Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература»





НазваниеРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
страница1/7
Дата публикации07.12.2014
Размер0.89 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Стрелецкая детская школа искусств»
Рабочая программа

по предмету
«Музыкальная литература»

для 4—8 классов ДШИ

Орёл, 2012 г.


«Рассмотрено»

Методическим советом

образовательного учреждения

дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор – Панфилов Николай Иванович

______________

(подпись)
дата утверждения


Разработчик –Букина Р. А., преподаватель музыкально – теоретических дисциплин.

Рецензент – Кусова Л.И., заслуженный работник культуры, преподаватель ОМК.


Рецензент – Задорина О. А., зам директора по учебно-методической работе Стрелецкой детской школы искусств.




3.4.7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

знание профессиональной музыкальной терминологии;

сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

2. Пояснительная записка
Цель и задачи дисциплины.

Программа по предмету «Музыкальная литература» (ОП.02) составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства, разработана с учетом обеспечения преемственности программы «Музыкальная литература» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. Предмет «Музыкальная литература» изучается с 4-го по 8 класс ДШИ.

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» НМЦХО – 2002 г. (автор А.И. Лагутин).

Целью музыкальной литературы является формирование музыкальной культуры обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности и расширение кругозора детей.

Музыкальная литература призвана:

- формировать у детей любовь и интерес к серьезному музыкальному искусству, понимать народное, классическое и современное музыкальное творчество,

- развивать музыкальные способности,

- подготавливать активных слушателей и пропагандистов музыки,

- развивать в учащихся способность понимать художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки.

Задачи музыкальной литературы –

- формировать слушательские умения и навыки обучающихся; 
- поддержать познавательный интерес обучающихся; 

- приобщать обучающихся постигать музыкальное искусство; 
- пвести личность обучаемого в художественную культуру; 
- сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному постижению художественных ценностей; 
- способствовать его всестороннему развитию. 

В задачу дисциплины входит научить учеников использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; привитие музыкального вкуса, любви к музыке, творческого и активного отношения к ней.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Изучение музыкальной литературы – составная часть единого и многостороннего процесса музыкального воспитания и обучения юных музыкантов. В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность великих композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний из области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и состава ряда инструментальных ансамблей.

Содержание курса музыкальной литературы определяется его назначением, сутью которого является обучение учащихся необходимыми знаниями и умениями, благотворно воздействовать на общее развитие подростков. Очень важно соответствие количества учебного материала для изучения возможности его качественного усвоения, доступность по своему содержанию и методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. Программа содержит максимум учебного материала, который может быть качествено усвоен в отведенное время в соответствии с современным уровнем музыкальной дидактики.

В процессе изучения музыкальной литературы и музыкальных произведений учащиеся должны приобрести умение разбирать музыкальные произведения: слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном тексте сочинений, запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, рассказывать о пройденых произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.

Огромное значение имеет:

- воспитание и развитие личностных качеств у обучающихся, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Объём дисциплины, виды учебной работы и отчётности.

Для изучения дисциплины ПО.02. УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественая) установлено:

- объем аудиторной учебной нагрузки – 181,5 часа;

- объем времени на самостоятельную работу – 165 часов;

- максимальная учебная нагрузка ученика – 346,5 часа.

Аудиторные занятия мелкогрупповые – от 4-х до 10-ти человек.

Недельная нагрузка в часах - 1 час в неделю первые четыре года обучения, 1,5 часа в неделю - пятый год обучения. Объём самостоятельной нагрузки по предмету планируется в количестве 1 часа в неделю.

Виды учебной работы: урок, контрольная работа, самостоятельная работа.

Оценка качества реализации программы «Музыкальная литература» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По окончании полугодий учебного года, как правило, по учебному предмету выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Контрольные уроки, зачёты могут проходить в виде письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в классах с 4-ого по 8. Экзамены по предмету «Музыкальная литература» в школе не проводятся. По завершении изучения учебного предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы. Освоение программы завершается итоговой аттестацией обучающихся.

В содержание курса входят виды учебной работы, способствующие воспитанию и развитию эстетического вкуса: лекция, прослушивание и анализ музыкальных произведений, работа с нотным текстом, викторина.

Методы работы:

  • Словесный;

  • Наглядный;

  • Практический;

  • Метод активизации зрительного и слухового восприятия;

  • Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;

  • Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Также для реализации данной программы, на уроках используются мультимедийные программы и презентации, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей.

Содержание предмета:

Основной принцип построения учебного курса - принцип историзма. Логически-исследовательное изложение материала от эпохи к эпохе.

В курсе «Музыкальная литература» сделан акцент на знакомство с понятием «стиль», предлагается изучение музыки XX в. Музыкальный материал разнообразен в тембровом отношении и охватывает практически все основные этапы развития музыкальной культуры.

Тематическая структура предмета «Музыкальная литература» такова:

  1. Обзорные темы.

  2. Творческие портреты композиторов.

  3. Краткие обзоры творчества композиторов.

  4. Аналитические темы.

Изложение основ предмета требует продумывания ряда вопросов:

  1. Звуковая и временная природа музыки. Музыка как язык общения. Музыка среди других искусств.

  2. Содержание музыкального произведения. Музыкальный образ. Выразительные и изобразительные возможности музыки. Программная музыка.

  3. Музыкальный язык и его составные элементы.

  4. Интонация – фундамент речи и музыки. Музыкальная тема.

  5. Музыкальный жанр. Классификация жанров. Изучение важнейших жанров музыки.

  6. Музыкальный стиль и его виды.

  7. Анализ музыкального произведения в соответствии с возможностями обучающегося.

Для успешного овладения знаниями необходимо изучать с обучающимися термины, определения, понятия.

Данная программа выделяет и позволяет использовать межпредметные связи музыкальной литературы с другими специальными музыкальными дисциплинами и общеобразовательными предметами (история, литература, изобразительное искусство и др.)

Расширение кругозора происходит за счет привлечения богатого музыкального, изобразительного и литературного материала, знакомства с классическими произведениями великих творцов, составляющих сокровищницу мировой культуры. Полученные знания становятся базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни. Это, в свою очередь, является показателем формирования потребности познавательной деятельности школьников и базой для составления собственного мнения о том или ином произведении искусства.

Изложение теоретического материала:

Рабочая программа состоит из ряда монографических и обзорных тем, расположенных в хронологической последовательности, в которых находит освещение творческая деятельность всех великих русских классиков XIX века и ряда композиторов ХХ века, наиболее значительные музыкально-общественные явления того времени в их связях с отечественной историей и культурой.

Каждая монографическая тема включает небольшое введение, биографию и обзор творческого наследия композитора, разбор 2 - 4 наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Отбор материала и его освещение даются с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану.

Занятия проводятся в форме комбинированного школьного урока.

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

  • Урок - воспоминание;

  • Урок – исследование;

  • Урок – состязание;

  • Урок – игра;

  • Урок – повторение;

  • Урок – путешествие;

  • Конкурсы, викторины, познавательные игры по музыкальной литературе.

Задания на дом ограничены повторением и закреплением пройденного в классе материала по учебнику.

Примерные формы домашних заданий:

Задания на дом должны быть целесообразными, продуманными и доступными. Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с учебником, в котором наибольшую сложность для учащихся представляет освоение нотных примеров в единстве с текстом. Учащихся следует научить видеть в музыкальном примере подтверждение сказанному в тексте и представлять внутренним слухом общий характер звучания. (Исполнять примеры в классе при проверке задания следует лишь выборочно, возможно в облегчённом виде и только по нотам). Вспомогательным материалам при выполнении домашних заданий могут служить и записи в тетрадях учащихся, если преподаватель считает необходимым в учебных целях организацию краткой записи содержания урока.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература» образовательных...
«Музыкальная литература», разработанной на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
Рецензент – Задорина О. А., зам директора по учебно-методической работе Стрелецкой детской школы искусств
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
Филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Камско – Устьинской дмш
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconПояснительная записка рабочая программа «Музыкальная литература»
«Музыкальная литература» и методическими пособиями, разработанными на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Музыкальная литература»
Учебно – тематический план
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconАдаптированная программа по предмету музыкальная литература
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconПрограмма «музыкальная литература»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа №2
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconОбразовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература»...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconПримерная программа общепрофессиональной дисциплины «ОД. 02. 04;ОП....
Примерная программа по дисциплине Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) единого курса од. 02. 04 и оп. 01 является...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconПояснительная записка. Данная программа предназначена для народного...
Программа предназначена для народного отделения по дисциплине «Музыкальная литература», детской школы искусств. В ней раскрывается...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconОбщеобразовательная программа в области хореографического искусства...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск