Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года





Скачать 318.42 Kb.
НазваниеПрограмма рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года
страница1/3
Дата публикации26.10.2014
Размер318.42 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Брянский областной эколого-биологический центр»
.

А В Т О Р С К А Я П Р О Г Р А М М А

Программа рассчитана на возраст 11-16 лет.

Срок реализации – 3 года.

Автор: Янченко Ирина

Александровна,

педагог дополнительного

образования

Пояснительная записка

Растениеводство - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений для обеспечения населения продуктами питания, животноводство - кормами, многие отрасли промышленности - сырьем. Растениеводство включает в себя: полеводство, овощеводство, виноградарство, цветоводство, лесоводство и т.д.

В настоящее время на первый план выступает декоративное растениеводство. Культурные и дикорастущие растения, отличающиеся красивой формой листьев, цветов, плодов, широко применяются в озеленении города (улиц, парков, скверов), для украшений помещений и общественных зданий. Данная программа имеет эколого-биологическую направленность и ставит перед собой задачу заинтересовать и расширить знания учащихся в области биологии, экологии и сельского хозяйства. При построении данной программы мы опирались на знания, умения учеников, полученные ими при прохождении наук естественнонаучного цикла 6-10 классов. Мы учитывали, что к моменту начала занятий в кружке ученики находятся на различном уровне усвоения школьного материала, и считали своей задачей помочь каждому ученику получать знания на доступном для него уровне. Таким образом, программ дополнительного образования «Декоративное растениеводство» имеет педагогическую целесообразность и направлена на:

• создание условий для развития личности ребенка;

• развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

• приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

• профилактику для среднего, старшего звена и с трудными детьми;

• целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

• взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Настоящая программа соответствует основному общему образованию данного возраста, но призвана обеспечить углубленное изучение предметов естественнонаучного цикла полного общего образования и обладает более широкими и гибкими возможностями в отличии от образовательных программ.

В настоящее время одной из задач обучения и воспитания школьников является профильное обучение, как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Данное образование позволяет создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Мы считаем положительным моментом данной программы обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, полагая, что знания полученные на занятиях кружка более эффективно подготовят выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования по данному циклу предметов.

Программа соответствует современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (интерактивных); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Строя данную программу автор опирался на:

1. программы общеобразовательных учреждений по предметам естественнонаучного цикла, считая знания и умения, полученные в общеобразовательном учреждении отправной точкой, базой, на которой строится данная программа;

2. на «концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

3. на свой педагогический опыт

(Автор имеет 17-летний стаж работы в общеобразовательной школе учителем географии, экологии и биологии и 5-летний стаж педагога дополнительного образования);

4. необходимость для Брянской области специалистов данной сферы;

5. интересы, склонности детей старшего возраста.

На данный момент программа апробируется с учениками одной из школ г.Брянска. Программа включена в действие 5 лет. Появились первые результаты, выражающиеся в заинтересованности и активности учеников, в их первых успехах по созданию проектов ландшафтов, выставок фотоматериалов, композиций в комнатных интерьерах, компьютерном моделировании, что доказывает актуальность предлагаемой программы.

Общие положения

Программа рассчитана на учащихся старшего школьного возраста ( 13-17 лет). Продолжительность обучения 3 года. Учебная группа состоит из 12-15 человек. Занятия проводятся 1 год - 2 раза в неделю, продолжительность занятий 2 часа, 2-3 год обучения - 2 раза в неделю, продолжительностью занятий - 3 часа.

Общий курс 1 года составляет 144 часа, 2-3 года по 216 часов.

Форма обучения очная.

Учащиеся данной возрастной группы имеют сформированное развитие теоретического мышления, преобладание 1-й и 2-й сигнальной системы. Однако в планировании каждого занятия необходимо учитывать маленький объем оперативной памяти и оторванность от практики, высокий уровень личностной тревожности и несформированность волевой сферы. Важно помнить и о проблемах личностного уровня (недостаточная самостоятельность, неудовлетворенность собой).

В этом возрасте часто возникают трудности в процессе взаимодействия ребят с другими людьми и между собой. Этот факт учитываем при подборе различных форм и методов занятий (беседы, совместные эксперименты, групповые дискуссии, совместные экскурсии и т.д.). Исходя из психолого-педагогических особенностей подростков, особое внимание на занятиях кружка отводится таким вопросам; понимания смысла жизни и жизненной позиции; отношения к разным видам труда; профессиональных интересов и мотивов выбора профессии; чувство долга и стремление к социальному одобрению.
Методическое обеспечение.

При создании программы мы учитывали следующие принципы:

опора на психологические особенности учащихся (эмоциональная значимость собственных чувств и ощущения красоты природы);

опора на имеющие на данные моменты у учащихся знаний по предметам естественнонаучного цикла;

непрерывное расширение и углубление данных знаний;

реализации потребностей ученика в применении данных знаний на практике;

создание и поддержания атмосферы творчества на занятиях;

общение педагога с учеником на позиции личность - личность.

следование этим принципам определяет особенности построения учебно-воспитательного процесса;

организация занятий носит подвижный характер: теоретический блок присутствует практически на каждом занятии, однако, в зависимости от целей занятий он имеет различную продолжительность и наполняемость и занимает определенное место (располагаясь как в начале так и в средине занятий);

организация практической деятельности имеет свои особенности: это и работа по образцам, создание собственных проектов и моделей, их обсуждение и защита;

использование творческих форм работы (научно-практическая конференция деловых игр) требуют от детей мобилизации знаний, фантазии и таланта;

широкое использование на занятиях научной и справочной литературы, видеофильмов, компьютерных программ.

Цели и задачи.

Цель курса изучение биологии декоративных культур и использование их видового разнообразия в практическом озеленении и создание предпосылок к ранней профессиональной ориентации.

Задачи курса

1. Дополнить и конкретизировать основы эколого-биологических знаний познакомить с особенностями размножения растений ухода за ними с проблемами зеленого проектирования и ландшафтного дизайна.

2. Сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие им правильно ориентироваться в сложных законах развития природы в ее взаимодействии с человеческим обществом.

3. Сформировать на этой основе экологическое мышление и биологическую культуру школьников.

4. Подготовить старшеклассников к трудовой деятельности или продолжению образования в области биотехнологии или сельского хозяйства.
1 год обучения
а) развивающие:

  • развивать способность к творческому потенциалу и самовыражению;

  • учить анализировать полученные знания;

  • развивать логическое мышление,

  • прививать навыки работы с научной и справочной литературой, выдвигать гипотезы и проверять их достоверность;

б) воспитательные:

  • сформировать навыки совместной интеллектуальной работы учащихся;

  • сформировать бережное отношение в целом к природе и каждому ее объекту,

в) образовательные:

  • расширять знания в области агротехники растений и познакомить со структурой ОПХ;

  • познакомить учащихся с экологическими факторами;

  • познакомить с агротехнической характеристикой однолетних и двулетних культур.


2 год обучения

а) развивающие:

  • развивать навыки творческого самовыражения и эстетического восприятия окружающего мира;

  • развивать способности учащихся применять полученные знания в своей практике;

  • развивать умения самостоятельно приобретать знания и планировать свою деятельность.

б) воспитательные:

  • развивать экологическое сознание и художественный вкус учащихся;

  • развивать эстетическое восприятие мира;

  • формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми.

в) образовательные:

  • познакомить учащихся с особенностями выгонки растений в закрытом грунте;

  • познакомить со структурой оранжерейно-паркового хозяйства,

  • познакомить с биологическими особенностями произрастания красивоцветущих горшечных культур.


3 год обучения

а) развивающие:

  • развивать способность учащихся систематизировать и обобщать полученные знания;

  • расширять способность учащихся к творческой саморегуляции;

  • развивать способности учащихся в эстетическом восприятии окружающего мира;

  • развивать самостоятельность и инициативность к исследовательской деятельности.

б) воспитательные:

  • формировать умение отстаивать свою точку мнения в диспуте, в то же время воспринимая взгляды окружающих;

  • воспитывать ответственное рациональное отношение к окружающей природе и готовность к активным действиям по ее охране.

в) образовательные:

  • познакомить учащихся с особенностями выгонки растений в закрытом грунте;

  • углубить знания по использованию оранжерей и теплиц;

  • познакомить с биологическими особенностями произрастания многолетних культур.


Основные формы и методы работы.

При изложении материала данной программы, для лучшего усвоения с учетом возрастных особенностей используются следующие формы обучения:

  • комплексные экскурсии;

  • научно-практические конференции;

  • практические и исследовательские работы;

  • выставки творческих работ (фотографий, рисунков, плакатов, компьютерных моделей.);

  • защита рефератов, проектов;

  • уроки экспертизы;

  • индивидуальные работы и работы в группах;

  • просмотр и обсуждение видеофильмов;

  • аукционы;

  • компьютерное моделирование.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:

    • монологический

    • диалогический;

    • алгоритмический;

    • исследовательский;

    • объяснительный;

    • информационно-сообщающий;

    • практический;

    • иллюстративный.


Предполагаемые результаты.
В конце первого года обучения учащиеся должны знать:

  • классификацию растений по отношению к свету,

  • значение воды, воздуха и тепла для растений,

  • типы почв их различия по плодородию, кислотности, влажности, воздухообмену, классификации для садовых земель,

  • виды удобрений,

  • способы и сроки обработки почвы,

  • способы внесения удобрений,

  • способы полива растений,

  • способы размножения растений,

  • агротехника ухода за растениями открытого и защищенного грунта,

  • специализация ОПХ, типы оранжерей, парников, вспомогательных сооружений,

  • основы семеноводства, цветочные культуры открытого грунта (способы выращивания),

  • характеристику основных семейств однолетних и двулетних культур.


должны уметь:

  • дать биологическую и физиологическую оценку состояния водного и воздушного режима растений,

  • пользоваться различными видами подкормок,

  • составлять питательные растворы,

  • применять ингибиторы и стимуляторы роста,

  • применять разные способы внесения удобрений,

  • подготовить семена к посеву,

  • размножать растения черенками, листьями, побегами, корнями, прививками,

  • проводить агротехнический уход за растениями открытого и защищенного грунта

  • проводить санитарную обработку теплиц, оранжерей,

  • по образцам растений дать экологическую, морфологическую, производственную характеристику,

  • определить декоративные особенности однолетников и двулетников.


В конце второго года обучения учащиеся должны знать:

  • значение, задачи и роль цветоводства в озеленении населения;

  • история развития цветоводства в России и за рубежом;

  • особенности выращивания семян сложноцветных, лютиковых, пасленовых, крестоцветных и других,

  • особенности декоративно-лиственных летников и двулетников,

  • современные требования к промышленному ассортименту растений для закрытых помещений,

  • характеристику горшечных культур (бегония, примула, драцена, фрезия, орхидея, гиацинт, пассифлора, амариллис),

  • биологические особенности подготовки и технологии выгонки растений ,экологические условия выгонки,

  • особенности клонового размножения,

  • технология выращивания маточниковой продукции на срез,

  • основы семеноводства культур закрытого грунта,

  • пикировка и ее значение,

  • особенности посева и выращивание овощных культур.

должны уметь:

  • определять представителей семейства по гербарному материалу,

  • проводить посев однолетних и двулетних растений,

  • определять вид бегоний по внешним признакам,

  • овладеть приемами посадки первоцветных, фиалок, цитрусовых, пассифлоры,

  • способы выгонки гиацинтов,

  • проводить выгонку луковичных, листопадных растений, красивоцветущих кустарников,

  • управлять ростом высаженных культур,

  • пикировать, ухаживать, подкармливать рассаду овощных культур.


В конце третьего года обучения должны знать:

  • биологическую характеристику жизненных форм многолетников,

  • применение и преимущество многолетних культур в цветочном оформлении,

  • особенности декоративного древоводства, история развития в России и за рубежом,

  • ассортимент декоративных древесных растений их экологические особенности,

  • значение интродукции, развитие и перспективы,

  • современные направления ландшафтного дизайна,

  • современные методы проектирования при организации территориальных объектов садово-паркового и ландшафтного строительства,

  • основные приемы аранжировки,

  • принципы дизайна и фитодизайна,

  • виды цветочных позиций,

  • ассортимент растений, используемых для оформления интерьеров,

  • история развития и классификация бонсаев,

  • приемы ухода за садовыми и комнатными бонсаями,

  • основные стили бонсаев.

должны уметь:

  • овладеть способами размножения декоративных многолетних культур,

  • классифицировать деревья по формам, фактуре, плотности, величине, форме, соцветиям, цветам, плодам,

  • производить компьютерное моделирование зеленых насаждений,

  • составить опорный план, схему, провести рекогносцировочное обследование,

  • дать экологическую оценку территории, выявить ведущие ландшафтные факторы, определить оси и узлы объекта,

  • определить перспективы проектирования объектов с целью ее рационального использования,

  • составить цветочную композицию,

  • оформить интерьеры помещений различного назначения,

  • подбирать растения с учетом их эколого-биологических требований,

  • ухаживать за садовыми и комнатными бонсаями.

ВИДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Для оценки результативности занятий широко применяется вводный, текущий и итоговый контроль.

Вводный контроль заключается в диагностике имеющихся знаний и умений учащихся. Он проводился в форме устного опроса и собеседования с учащимися.

Для оценки качества усвоения нового материала широко применяется текущий контроль. Его формы разнообразны, это и собеседование, и творческие задания, диспуты и деловые игры, выполнение практических работ и много другого.
Итоговый контроль:

1 год - проводится в форме отчета групп по результатам опытнической работы:

«Будущее семян 21 века»

2 год - защита рефератов по теме: «Декоративное растениеводство»

3 год - деловая игра: «Сад в теплице круглый год» и конкурс разработок и проектов.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconДополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для...
Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа)
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconДополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»...
Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,...
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconПрограмма кружка шахматы возраст детей 7-15 лет Срок реализации программы 3 года
Обучающий семинар «Методика организации проектной – исследовательской деятельности»
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconРабочая программа кружковых занятий «Моя первая экология» Возраст...
Муниципальное казенное образовательное учреждение демидовская средняя общеобразовательная школа
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconКурсовая работа по возрастной психологии
Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания...
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модифицированная программа «Ансамбль» предполагает обучение обучающихся отделения народных инструментов дши и дмш, согласно учебному...
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7-15 лет; срок реализации программы: июнь 2013 года
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года icon«Информика» (срок реализации 3 года, возраст 7-10 лет) Руководитель кружка: Сенина С. А
Основы компьютерной грамотности учащиеся получают на школьных уроках информатики. Внеклассная работа по предмету и вовлечение в нее...
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconПрограмма по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:...
Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера...
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconОбразовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации...
Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации 8 (9) лет). – Нытва, 2011. с. 68
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconЗаботина Ирина Владимировна. Возраст обучающихся: 8 -12 лет. Срок...
Программа Баскетбол имеет физкультурно- спортивную направленность. При составлении программы использовались, материалы пособия для...
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconКолосницын Павел Павлович Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации...
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дпи рассчитана на обучающихся детской художественной школы. По направленности является художенственно-эстетической. Занятия по предмету...
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconПрограмма курса по бисероплетению Для детей 13 16 лет Срок реализации программы 4 года

Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconОбразовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст...
«утверждаю» «согласованно» «рассмотренно»
Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года iconДополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск