Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке





Скачать 152.36 Kb.
НазваниеРеферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке
Дата публикации28.04.2015
Размер152.36 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
КГПУ
РЕФЕРАТ
ПО

Теоретическим основам информатики
На тему:

Проблема информации в современной науке.

Выполнила: Авдулова Н. 30 гр.

фак – т информатики.

Проверил: Пак Н.И.
Красноярск, 2003

Содержание:


  1. Введение.

  2. Противоречивый характер познания природы информации.

  3. Развитие кибернетики и понятия информации.

  4. информационный аспект современной науки.

  5. Информация в науке.

  6. информационный кризис в современной науке.

  7. Понятие информации в некоторых науках.

  8. Заключительный очерк.


Введение:

Одной из наиболее актуальных проблем современной становиться проблема информации: вряд ли можно указать такую отрасль знания, где не употреблялось бы понятие информации и не могли бы в принципе быть использованы математические средства измерения информации. Хотя автор в ряде других работ исследовал понятие информации, причем предполагалось, что может быть создана единая концепция информации. Была сделана попытка создать единую концепцию информации на базе категорий отражений и разнообразий.

Казалось бы проблема информации – это только проблема теории информации и кибернетики. Однако в действительности эта проблема общенаучная: ее решают в принципе все науки. И ставится она в различных отраслях знания по – своему, не сводясь к тому кругу вопросов, которые интересуют, скажем, специалистов в области теории информации.

Разумеется, нам известны и другие точки зрения, когда те или иные специалисты в определенной области знаний считают, что понятие и проблему информации необходимо ограничить узкой сферой, где понятие информации в настоящее время наиболее эффективно работает.

На чисто лингвистическом уровне можно зафиксировать омонимию слова “ информация”, степень которой все возрастает. За омонимией скрываются сложные и противоречивые процессы развития проблемы информации, которые лишь только начали исследовать. Такие исследования вначале или ограничивались философским истолкованием отдельных положений теории информации и кибернетики, или простым описанием общих положений наук, употребляющих идеи об информации, или в лучшем случае – созданием с философских позиций единых концепций информации. Все это – необходимые шаги на пути исследования проблемы информации и вряд ли было бы уместно отнестись к ним только критически.

Но нельзя смириться с положением, когда за отдельным – пусть даже удачным – исследованиями фрагментов теряется целостная картина проблемы информации и перспективы ее развития. Наряду с дальнейшей более углубленной разработкой узких тем в проблеме информации возникает необходимость создания целостного или, во всяком случае, более широкого взгляда на проблему информации, который читывал бы как единство, так и многообразие проявления феномена информации.

Вполне вероятно, что решение такой задачи, возможно, прежде всего, на пути философских исследований проблемы информации современной науке. Мы говорим в данном случае не столько о понятии, о проблеме информации, во всяком случае, общего, это тоже проблема. А многообразие мнений об информации в настоящий момент нельзя считать каким – то неоправданным и серьезным недостатком. Такое многообразие мнений вполне оправдано тем, что проблемы информации идет весьма интенсивно как вглубь, так и вширь, и это основной источник многообразия и неопределенности, расплывчатости и омонимии понятия информации. Феномен информация в силу развития носит проблемный характер, понятие информация строго никем еще не определено и в силу этого не общепризнано и поэтому любая дефиниция выглядит пока лишь как гипотеза. В этой ситуации окончательный выбор одной точки зрения означал бы не что иное, как неправомерную монополизацию той или иной концепции. Поэтому основное внимание обращается прежде всего на проблемность знаний об информации. Основное внимание уделяется выявлению спектра точек зрения по тем или иным вопросам, хотя, конечно, автор не может ко всем из них отнестись беспристрастно.

Обсуждение проблемы информации в современной науке может вестись в различных аспектах. Из единого объекта познания – информации – специалисты в разных областях знания выбирают “свой” аспект, который и оказывается для них предметом познания. Так, специалист в области теории передачи информации основное внимание уделил бы количественным характеристикам информации, кодированию, влиянию шумов и помех и т.д. специалист в области информатики информационные проблемы науки видел бы в ином плане – в основном поиск, хранение информации, аналитико-синтетическая переработка информационное обеспечение науки и т.п. Исследователь семантических проблем рассматривал бы проблему сквозь “призму” знаков, единства синтаксических, семантических и прагматических аспектов информации, экономиста интересовали бы вопросы производства, потребления, обмена и распределения информации и т.д.

При рассмотрении проблемы информации в современной науке нам так или иначе приходится учитывать различные аспекты ее исследования и это не должно порождать иллюзию будто бы исследуются разные объекты познания. Объект исследования здесь один – информация, но поскольку она изучается различными отраслями науки, имеющими разные предметы, то и сама информации представляется в разном “свете” в ракурсе предмета той или иной науки. Проблема информации в современной науке представляется нам как комплексная, системная не только в частнонаучном, но и философском плане. Проблема информации в современной науке с философской точки зрения – это не только гносеологическая или логическая проблема, но и социологическая, ибо наука это не только система знаний, но и социальная деятельность по получению этого знания, приведения его в систему и использования его в производстве и иных практических областях. Социальные аспекты информации накладывают свой “отпечаток” на осмысление проблемы информации, так же как и теоретико-познавательные стороны влияют на анализ социальных аспектов информации.


Противоречивый характер познания природы информации:


Понятие “информация” первоначально было связано исключительно с социальной сферой, с коммуникативной деятельностью людей. Это вывод опирается на результаты исследования значений слова “информация”, которое впервые зародилось в латинском языке.

Вплоть до начала 20 – го века слово “информация” не встречается почти ни в одном периодическом или толковом словаре ( кроме словаря Толя). Оно появляется лишь в “Толковом словаре русского языка” (под редакцией Ушакова), изданном в 1935 году и определяется, как действие по глаголу информировать или как сообщение, осведомление о положении дел или чьей – либо деятельности, как сведение о чем - либо.

Можно предположить, что появление затем и в других словарях слова “информация” отражало начавшееся довольно широкое употребления его, причем в начале не в разговорном языке, а в разного рода документах, в книгах, газетах и журналах.

Затем оно постепенно перешло в разговорный язык и в некоторые гуманитарные дисциплины. Это создало определенные предпосылки для дальнейшего развития проблемы информации более точными математическими средствами. До применения этих методов вряд ли кто – нибудь сомневался, что слово “информация” приобретет иное значение и выйдет за предметную область социально – коммуникативных процессов.

Наука второй половины 20 века внесла существенные коррективы в понимание информации. И хотя в литературе по – прежнему точка зрения, трактующая информацию в целом лишь как сведения, сообщения широко распространена, необходимо иметь в виду, что многие авторы отнюдь не отрицают существования иных концепций и понятий информации за пределами их профессиональных интересов. Подходя же к проблеме информации не с узкоспециальной, а наиболее широкой – философской точки зрения, мы обязаны рассмотреть наиболее влиятельные концепции информации. Мы говорим именно о нескольких основных точках зрения, а не вообще о всех существующих, ибо все рассмотреть невозможно, да и в этом нет никакой необходимости.

Ситуация с проблемой информации в современной науке такова, что нет оснований считать, что существует общепризнанная единая концепция информации. Ни одно из толкований информации, несмотря на желание их авторов, не может свести все многообразие информации к какому – то одному содержанию. Все это – свидетельство бурного и противоречивого развития понятия информации в современной науке, которое и в философских работах породило многообразие мнений и противоположных точек зрения.

Развитие кибернетики и понятие информации:

За те неполных тридцать лет, которые прошли с момента издания книги Н. Винера “Кибернетика, или управление и связь в животном и машине ”, можно уже подвести первые итоги роли кибернетики в современной научно – технической революции. Само “рождение” кибернетики и применение кибернетических технических устройств (в частности ЭВМ) явилось бы одним из симптомов того социального феномена, который затем получил название “современная научно – техническая революция”.

Еще три десятилетия тому назад мало кто мог предполагать, что кибернетизация и автоматизация станут одним из ведущих направлений качественных изменений в научной и технико – производственной области. На примере кибернетики и использования ее результатов еще раз можно убедиться в той истине, что в настоящее время прогресс научно – технический, как никогда ранее, теснейшим образом связан с социальными изменениями, содействуя более быстрому ходу истории человечества.

А понятие информации и теоретико – информационный подход в кибернетике являются одним из важнейших. Информационные функции до начала современной научно – технической революции осуществлялись человеком, которого техника в значительной степени освободила от исполнительско – энергетических функций трудовой деятельности. Однако усложнение трудовой деятельности в результате развития техники все более вскрывало ограниченность возможностей человека к восприятию, хранению, передаче и переработке информации, необходимой для управления техникой и производством. В данном случае речь идет об информации избыточной по отношению к возможностям человека, но без которой невозможно управление техникой и производством. Кибернетика привела к тому, что автоматы стали более сложными, высокоорганизованными.

Информационный аспект современной науки:

Процесс использования понятия информации и информационных представлений в современной науке не представляет собой какого – то единого течения, он разветвляется, образуя множество подходов, направлений, аспектов, уровней. Здесь мы встретим и чисто содержательные концепции, не имеющие или почти не имеющие отношения к кибернетике, и вместе с тем математические теории, ядром которых выступает теория передачи и кодирования информации. Содержательные и математические подходы все более сближаются, но их полное слияние недостижим, ибо его осуществление означало бы прекращение развития понятия информации в науке.

И если математизация оказала сильное стимулирующее влияние на разработку проблемы информации, то в свою очередь интенсивное развитие и использование информационных представлений создает благодатную “почву” и существенно способствует математизации многих наук. Говоря о развитии и использовании концепции информации в современной науке, нужно иметь в виду, что здесь имеются два существенно различных аспекта. Один из них связан с тем, о чем уже шла речь, - об использовании понятия информация и сопряженных с ним математических приемов для исследования объектов познания тех или иных частных наук.

Анализ распространения информационных идей в частных науках показывает неоднородность, многообразие и протеворичивость современного “информационного движения”.


Информация в науке:

Использование вероятностных представлений при измерении научной информации имеет малое отношение или же вообще не имеет никакого отношения к ее природе и не может служить основой для ее определения.

Определение понятия информации не может базироваться целиком на средствах ее измерения. Скорее наоборот, методы ее измерения находятся в зависимости от природы информации, которую еще необходимо раскрыть.

В отличие от вероятностной трактовки информации сторонники информационной точки зрения склонны под информацией понимать отражение фактов, которые, как известно, достоверны. Важно подчеркнуть, что вероятностная и “фактологическая” концепции информации противоположны друг другу, и это противоречие дает о себе знать и в существующих попытках определения того вида информации вообще и социальной информации, в частности, которую называют научной информацией.

“Фактологическое” истолкование информации можно встретить в работах по экономике науки и экономическим проблемам информатики.

Без сомнения, наиболее распространено определение научной информации. И расширяя понятие научной информации, все же нельзя доходить до того чтобы полностью отождествлять его с научным знанием, а это по сути дела и получается сплошь и рядом. Информация в этом смысле выступает синонимом знаний, или в лучшем случае эти понятия употребляются как однопорядковые.

Иногда знание рассматривается как часть информации в том смысле, что информация присуща не только человеческому обществу, но и другим материальным системам.

Подробное представление знания как части информации вообще действительно имеет смысл, но оно не решает проблемы отличия знания от научной информации, не дает определения этого последнего понятия. Нужно иметь в виду, что знание – это в определенном аспекте часть информации вообще, но вместе с тем научная информация представляет собой некоторую сторону научного знания.

В качестве одного из вариантов решения проблемы соотношения научного знания и научной информации можно принять тот, который отправляется от самого первоначального представления об информации. Обмен знаниями, их передача от одного человека к другому – необходимый признак этого первоначального понимания информации. В тоже время в понимании информации на первый план выдвигалось совсем иное свойство знания, чем его истинность. Информация как знание противоположна не только шуму, помехам, но и тайне, понятию, которое в науке точно не определено и которым обозначают обычно нечто или еще непознанное или скрываемое от других людей. Научная информация, на наш взгляд, представляет собой именно такое научное знание, которое включено как в научно-коммуникативные, так и в другие процессы передачи информации.

Информационный кризис в современной науке:


Расширение и углубление научно – технической революции, ускорение хода исторического развития, сопровождающегося бурными социальными изменениями, привели к тому, что ныне активно действующий человек оказывается в противоречивой ситуации, получившей название информационного кризиса. Это кризис характерен в той или иной степени для различных сфер человеческой деятельности, где она существенно связана с восприятием, хранением, передачей, переработкой и использованием многообразных и мощных информационных потоков.

В зависимости от определенных групп людей и видов социальной информации кризис информации имеет свои особенности. Здесь в основном ограничимся сферой научной информации и взаимодействующим ней ученым, т.е. тем самым будет сделана попытка рассмотреть проблему кризиса информации в области науки. Впрочем, и эта проблема весьма обширна.

В условиях современной научно – технической революции управление производством требует таких мощных информационных потоков, что человек без специальных средств не в состоянии справиться с ними. Поэтому передача информационных функций от человека к машинам оказалась неизбежной. В результате появились мощные технические средства массовых коммуникаций, ЭВМ, АСУ, информационно – поисковые и информационно – логические машины и т.д. Передача от человека к технике информационных функций создала большие возможности в области производства и передачи социальной информации.

Если развитие техники и производства выдвинуло проблему информации в качестве авангардной, то аналогичная и даже более сложная ситуация сложилась и в сфере науки. Наука с самого начала своего имела четко выраженную информационную природу.

Необходимо отметить, что “кризис” информации – это не только порождение современной научно – технической революции, но и результат всего социального развития. В той или иной мере локальные и временные кризисы информации характеризуют всю историю человеческого общества и всегда имели место для отдельных личностей. Ныне это явление кризиса стало массовым и в известной степени характеризует весь современный мир. Научно – техническая революция углубила и обострила его, поставила как проблему, требующую для своего разрешения усилий всего человечества.

Понятие информации в некоторых науках:

Информация в биологии. В биологии, которая изучает живую природу, понятие информации связывается с целесообразным поведением живых организмов. Такое поведение строится на основе получения и использования информации об окружающей среде.

Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов. Такое поведение строится на основе получения и использования информации об окружающей среде.  Последнее обстоятельство позволило проводить научные эксперименты по клонированию, т.е. созданию точных копий организмов из одной клетки.

Таким образом, в биологии понятие информации связано с понятиями "поведение", "ген", и "наследование".

Информация в кибернетике. В кибернетике (науке об управлении) понятие информации используется для описания процессов управления в сложных динамических системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связано с процессами управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения его параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.

В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов - управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи - информация о состоянии управляемого объекта.

Рассмотрим в качестве примера регулирование температуры в помещении с использованием кондиционера. Управляющим объектом является человек, а управляемым - кондиционер. В помещении может быть размещен термометр, который сообщает человеку о температуре в помещении (канал обратной связи). При повышении или понижении температуры в помещении за определенные пределы человек включает кондиционер (работает канал прямой связи). Таким образом, температура в помещении поддерживается в определенном температурном интервале.

Таким образом, в кибернетике понятие информации связано с такими понятиями, как "управление", "прямая связь", и "обратная связь".

Информация в обществе. Человек - существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. В обыденной жизни понятие информации применяется как синоним слов: сведения, сообщение, осведомленность о положении дел. Широко известен термин "средства массовой информации", которые доводят социально значимую информацию до каждого члена общества.

В зависимости от сферы использования информация может быть экономической, технической, генетической, геологической синоптической и т.д.

Человечество тысячи лет обрабатывало информацию, прежде чем изобрело машину для ее обработки, которая вам известна как электронно-вычислительная машина (ЭВМ) или компьютер. Параллельно с этим возникли чисто практические задачи хранения, поиска и передачи уже имеющихся сведений.


Заключительный очерк:

Итак, среди важнейших проблем, поставленных современной наукой, видное место занимает проблема информации. Проблематичность познания информации в значительной степени объясняется тем, что появились и развиваются представления, не укладывающиеся в привычную, обыденную концепцию информации как сведений, передаваемых людьми.

Представление здравого смысла об информации “потонули” в, казалось бы, хаотическом и стремительном процессе выдвижения новых идей и теории информации.

Вместе с тем вряд ли многообразие знаний об информации вызвано лишь какими – то внешними факторами или субъективными причинами. Думается, что здесь действуют объективные обстоятельства, связанные с существенной ролью информации в процессах развития в природе, обществе и мышлении. Познание природы информации представляет собой характерный пример “знания о незнании”, сложнейшую проблему современной науки.

Проблема информации чем – то напоминает проблему физики элементарных частиц: и там, и здесь рождается масса гипотез, которые в момент их появления кажутся едва ли не единственным решением, но вскоре они забываются. Их исчезновение не подрывает энтузиазма тех, кто вновь берется за их решение, и каждый автор новой гипотезы убежден в том, что он, наконец, открыл истину, которая почему – то ускользала ранее от других исследователей.

Информация как объект научного поиска столь же многолика и неисчерпаема, как элементарные частицы. И если вплоть до середины нашего века информация, как и Луна, была доступна человеку лишь одной своей стороной, то ныне она “поворачивается” новыми гранями.

Мое мнение:


В любой науке существует ряд основных понятий. Понятие информации является одним из основных очень во многих науках. Естественно, как было описано выше для каждой науки информация представляется по – своему, следовательно, и трактуется она в каждой науке по – разному. А жизнь ведь не стоит на месте. Многие науки за последние годы сделали очень много открытий и каждая по – своему нуждается в более лучших информационных методах. Мне кажется, это основная проблема среди многих выше рассмотренных.
Литература:


  1. А.Д.Урсул “проблема информации в современной науке ” М. 1975г.

  2. Уточнение понятия информации из Интернета.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconРеферат по Теоретическим Основам Информатики на тему: Автоматизированные системы
Применение автоматизированных систем научных исследований и комплексных испытаний образцов новой техники (асни) наиболее эффективно...
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconРеферат по истории экономических учений на тему: теория народонаселения и проблема реализации
Конечно, попытки установить подобного рода зависимость предпринимались и ранее [6, 7], но именно работы Мальтуса заложили основу...
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconИнформатизация образования и фундаментальные проблемы информатики
Причина здесь заключается в том, что проблема позиционирования информатики в современной системе науки еще недостаточно исследована...
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconРеферат На тему: «История развития дополнительного (внешкольного) образования»
Актуальная проблема нашего времени среди молодежи – проблема проведения свободного времени
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconПримерная программа дисциплины
Данный курс вводит слушателей в круг одного из разделов современной информатики. Основная цель курса сформировать представление об...
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Неорганическая химия»
Целью курса является приобретение студентами знаний по теоретическим основам неорганической химии, строению атома, основам термодинамики...
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconРабочая программа дисциплины «Компьютерные технологии в современной науке и образовании»
Целью дисциплины (модуля) «Компьютерные технологии в современной науке и образовании» является освоение обучающимися основных методов...
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconРеферат на тему «орнаменты древней греции»
Древнего Мира, дети знакомятся с видами орнамента, учатся создавать орнаментальные композиции, изучают символику орнамента, мифы...
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconРеферат по дисциплине  на тему: «Защищенные информационные технологии в экономике»
Соответственно, под защитой информации подразумевается комплекс мероприятий, проводимых с целью предотвращения от действий угроз...
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconУроки математики, физики и информатики в современной школе
Районный методический фестиваль "Уроки математики, физики и информатики в современной школе" является массовой формой повышения квалификации...
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке icon«Философия»
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Цель освоения учебной...
Цель освоения учебной дисциплины «Лидерство» обучение студентов теоретическим и методологическим основам оплаты труда персонала
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Цель освоения учебной...
Цель освоения учебной дисциплины «Лидерство» обучение студентов теоретическим и методологическим основам оплаты труда персонала
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Антропология»
Предмет антропологии как науки. Общий очерк истории антропологии. История сравнительного изучения человека и животных. Специфика...
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconВопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики
Информатика как наука и вид практической деятельности. Структура современной информатики. Место информатики в системе наук. Сущность...
Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке iconРеферат на тему: «Защита информации в глобальной сети Internet»
В целом средства обеспечения защиты информации в части предотвращения преднамеренных действий в зависимости от способа реализации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск