Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки»





Скачать 260.96 Kb.
НазваниеПрограмма рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки»
Дата публикации10.10.2014
Размер260.96 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Рассмотрено Утверждено

на педагогическом совете приказом директора

30.08.2013г. № 160/01-13

(протокол № 1) от 30.08.2013

Рабочая программа

объединения внеурочной деятельности

«»

Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс

Срок реализации программы: 2013 – 2014 учебный год

Автор программы: Виноградова Н.Ю., учитель начальных классов

г. Череповец

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа «Истоки» разработана на основе программы предмета «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской  Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена  с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

 Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма, воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.

Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся

Шаг за шагом учащиеся и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

В результате использования социокультурных технологий у детей появляется способность работать результативно, открываются неограниченные возможности учащихся в самоутверждении

Цели :

  • раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

  • развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей,

  • накопление социокультурного опыта,

  • развитие навыков общения, управления собственной  деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.


В основе курса «Истоки» лежит идея активного образования  – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

  • Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

  • Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

  • Управленческий – развитие управленческих способностей;

  • Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

  • Социокультурный  — осознание смысла служения Отечеству.

Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.

Работая по программе «Истоки» дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявленивнешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию.

Курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
Требования


предметные

метапредметные

личностные

-знание основных социокультурных понятий, раскрывающих глубинные духовно-нравственные традиции

-знание промыслов, ремёсел, искусства, раскрывающих мир природы, мир человека и мир культуры в их единстве;

-знание традиций бережного отношения, сохранения природы родного края


-осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей,

-освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами трудовой, нравственной, эстетической культуры;

-использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций;

-освоение способов работы в малых группах различного состава (парах, четвёрках, микрогруппах), ресурсном круге;

-освоение способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами, и др.) для выявления первоначального контекста, смыслов категорий, понятий, фразеологических оборотов;

-освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.


-становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного , в организации здорового образа жизни и саморазвитии;

-развитие этнического самосознания ,

-переживание ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека;

-осознание значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле;

-развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;

-проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;

-осознание значения базовых ценностей семьи, рода,

-развитие мотивации на самоопределение в трудовой деятельности, ответственности за сохранение и развитие традиций труда, отдыха в семье, школе, городе, территории.


Базовое содержание курса «ИСТОКИ» объединено в четыре тематических блока – «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ».

Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.

Участвуя в тренингах и упражнениях, ребята закрепляют осваиваемые знания на уровне технологий, включают их в свой жизненный опыт, формируют целостную систему ценностей. Они становятся активными участниками событий, воспринимают информацию «изнутри», что позволяет переоценить личный опыт, получить новое видение.

Дети осваивают коммуникативные навыки, учатся правильно общаться друг с другом, приобретают управленческие умения, развивают стратегическое мышление, ресурс успеха.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

  • Истоковедение, том 2. Научно – методическое издание. Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год

  • Учебное пособие «Истоки», 2 класс, А.В. Камкин, издание четвертое, Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год

  • Рабочие тетради (2 части)


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
34 часа
Родной очаг (10 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (7 часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (8часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.

Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
Методическое обеспечение занятий:

магнитофон, компьютер, диски с записями,обучающие фильмы и видеоуроки, презентации, социокультурный инструментарий ( учебные пособия, тренинги, тексты, содержащие социокультурные категории, аудиовизуальный ряд, дидактические материалы. ), фотоматериалы.

Тематическое планирование



урока

Темы занятия

Основные понятия

Видеоряд

Аудиоряд

Активные формы обучения

Формы организации учебной деятельности

Социокультур-ный ряд



Что можно сделать дома

Дата проведе-

ния







Раздел: «Родной очаг»










1

Вводный урок «Истоки»


О чем рассказывает предмет? Знакомство с учебником, рабочими тетрадями, символами Истоков

Песня Шаинского «С голубого ручейка», иллюстрации родника и радуги

АФО

Ресурсный круг «Что мы узнаем на уроках Истоков»


Родник, ключ, радуга, Родина, истоки.


Узнать у своих родных о своем имени. Почему вас так назвали? Что означает ваше имя?







2


Имя

Как выбиралось имя, и что оно значит? Почему нужно дорожить своим именем?

Портреты знаменитых людей России

АФО №1

Ресурсный круг

«Имя и доброе качество»


Именины - день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя.

Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени.


Мини-сочинение по пословице (р.т. ч.1, стр.5)

Задание выполн. совместно с родителями







3

4

Семья

Семья – любовь, забота, согласие. Семейные традиции Родители. Почитание родителей – основа семьи. Обязанности каждого в семье

Семейные фотографии детей. Колосок пшеницы. Зернышко. Пословицы о семье.

АФО №2

работа в паре «Семья»

АФО №3

Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям»


Род. Семья. Родители. Традиции.

Узнать у родных, что значит «Дорожить доброй молвой о семье»







5

Род

Род – люди, происходящие от одного предка. Род – связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

«Листок» с родового дерева. Стихотворение И. Смирнова «Смех для всех», рассказ Т. Ломбиной «Письмо бабушке»

АФО №4

Работа в паре «Родовое дерево»

Родственники. Родня. Родные. Род. Родовая фамилия. Поколение. Предки. Потомки.

Р.т. стр. 9,10







6

7

Дом

Территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни.

Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

Пословицы о доме

Стихотворение Ю. Тенфьюрда «Дом»

Песня Ю. Антонова «Родительский дом»

Выставка семейных реликвий.

АФО №5

Ресурсный круг «Дом»

АФО №6

Работа в паре «Родственные вещи»

Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом.

Р.т. стр. 12, 14, 15







8

Деревня

Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и улица. За что уважают человека в деревне?

Книга Л. Кузьмина «Сельские дорожки»

Стихотворение «Детство». Песня «Деревенька моя»

АФО №7

Работа в паре «Занятия жителей деревни»

Дом. Сход. Трудолюбие.

Взаимовыручка

Нарисовать деревенский дом. Написать мини-сочинение «Малая родина моих родителей»







9

Город

Социокультурное наполнение категории город. Город – щит Отечества, умелец и труженик. Город – твердыня веры и хранитель культуры

Презентация с видами городов и с названиями для изображений

АФО №8

Ресурсный круг «Город»

Город. Труженик. Щит. Доброта и милосердие










10

Обобщающее

«Родной очаг»

Социокультурное наполнение категории «Вечные ценности»

Солнышко с лучиками – категориями раздела (6)

АФО №9 «Вечные ценности»

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг.

Рисунок о селе или городе. Р.т. стр.20

Ответ на вопрос «Что бы вы хотели изменить в своем городе?»







Раздел: «Родные просторы»







11

Нива и поле

Социокультурное наполнение категории «Нива и поле». Труд земной и труд души на ниве.

Репродукция картин:

Шишкин «Рожь»

«На поле Куликовом»

Песня «Русское поле»

АФО №11

Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?»

Труд. Хлебороб. Вольная воля. Доблесть. Нива. Поле.

Нарисовать поле







12

Лес

Как лес служит человеку? В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья, напоминающие дерево жизни.

Выставка даров леса. Презентация «Лес в разные времена года».

АФО №12 Ресурсный круг

«Лес»

Дары природы. Чувства, связанные с поездкой в лес

Р.т. стр. 25-26







13


Река

О чем говорят названия рек? Как реки служат человеку? В чем красота реки и её берегов? Жизнь реки и человека. Течение реки и ход времени.

Физическая карта России, карта Калининградской области, изображения рек. Кроссворд.

Песня Шаинского «Улыбка»

АФО №13 – работа в паре «Вода- живая вода – Святая вода»

АФО №14 ресурсный круг на целостное восприятие «Река»

Ручей – река – море – океан. Вода живая, мертвая, святая. Красота и польза. Река – дорога

Р.т. стр. 28







14

15

Море - океан

Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света?

Море учит мужеству.

Пословицы о море. Песня Ю. Антонова «Дорога к морю»

АФО №15 Работа в паре «Человек и море»

АФО №16 ресурсный круг «Как море воспитывает человека?»

Море – океан. Поморы. Мореходы. Соловки – северная святыня

Р.т. стр. 32







16

17

18

Путь – дорога

Обобщение по теме «Родные просторы»

Дороги родных просторов. Чему учит путников дорога? Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде.

Песня «Если с другом вышел в путь»

Иллюстрация паломников.

АФО №17 Работа в паре «Путь - дорога»

АФО №18 ресурсный круг «Значимые цели жизни»

АФО №19

работа в паре ««Почему родные просторы

значимы для человека»


Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. Дорога жизни.

Р.т. стр. 33

Ответить на вопрос «Какие качества раскрывает в человеке путь-дорога?»







Раздел: «Труд земной»







19

Сев и жатва

Социокультурное наполнение категории «Сев и жатва»

Пословицы.

АФО №20 работа в паре «Полевые работы»

АФО №21 «Пословицы и приметы»

Труд земной. Пахота, пашня.

Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры

Р.т. часть 2, стр. 4 (рисунки)







20

Братья меньшие

Социокультурное наполнение категории «Братья меньшие»

Иллюстрации животных. Песни о животных.

Загадки

АФО №22 работа в паре «Про кого так говорят?»

АФО №23 ресурсный круг «Кто важнее?»

Домашние животные.

Забота о животных.

Любовь к животному.

Р.т. часть 2, стр.10








21

22

Ткачихи-рукодельницы

Социокультурное наполнение категории «Ткачихи-рукодельницы»

Презентация «Ткачихи-рукодельницы»

АФО №24 Работа в четверке

«Как рубашка в

поле выросла»

АФО №25 Ресурсный круг

«Ткачихи - рукодельницы»

Ткачихи. Женский труд.

Посиделки. Прядение. Лен. Полотно. Терпение.

Сноровка. Ткачество. Терпение


Р.т. часть 2, стр.11, 14







23

Мастера – плотники

Социокультурное наполнение категории «Мастера – плотники»

Иллюстрации плотницких инструментов

АФО №26 Работа в четверке

«Инструменты плотника»

АФО №27 ресурсный круг «Мастера – плотники»

Плотницкое дело. Сруб.

Топор. Артель.

Добросовест-ность.

Рассудитель-ность.

Мастерство

Р.т. часть 2, стр.16







24

Кузнецы - умельцы

Социокультурное наполнение категории «Кузнецы-умельцы»

Иллюстрации кузнецов и их инструментов

АФО №28

работа в тройке «Подкуем лошадку»

АФО №29 ресурсный круг «Кузница»

Мастер – кузнец.

Кузница.

Горн. Мечи. Молот.

Наковальня. Сила и

ловкость.

Р.т. часть 2, стр.18 рисунок







25

Ярмарка

Социокультурное наполнение категории «Ярмарка»

Иллюстрации

АФО №30 ресурсный круг «Ярмарка»

Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала.

Товар. Честная торговля. Праздник

Почему ярмарки сближают людей?







26

Обобщение по теме «Труд земной»

Социокультурное наполнение категории «Труд земной»

Иллюстрации

АФО №31 работа в четверке «Труд земной и орудия труда»

АФО №32 ресурсный круг «Ценности труда земного»




Узнать профессии родителей







Раздел: «Труд души»







27

Слово

Развитие социокультурной категории «Слово»

Стихотворение о словах

АФО №33 работа в четверке «Какое бывает слово»

АФО №34 ресурсный круг «Подари доброе слово»

Труд души. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово.

Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва

Р.т. часть 2, стр.24







28

Сказка

Наполнение категорий Сказочное слово, сказка

Выставка книг (сказок)

АФО №35 работа в четверке «Уроки сказки»

АФО №36 ресурсный круг «Любимый сказочный герой»

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость

Р.т. часть 2, стр.26







29

Песня

Наполнение категории Песня, народная песня

Слушание народных песен, видеороликов «Мой Калининград»

«Школа – родной дом»

АФО №37 работа в четверке «Праздничная песня»

«Душа поет». Песня.Народная песня.Духовные песнопения.

Гимн. Частушка

Р.т. часть 2, стр.28







30

Праздник

Наполнение категории Праздник. Синтез слова, песни, сказки, действия

Видеофрагмент «Праздник в нашем городе»

АФО №38 ресурсный круг «Любимый праздник»

АФО №39 работа в четверке «Смысл праздника»

Будни и праздники.

Смысл праздника.

Радостный труд души

Р.т. часть 2, стр.31







31

Книга

Наполнение социокультурной категории «Книга»

Иллюстрации древних книг, букв древнерусского алфавита

АФО №40 ресурсный круг «Любимая книга»

Книга книг – Библия.Книга рукописная и печатная. Книжное слово.

Читатель. Книголюб

Нарисовать обложку любимой книги. Написать о главном герое этой книги







32

Икона

Приобщение учащихся к Иконе

Иконы Богородичные, Святых

АФО №41, ресурсный круг «Икона»

АФО №42 работа в четверке «Иконописный образ»

Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир.

Слово в образе

Стр.32 р.т.







33

Храм

Приближение учащихся к социокультурному и духовному смыслу символа Преображения мира - Храму

Колокольный звон. Презентация «Храмы России»

АФО №43,

Работа в четверке

«Храм души»

АФО №44 Ресурсный круг

«Храм души»

Храм – дом Божий.

Купол. Крест.

Внутреннее убранство.

Какие храмы в нашем городе вы знаете?







34


Обобщение

Подвести итоги по разделам. Проанализировать изменения, которые произошли в течение года. Вознаградить по достигнутым результатам.

Иллюстрации из разных разделов

Чтение стихов о родине, родных просторах

АФО №45

Ресурсный круг «Мир, в котором я живу»

Труд души











Литература :

1. Учебник «Истоки» 2 класс А.В. Камкин

2.Рабочая тетрадь 2 класс (1,2 часть) Авторы: В.С. Воронцова, М.Ю. Дудкина

3.Истоковедение, том 1, 8. Издательский дом «Истоки», 2007 год

4. Методика преподавания предмета, О.А. Бандяк

5. Методическое пособие «Активные формы обучения - 2», Воронцова, М.Ю. Дудкина

6. «Программа для начальной школы», 2 класс составитель А.В. Камкин,

7. В. Белов «Лад»,очерки о народной эстетике, М., «Молодая гвардия»,1998

8. Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998

9. История русского быта

10.История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997 Музыка,

11.Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005

12.Сборник «Жил человек. 101 притча» М., «Никея»,2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconРабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:...
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,...
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconРабочая программа Наименование учебного предмета История Класс 10...
...
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconПояснительная записка к учебному плану начальной школы №453 2013-2014 учебный год
Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 (фгос ноо) для I-III классов и распоряжения Комитета по образованию №907-р от 12. 04. 2013г...
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconКалендарно-тематическое планирование 9 класс 43 Содержание программы....
Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок...
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconРабочая программа для обучающихся 8 классов на 2013 2014 учебный...
Программа курса «Реформаторы России» предназначена для изучения учащимися 8-х классов
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconРабочая программа Наименование учебного предмета математика Класс...
Планирование составлено на основе программы Математика. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С....
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена...
Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Срок реализации программы 1...
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconРабочая программа Наименование учебного предмета История Класс 8...
...
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconРабочая программа Наименование учебного предмета математика Класс...
...
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconРабочая программа Наименование учебного предмета окружающий мир Класс...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы и составлена...
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconКолосницын Павел Павлович Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации...
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconУмк «Планета знаний» литературное чтение 4 «Б» класс Свириденко Оксана...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного...
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» icon1. Пояснительная записка Литература
Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 10 «Б»...
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconДополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для...
Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа)
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconПояснительная записка Статус рабочей программы
Обществознание. 7 класс" под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение". 2007 год) без изменений и дополнений. Рабочая...
Программа рассчитана на обучающихся: 9 лет, 3 класс Срок реализации программы: 2013 2014 учебный год Автор программы: Виноградова Н. Ю., учитель начальных классов г. Череповец 2013 Пояснительная записка рабочая программа «Истоки» iconРабочая программа по изо 5-8 класс + развёрнутое календарно-тематическое...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V- viii классов составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск