Скачать 144.9 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» Центр экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Археология Новгородской земли» Авторы составители: Колосницын Павел Павлович Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации программы: 1 год Великий Новгород 2012 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. Программа реализуется педагогами дополнительного образования Центра экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №3». Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что археология, как ни какая другая наука обладает огромным образовательным потенциалом, изучая не историю человека в узком смысле, а исследуя самые разнообразные области его эволюции, материальную и духовную культуру. Знакомясь с методологической базой археологической науки, учащийся может увидеть, как из групп разнообразных вещей возникает информация о ремесле, духовной культуре и других аспектах жизни и быта древнего населения. Знакомство учащегося с реальным миром древних вещей и его исследование значительно расширяет горизонты познания, правильно формирует систему ценностей, углубляет формирующееся мировоззрение ребёнка. Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» является актуальной. Во-первых, одной из важных задач воспитания школьников является развитие интереса к родной истории, воспитание бережного отношения к культурному наследию. Великий Новгород и Новгородская земля, играющие важнейшую роль в истории России, предоставляют огромные возможности для этого. Культурный слой Великого Новгорода является уникальным археологическим памятником мирового значения, а в Приильменье сосредоточено огромное количество археологических памятников связанных с эпохой славянского освоения Северо-запада, с образованием и развитием Древнерусского государства. Во-вторых, знания полученные детьми на занятиях помогут им противостоять потоку псевдонаучных книг и фильмов фальсифицирующих истории России и человечества. В-третьих, освоение научных методик работы с музейными археологическими коллекциями позволит школьникам не только повысить свой образовательный уровень, но и будет способствовать повышению качества работы школьных музеев. Существующие сегодня программы по истории данные археологии учитывают в ограниченном объёме, из-за этого дети обладают скромной информацией о далёком прошлом своего края. Более того, недостаточное изучение и сообщения в средствах массовой информации формируют у школьников представления об археологии как о гробницах фараонов, кладах и поисках золота, что совершенно не отражает реальностей данной науки. При этом новгородская археология, имеет многолетнюю историю, традиции и перспективы развития. Поэтому новизна программы заключается в том, что предполагает более полноценное знакомство с археологией, даёт возможность школьникам приобщиться к истории Новгородской земли, через непосредственную работу с коллекциями Археологического музея Новгородского государственного университета и Старорусской археологической экспедиции. Цель программы: познакомить учащихся с археологией как наукой, объектами её изучения, методиками научной работы с археологическими и историческими источниками и дать основные знания об археологических памятниках и истории Новгорода и Новгородской земли. Цель программы реализуется через задачи: воспитательные:
образовательные:
развивающие:
Отличительной особенностью данной программы является то, что она является экспериментальной. В рамках эксперимента апробируется: соответствие содержания, методов и количества часов, отведенных для реализации программы, возрасту учащихся 12-17 лет, а также новая область знаний для школьников – археология. В качестве учебного материала для самостоятельной работы школьников используются археологические коллекции, полученные в ходе научных раскопок в Новгороде и Новгородской области. Это позволяет учащимся лично приобщиться к изучению истории. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, 12-17 лет. Сроки реализации образовательной программы: 1 год обучения - 72 учебных часа в год. Формы и режим занятий: содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей, наполняемость групп – не менее 15 человек, не более 30 человек. Занятия могут быть спаренными, по 2-3 часа в день, с обязательными переменами между занятиями – 10 минут. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
В течение учебного года воспитанники могут быть зачислены в группу по результатам собеседования. Формы занятий могут быть различны:
При организации занятий могут быть использованы элементы таких образовательных технологий как: исследовательские (анализ и критика источника), самостоятельная работа. Предусмотрено использование информационных технологий: предоставление информации, использование мультимедийных средств в лекционных и практических занятиях и т.д. Ожидаемый результат и способы определения их результативности. В результате изучения курса учащиеся должны знать:
должны уметь:
Формами подведения итогов реализации данной программы являются практические занятия по каждой изученной теме. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание Тема 1. Вводное занятие Знакомство. Беседа на тему археологии: кто такие археологи чем они занимаются. Показ презентации о работе археологической экспедиции. Тема 2. Археология как наука Теоретическое занятие: Что изучает археология? Связи с другими науками. Археологические источники. Данные, факты, выводы и предположения. Археологические культуры. Тема 3. История археологии Теоретическое занятие: Появление и развитие археологической науки. Археология в России. Исследования на территории Новгородской области. Тема 4. Археологическая экспедиция Теоретическое занятие: Состав археологической экспедиции (руководитель, начальник раскопа, художник, чертёжник, рабочие-землекопы и т. д.) и занятия её участников. Раскоп и камеральная лаборатория. Тема 5. Виды археологических памятников Теоретическое занятие: Поселенческие: стоянка, селище, городище. Погребальные: курганы, сопки, грунтовые могильники, жальники. Местонахождения. Клады. Архитектурные памятники. Подводные памятники. Практическое занятие:
Тема 5.1. Археологические памятники и культуры каменного века Теоретическое занятие: Переодизация: палеолит, мезолит, неолит. Основные отличия периодов: основы хозяйства, технологии. Расположение стоянок. Охота и собирательство, рыболовство, появление скотоводства и земледелия. Каменные орудия. Появление керамики и ткацкого станка. Культура ямочно-гребенчатой керамики Практическое занятие: Работа с археологическими коллекциями. Тема 5.2. Археологические памятники и культуры эпохи раннего металла Теоретическое занятие: Появление металла: медный бронзовый и железный века. Развитие земледелия и скотоводства. Памятники раннего железного века. Культура псковско-новгородских курганов. Подсечно-огневое земледелие. Погребальные курганы, селища. Практическое занятие: Работа с археологическими коллекциями. Тема 5.3. Археологические памятники и культуры эпохи Средневековья Теоретическое занятие: Славянское освоение территории Новгородской земли. Происхождение славян. Особенности материальной культуры и хозяйства. Отношения славян и скандинавов. Культура сопок. Появление Новгорода. Памятники эпохи древнерусского государства и новгородской независимости. Селища, городища, сопки, древнерусские курганы, жальники, культовые камни. Практическое занятие: Работа с археологическими коллекциями. Тема 6. Культурный слой Теоретическое занятие: Формирование слоя. Анаэробный (сохраняющий органические материалы) слой. Культурный слой поселения, культурный слой могильника. Закрытые и открытые комплексы. Стратиграфия. Артефакты и экофакты. Практическое занятие: Работа с археологическими коллекциями, решение археологических задач. Тема 7. Артефакт Теоретическое занятие: Понятие. Массовые и индивидуальные находки. Категории археологических находок. Методы работы с археологическими коллекциями. Вещеведение. Типы находок. Практическое занятие: Работа с археологическими коллекциями Тема 8. Датировка археологических находок Теоретическое занятие: Методы датировки: историко-филологические, археологические, естественнонаучные. Абсолютные и относительные даты. Вспомогательные дисциплины. Естественнонаучные методы. Историческая реконструкция. Практическое занятие: Работа с археологическими коллекциями. Датировка предметов по историко-филологическим методам. Тема 9. Великий Новгород как археологический памятник Теоретическое занятие: Особенности культурного слоя и многообразие находок. История археологического изучения Великого Новгорода. Важность археологических раскопок в Новгороде для изучения истории России. Практическое занятие: Работа с археологическими коллекциями. Тема 10. Новгородские берестяные грамоты Теоретическое занятие: История открытия и изучения. Многообразие сведений о древних новгородцах. Реставрация и чтение грамот. Практическое занятие: Работа с археологическими коллекциями. Чтение и анализ текстов берестяных грамот. Тема 11. Методы археологического исследования Теоретическое занятие: Подготовительный, полевой и камеральный этапы работы. Разведка археологических памятников. Методы и основные правила ведения археологических раскопок. Полевая фиксация: дневник, документация, чертежи, фотографии. Отчёт. Обработка коллекций. Практическое занятие: Работа с археологическими коллекциями. Составление описи находок. Рисунки и чертежи артефактов. Тема 12. Фальсификации археологических и исторических источников Теоретическое занятие: Ошибки историков и намеренный обман. Примеры искажения исторических (археологических) источников и истории Великого Новгорода. Способы их выявления и борьбы с ними. Ответственность историка и археолога перед обществом. Практическое занятие: Выявление ошибок и искажения исторических источников на примере истории Великого Новгорода. Экскурсии:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Лекционный материал представлен:
Материально-техническое оснащение занятий:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ
|
Заботина Ирина Владимировна. Возраст обучающихся: 8 -12 лет. Срок... Программа Баскетбол имеет физкультурно- спортивную направленность. При составлении программы использовались, материалы пособия для... | Дополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для... Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа) | ||
Программа кружка «Magic English» («Волшебный английский») возраст... Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным... | Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»... Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,... | ||
Пояснительная записка общая характеристика программы: образовательная... Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) образования по географии (Приказ мо РФ от 30 июня 1999 г. Ж... | Пояснительная записка общая характеристика программы: образовательная... Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) образования по географии (Приказ мо РФ от 30 июня 1999 г. Ж... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Модифицированная программа «Ансамбль» предполагает обучение обучающихся отделения народных инструментов дши и дмш, согласно учебному... | Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации... Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкина, доктора... | ||
Рабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна... Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | "Художественная лепка из соленого теста " Тип программы: модифицированная... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Морки | ||
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена... Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Срок реализации программы 1... | ||
Программа кружка шахматы возраст детей 7-15 лет Срок реализации программы 3 года Обучающий семинар «Методика организации проектной – исследовательской деятельности» | Курсовая работа по возрастной психологии Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания... | ||
Рабочая программа объединения по интересам «Мой выбор» Программа предназначена для обучающихся 14-15 лет. Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся два раза в неделю по два часа,... | Мхк в 10-11 классе среднее (полное) общее образование срок реализации... Преподавание учебного предмета «мхк» в средней школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими... |