Скачать 314.62 Kb.
|
Информина: СЦЕНАРИЙ ЗАЧЕТНОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ» Стародубова Г.А. Стародубова Г.А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005). Сценарий зачетного учебного занятия по курсу "Основы информационной культуры" В арсенале средств современного специалиста-практика, осуществляющего формирование информационной культуры учащихся, особое место занимают активные методы, предоставляющие возможность действовать самому школьнику, позволяющие ему ощутить радость открытия, наслаждения творческим поиском. Это викторины, конкурсы, КВНы, библиографические и ролевые игры, турниры, олимпиады любителей книги, театрализованные утренники, литературные праздники и путешествия, устные журналы и юморины, библио-шоу и т. д. Особое место в системе современных методов занимает Информина. Она может быть различной по содержанию. Тематическая, как правило, посвящается одной теме (например, истории отечества, русской классике, экологии, нравственности, политике, экономике и т. д.). Предлагаем Информину универсального содержания. Она проводится как итоговое занятие курса (цикла занятий) по формированию информационной культуры у учащихся 9-11 классов. Местом проведения Информины может быть как помещение библиотеки, так и обычная классная комната. При подготовке к проведению Информины необходимо: • сформировать 2 команды, состав каждой из них от 5 до 7 человек. Возглавляет работу команды капитан. Каждая команда должна иметь название, девиз, эмблему (нагрудный знак у каждого члена команды); • провести консультацию не только среди членов команды, но и остальных участников, которые выступают в качестве болельщиков; • подготовить соответствующим образом организованную информационную среду, включающую каталоги и картотеки, справочные и энциклопедические издания, комплекты литературы для выполнения практических заданий; • организовать наглядное оформление Информины (плакаты с эмблемами команд, их девизы, эпиграфы, цитаты из высказываний выдающихся представителей человечества о книге, библиотеке, чтении и т.д.); • подготовить табло (экран), бумагу, карандаши, оценочные листы для каждого члена жюри, призы; • сформировать состав жюри, назначить 2-х помощников ведущему; • подготовить музыкальное оформление. Среди возможных вариантов может быть песня "Хочу все знать" в исполнении ансамбля "Веселые ребята" (муз. В. Добрынина, ел. Л. Дербенева) или песня "Что, где, когда?" в исполнении И. Саруханова (ел. А. Новикова). НАЧАЛО КОНКУРСА Под музыку в зал входят члены команды, гости, жюри. Ведущий приветствует их. Напоминает, что цель конкурса — проверка знаний и умений, полученных учащимися в течение учебного года, но вместе с тем учитывается не только глубина специальных знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов. Представив жюри, ведущий отмечает, что настало время познакомиться и с самими участниками. Объявляет первый конкурс, который называется "Визитная карточка команды". ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КОМАНДЫ (участвуют все члены команды) Максимальная оценка: 5 баллов. Основные задачи: связь названия команд с общим назначением Информины, отражение в эмблемах команд таких терминов, как "книга", "документ", "информатика", "библиотека", "библиография", "современные информационные технологии", "компьютеры", "Интернет" и т.д. Последовательность участия команд: по жребию РАЗМИНКА (участвуют все члены команды) Максимальная оценка: 2 балла. Основная задача: выявление общей эрудиции команды. Последовательность участия команд: каждая команда должна дать ответы на 10 вопросов в режиме "вопрос-ответ". Вариант 1 1. Самоходный кактус? (Еж). 2. Первое музыкальное выступление на сцене? (Дебют). 3. Оружие, которым пользовались в средние века рыцари (Меч). 4. Отдел библиотеки, в котором книги выдают на дом? (Абонемент). 5. Кому из ученых приписывают слова "... А все-таки она вертится"? (Г. Галлилей). 6. Где было положено начало спортивным состязаниям, вошедшим в историю под названием Олимпийских игр? (В Греции). 7. Имя человека, с которым связано первопечатание на Руси? (Иван Федоров). 8. Картины, выложенные из цветных камешков или стекла? (Мозаика). 9. Непериодическое текстовое издание объемом свыше 48 страниц? (Книга). 10. Кто написал оперу "Хованщина"? (М. Мусоргский) Вариант 2 1 Летающий одноразовый шприц в природе? (Пчела). 2. Создатель музыкального произведения? (Композитор). 3. Жилище крупного феодала в средние века? (Замок). 4. Библиотечный документ установленного образца, назначенный для индивидуального учета читателей и выданной литературы? (Читательский формуляр). 5. Какой известный русский композитор является автором открытий в области химии? (А. Бородин). 6. Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота? (Алхимия). 7. Где в 1-м веке н.э. была изобретена бумага? (Китай) 8. Непериодическое текстовое издание объемом не менее и не более 48 страниц? (Брошюра). 9. Название главной религии арабов? (Ислам). 10. Синонимы слова "угрюмый"? (Хмурый, мрачный, сумрачный, пасмурный, неприветливый, неулыбчивый...). КРИПТОГРАММА (участвуют все члены команды) Максимальная оценка: 5 баллов. Основная задача: проверка умений использования при поиске информации справочно-библиографического аппарата библиотеки (конкретных каталогов и картотек, справочных и энциклопедических изданий). Последовательность участия команд: обе команды получают задание одновременно. Содержание конкурса: заполнить криптограмму. Вариант 1 По вертикали криптограммы - название одной из элитарных профессий в библиотеке. Вопросы: 1. Библиографическое пособие, литературно-критический жанр, в котором связное, сопоставительное повествование о документах сопровождается их критической оценкой? 2. Автор романа "Рязанка"? 3. Язык программирования? 4. Перечень имеющихся в наличии предметов, в библиотеке - книг, других изданий? 5. Основной вид справочных изданий, содержащий наиболее существенную, изложенную в виде кратких статей информацию по всем или отдельным областям знания и практической деятельности (в порядке, удобном для быстрого отыскания сведений)? 6. Денежная единица Швеции? 7. Автор популярного выражения "С милым рай и в шалаше"? 8. Наименование журнала, в котором опубликован фантастический роман Н. Шюта "На берегу"? 9. Синоним слова "сарказм"? 10. Сокращенное изложение содержания первичного документа с основными фактическими сведениями и выводами? Ответ к варианту 1
|
«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова... Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных... | Урок Цели учебного занятия: Образовательная Воспитательная воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости | ||
Отчёт о результатах апробации комплексного курса России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | ||
Сценарий Перспективы модернизации Конституции РФ (права человека... Сценарий Конституционализм как феномен правовой культуры современного общества | Информационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006 Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры... | ||
Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной... | ||
Что будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | ||
Конспект занятия по валеологии Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости | Рабочая программа учебного курса: «орксэ» Рабочая программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, модуль... | ||
Конспект занятия по валеологии «Победим микробов» Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости | Конспект занятия по валеологии. Тема «Питание» Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости |