Скачать 171.94 Kb.
|
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «УТВЕРЖДАЮ»: Директор института изобразительных искусств и музейных технологий __________________ /В.И. Семенова/ «____» _______________ 20___г. ОД.А.07 Музеефикация историко-культурного наследия Рабочая программа для аспирантов специальности 24.00.03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: _____________________________/Семенова В.И./ «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры истории, искусствоведения и музейного дела «____»_____________2011г., протокол № ________ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Зав. кафедрой ______________________________/Семенова В.И./ «______»___________ 2011 г. Соответствует ФГТ ППО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Евсеева О.Ю./ «______»_____________2011 г. Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и учебным планам подготовки аспирантов «СОГЛАСОВАНО»: Начальник научного отдела ____________________ / Балина Л. Ф. / «СОГЛАСОВАНО»: Директор научной библиотеки _____________/Соколова Н. П./ «______»_____________201__ г. Семенова В.И. Музеефикация историко-культурного наследия. Рабочая программа для аспирантов специальности 24.00.03 – музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 10 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). © В.И. Семенова, 2011. 1.Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины Музеефикация историко-культурного наследия – дисциплина, изучающая формы и способы сохранения памятников истории и культуры с целью их презентации и включения в современный культурный оборот. С этой проблемой человечество столкнулось в новое время, когда появилось осмысление важности сохранения объектов, являющихся материализованной памятью человечества об опыте и знаниях, приобретенных на протяжении своей истории. Основная цель курса – приобретение знаний о способах и формах сохранения и презентации памятников истории и культуры, представленных разными видами и типами. Задачи курса: - освоить общетеоретические понятия «памятник истории и культуры», «историко-культурное наследие», «охрана историко-культурного наследия», «музеефикация»; - изучить и усвоить классификацию и назначение памятников истории и культуры; - изучение способы музеефикации памятников с целью их сохранения; - изучить формы презентации разных типов памятников истории и культуры. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История и философия науки, Теория и история культуры. 1.3. Компетенции формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать основные термины, понятия в области музеефикации и презентации памятников истории и культуры; - знать виды и типы памятников истории и культуры, их назначение; - владеть навыками работы с памятниками истории и культуры и способами их презентации в зависимости от их типа и вида. 2. Структура и трудоемкость дисциплины Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет - 54 часа, из них: 18 – лекционных, 18 – семинарских, 18 – самостоятельная работа. 3.Тематический план
Планирование самостоятельной работы аспирантов
4. Содержание дисциплины Тема 1. Теоретические основы музеефикации памятников истории и культуры. Определение основных понятий «памятник истории и культуры», «историко-культурное наследие», «культурный ландшафт». Междисциплинарные научные подходы к определению категорий: семиотический («памятник как культурный текст», «памятник внутри нас»); экологический (наследие как основа культурного генофонда Земли); аксиологический; познавательный. Критерии ценностной характеристики историко-культурного наследия: хронологический, эстетический, сакральный, мемориальный. «Уникальное» наследие, его сущностные признаки. Понятие «общественной ценности» наследия. Тема 2. Классификация и функции памятников истории и культуры. Классификация памятников. Типы и виды памятников. Функции памятников истории и культуры. Основные направления использования памятников. Формы и методы использования памятников в различных областях человеческой деятельности. Тема 3. Музеефикация памятников их охрана. Определение музеефикации недвижимой части историко-культурного наследия как наиболее эффективного пути сохранения памятников. История музеефикации памятников. Расширение понятия «памятник» и увеличение круга объектов музеефикации. Опыт музеефикации и типология музеефицированных объектов историко-культурного наследия в России и за рубежом. Музеефикация нематериальных объектов наследия. Тема 4. Основные этапы и особенности музеефикации различных видов памятников. Соотнесение памятника и проектируемой в нем экспозиции. Технические средства интерпретации историко-культурных объектов. Историко-культурное наследие и урбанистика. Музеефикация памятников архитектуры. Анастилоз. Музеефикация памятников науки и техники. Тема 5. Музеефикация памятников археологии. Виды памятников археологии: поселение, стоянка, городище, могильник, пещера, наскальная живопись. Классификация объектов по материалу остатков: из камня, сырцового кирпича, земля с деревянными конструкциями или без них. Музеефикация in situ. Музеи-раскопы. Защитные павильоны, навесы. Перспективные методы музеефикации археологического наследия: метод «колпака», метод натурной консервации, метод реконструктивно-археологического макетирования. Музеефикация ландшафтов, среды. Тема 6. Музеефикация памятников и музеи. Музеи под открытым небом. Опыт А. Хазелиуса. Скансен. Ансамблевые и средовые музеи. Археологические музеи-заповедники. Музейный парк. Создание музея на базе перемещенных памятников, in situ, in situ с включением прилегающего ландшафта, комплексные. Экомузеи. 5. Семинарские занятия Тема 1. Теоретические основы музеефикации памятников истории и культуры.
Тема 2. Классификация и функции памятников истории и культуры.
Тема 3. Музеефикация памятников их охрана.
Тема 4. Основные этапы и особенности музеефикации различных видов памятников.
Тема 5. Музеефикация памятников археологии.
Тема 6. Музеефикация памятников и музеи.
6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 6.1.Примерная тематика контрольных работ и рефератов Город как музей (на примере одного из городов мира) Памятник археологии в городе. Музей и нематериальное наследие: формы презентации. 6.2. Примерные вопросы к зачету
7.Образовательные технологии. В основе изучения дисциплины лежит имитационно-игровое моделирование дискуссии и полемики, а так же самостоятельное научное творчество. Учебный материал закрепляется посредством выполнения контрольных работ и трансформируется в практические компетенции при выполнении реферата. 8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1.Основная литература
8.2.Дополнительная литература
8.3.Интернет-ресурсы
9.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Дисциплина не нуждается в обязательном материально-техническом обеспечении, но для более качественного преподавания желательно наличие доступного для студента выхода в Интернет во время лекционно-семинарских занятий и консультаций. |
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение,... Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского... | Рабочая программа подготовки аспирантов по специальности Рабочая программа предназначена для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Института биологии Уфимского научного центра ран по специальности... | ||
Рабочая программа подготовки аспирантов по специальности Рабочая программа предназначена для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Института биологии Уфимского научного центра ран по специальности... | Рабочая программа подготовки аспирантов по специальности Рабочая программа предназначена для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Института биологии Уфимского научного центра ран по специальности... | ||
Рабочая программа подготовки аспирантов по специальности научных Рабочая программа предназначены для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Института биохимии и генетики Уфимского научного центра... | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные... Целью дисциплины является формирование у студентов системы знаний и умений об историко-культурных ресурсах Мурманской области ми... | ||
Учебно-тематический план и программа курса повышения квалификации... Специалисты, желающие повысить свою профессиональную квалификацию, получить возможность работы в области сохранения и использования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Строительство, ремонт и реставрация объектов культуры, обновление материально-технической базы отрасли | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... |