тесты, собеседования, сочинения, рефераты, викторины и т. д.);

  • Творческий зачет.

Аттестация обучающихся осуществляется по текущему опросу, на творческих зачетах и контрольных уроках.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Для определения полноты и глубины знаний обучающихся, по окончании каждой четверти выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущих отметок.

По окончанию каждой темы проводятся обобщающие уроки.

Требование к контрольному уроку:

  • Изложение темы в устном или письменном виде (тестовые задания).

  • Музыкальная викторина по материалу четверти, полугодия или учебного года.

В конце пятилетнего курса обучения предмету «Музыкальная литература», обучающиеся сдают итоговый зачет, который организуется на основе материала полного курса в соответствии с содержанием программы. Обязательно включает музыкальную викторину на основе подробно изученных в процессе освоения дисциплины музыкальных произведений.

Требования к итоговому зачету по музыкальной литературе:

  • Умения и навыки изложения темы, способность делать выводы;

  • Слушательские навыки: аналитические умения, способность выстроить художественный рассказ о музыке и музыкантах.

Методические рекомендации.

Содержание обучения определяется целями и задачами начального музыкального образования и теми возможностями, которыми предмет располагает для их реализации. Усвоение содержания предмета является целью обучения и в то же время средством развития, содействующим достижению этих целей. В процессе этого усвоения совершенствуется мышление, память и слух учащихся, формируются их творческие способности и приёмы деятельности. Качество усвоения содержания предмета определяет уровень достижения целей.

В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического искусства различных жанров, стилей и национальных композиторских школ последних трёх столетий. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов и конкретной общественно-исторической среды. Выбор произведений определяется как слушательскими возможностями обучающихся того или иного возраста и уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью.

Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании как в классе, так и в процессе самостоятельной работы обучающихся.

Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля. Знания из области музыкальной практики помогают ориентироваться в явлениях и процессах современной музыкально-общественной жизни, объяснять и оценивать происходящее в ней.

В содержании предмета следует различать знания информативные и понятийные. К первым относятся все имена, названия, даты, факты, события, то есть те, что несут конкретную информацию. Такие знания составляют значительную часть учебного материала. Понятийные знания в курсе музыкальной литературы – это ключевые слова, словосочетания, термины, которые в обобщённом виде отражают существенные признаки явлений художественного творчества и общественно-музыкальной практики вне их индивидуального проявления. Необходимость дифференцированного подхода педагога к информативным и понятийным знаниям обусловливается различиями в способах и уровне их усвоения учащимися. Если информативные знания должны быть верно поняты и лишь частично сохранены в долговременной памяти учащихся, то знания понятийные – осмысленные и длительно сохраняемые в памяти – во многом определяют качество усвоения предмета в целом.

В музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся слушательские навыки, то есть эстетическое восприятие музыки. Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер, так как присутствуют и обогащаются на всех уроках музыки. На уроках музыкальной литературы эти навыки формируются при прослушивании и анализе музыки, во внеклассном общении с ней.

Другим специальным умением является анализ музыки, объединяющий музыку и знания о ней. В той или иной форме ученики анализируют музыку на всех уроках в ДШИ, и потому данное умение также является межпредметным. На уроках музыкальной литературы оно формируется, в основном, в классной работе, в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений.

Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы, сердцевину его содержания. Качество их усвоения обучающимися в конечном счёте будет определять уровень музыкальной культуры, которого они смогут достичь с помощью музыкальной литературы.

Предметным умением, которым обучающиеся овладевают при изучении музыкальной литературы (на других занятиях может иметь место лишь его применение), является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке – значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями. Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения – и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, приобщает к просветительской деятельности.

В основу систематизации учебного материала положен хронологически-тематический принцип, традиционный для данного предмета, в сочетании с дидактическим на первом году обучения. Линейное расположение материала с элементами концентричности в освоении понятийных знаний даёт возможность познавать конкретные явления художественного творчества, знакомиться с биографиями и творческим наследием великих композиторов и одновременно видеть взаимосвязь эпох и стилей, представлять процесс развития музыкального искусства, смену художественных направлений, историческую обусловленность отдельных этапов музыкального искусства.

Особенность большинства существующих программ по «Музыкальной литературе» – изучение отечественной и зарубежной музыки обособленно друг от друга. 
Главные отличительные особенности настоящей программы:

- параллельное изучение зарубежного и отечественного искусства;

- построение тематического материала в хронологической последовательности от древнейших времён до современности;

- ознакомление с различными видами художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;

- наблюдение за формированием музыкального искусства в контексте эпох;

- изучение разнообразных проявлений художественного гения разных стран в каждую конкретно-историческую эпоху;

- изучение общих закономерностей художественного развития эпохи в социокультурном и политическом аспекте.

Таким образом, новая программа призвана проследить формирование музыкального искусства в контексте с общим историческим и культурным развитием эпохи, как за рубежом, так и в России.

Интегрированность предложенной программы в её многополярном хронологически выверенном материале, связанном с историей и художественной культурой. Живопись, скульптура, архитектура, литература и другие виды искусства разных эпох позволяют выявить наиболее общие закономерности развития музыкального искусства. И основной задачей курса становится изучение музыкальной литературы через призму последовательности, историзма и научности.

Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы.

Первый год обучения – пропедевтический (вводный, содержащий предварительный круг знаний). Его назначение – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению знаний о музыке.

Основные разделы первого года обучения – средства музыкальной выразительности, знакомство с музыкальными инструментами и видами оркестров, с музыкальными формами – от самых простых к более сложным. Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и её использованию в профессиональной музыке, маршу и танцу. Темы «Знакомство с музыкальными инструментами» и «Музыкальные формы» включены в данную программу из методических рекомендаций по преподаванию музыкальной литературы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств и примерных тематических планов МК М. -1990 (составитель Е.Б.Лисянская).

Основными формами работы на первом году обучения должны стать прослушивание музыки и работа с нотным текстом, характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых терминов и понятий, запоминание и узнавание музыки.

Программа второго года обучения – классики европейской музыки – представляет собой последовательность монографических тем, соответствующих историко – художественному процессу: И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений (или их законченных частей) с последующим прослушиванием.

Биография композитора позволяет не только нарисовать портрет великого музыканта, но и содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера, показывающие разносторонние связи искусства с жизнью. Формы бытования музыки в различные эпохи и в различных слоях общества, социальное положение музыкантов, сочетание таланта и труда в композиторской профессии – большой познавательный материал, расширяющий представление учащихся о музыкальном искусстве.

Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, вводимые в теме «Й. Гайдн», закрепляются затем при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной формы, слуховое, теоретическое и исполнительское (в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития учащихся. Представленные в темах другие жанры музыки (песни, фортепианные сочинения малых форм, сюиты), знакомство с фрагментами оперы «Свадьба Фигаро» способствуют расширению и углублению полученных ранее знаний.

Знакомству с отечественной музыкой отводится третий год обучения. Программа предусматривает темы, посвящённые основным представителям русской музыки XIX века: М.И.Глинке, А.С.Даргомыжскому, М.П.Мусоргскому, А.П.Бородину, Н.А.Римскому-Корсакову, П.И.Чайковскому. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также обзорные уроки, назначение которых – дать общее представление о музыкальной культуре России до Глинки, в 60-70 годы XIX века и на рубеже XIX и XX веков.

Основное внимание в разделе музыкальные классики XIX века уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и предполагает включение кратких сведений из истории их создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с анализом отдельных сцен и номеров дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере пяти русских классических опер учащиеся смогут хорошо усвоить общие закономерности жанра и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Знакомство с произведениями других жанров должно дать учащимся представление о богатстве содержания и жанровом многообразии отечественной музыки.

Первая половина четвертого года обучения посвящена знакомству с творчеством наиболее значительных композиторов зарубежья рубежа 19-20 веков, таких как К. Дебюсси, Б. Барток, К. Орф. Также этот раздел прораммы включает обзорные уроки, посвещенные общей характеристике зарубежного искусства рубежа 19-20 веков, импрессионизму.

Курс музыкальной литературы завершается изучением наиболее значительных явлений музыкального творчества, а также освещает один из наиболее сложных и противоречивых периодов в истории зарубежного и отечественного музыкального искусства – 20-21 век и включает некоторые биографические сведения и характеристику творчества В. С. Калинникова, А.Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С.В. Рахманинова, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А. И. Хачатуряна,Д. Б. Кабалевского, Г.В. Свиридова, Р.К.Щедрина, А. Г. Шнитке, обзорные занятия о представителях российского авангарда. Заключительная беседа посвящается состоянию и основным проблемам современной музыкальной культуры, обзору важнейших событий музыкально-общественной жизни.

Курс «Музыкальной литературы» включает в себя следующие темы:

Первый год обучения:

- Введение. Предмет «Музыкальная литература».

- Выразительные средства музыки.

- Программная музыка.

- История развития оркестра. Дирижер.

- Инструменты симфонического оркестра.

-Виды оркестров.

- Знакомство с певческими голосами.

- Музыкальные жанры.

- Народная песня и композитор.

- Народные инструменты.

- Музыкальная форма.

- Музыка в театре и кино.

- Музыкально-театральные жанры.

Второй год обучения:

- Старинная музыка.

- И. С Бах – один из ярчайших представителей эпохи Барокко.

- Классицизм в музыке.

- Й. Гайдн – первый представитель венского классицизма.

- В. А. Моцарт – второй представитель венского классицизма.

- Л. Бетховен – третий представитель венского классицизма.

- Романтизм в музыке.

- Ф. Шуберт – великий австрийский композитор-романтик.

- Ф. Шопен – основоположник польской музыкальной классики.

Третий год обучения:

- Музыкальное искусство России в первой половине 19 века.

- М. И Глинка – основоположник русской классической музыки.

- А. С Даргомыжский – «великий учитель музыкальной правды».

- Русской музыкальное искусство второй половины 19 века.

- А. П. Бородин – основоположник русского эпического симфонизма.

- М. П. Мусоргский – великий руский композитор-реалист.

- Н. А. Римский-Корсаков крупнейший представитель русской и мировой музыкальной классики.

- П. И. Чайковский – величайший симфонист русской музыки.

Четвертый год обучения:

- Зарубежное искусство рубежа 19-20 веков.

- Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке на примере творчества К. Дебюсси.

- Б. Барток - основоположник венгерской новой композиторской школы. «Микрокосмос», «Альбом для детей».

- «Мировой театр» в творчестве К. Орфа. «Кармина Бурана».

- Русская культура рубежа 19-20 веков. А. К. Лядов.

- В. С. Калинников – «Кольцов русской музыки». Симфония соль минор.

- А. Н. Скрябин - «Прометей» русской музык . Прелюдии ор. 11, этюд до-диез минор соч. 8 №12.

- С. В. Рахманинов – крупнейший представитель реалистического направления в русской музыке конца 19 – начала 20 века.

- И. Ф. Стравинский – «человек тысяча одного стиля». Балет «Петрушка».

- С. С. Прокофьев – великий мелодист и новатор русской музыки 20 века.

- Д. Д. Шостакович – музыкальный летописец 20 века.

- «Живое ощущение национальной музыкальной стихии» в творчестве А. И. Хачатуряна.

- Советская тематика в творчестве Д. Б. Кабалевского.

- Музыкальная культура 60-80-х годов 20 века.

- Возрождение духовной культуры в творчестве Г. В. Свиридова.

- Полистилистика на примере творчества Р. К. Щедрина.

- Возрождение традиций русской духовной музыки в творчестве А. Г. Шнитке.

- Заключение.


3. Учебно-тематический план.

Первый год обучения:

№п/п

Наименование раздела, темы

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Введение. Предмет «Музыкальная литература».
Содержание музыкальных произведений.

3

1

2

2

Выразительные средства музыки.

4

2

2

3

Программно-изобразительная музыка.

4

2

2

4

История развития оркестра. Дирижер. Виды оркестров.

4

2

2

5

Инструменты симфонического оркестра.

13

6

7

6

Знакомство с певческими голосами.

4

2

2

7

Музыкальные жанры.

6

3

3

8

Музыкальная форма.

15

7

8

9

Музыка в театре и кино.

4

2

2

10

Музыкально-театральные жанры.

7

3

4




Итого:

64

30

34



Второй год обучения.

1

Старинная музыка.

3

1

2

2

И.С.Бах – один из ярчайших представителей эпохи Барокко.

9

4

5

3

Классицизм в музыке.

2

1

1

4

Й.Гайдн – первый представитель венского классицизма.

7,5

3,5

4

5

В.А.Моцарт – второй представитель венского классицизма.

11

5

6

6

Л.Бетховен – третий представитель венского классицизма.

13

6

7

7

Романтизм в музыке.

2

1

1

8

Ф.Шуберт – великий австрийский композитор-романтик.

8

4

4

9

Ф. Шопен – основоположник польской музыкальной классики.

7,5

3,5

4




Итого:

62,5

28,5

34


Третий год обучения.


1

Музыкальное искусство России в первой половине XIX века.

4

2

2

2

М.И.Глинка – основоположник русской классической школы.

12

6

6

3

А.С.Даргомыжский – «великий учитель музыкальной правды».

5

2

3

4

Русское музыкальное искусство второй половины XIX века.

2

1

1

5

А.П.Бородин – основоположник русского эпического симфонизма.

11

5

6

6

М.П. Мусоргский – великий русский композитор-реалист.

9

4

5

7

Н.А. Римский-Корсаков - крупнейший представитель русской и мировой музыкальной классики.

11

5

6

8

П.И. Чайковский – величайший симфонист русской музыки.

10

5

5




Итого:

64

30

34


Четвертый год обучения.


1

Зарубежное искусство рубежа XIX – XX веков.

2

1

1

2

Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке. Творческий облик К.Дебюсси.

4

2

2

3

Б. Барток - основоположник венгерской новой композиторской школы. «Микрокосмос», «Альбом пьес для детей».

4

2

2

4

«Мировой театр» в творчестве К. Орфа. «Кармина Бурана».

4

2

2

5

Русская культура рубежа XIX-XX веков. А. К. Лядов.

2,5

1

1,5

6

В. С. Калинников – «Кольцов русской музыки». Симфония соль-минор

4

2

2

7

А.Н.Скрябин – «Прометей» русской музыки. Прелюдии ор. 11, этюд dis moll соч.8 №12.

4

2

2

8

С. В. Рахманинов – крупнейший представитель реалистического направления в русской музыке конца 19 – начала 20 века.

4

2

2

9

И.Ф.Стравинский – «человек тысяча одного стиля». Балет «Петрушка».

4

2

2

10

С.С. Прокофьев – великий мелодист и новатор русской музыки 20 века.

18

9

9

11

Д.Д.Шостакович – музыкальный летописец 20 века.

10

5

5

12

«Живое ощущение национальной музыкальной стихии» в творчестве А. И. Хачатуряна.

6

3

3

13

Советская тематика в творчестве Д.Б. Кабалевского.

6

3

3

14

Музыкальная культура 60-80 годов 20 века.

2

1

1

15

Возрождение духовной культуры в творчестве Г. В. Свиридова.

6

3

3

16

Фольклоризм на примере творчества Р.К.Щедрина.

4

2

2

17

Возрождение традиций русской духовной музыки в творчестве А. Г. Шнитке.

6

3

3




Итого:

91

44,5

45,5



  1. Содержание учебного предмета.

Первый год обучения:

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература» образовательных...
«Музыкальная литература», разработанной на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
Рецензент – Задорина О. А., зам директора по учебно-методической работе Стрелецкой детской школы искусств
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
Филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Камско – Устьинской дмш
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconПояснительная записка рабочая программа «Музыкальная литература»
«Музыкальная литература» и методическими пособиями, разработанными на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Музыкальная литература»
Учебно – тематический план
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconАдаптированная программа по предмету музыкальная литература
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconПрограмма «музыкальная литература»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа №2
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconОбразовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература»...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconПримерная программа общепрофессиональной дисциплины «ОД. 02. 04;ОП....
Примерная программа по дисциплине Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) единого курса од. 02. 04 и оп. 01 является...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconПояснительная записка. Данная программа предназначена для народного...
Программа предназначена для народного отделения по дисциплине «Музыкальная литература», детской школы искусств. В ней раскрывается...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconОбщеобразовательная программа в области хореографического искусства...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск