Скачать 272.22 Kb.
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Суксунская детская школа искусств» дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 - 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА программа для музыкальных отделений детских школ искусств Введение Музыкальная литература – одна из учебных дисциплин в системе музыкального образования, изучаемая в детских музыкальных школах и школах искусств. Это предмет как учебный курс прошёл длительный путь развития с середины 30-х годов до наших дней, поэтому в достаточном объёме обеспечен учебными и методическими материалами. Введение дисциплин в старших классах способствовал росту общей культуры школьников, содействовало их разностороннему развитию, подготавливало к самостоятельному общению с классической музыкой. В процессе изучения предмета учащихся приобщаются к лучшим образцам классической музыки, совершенствуют свой художественный вкус, происходит формирование слушательской культуры, слухового внимания. Управление процессом формирования слухового внимания – сложная, но необходимая задача для преподавателя. Таким образом, польза предмета очевидна, недаром он получил постоянную прописку в системе музыкального образования. Пояснительная записка. Предмет «Музыкальная литература» появился в учебных планах музыкальных школ в первой половине XX века. На сегодняшний день высокая динамика перемен в общественной жизни делает необходимым обновление и совершенствование форм и содержания учебного процесса для того, чтобы содержание образования в области музыкального искусства соответствовало стоящим перед ней задачам. Современный социум определил три группы проблем. Первая – возникновение у учащихся психологического напряжения, заниженной самооценки, что негативно сказывается на учебной деятельности. Вторая проблема – ухудшение здоровья детей, что, соответственно, влияет на учебный процесс. Третья проблема – избыток информации, который обрушивается на школьников. Одно из проявлений этого – превращение музыки в фоновый информационный поток. Хаотичность и поверхностность впечатлений, жанров, стилевое однообразие звучащего фона не способствует развитию музыкальности детей. Учитывая перечисленные негативные тенденции, педагогическая общественность стремится к воплощению образовательной триады: обучения, воспитания и развития. Таким образом, процесс обновления программ для детских школ искусств по предмету «Музыкальная литература» необходим. Новизна данной программы проявляется в её содержании. Обновлены учебно - тематические планы, в них, помимо всего прочего, вошло изучение региональной музыкальной культуры. Учтены культурно – этнические особенности Пермского края, наличие национального компонента. Тип программы – модифицированная. Написана с учётом особенностей нашей школы. В ней учтены:
Основные цели и задачи курса «Музыкальная литература» Целью данной программы является создание условий для обучения и духовного развития личности каждого ребёнка на основе постижения им мировой музыкальной культуры. Цель предмета «Музыкальная литература» - формирование у детей знаний об общемировой музыкальной культуре и понимание ими основ слушания музыки. Слушание является одной из основных форм деятельности, реально обеспечивающей существование музыки как вида искусства. Задачи обучения. Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Формы обучения Программа рассчитана на четыре года обучения и предназначена для детей в возрасте от 10 (9) лет. В процессе обучения включаются две возрастные группы: младшие (9-11 лет) и старшие (12-16 лет). Число обучающихся в группе составляет 6 человек. Основная форма обучения – групповые занятия. Специфика музыкальных занятий обусловлена, прежде всего:
Формы подведения итогов На протяжении учебного года предлагается проводить следующие виды контроля знаний:
Методы проведения занятий Основной формой занятий является урок. Периодичность занятий - один академический час в неделю, исключая каникулярное время и праздники. В процессе обучения используются в основном объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковый, метод художественно – образных ассоциаций, сравнительный анализ, эмоциональный показ обучения. Для повышения уровня восприятия знаний, умений и навыков необходимо, чтобы учащиеся осознали ценность получаемых знаний. Критериями ценностного отношения к чему-либо являются: положительное эмоциональное отношение; адекватность художественно – эстетической оценки. Положительное ценностное отношение к наследию региональной музыкальной культуры, при помощи таких методов, как пример, беседа, убеждение, сравнение, обращение в процессе длительности к высокохудожественным произведениям. Приобщение детей к музыкальному искусству немыслимо без создания атмосферы увлечённости. Чтобы заинтересовать детей, расширить их кругозор, планируется посещение Театра оперы и балета, Органного зала, Большого зала филармонии г. Перми. Целесообразно в стенах школы проводить тематические беседы – концерты с привлечением учащихся, педагогов. В качестве зрителей могут выступать местные жители и родители учащихся. Средства обучения Занятия проходят в классах, соответствующих санитарным нормам (площадь, освещение). Каждый ученик имеет стул, место за столом. В кабинете для занятий по предмету «музыкальная литература» имеется медиатека., включающая современные носители информации – лазерные диски в форматах СD – audio, DVD также аудиокассеты и видео – кассеты. Для их использования имеется соответствующая аппаратура – музыкальный центр, для просмотра DVD, видеокассет – телевизор, видеоплеер, DVD – плеер, кассетный магнитофон. В кабинете имеются наглядные материалы – портреты композиторов, стенды, книги. Принципы обучения Обучение ведётся дифференцированно, по современным образовательным технологиям с учётом индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. В процессе обучения используется принцип ориентации на индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Основополагающим является принцип приоритета опыта как источника знаний, умений и навыков. Процесс переживания музыкального произведения как художественного явления – эпицентр урока. Также в процессе обучения используются следующие принципы:
Описание прогноза. Результаты Обучение должно осуществляться таким образом, чтобы для всех учащихся, независимо от того, станут ли они профессиональными музыкантами, музыка стала бы важной частью их духовной жизни. В течение процесса обучение учащихся должны:
Методическое обеспечение Основной формой занятий является урок. Периодичность занятий – один академический час в неделю, исключая каникулярное время и праздники. Внеклассная работа включает в себя различные формы, например посещение концертов, тематические лекции, концерты с привлечением самих учащихся, поездки в театр оперы и балета в г. Пермь, в органный зал и т.п. Связь с родителями – совместные поездки в театр, проведение бесед для родителей. Учебно-тематический план
Содержание предмета. I год обучения. |
Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»... Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,... | Дополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для... Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа) | ||
Дополнительная образовательная программа отделения хореографии «История... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Дополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на ... | Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Программа по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:... Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера... | Режим Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей... | ||
Программа кружка шахматы возраст детей 7-15 лет Срок реализации программы 3 года Обучающий семинар «Методика организации проектной – исследовательской деятельности» | Адаптированная программа по предмету музыкальная литература Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей... | Колосницын Павел Павлович Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации... Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность | ||
Курсовая работа по возрастной психологии Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания... | Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации... Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации 8 (9) лет). – Нытва, 2011. с. 68 | ||
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень,... Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является индивидуальный урок | Текстовый отчёт о работе за 2011-2012 учебный год Музыкальная литература: 1-4 год обучения: учебное пособие/ М. Шорникова. – изд. 15-е – Ростов н/Д: феникс, 2012 |