Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества № 1»
Рассмотрена
на заседании методического объединения
протокол
от «___»______20__г.
№____
| Согласована
зам. директора по УВР
МБОУ ДОД
«ЦРТДЮ № 1» ______Г.В. Дурнева
| Рассмотрена
на заседании педагогического
совета от «___»______20__г.
№_____
| Утверждена
приказом директора
МБОУ ДОД
«ЦРТДЮ № 1»
от«__»______20__г.
№___
|
Рабочая программа объединения по интересам
«Мой выбор» 1 год обучения
Возраст обучающихся: 14-15 лет Педагог дополнительного образования
Пупынина Варвара Митрофановна
Старый Оскол
2013
Дополнительная образовательная программа: модифицированная дополнительная образовательная программа «Мой выбор», художественно-эстетической направленности.
Автор образовательной программы: Пупынина Варвара Митрофановна
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 20__г., протокол № ____ Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «___» ___________ 20 __г., протокол № ____
Председатель ____________________Ж.В. Плохотникова
Пояснительная записка Рабочая программа объединения по интересам «Мой выбор» социально-педагогической направленности разработана на основе модифицированной дополнительно образовательной программы «Мой выбор», составленной Пупыниной В.М. и утвержденной приказом директора МБОУ ДОД « ЦРТДЮ № 1 в 2011г.
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 14-15 лет. Срок реализации программы - 1 год, занятия проводятся два раза в неделю по два часа, всего 144 часа.
В программу внесены коррективы: увеличено количество часов на изучение раздела «Субъекты избирательного права» и увеличено количество часов на практические занятия.
Главным отличием данной программы является ее практическая направленность. Об этом свидетельствуют основные задачи, направленные на ознакомление обучающихся с основами избирательного права в РФ; развитие умения работать с нормативно-правовыми актами; формирование ответственного отношения к выборам; развитие коммуникативных способностей.
Основная цель данной программы:
формирование у подростков основ правовой культуры, как составной части совершенствования личности посредством освоения знаний и умений грамотного поведения избирателей в различных ситуациях, а также практического их применения в повседневной жизни.
Задачи:
- ознакомление обучающихся с основами избирательного права;
- развитие умений работать с нормативно-правовыми актами;
- формирование гражданского, ответственного отношения к выборам.
Формы и методы работы:
- интерактивные лекции, дискуссии;
- работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, составление логических схем и таблиц);
- изучение статистических материалов;
- изучение материалов СМИ, интернет-материалов;
- проведение социологических исследований;
- практические занятия-тренинги;
- организация выборов органов школьного самоуправления;
- выполнение творческих работ (рефератов, докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, слоганов и т.д.).
Итоговые занятия по разделам проводятся в виде деловых игр, бесед, демонстраций презентаций, викторин, интеллектуальных турниров.
В качестве средства контроля знания обучающихся используются зачет по одному из выбранных видов деятельности (тестирование, защита проекта, ролевая игра и т. п.)
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- основные термины: избирательное право, избиратель, избирательные комиссии, избирательная кампания, выборы, референдум, кандидат, гражданин, агитация, процедура голосования, избирательный бюллетень;
- основные принципы избирательного права;
- основные типы избирательных систем;
- субъекты избирательного права;
- стадии избирательного процесса;
- виды юридической ответственности за нарушение норм избирательного права.
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать основные документы по избирательному праву;
- объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и реальной жизни для получения и оценки политической информации; участия в школьных общественных организациях; оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ,
- защищать и отстаивать свои права в случае их нарушения.
Календарно-тематический план
№
п/п
| Дата
| Тема учебного занятия
| Всего часов
| Содержание деятельности
| Воспитатель -ная работа
| Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
| Практическая часть занятия /форма организации деятельности
| Вводные занятия (8часов)
| 1-4
| 05.09
09.09
| Вводное занятие «Что надо знать о выборах?»
| 4
| - знакомство со структурой, целями клуба, методическим обеспечением;
- распределение опережающих творческих заданий
- знание правил ТБ;
- понятие «выборы»
| - выбор творческих заданий
| формирование доброжела-тельного отношения друг к другу
| 5-8
| 12.09
16.09
| Основные страницы развития избиратель-ного права в России.
| 4
| - Вече – как элемент выборных органов власти;
- Выборные институты (Земские Соборы, Городские Думы, Избирательное Собрание, Городская Дума);
- Выборы в Учредительное Собрание (избирательные комиссии);
- «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»;
-Конституции 1936 г., 1993г.
| Представление творческих работ учащихся по основным вопросам темы:
- сообщения
- мультимедийные презентации
- кроссворды
- таблицы
- плакаты
| Формирование креативных качеств личности
| Раздел 1. Общие вопросы избирательного права (20 часов)
| 9-12
| 19.09
23.09
| Понятие, система и источники избиратель-ного права
| 4
| - законы и подзаконные акты;
- отраслевая принадлежность избирательного права;
- предмет избирательного права.
| - работа с текстом Конституции РФ
| формирование политической культуры
| 13-20
| 26.09
30.09
03.10
07.10
| Принципы избиратель-ного права
| 8
| - избирательный ценз;
- всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме;
- равное избирательное право;
- прямое избирательное право;
- тайное голосование;
- обязательность и периодичность выборов;
- независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум;
- открытость и гласность;
- свободное и добровольное участие в выборах.
| работа со схемой 1 «Принципы проведения выборов в РФ»
- практическая работа с текстом Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
- заслушивание сообщений учащихся по теме «Избирательный ценз: история и современность»
| Воспитание самостоятель-ности
| 21-28
| 10.10
14.10
17.10
21.10
| Избирательная система
| 8
| - понятие и основные типы избирательной системы - методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ
| -составление сравнительной таблицы; -решение практических задач.
| Воспитание ответствен-ного отношения к выполнению заданий
| Раздел 2. Субъекты избирательного права (56часов)
| 29-34
| 24.10
28.10
31.10
| Избиратели, участники референдума. Гарантии их прав
| 6
| - активное избирательное право;
- регистрация (учет) избирателей, участников референдума;
- составление списков избирателей, участников референдума.
| - работа со схемой 5 «Регистрация (учет) избирателей»;
- работа со схемой 6 «Составление списков избирателей»;
- практическая работа со статьями 16, 17 ФЗ № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
(с учетом изменений в ФЗ)
| воспитание самостоятель- ности
|
| 35-40
| 05.11
07.11
11.11
| Политическая партия (основы правового статуса)
| 6
| - понятие политической партии;
- требования к политическим партиям;
- устав политической партии.
| - практическая работа со статьями 3, 21, 27,28 ФЗ №95-ФЗ «О политических партиях» (с учетом изменений в ФЗ)
| формирование политической культуры
| 41-46
| 14.11
18.11
21.11
| Кандидат в депутаты Государствен -ной Думы Федерального Собрания РФ
| 6
| - право выдвижения кандидатов; гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членам политических партий;
- права и обязанности кандидатов;
- гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов
| - практическая работа со статьями 7, 36, 37, 45, 47
ФЗ № 51-ФЗ “О выборах Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” (с учетом изменений в ФЗ)
| Воспитание ответствен-ности
| 47-50
| 25.11
28.11
| Кандидат на пост Президента РФ
| 4
| - право выдвижения кандидатов;- права и обязанности кандидатов;- гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов.
| - практическая работа со статьями 6, 34, 35, 40, 42 ФЗ № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”(с учетом изменений в ФЗ)
| Формирование активной жизненной позиции
| 51-60
| 02.12
05.12
09.12
12.12
16.12
| Кандидаты в депутаты представитель-ного органа местного самоуправле-ния
| 10
| - право выдвижения кандидатов;
- права и обязанности кандидатов
- гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов;
- изучение нормативной базы, регулирующей формирование представительных органов Белгородской области.
| - практическая работа с текстами документов: ст. 36, 38, 42, 48, 50 Избирательного Кодекса Белгородской области (с учетом изменений в ФЗ); а также соответствующие статьи ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»; Устав Белгородской области (с учетом изменений).
| Воспитание толерантности
| 61-64
| 19.12
23.12
| Встреча с представителя-ми органа местного самоуправле-ния
| 4
|
| - работа со схемой 15 «Статус доверенных лиц»;
- заслушивание сообщений учащихся «Роль наблюдателей при проведении выборов и референдумов», «Зачем нужны уполномоченные представители и доверенные лица?»
| Воспитание уважительного отношения к человеку с противопо-ложной позицией
| 65-68
| 26.12
30.12
| Избиратель-ные комиссии
| 8
| - принципы деятельности избирательных комиссий;
- основы правового статуса избирательных комиссий;
- организация деятельности избирательных комиссий;
- статус членов избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голосов;
- расформирование избирательной комиссии.
| - работа со схемой 9 «Принципы деятельности избирательных комиссий»;
- работа со схемой 10 «Статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса»;
| Развитие навыков работы в коллективе
| 69-72
| 09.01
12.01
| Система избиратель-ных комиссий
| 4
| - порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии РФ;
- порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней;
- использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы «Выборы».
| - составление учащимися схемы «Система избирательных комиссий РФ»
| Формирование морально-волевых качеств личности
| 73-76
| 16.01
19.01
| Встреча с представите-лями избиратель-ных комиссий разного уровня
| 4
|
| - занятие-интервью
| Воспитание толерантности
| 77-80
| 23.01
26.01
| Наблюдатели.
Уполномочен-ные представители и доверенные лица.
| 4
| - права и обязанности наблюдателей;
- уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений;
- доверенные лица политических партий;
- доверенные лица кандидатов на пост Президента РФ.
| - работа со схемой 15 «Статус доверенных лиц»;
- заслушивание сообщений учащихся «Роль наблюдателей при проведении выборов и референдумов», «Зачем нужны уполномоченные представители и доверенные лица?»
| Воспитание ответственности
| 81-84
| 30.01
03.02
| СМИ как субъект избиратель-ного права
| 4
| - понятие СМИ;
- государственные, муниципальные и негосударственные СМИ;
- требования избирательного законодательства к СМИ при информационном освещении ими подготовки и проведения выборов.
| - работа со схемой 19 «Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях»;
- изучение теоретического материала;
- изучение материалов СМИ по итогам прошедших выборов.
| формирование доброжела-тельного отношения друг к другу
| Раздел 3. Стадии избирательного процесса (36часов)
| 85-88
| 06.0210.02
| Назначение выборов и референдума
| 4
| - назначение выборов в РФ;
- инициатива проведения и назначение референдума;
- реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции РФ;
- реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором РФ;
- образование (определение) избирательных округов, округа референдума;
- образование избирательных участков;
- формирование участковых избирательных комиссий.
| - работа со схемой 3 «Назначение выборов»;
- работа со схемой 7 «Образование избирательных округов»;
- работа со схемой 8 «Образование избирательных участков»;
- работа со схемой 16 «Информирование избирателей»;
- практическая работа с текстом Конституции РФ, ФКЗ «О референдуме в РФ»;
- просмотр мульимедийной презентации учащихся по теме «Референдумы в истории России», «Голосование по вопросу преобразования муниципальных образований Губкинского и Старооскольского муниципальных районов Белгородской области».
| Воспитание самостоятель-ности
| 89-90
| 13.02
| Выдвижение кандидатов
| 2
| - общие положения о выдвижении кандидатов;
- выдвижение федерального списка кандидатов политической партии.
| - практическая работа статьями 7, 36, 37 ФЗ № 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” (с учетом изменений в ФЗ)
| Воспитание морально-волевых качеств личности
| 91-96
| 17.0220.0224.02
| Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ
| 6
| - самовыдвижение кандидата;
- выдвижение кандидата политической партией;
- основания для отказа регистрации кандидата;
- регистрация кандидата на пост Президента РФ.
| - работа со схемой 11 «Сбор подписей избирателей»;
- работа со схемой 12 «Проверка подписей избирателей»;
- работа со схемой 14 «Статус кандидатов»;
- практическая работа со статьями 6, 34, 35
ФЗ № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” и со статьями 36,37 ФЗ №95-ФЗ
«О политических партиях»
(с учетом изменений в ФЗ)
| Формирование навыков самостоятель-ной деятельности
| 97-104
| 27.0203.0306.0310.03
| Агитация
| 8
| - агитационный период;
- предвыборная агитация;
- требования избирательного законодательства к предвыборной агитации.
| работа со схемой 18 «Предвыборная агитация»;
- работа со схемой 20 «Условия проведения предвыборной агитации»;
- социологический опрос «Самые эффективные методы предвыборной агитации»;
- конкурс предвыборных слоганов;
- изучение материалов предвыборной агитации за период выборов 2000-2008 гг.;
- изучение статистической информации избирательных комиссий; - заслушивание сообщений по теме «Черный пиар», «Грязные технологии» и т.п.
| Формирование дисциплини-рованности, корректности, требователь-ности к себе
| 105-112
| 13.0317.0320.0324.03
| Голосование
| 8
| - помещения для голосования;
- информационные стенды участковых избирательных комиссий;
- бюллетень для голосования;
- время начала и окончания голосования;
- голосование в помещении для голосования;
- голосование вне помещения для голосования;
- голосование по открепительным удостоверениям.
| - работа со схемой 25 «Организация голосования»;
- работа со схемой 26 «Порядок голосования: общие условия»;
- работа со схемой 27 «Порядок голосования: особенности».
(досрочное голосование только на местных выборах и местном референдуме)
| Воспитание уважения к людям, развитие хороших манер
| 113-120
| 27.0331.0303.0407.04
| Подсчет голосов и установление результатов голосования
| 8
| - сортировка избирательных бюллетеней;
- подсчет голосов избирателей;
- составление протокола
об итогах голосования участковой избирательной комиссией;
- обработка итогов голосования в избирательных комиссиях в зависимости от уровня выборов;
-порядок определения результатов выборов;
- обнародование результатов выборов.
| работа со схемой 28 «Подсчет голосов избирателей и составление протокола»;
- работа со схемой 29 «Определение результатов выборов».
| Воспитание ответствен-ного отношения к выполнению обязанностей
| Раздел 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» (16 часов)
| 121-124
| 10.0414.04
| Конституцион-но-правовая ответствен-ность за нарушение норм избиратель -ного права
| 4
| - субъекты конституционно-правовой ответственности
- отмена решения о результатах выборов или референдума
| - работа со схемой 22 «Ограничения при проведении предвыборной агитации»;
- работа со схемой 30 «Обжалование решений и действий, нарушающих избирательные права»;
| Формирование дисциплиниро-ванности, корректности, требовательности к себе
| 125-130
| 17.0421.0224.04
| Административная ответствен-ность за нарушение норм избиратель-ного права
| 4
| - классификация объектов правонарушения;
- субъекты правонарушений;
- виды административных правонарушений
| - работа со схемой 31 «Основания для аннулирования, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов»;
- практическая работа с текстами Конституции РФ, КоАП РФ, УК Российской Федерации;
- решение и составление учащимися практических задач по теме.
| Формирование правовой культуры личности
| 131-136
| 28.0405.0508.05
| Уголовная ответствен-ность за нарушение норм избиратель-ного права
| 4
| - преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов;
- состав преступления
| Воспитание морально-волевых качеств личности
| Зачетное занятие (8 час)
|
|
|
|
|
| 137-140
| 12.0515.05
| Итоговое тестирование
| 4
| - повторение основных понятий избирательного права и основных стадий избирательного процесса
| - решение учащимися тестовых и практических задач
| Формирование дисциплини-рованности, корректности, требовательности к себе
| 141-144
| 19.0522.05
| Организация обобщающих турниров, игр (Турнир «Знатоки права»; интеллектуальная игра «Умники и умницы»)
| 4
| - обобщение знаний избирательного права и основных стадий избирательного процесса
| - решение и составление учащимися практических задач
| Формирование ценностных ориентиров на активный образ жизни
| Всего:
| 144
|
|
| Содержание программы
|