ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На правах рукописи
А. Д. СОМЕНКОВ
д.ю.н. профессор
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ: ПОДГОТОВКА АСПИРАНТОВ НА КАНДИДАТСКИЙ УРОВЕНЬ
(для аспирантов политических, юридических и экономических специальностей)
ЛЕКЦИЯ № 13: «ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ: ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ИНФОРМАЦИИ»
«ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: ШИФР ВАК: 12.00.14 – АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО»
МОСКВА – 2009
ВВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки, литературы и искусства Закон РФ:
- «Об авторском праве и смежных правах» регулирует информационные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием (распространением) таких информационных объектов, как произведения науки, литературы и искусства (авторское право), фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
Основными субъектами информационных правоотношений, являются автор произведения (производитель или создатель информации по информационному праву) и пользователь исключительными правами или неисключительными правами (обладатель информации по терминологии информационного права). К сожалению, институт авторского права оставляет за пределами своего внимания потребителя информации или конечного получателя информации, содержащейся в произведениях.
К объектам информационных правоотношений в системе авторского права (объект авторского права) относятся произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, от способа его выражения. Напомним, что с точки зрения информационного права это - информационные объекты.
Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на не обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.). Такие объекты обладают двуединством информации (ее содержания) и носителя;
- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.). Эти объекты обладают только содержанием, не фиксируемым на материальном, твердом носителе;
- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.). Имеет место сочетание содержания и носителя информации;
- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.). Только форма, содержание отражаются в этой форме;
- в других формах, где жизненно важные интересы определяются законодателем как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности - как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства1.
И, наконец, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.
Федеральным законом «Об участии в международном информационном обмене» определено понятие информационной безопасности как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. В соответствии с предписаниями Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» целями защиты информационной сферы являются (ст. 20):
- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
- правовая основа защиты объектов информационных правоотношений предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
- защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
- сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
- обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
В результате сопоставительного анализа области информационной безопасности информационной сферы с учетом положений Доктрины информационной безопасности и норм информационного законодательства в этой области можно выделить три основных направления правовой защиты объектов в информационной сфереi (правового обеспечения информационной безопасности). Учитывая актуальность изложенного, рассмотрим два больших вопроса этой темы:
- информационные аспекты интеллектуальной собственности; правовые основы информационной безопасности.
Информационные аспекты интеллектуальной собственности. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных образует правоотношения, которые в этой сфере регулируются федеральным закономii "Об авторском праве и смежных правах" № 5352-1 от 9.07.93г. и федеральным законом «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данныхiii» № 3523-1 от 23.09.92г.
1. Объекты правовой охраны. К охраняемым данными законами объектам относятся не только сами программы для ЭВМiv, но также еще подготовительные материалы, полученные в ходе их разработки, и порождаемые ими аудиовизуальные отображения. К охраняемым объектамv можно также отнести интерфейс пользователя, но только при определенных условиях:
1) охраняется именно объективная реализация интерфейса, а не идеи и принципы, положенные в его основу;
2) деятельность по созданию интерфейса должна носить творческий характер. Интерфейс пользователя представляет собой совокупность средств, с помощью которых осуществляется взаимодействие человека и программы. Можно выделить такие элементы интерфейса, как изображения на экране компьютера, звуковое сопровождение и средства управления программой (комбинации управляющих клавиш, система меню, функции манипулятора "мышь"). Документация программных продуктов является самостоятельным объектом авторского праваvi и охраняется как литературное произведениеvii.
2. Субъекты авторского права. Основными субъектами авторских прав являются автор программы и правообладательviii. Причем, если программа создана по служебному заданию, то правообладателем изначально становится работодатель, и все имущественные права принадлежат емуix.
3. Виды авторских прав на программы для ЭВМ. Авторские права подразделяются на исключительные (имущественные) и личные неимущественные права. К личным, т.е. неотъемлемым, непередаваемым правам авторов относятся:
1) право авторства, т.е. право считаться автором программы для ЭВМx;
2) право на имя, т.е. право определять форму указания имени автора в программе;
3) право на неприкосновенность (целостность), т.е. право на защиту программы от искажений, способных нанести ущерб чести и достоинству автора;
4) право на обнародование, т.е. действие, впервые делающее произведение доступным для всех путем опубликования или публичного показаxi;
5) право на отзыв, т.е. право отказа от принятого решения об обнародовании произведения. К имущественным правам, которые могут передаваться другим лицам, относятся права на:
1) воспроизведение программы для ЭВМ в любой форме и любыми способами;
2) распространение программы для ЭВМ;
3) модификацию программы для ЭВМ, в том числе перевод ее с одного языка на другойxii. Данное право применимо только в том случае, если вносимые в программу изменения не затрагивают честь и достоинство ее автораxiii.
4. Регистрация программ для ЭВМ осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственностиxiv, патентам и товарным знакам при Минвузе России. Оптимальным на данный момент способом является заверение у нотариуса интернет-страницxv.
Правовые основы информационной безопасности. В законе РФ «О безопасности» понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектамxvi безопасности относятся:
- личность2 (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основными субъектамиxvii обеспечения безопасностиxviii являются:
- государство, организации и граждане. Согласно Концепции национальной безопасности, утвержденной указом Президента РФ от 10. 01. 2000 г., сфера национальной безопасности включает в себя экономическую, социальную, внутриполитическую, международную, оборонную, пограничную, экологическую, информационную безопасность, под которой понимается состояние защищенности национальных интересов страны в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Национальные интересы России в информационной сфере подразделяются на следующие виды в зависимости от субъекта:
1) для личности:
- соблюдение и реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
- реализация права граждан на неприкосновенность частной жизни, защита информации, обеспечивающей личную безопасность;
- использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности;
- защита права на объекты интеллектуальной собственности;
- обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от вредной информации;
2) для общества:
- построение правового социального государства;
- упрочение демократии, построение информационного общества;
- предотвращение манипулирования массовым сознанием;
- приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий, сохранение и развитие отечественного научного и производственного потенциала;
3) для государства:
- защита интересов личности и общества в информационной сфере;
- защита государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов, в том числе государственной тайны;
- защита единого информационного пространства страны;
- формирование институтов общественного контроля над органами государственной власти;
- обеспечение законности и правопорядка. Перечисленным интересам могут угрожать следующие возможные сценарии существенного подрыва безопасности России:
·- дезорганизация национальной экономики;
·- экономическая блокада;
·- продовольственная уязвимость;
·- технологическая блокада;
·- угроза дезинтеграции;
- угроза криминализации обществаxix.
В информационной сфереxx можно выделить следующие возможные угрозы:
1) для конституционных прав и свобод человека и гражданина:
- принятие нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан;
- противодействие реализации гражданами своих прав на неприкосновенность частной жизни;
- неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам;
- нарушение прав и свобод граждан в области массовой информации;
- противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание.
2) для интересов общества:
- создание монополий на формирование, получение и распространение информации в РФ;
- разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы и библиотеки;
- усиление зависимости общественного сознания российских граждан от зарубежных информационных структур;
- активизация религиозных сект;
- снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России;
- увеличение оттока за рубеж специалистов;
- нарушение правил в сфере оборота информации.
3) для интересов государства:
- разрушение единого информационного пространства России;
- вытеснение российских информационных агентств и средств массовой информации с внутреннего информационного рынка, усиление технологической зависимости России в области современных информационных технологий;
- монополизация информационного рынка России;
- блокирование деятельности государственных СМИ по информированию российской и зарубежной аудитории;
- ослабление роли русского языка как государственного языка РФ;
- низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики РФ вследствие дефицита квалифицированных кадров. Источники угроз информационной безопасности подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам угроз относятся:
- разведывательная деятельность иностранных государств и информационных структур, направленная против интересов РФ в информационной сфере;
- стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве;
- деятельность международных террористических организаций;
- стремление ряда стран сократить использование русского языка как средства общения за пределами России;
- подготовка к информационным войнам и использование информационного оружия. К внутренним источникам угроз относятся:
- недостаточная экономическая мощь государства;
- неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль над развитием информационного рынка России;
- неблагоприятная криминогенная обстановка;
- недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере;
- снижение эффективности системы образования и воспитания;
- недостаточная активность органов государственной власти в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан. Информационная война и информационное оружие. Под информационной войной понимаются действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства в поддержке национальной военной стратегии посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении собственной безопасности.
Рекомендуемая литература публикации ко всему курсу:
Копылов В.А. Информационное право. М., 2001.
Кутафин О.Е., Копылов В.А. Проблемы становления информационного права в России // Сб. НТИ. Сер. 1. 1999. № 8.
Рассолов М.М. Информационное право. М., 1999.
Банило М.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2. С. 14.
Хартия Глобального информационного общества (Окинава) // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51—56. Доктрина информационной безопасности РФ // Российская газета. 2000. 28 сект.
iПримечание: первое направление. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации. // Второе направление. Защита информации и информационных ресурсов, прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц. 3. Третье направление. Защита информационных прав и свобод личности (право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; права на интеллектуальную собственность; права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях информатизации. // Правовую основу первого направления |