Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год





Скачать 272.22 Kb.
НазваниеДополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год
страница1/3
Дата публикации15.10.2014
Размер272.22 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Суксунская детская школа искусств»
дополнительная образовательная программа

«Музыкальная литература»

адаптированная

Возраст детей от 9 - 16 лет

Срок обучения 4 года

Суксун 2012 год


МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

программа для музыкальных отделений

детских школ искусств
Введение

Музыкальная литература – одна из учебных дисциплин в системе музыкального образования, изучаемая в детских музыкальных школах и школах искусств. Это предмет как учебный курс прошёл длительный путь развития с середины 30-х годов до наших дней, поэтому в достаточном объёме обеспечен учебными и методическими материалами. Введение дисциплин в старших классах способствовал росту общей культуры школьников, содействовало их разностороннему развитию, подготавливало к самостоятельному общению с классической музыкой.

В процессе изучения предмета учащихся приобщаются к лучшим образцам классической музыки, совершенствуют свой художественный вкус, происходит формирование слушательской культуры, слухового внимания. Управление процессом формирования слухового внимания – сложная, но необходимая задача для преподавателя.

Таким образом, польза предмета очевидна, недаром он получил постоянную прописку в системе музыкального образования.
Пояснительная записка.

Предмет «Музыкальная литература» появился в учебных планах музыкальных школ в первой половине XX века. На сегодняшний день высокая динамика перемен в общественной жизни делает необходимым обновление и совершенствование форм и содержания учебного процесса для того, чтобы содержание образования в области музыкального искусства соответствовало стоящим перед ней задачам.

Современный социум определил три группы проблем. Первая – возникновение у учащихся психологического напряжения, заниженной самооценки, что негативно сказывается на учебной деятельности.

Вторая проблема – ухудшение здоровья детей, что, соответственно, влияет на учебный процесс.

Третья проблема – избыток информации, который обрушивается на школьников. Одно из проявлений этого – превращение музыки в фоновый информационный поток.

Хаотичность и поверхностность впечатлений, жанров, стилевое однообразие звучащего фона не способствует развитию музыкальности детей.

Учитывая перечисленные негативные тенденции, педагогическая общественность стремится к воплощению образовательной триады: обучения, воспитания и развития.

Таким образом, процесс обновления программ для детских школ искусств по предмету «Музыкальная литература» необходим.

Новизна данной программы проявляется в её содержании. Обновлены учебно - тематические планы, в них, помимо всего прочего, вошло изучение региональной музыкальной культуры. Учтены культурно – этнические особенности Пермского края, наличие национального компонента.

Тип программы – модифицированная. Написана с учётом особенностей нашей школы. В ней учтены:

  • Индивидуальные личные и возрастные особенности учащихся;

  • Реальные задачи и количество заданий к ним;

  • Современные подходы в изучении музыкальной культуры.



Основные цели и задачи курса

«Музыкальная литература»

Целью данной программы является создание условий для обучения и духовного развития личности каждого ребёнка на основе постижения им мировой музыкальной культуры.

Цель предмета «Музыкальная литература» - формирование у детей знаний об общемировой музыкальной культуре и понимание ими основ слушания музыки.

Слушание является одной из основных форм деятельности, реально обеспечивающей существование музыки как вида искусства.
Задачи обучения.

Обучающие:

  • Формирование специальных знаний по предмету (теория, история музыки, особенности эпохи, стиля);

  • Приобретение необходимого уровня функциональной грамотности, дающего возможность качественно анализировать музыкальный материал;

Развивающие:

  • Развитие познавательной и творческой активности, образного и логического мышления;

  • Развитие общих музыкально – эстетических способностей (эмоционального отношения к музыке, музыкального слуха в целом как слуха интонационного);

  • Формирование музыкального мышления как процесса постижения учеником музыкального произведения;

  • Формирование культуры слушания музыки;

  • Развитие навыков использования полученных знаний в музыкально – практической деятельности.

Воспитывающие:

  • Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям - мировой музыкальной культуре;

  • Формирование художественного вкуса;

  • Воспитание способности к сопереживанию, соучастию;

  • Воспитание ценностного отношения к наследию региональной музыкальной культуры, к бережному сохранению традиций

  • как своего народа, так и культуры малых народов, проживающих на территории Пермского края и Суксунского района в частности;

  • Обеспечивание целостности процесса умственного, психического, духовного я развития личности учащегося;

  • Взаимодействие и сотрудничество с родителями учащихся;

  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения учащегося.


Формы обучения

Программа рассчитана на четыре года обучения и предназначена для детей в возрасте от 10 (9) лет. В процессе обучения включаются две возрастные группы: младшие (9-11 лет) и старшие (12-16 лет). Число обучающихся в группе составляет 6 человек.

Основная форма обучения – групповые занятия. Специфика музыкальных занятий обусловлена, прежде всего:

  • Непосредственным обращением к образному звучанию музыки;

  • Воздействием музыки на духовный мир ребёнка, его мировосприятие, мироощущение;

  • Личностью педагога, выступающего на занятии разносторонним музыкантом.



Формы подведения итогов

На протяжении учебного года предлагается проводить следующие виды контроля знаний:

  • Беседы в форме «вопрос – ответ»;

  • Реферат на заданную тему биография композитора, анализ творчества;

  • Письменное тестирование, включающие вопросы по жизни и творчеству композитора, проводимое по окончанию изучения темы.

  • Музыкальная викторина (в устной или письменной форме);

  • Беседы с элементами викторины или конкурсы, позволяющие повысить интерес обучающихся.


Методы проведения занятий

Основной формой занятий является урок. Периодичность занятий - один академический час в неделю, исключая каникулярное время и праздники.

В процессе обучения используются в основном объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковый, метод художественно – образных ассоциаций, сравнительный анализ, эмоциональный показ обучения.

Для повышения уровня восприятия знаний, умений и навыков необходимо, чтобы учащиеся осознали ценность получаемых знаний. Критериями ценностного отношения к чему-либо являются: положительное эмоциональное отношение; адекватность художественно – эстетической оценки. Положительное ценностное отношение к наследию региональной музыкальной культуры, при помощи таких методов, как пример, беседа, убеждение, сравнение, обращение в процессе длительности к высокохудожественным произведениям.

Приобщение детей к музыкальному искусству немыслимо без создания атмосферы увлечённости. Чтобы заинтересовать детей, расширить их кругозор, планируется посещение Театра оперы и балета, Органного зала, Большого зала филармонии г. Перми.

Целесообразно в стенах школы проводить тематические беседы – концерты с привлечением учащихся, педагогов. В качестве зрителей могут выступать местные жители и родители учащихся.


Средства обучения

Занятия проходят в классах, соответствующих санитарным нормам (площадь, освещение). Каждый ученик имеет стул, место за столом. В кабинете для занятий по предмету «музыкальная литература» имеется медиатека., включающая современные носители информации – лазерные диски в форматах СD – audio, DVD также аудиокассеты и видео – кассеты. Для их использования имеется соответствующая аппаратура – музыкальный центр, для просмотра DVD, видеокассет – телевизор, видеоплеер, DVD – плеер, кассетный магнитофон.

В кабинете имеются наглядные материалы – портреты композиторов, стенды, книги.
Принципы обучения

Обучение ведётся дифференцированно, по современным образовательным технологиям с учётом индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.

В процессе обучения используется принцип ориентации на индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Основополагающим является принцип приоритета опыта как источника знаний, умений и навыков. Процесс переживания музыкального произведения как художественного явления – эпицентр урока.

Также в процессе обучения используются следующие принципы:

  • Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры того региона, где находится конкретное учебное заведение;

  • Принцип целостности обучения означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

  • Принцип связи теории с практической деятельностью обеспечивает применение полученных знаний о наследии музыкальной культуры региона на практике.


Описание прогноза. Результаты

Обучение должно осуществляться таким образом, чтобы для всех учащихся, независимо от того, станут ли они профессиональными музыкантами, музыка стала бы важной частью их духовной жизни.

В течение процесса обучение учащихся должны:

  • Достичь определённого уровня функциональной грамотности, позволяющего понимать содержание письменных и устных музыковедческих тексов различной направленности, а также позволяющего переживать музыку как движение интонируемых смыслов;

  • Овладеть навыками слушательской культуры;

  • Повысить интеллектуально – духовный уровень в процессе изучения лучших образцов музыкальной культуры.

  • Уметь разбираться в художественно – стилевых направлениях в искусстве, грамотно выполнять аналитические операции по отношению к любому произведению;

  • Знать известных композиторов и музыкантов, как общечеловеческого масштаба, так и региональных, Пермского края.


Методическое обеспечение

Основной формой занятий является урок. Периодичность занятий – один академический час в неделю, исключая каникулярное время и праздники. Внеклассная работа включает в себя различные формы, например посещение концертов, тематические лекции, концерты с привлечением самих учащихся, поездки в театр оперы и балета в г. Пермь, в органный зал и т.п.

Связь с родителями – совместные поездки в театр, проведение бесед для родителей.


Учебно-тематический план


№№

темы

Наименование тем

Количество

часов

Первый год обучения

1.

Введение. Легенды о музыке (Апполон и музы, культура Древней Греции)


2

2.

Выразительные средства музыки.

4

3.

Певческие голоса.

1

4.

Музыкальные инструменты.

2

5.

Оркестр.

3

6.

Музыкальный образ. Музыкальная тема.

1

7.

Музыкальная форма.

5

8.

Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

5

9.

Программно-изобразительная музыка.

5

10.

Опера.

3

11.

Балет.

3

12.

Мюзикл.

1




Итого за первый год обучения

35

Второй год обучения

1.

Культура Древней Греции.

2

2.

Эпоха Средневековья Ранняя полифония.

2

3.

Эпоха Возрождения. Рождение оперы.

2

4.

Инструментальная музыка XVII века.

3

5.

Барокко. И.С. Бах.

4

6.

Венский классицизм. И. Гайдн.

3

7.

Творчество В.А. Моцарта.

4

8.

Творчество Л.В. Бетховена.

4

9.

Романтизм в музыке. Творчество Ф. Шуберта.

4

10.

Творчество Ф. Шопена.

4

11.

Импрессионизм во Франции.

2

12.

Романтизм в Германии, Франции, Норвегии.

1




Итого за второй год обучения

35

Третий год обучения

1.

Киевская Русь. Знаменный распев. Лирические

протяжные песни, колокольный звон.


3

2.

Эпоха Петра I: кант, партесное пение.

3

3.

Песня и романс: А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв.


3

4.

Творчество М.И. Глинки.

4

5.

Творчество А.С. Даргомыжского.

4

6.

Русская музыкальная культура II половины XIX века. «Могучая кучка».


2

7.

Творчество М.П. Мусоргского.

5

8.

Творчество А.П. Бородина.

4

9.

Творчество Н.А. Римского – Корсакова.

6




Итого за третий год обучения

34

Четвёртый год обучения

1.

Творчество П.И. Чайковского.

7

2.

Русская музыкальная культура конца XIX – начала XX вв: А.К. Лядов, Д.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский.



7

3.

«Мир искусства». Деятельность С. Дягилева.

1

4.

Творчество С. Прокофьева.

6

5.

Творчество Д. Шостаковича.

4

6.

Творчество Г. Свиридова.

2

7.

Творчество А. Хачатуряна.

2

8.

Творчество Р. Щедрина.

2

9.

Творчество В. Гаврилина.

1

10.

Авторская песня.

1

11.

Современные направления в музыке: джаз, рок, поп – музыка.


1

12.

Современные композиторы Прикамья

1




Всего за четвёртый год обучения

35


Содержание предмета.

I год обучения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconДополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»...
Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,...
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconДополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для...
Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа)
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconДополнительная образовательная программа отделения хореографии «История...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconДополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на
...
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconПрограмма рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconПрограмма по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:...
Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера...
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconРежим
Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей...
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconПрограмма кружка шахматы возраст детей 7-15 лет Срок реализации программы 3 года
Обучающий семинар «Методика организации проектной – исследовательской деятельности»
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconАдаптированная программа по предмету музыкальная литература
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей...
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconКолосницын Павел Павлович Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации...
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconКурсовая работа по возрастной психологии
Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания...
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconОбразовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации...
Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации 8 (9) лет). – Нытва, 2011. с. 68
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconПрограмма имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень,...
Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является индивидуальный урок
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература» адаптированная Возраст детей от 9 16 лет Срок обучения 4 года Суксун 2012 год iconТекстовый отчёт о работе за 2011-2012 учебный год
Музыкальная литература: 1-4 год обучения: учебное пособие/ М. Шорникова. – изд. 15-е – Ростов н/Д: феникс, 2012


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск