Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература»





Скачать 347.96 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
страница1/3
Дата публикации29.10.2014
Размер347.96 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Камско – Устьинской ДМШ

«Затонская Детская музыкальная школа» пгт Куйбышевский Затон

Камско – Устьинского муниципального района Республики Татарстан

Утверждаю Директор МБОУДОД

Камско – Устьинской ДМШ

____________ З.М.Мухамадеева

Рабочая программа по предмету

«Музыкальная литература»
Срок реализации программы 4 года

Программу составила:

Закирова Ольга Викторовна

Преподаватель 1 квалификационной категории

Программа обсуждена и принята

на заседании педагогического совета

преподавателей Камско – Устьинской ДМШ

протокол № _______ от__________


Пояснительная записка

Предмет «Музыкальная литература» является одной из важнейших составляющих системы музыкального образования. Он в большой степени способствует формированию общей культуры детей, их разностороннему развитию, совершенствованию их художественного вкуса, подготавливает учащихся к самостоятельному общению с классикой.

Благодаря этому предмету у детей формируется интерес и любовь к классической, народной и современной музыке. Развиваются музыкальные способности детей, образное мышление, память, способность понимать художественную красоту музыкального произведения и связывать искусство с явлениями общественной жизни.

Предмет музыкальной литературы воспитывает не только разносторонне развитого музыканта, но и готовит активного слушателя, знающего и понимающего классическую музыку.

Преподавание музыкальной литературы должно быть в тесной связи со всеми предметами, изучающимися в ДМШ. Кроме этого изучая музыкальную литературу необходимо проводить межпредметные связи с художественной литературой, историей. Эти факторы обогащают музыкально-педагогический процесс и способствуют более гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся.

Богатство содержания и разнообразие жанров музыкальных произведений, знакомство с биографиями крупнейших композиторов-классиков помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни. Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов.

Изучение музыкальной литературы - составная часть единого и многогранного процесса музыкального воспитания и обучения. Курс музыкальной литературы представляет собой синтез знаний и умений, которые обеспечивают единый процесс воспитания и образования.

Данная рабочая программа опирается главным образом на «Примерную программу и методические рекомендации по учебной дисциплине

«Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и школ искусств. Министерство культуры РТ– Казань 2000 год»

Цели и задачи

Цель программы: формирование музыкально-эстетической культуры личности посредством приобщения к музыкальному искусству, посредством развития мотивации личности к познанию и творчеству.

Данная цель реализуются посредством решения следующих педагогических задач:

  1. Образовательные:

- приобретение умения разбирать музыкальные произведения, слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи;

- приобретение умения ориентироваться в нотном тексте сочинений;

- приобретение умения запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке;

- научить грамотно передавать содержание произведений, свободно выделять основные выразительные средства, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией;

- активизация познавательных и музыкальных способностей;

- приобщение к высокохудожественному репертуару классической и современной музыки.

  1. Воспитательные:

- формирование духовной культуры и нравственности ребенка;

- приобщение к отечественным и мировым культурным ценностям;

- формирование высоких эстетических норм в отношениях между людьми;

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;

- развитие художественного вкуса.

  1. Развивающие:

- формировать у детей любовь и интерес к серьезному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества;

- развивать любознательность и кругозор ребенка;

- развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания;

- развивать эмоциональную сфера ребенка;

- развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

- развивать коммуникативные способности учащихся;

- развивать музыкальные способности учащихся.
Организация занятий и методы работы

Курс музыкальной литературы изучается в детской музыкальной школе в течение четырех лет. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу(60 минут). Экзамены по предмету «Музыкальная литература» проводятся в выпускных классах (тестовая форма или в форме реферата).

Учебный год, продолжающийся в ДМШ 36 учебных недель (с 01. 09 по 31. 05, исключая каникулы), позволяет запланировать до 34 уроков, включая контрольные уроки. В случаях, когда уроки по каким-либо причинам не могут состояться, в планы вносятся необходимые коррективы. По одному часу отводится на контрольные уроки.

В группах по предмету «Музыкальная литература» объединяются учащиеся классов фортепиано, гитары, баяна, вокала. Посещают уроки музыкальной литературы дети возраста 8-17 лет.

Эффективность уроков музыкальной литературы определяется применением разнообразных методов обучения: словесных (объяснение, рассказ, беседа, опрос), наглядных (демонстрация музыки, наблюдение музыки по нотам, обращение к изобразительным средствам наглядности), практических (слуховой анализ, работа с нотным текстом, письменные работы, рефераты, творческие задания)

Формы проведения уроков могут быть разнообразными: урок-лекция, диспуты, конференция, уроки-викторины, уроки в форме игры, сказки, путешествия и др.

«Сильные ученики» могут выступать в младших классах со своими рефератами, написанными на заинтересовавшие их темы.

Постоянного внимания преподавателя требует процесс усвоения знаний. Закрепление учебного материала возможно в процессе его изложения

в конце урока (при повторении пройденного) и при самостоятельной работе дома.

Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с записанными на уроке лекциями, схемами, таблицами.

Формами и методами урока можно легко варьировать. Теоретическую и практическую часть урока можно менять, комбинировать. Домашние задания и опрос по пройденному материалу можно ставить на начало или конец урока в зависимости от целей, задач и конструкций данного занятия.

Таким образом, очень важно, чтобы дети научились на практике применять полученные знания по предмету, чтобы у них развился хороший эстетический вкус.

При организации уроков, я пользуюсь следующей учебно-методической литературой:

  1. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвертый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2001.

  2. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2000.

  3. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2003.

  4. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2000.

  5. Шорникова М. Музыкальная литература: Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения / М. Шорникова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  6. Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения. Изд.2-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004

  7. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения. Изд.2-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

8. Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка XX века. Четвертый год обучения: Учеб. пособие. Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Структура программы

В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность великих композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний из области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами ряда инструментальных ансамблей.

Знания о музыке усваиваются в процессе изучения произведений на основе объяснений преподавателя и в самостоятельной работе.

Стержнем данной программы является блочно-тематическая структура. Построение тематических блоков разнообразно. Наряду с монографическим принципом, преобладающим в традиционной школьной программе, здесь используются жанровый, стилистический и исторический принципы в распределении музыкального материала.

Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его целью является необходимость введения учащихся в многообразный мир музыкальных понятий и знаний. В 1 год обучения закладываются базовые знания по музыкальной литературе. Поэтому в каждой теме есть четкие схемы, помогающие детям овладевать навыками анализа элементов музыкального языка. В связи с этим особенно тщательно и подробно изучаются темы: «Выразительные средства музыки», «Семейства музыкальных инструментов», «Музыкальные формы», «Музыкальные жанры», «Инструментальные жанры». Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и их использованию в профессиональной музыке. На протяжении первого года обучения учащиеся должны получить представления об общественном назначении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем действительности.

На втором году обучения данная программа предполагает изучение западно-европейской музыки. Начиная со второго года, программа строится на чередовании монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявить не только характерные особенности отдельных произведений, но и черты стиля великих композиторов, установить взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Т.е. второй год обучения строится по стилистическому (барокко, классицизм, романтизм) и монографическому принципам.

Монографические темы второго года обучения, посвящены крупнейшим представителям музыки XVIII-XIX веков: И.С. Баху, Й. Гайдну, В.А. Моцарту, Л. Бетховену, Ф. Шуберту и Ф. Шопену. Жанровое разнообразие произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, симфонии, увертюры и оперы) способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Каждая тема-монография содержит биографические сведения о жизни композитора, краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений.

Третий год обучения охватывает огромный период развития русской музыки: от древнерусской эпохи до конца XIX века. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также обзорные уроки, назначение которых – дать общее представление о музыкальной культуре России до Глинки и в 60-70-е XIX века. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы общей школы.

Основное внимание в разделе музыкальной классики XIX века уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение должно быть комплексным и включать краткие сведения истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей.

Изучение произведений других жанров, дает учащимся представление о богатстве содержания и жанровом разнообразии отечественной музыки.

Четвертый год обучения также посвящен изучению отечественной музыки. Рассматривается музыкальная жизнь России в конце XIX – начале XX века: А.К. Лядов, В.С. Калинников, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский.

Курс музыкальной литературы завершается изучением наиболее значительных явлений музыкального творчества советского и постсоветского периодов. При этом общие вопросы могут быть освещены как в самостоятельной беседе, так и оказаться связанными с характеристикой личности и судьбы ведущих композиторов. Включены монографические темы музыкальной культуры XX века (советская музыка): С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. Представлен обзор творчества русских композиторов второй половины XX века Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина.
Тематическое и календарно-тематическое планирование на весь курс обучения
Тематический план

Первый год обучения




Наименование темы

Кол-во уроков




Знакомство с небольшими произведениями различных жанров и форм на примере народной и классической музыки




1

Введение. Музыка в нашей жизни.

Выразительные средства музыки. Программная музыка.


4


2

Музыкальные инструменты. Виды оркестров.

10

3

Певческие голоса

2

4

Музыкальные жанры. Марш, танец, песня.

5


5

Музыкальная форма. Куплетная, двух- и трехчастная форма. Вариации, рондо.

2

6

Инструментальные жанры: сюита, фуга, соната.

3

7

Музыка в театре. Музыкально-театральные жанры. Опера. Балет.

4




Всего

30



Календарно-тематический план

Первый год обучения

(по четвертям)




Тема

Кол-во часов




Первая четверть




1

Музыка в нашей жизни. Легенды о музыке.

1

2

Выразительные средства музыки: мелодия, типы, гармония. Анализ. Ф. Шуберт «Форель»

1

3

Выразительные средства музыки: ритм, лад, регистр, диапазон, темп, динамика, тембр.

1

4

Программная музыка. Анализ произведений М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»

1

5

История возникновение музыкальных инструментов.

1

6

Струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Строение, тембр, способ игры.

1

7

Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот. Строение, регистр, тембр, способ игры.

1

8

Медные духовые инструменты: труба, тромбон, валторна, туба. Строение, регистр, тембр, способ игры.

1

9

Контрольный урок за I четверть.

1




Вторая четверть




10

Ударные инструменты. Типы. Строение, тембр, способ игры. Бриттен «Путеводитель по оркестру»

1

11

Клавишные инструменты: фортепиано, клавесин, орган.

1

12

Народные инструменты: баян, домра, балалайка.

1

13

Контрольный урок по теме: «Музыкальные инструменты»

1

14

История развития оркестра. Расположение инструментов оркестра. Дирижер.

1

15

Виды оркестров.

1

16

Певческие голоса. Общая характеристика. Анализ певческих голосов.

1

17

Контрольный урок за II четверть.

1




Третья четверть




18

Контрольная работа по теме «Певческие голоса»

1

19

Музыкальные жанры. Общая характеристика. Марш. Типы маршей. Анализ.

1

20

Танец в музыке. Характеристика танцев различных национальностей.

1

21

Танец в музыке. Характеристика танцев различных национальностей.

1

22

Народная песня и композитор. Жанры народных песен.

1

23

Контрольная работа по теме «Музыкальные жанры»

1

24

Музыкальная форма. Период, куплетная, двух- и трехчастная форма.

1

25

Контрольный урок за III четверть.

1




Четвертая четверть




26

Вариации. Рондо. Типы. Анализ.

1

27

Сюита. Старая и классическая форма.

1

28

Фуга. Строение фуги. Анализ И.С. Бах. Фуга D-moll.

1

29

Соната. Сонатная форма. Строение. Сонатно-симфонический цикл.

1

30

Музыка в театре и кино.

1

31

Музыкально-театральные жанры. Опера.

1

32

Музыкально-театральные жанры. Опера.

1

33

Музыкально-театральные жанры. Балет.

1

34

Итоговая контрольная работа.

1




Всего

34


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература» образовательных...
«Музыкальная литература», разработанной на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
Рецензент – Задорина О. А., зам директора по учебно-методической работе Стрелецкой детской школы искусств
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература»
Рецензент – Задорина О. А., зам директора по учебно-методической работе Стрелецкой детской школы искусств
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconПояснительная записка рабочая программа «Музыкальная литература»
«Музыкальная литература» и методическими пособиями, разработанными на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Музыкальная литература»
Учебно – тематический план
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconАдаптированная программа по предмету музыкальная литература
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconПрограмма «музыкальная литература»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа №2
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconОбразовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература»...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconПримерная программа общепрофессиональной дисциплины «ОД. 02. 04;ОП....
Примерная программа по дисциплине Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) единого курса од. 02. 04 и оп. 01 является...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconПояснительная записка. Данная программа предназначена для народного...
Программа предназначена для народного отделения по дисциплине «Музыкальная литература», детской школы искусств. В ней раскрывается...
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconОбщеобразовательная программа в области хореографического искусства...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск