Скачать 51.5 Kb.
|
Пояснительная запискаПредлагаемая программа по ДПИ рассчитана на обучающихся детской художественной школы. По направленности является художенственно-эстетической. Занятия по предмету «Декоративно-прикладное искусство» проводится с 1 по 4 класс. Возраст учащихся 10- 17 лет. Программа рассчитана на 4 года по 2 учебных часа в неделю . Данная программа является составительской. При ее создании использовались следующие программы:
Учитывая возрастные особенности обучающихся, требуется вариативность и разнообразие тем и заданий. Усиливается дифференциация и индивидуализация образовательного процесса путем ориентирования на различные контингенты обучающихся – от одаренных до детей с различным уровнем подготовки. Изучаются различные техники выполнения работ ( стилизация ), воспитывается стремление к творческому самовыражению. Цель курса – получение учащимися художественно-эстетического допрофильного образования в процессе освоения техник декоративно-прикладного искусства. Повышение эффективности образовательного процесса и развитие учащихся в творческом процессе. Задачи курса:
Учебный план построен с учетом постепенного усложнения заданий в различных техниках исполнения, в непосредственной связи с теми знаниями, которые обучающиеся получают на уроках рисунка, живописи и композиции. Начиная с простых заданий на симметрию в узоре, ребята переходят к созданию сложных сюжетных композиций, от простых техник к более трудоемким. Осуществляется дифференцированный подход. Программа рассчитана на слабое, сильное и среднее звено. Применяются технологии личностного ориентированного обучения, творческих мастерских. Задания подобраны таким образом, что могут выполняться детьми разновозрастных групп. Для обучения основам декоративно-прикладного искусства предлагаются следующие техники: коллаж, флористика, изонить, витраж, лоскутная мозаика, вышитый гобелен, нетканый гобелен, ручное ткачество, коллаж из кожи, кружевоплетение «Фриволите». На занятиях в 1-м классе сообщаются общие сведения о ДПИ и его специфических особенностях. Основное время отводится для практических занятий с детьми. Теоретический курс изучения декоративной композиции необходим для подготовки учащихся к выполнению в дальнейшем изделий прикладного искусства в различных материалах. Учащиеся должны усвоить главные отличия декоративной композиции от станковой. Все учебные задания ориентированы на создание конкретной бытовой вещи, носящей декоративный характер. Во время второго года обучения особое внимание уделяется народным художественным промыслам. Но главной задачей является приобщение детей к различным видам не только народного, но и нетрадиционного ДПИ, знакомство с лучшими образцами самодеятельного искусства, в которых ярко выражено творческое начало (лоскутная мозаика, коллаж из ниток, вышивка гобеленовым швом). Изучение подобных образцов и самостоятельное создание композиций в этих техниках способствует воспитанию эстетически развитой личности, дает детям радость творчества. Также обучающимся предлагается познакомиться с художественным текстилем (ручное ткачество и нетканый гобелен). Отработка технических навыков плетения, создание многофактурных композиций осуществляется на практических занятиях, которым отводится основное время обучения. В 3-4-м классе дети обучаются более сложной технике художественного текстиля – кружевоплетению «Фриволите». Обучение начинается с простейших элементов традиционных орнаментальных схем. Постепенно усложняя задания, отрабатывается навык в плетении кружева. Затем обучающимся предлагается создать сложную сюжетную композицию в данной технике, стилизуя природную форму. Данная программа обобщает педагогический и творческий опыт автора. Также при составлении программы использовались литература и опыт работы педагогов других школ, которые оказались наиболее яркими и доступными, познавательными для изучения предмета ДПИ и внедрения его в учебный процесс. Новизна данной программы в том, что в процессе обучения технике «Фриволите» используются приемы, полученные автором в результате творческой деятельности. Программа может быть реализована в процессе проведения практических занятий с группой учащихся. Основные методы работы: беседа с показом репродукций, приемов работы, объяснение, упражнение, выполнение творческого задания, обсуждение работ вместе с детьми. Формы отслеживания результатов: вводные – в конце каждого занятия проводится просмотр обучающихся всего класса, ребята оценивают свои работы и работы одноклассников, проводится обсуждение работ преподавателем. Промежуточные – контрольные работы, просмотры по итогам четверти. Итоговые – экзаменационные контрольные работы, дипломная работа. Ожидаемые результаты: В ходе обучения обучающиеся должны освоить группу ключевых понятий: стилизация, коллаж, флористика, изонить, витраж, гобелен, лоскутное шитьё, кружевоплетение. Выпускник должен знать и уметь: - Владеть терминологией и условными обозначениями изучаемых техник декоративно-прикладного искусства. - Владеть технологией челночного плетения кружева; ручного ткачества; вышитого гобелена; коллажа из нитей, кожи и шпагата; изонити; имитации витража; обрывной аппликации. - Стилизовать природные формы и уметь воплощать их в изучаемых техниках декоративно-прикладного искусства. Некоторые задания, не требующие большого материально-технического оснащения, могут быть использованы на уроках ИЗО общеобразовательных школ, уроках декоративно-прикладного искусства школ искусств, а также на факультативных и кружковых занятиях. |