Скачать 347.96 Kb.
|
Филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Камско – Устьинской ДМШ «Затонская Детская музыкальная школа» пгт Куйбышевский Затон Камско – Устьинского муниципального района Республики Татарстан Утверждаю Директор МБОУДОД Камско – Устьинской ДМШ ____________ З.М.Мухамадеева Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» Срок реализации программы 4 года Программу составила: Закирова Ольга Викторовна Преподаватель 1 квалификационной категории Программа обсуждена и принята на заседании педагогического совета преподавателей Камско – Устьинской ДМШ протокол № _______ от__________ Пояснительная записка Предмет «Музыкальная литература» является одной из важнейших составляющих системы музыкального образования. Он в большой степени способствует формированию общей культуры детей, их разностороннему развитию, совершенствованию их художественного вкуса, подготавливает учащихся к самостоятельному общению с классикой. Благодаря этому предмету у детей формируется интерес и любовь к классической, народной и современной музыке. Развиваются музыкальные способности детей, образное мышление, память, способность понимать художественную красоту музыкального произведения и связывать искусство с явлениями общественной жизни. Предмет музыкальной литературы воспитывает не только разносторонне развитого музыканта, но и готовит активного слушателя, знающего и понимающего классическую музыку. Преподавание музыкальной литературы должно быть в тесной связи со всеми предметами, изучающимися в ДМШ. Кроме этого изучая музыкальную литературу необходимо проводить межпредметные связи с художественной литературой, историей. Эти факторы обогащают музыкально-педагогический процесс и способствуют более гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров музыкальных произведений, знакомство с биографиями крупнейших композиторов-классиков помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни. Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. Изучение музыкальной литературы - составная часть единого и многогранного процесса музыкального воспитания и обучения. Курс музыкальной литературы представляет собой синтез знаний и умений, которые обеспечивают единый процесс воспитания и образования. Данная рабочая программа опирается главным образом на «Примерную программу и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и школ искусств. Министерство культуры РТ– Казань 2000 год» Цели и задачи Цель программы: формирование музыкально-эстетической культуры личности посредством приобщения к музыкальному искусству, посредством развития мотивации личности к познанию и творчеству. Данная цель реализуются посредством решения следующих педагогических задач:
- приобретение умения разбирать музыкальные произведения, слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи; - приобретение умения ориентироваться в нотном тексте сочинений; - приобретение умения запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке; - научить грамотно передавать содержание произведений, свободно выделять основные выразительные средства, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией; - активизация познавательных и музыкальных способностей; - приобщение к высокохудожественному репертуару классической и современной музыки.
- формирование духовной культуры и нравственности ребенка; - приобщение к отечественным и мировым культурным ценностям; - формирование высоких эстетических норм в отношениях между людьми; - воспитание интереса и любви к музыкальному искусству; - развитие художественного вкуса.
- формировать у детей любовь и интерес к серьезному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества; - развивать любознательность и кругозор ребенка; - развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания; - развивать эмоциональную сфера ребенка; - развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству; - развивать коммуникативные способности учащихся; - развивать музыкальные способности учащихся. Организация занятий и методы работы Курс музыкальной литературы изучается в детской музыкальной школе в течение четырех лет. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу(60 минут). Экзамены по предмету «Музыкальная литература» проводятся в выпускных классах (тестовая форма или в форме реферата). Учебный год, продолжающийся в ДМШ 36 учебных недель (с 01. 09 по 31. 05, исключая каникулы), позволяет запланировать до 34 уроков, включая контрольные уроки. В случаях, когда уроки по каким-либо причинам не могут состояться, в планы вносятся необходимые коррективы. По одному часу отводится на контрольные уроки. В группах по предмету «Музыкальная литература» объединяются учащиеся классов фортепиано, гитары, баяна, вокала. Посещают уроки музыкальной литературы дети возраста 8-17 лет. Эффективность уроков музыкальной литературы определяется применением разнообразных методов обучения: словесных (объяснение, рассказ, беседа, опрос), наглядных (демонстрация музыки, наблюдение музыки по нотам, обращение к изобразительным средствам наглядности), практических (слуховой анализ, работа с нотным текстом, письменные работы, рефераты, творческие задания) Формы проведения уроков могут быть разнообразными: урок-лекция, диспуты, конференция, уроки-викторины, уроки в форме игры, сказки, путешествия и др. «Сильные ученики» могут выступать в младших классах со своими рефератами, написанными на заинтересовавшие их темы. Постоянного внимания преподавателя требует процесс усвоения знаний. Закрепление учебного материала возможно в процессе его изложения в конце урока (при повторении пройденного) и при самостоятельной работе дома. Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с записанными на уроке лекциями, схемами, таблицами. Формами и методами урока можно легко варьировать. Теоретическую и практическую часть урока можно менять, комбинировать. Домашние задания и опрос по пройденному материалу можно ставить на начало или конец урока в зависимости от целей, задач и конструкций данного занятия. Таким образом, очень важно, чтобы дети научились на практике применять полученные знания по предмету, чтобы у них развился хороший эстетический вкус. При организации уроков, я пользуюсь следующей учебно-методической литературой:
8. Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка XX века. Четвертый год обучения: Учеб. пособие. Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Структура программы В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность великих композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний из области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами ряда инструментальных ансамблей. Знания о музыке усваиваются в процессе изучения произведений на основе объяснений преподавателя и в самостоятельной работе. Стержнем данной программы является блочно-тематическая структура. Построение тематических блоков разнообразно. Наряду с монографическим принципом, преобладающим в традиционной школьной программе, здесь используются жанровый, стилистический и исторический принципы в распределении музыкального материала. Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его целью является необходимость введения учащихся в многообразный мир музыкальных понятий и знаний. В 1 год обучения закладываются базовые знания по музыкальной литературе. Поэтому в каждой теме есть четкие схемы, помогающие детям овладевать навыками анализа элементов музыкального языка. В связи с этим особенно тщательно и подробно изучаются темы: «Выразительные средства музыки», «Семейства музыкальных инструментов», «Музыкальные формы», «Музыкальные жанры», «Инструментальные жанры». Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и их использованию в профессиональной музыке. На протяжении первого года обучения учащиеся должны получить представления об общественном назначении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем действительности. На втором году обучения данная программа предполагает изучение западно-европейской музыки. Начиная со второго года, программа строится на чередовании монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявить не только характерные особенности отдельных произведений, но и черты стиля великих композиторов, установить взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Т.е. второй год обучения строится по стилистическому (барокко, классицизм, романтизм) и монографическому принципам. Монографические темы второго года обучения, посвящены крупнейшим представителям музыки XVIII-XIX веков: И.С. Баху, Й. Гайдну, В.А. Моцарту, Л. Бетховену, Ф. Шуберту и Ф. Шопену. Жанровое разнообразие произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, симфонии, увертюры и оперы) способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Каждая тема-монография содержит биографические сведения о жизни композитора, краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений. Третий год обучения охватывает огромный период развития русской музыки: от древнерусской эпохи до конца XIX века. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также обзорные уроки, назначение которых – дать общее представление о музыкальной культуре России до Глинки и в 60-70-е XIX века. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы общей школы. Основное внимание в разделе музыкальной классики XIX века уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение должно быть комплексным и включать краткие сведения истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Изучение произведений других жанров, дает учащимся представление о богатстве содержания и жанровом разнообразии отечественной музыки. Четвертый год обучения также посвящен изучению отечественной музыки. Рассматривается музыкальная жизнь России в конце XIX – начале XX века: А.К. Лядов, В.С. Калинников, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский. Курс музыкальной литературы завершается изучением наиболее значительных явлений музыкального творчества советского и постсоветского периодов. При этом общие вопросы могут быть освещены как в самостоятельной беседе, так и оказаться связанными с характеристикой личности и судьбы ведущих композиторов. Включены монографические темы музыкальной культуры XX века (советская музыка): С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. Представлен обзор творчества русских композиторов второй половины XX века Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина. Тематическое и календарно-тематическое планирование на весь курс обучения Тематический план Первый год обучения
Календарно-тематический план Первый год обучения (по четвертям)
|
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» образовательных... «Музыкальная литература», разработанной на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре... | Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» Рецензент – Задорина О. А., зам директора по учебно-методической работе Стрелецкой детской школы искусств | ||
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» Рецензент – Задорина О. А., зам директора по учебно-методической работе Стрелецкой детской школы искусств | Пояснительная записка рабочая программа «Музыкальная литература» «Музыкальная литература» и методическими пособиями, разработанными на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств... | ||
О. А. Овсянникова детская музыкальная литература Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки... | Образовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Музыкальная литература» Учебно – тематический план | ||
Адаптированная программа по предмету музыкальная литература Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа «музыкальная литература» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа №2 | ||
Образовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература»... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | Рабочая программа по предмету «Литература», 10 класс Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе | Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | ||
Примерная программа общепрофессиональной дисциплины «ОД. 02. 04;ОП.... Примерная программа по дисциплине Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) единого курса од. 02. 04 и оп. 01 является... | Пояснительная записка. Данная программа предназначена для народного... Программа предназначена для народного отделения по дисциплине «Музыкальная литература», детской школы искусств. В ней раскрывается... | ||
Общеобразовательная программа в области хореографического искусства... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Рабочая программа по предмету «Литература» Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г |