Скачать 185.24 Kb.
|
Конкурсная работа № Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ АВТОР: Башак Надежда Ивановна, Ученица 9 класса МОУ «СОШ №1» города Мирный Архангельской области Адрес автора: г. Мирный, пер. Школьный д.14 кв.46 дом.тел.(818-34) 5-03-71 моб.тел. +79210779904 e-mail: m1school@yandex.ru Научный руководитель: Пирогова Наталия Александровна, педагог-психолог МОУ «СОШ № 1» города Мирный Архангельской области Мирный 2010 год ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Совсем недавно детей ругали за то, что они могут часами сидеть перед экраном телевизора и смотреть одну передачу за другой. Сейчас ситуация несколько изменилась — телевизору пришлось потесниться и уступить часть занимаемого им пространства компьютеру. Причем компьютер оказался в значительно более выгодном положении. Он, в отличие от телевизора предоставляет практически неограниченные возможности для решения учебных задач. Известный педагог Е.А. Ямбург, сказал, что современный человек должен быть умелым и мобильным, что включает в себя в том числе и компьютерные навыки. События развиваются стремительно: всего лет 10 назад мало кто мог похвастаться владением компьютером, а сейчас становится стыдно признаваться в компьютерной безграмотности. Подростки свысока смотрят на родителей - «чайников», явно не соответствующих их представлениям о человеке ХХI века. По мере взросления детей родители начинают замечать, что подростки неоправданно много времени сидят в Интернете, что это отвлекает их от серьезных учебных занятий. Налицо выраженные негативные последствия: снижение успеваемости и переутомление, которые нередко сопровождаются набирающим силу агрессивным отношением к окружающим. Никакие доверительные беседы и просьбы уменьшить общение с компьютером, как правило, успеха не имеют. Компьютер из друга превращается во врага номер один. А с врагом, как известно, надо бороться. Доведенные до полного отчаяния родители, не найдя ничего лучшего, прибегают к крайним мерам, вплоть до полного запрета на пользование компьютером. Такие действия ни к чему хорошему не приводят и своим результатом имеют лишь дальнейшее осложнение отношений с подростком [3]. Современных детей это явно не устраивает, и они нередко обращаются к Интернету при написании докладов и рефератов. И это не пугает родителей до тех пор, пока компьютер не становится единственным увлечением, а погружение в виртуальное общение заменяет всякое другое. Понятно, что отлученный от компьютера подросток, лишенный доступных ранее и ставших привычными благ, проявляет чудеса изобретательности, чтобы удовлетворить свой компьютерный голод. В результате средства, выданные на питание и проезд, целиком оседают в Интернет-кафе, там же оказываются деньги, хитростью добытые у родителей под вымышленными предлогами. Уличенные во лжи подростки не раскаиваются, а родители принимают решение ужесточить контроль, что не только не способствует решению проблемы, а лишь усугубляет ее. Растет недоверие, а затем и недовольство друг другом. Но Интернет открывает много и других возможностей для общения — не только развлекательного, но и серьезного, дающего возможность сориентироваться в жизни, разобраться со своим будущим, обсудить важные вопросы не только со сверстниками, но и с взрослыми людьми. А ведь именно дефицит такого общения существует в современной подростковой среде. Не каждый молодой человек имеет «значимого взрослого», к которому он мог бы обратиться за советом в решении той или иной проблемы [1]. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у современных подростков. Основной группой риска для развития этой патологии являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных салонов. Эти факты заставили нас задуматься об изучении влияния Интернета на психику подростка. Цель исследования: изучить степень Интернет-зависимости подростков МОУ «СОШ№1» г. Мирный. Задачи:
Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование. Предмет исследования: особенности Интернет-зависимости подростков Объект исследования: процесс Интернет-зависимости у подростков. Проблема: Изучение степени Интенет-зависимости подростков нашей школы. Гипотеза: Интернет приводит к зависимостьи и отрицательно влияет на личность подростков. База исследования: МОУ СОШ №1 г.Мирный Архангельской области. Участники исследования: учащиеся 9-11 классов. Этапы выполнения исследования:
I. Основная часть 1.1. Интернет-зависимость. Что это такое? «Интернет-зависимость» (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция) - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные четыре типа, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом: - Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети. - Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах. - Информационная перегрузка - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам. - Компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры. Термин «интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг [4] в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям DSM-IV для нехимических зависимостей: 1. Использование компьютера вызывает дистресс 2. Использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальнуму статусу. Некоторые видные европейские психиатры уже называют интернет-зависимость «СПИДом XXI века». Дело в том, что интернет-зависимые люди, просиживая часы в сети, подрывают себе не только физическое здоровье, но и психическое. Доктор М. Орзак [5] выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для PCU: Психологические симптомы:
Физические симптомы:
Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками Интернет-зависимости) являются:
Признаки Интернет-зависимости (критерии К. Янг (2000)): 1. Всепоглощенность Интернетом; 2. Потребность проводить в сети все больше и больше времени; 3. Повторные попытки уменьшить использование Интернета; 4. При прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство; 5. Проблемы контроля времени; 6. Проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья); 7. Ложь по поводу времени, проведенному в сети; 8. Изменение настроения посредством использования Интернета [6]. По мнению А.Е. Войскунского, зависимость от Интернета занимает не последнее место в списке поведенческих видов зависимости, наряду с телеманией, трудоголизмом, увлеченным коллекционированием, страстью к азартным играм, привычкой к посещению магазинов и т.п. Он отмечает, что почти любое человеческое увлечение в своих крайних формах позволяет говорить о развитии психологической зависимости. Польский писатель и кинорежиссер Т. Конвицкий писал: «Для моего поколения литература была наркотиком и допингом». Может быть, в наше время таким наркотиком стал компьютер? По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию [2]. Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Носители этого «модного» психического расстройства сутками сидят в интернетовских чатах, забывая о еде и отдыхе, уходя из реальной жизни в мир виртуального общения «онлайн». По наблюдениям психологов, большинство «сетеголиков» - одинокие люди. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в сутки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. Частая раздражительность, зависимость от виртуального общения, психологическая усталость, фобия по отношению к живым людям. Судя по этим симптомам, медики делают вывод о том, что увлеченность интернетом сродни наркотической. И ломки, которые испытывает пленник Всемирной паутины, сродни пристрастию к алкоголю или героину. Популярный ныне интернет-автор Алекс Экслер рассказывает фантастическую историю о виртуальном общении мужа и жены, не подозревавших о том, кого они выбрали в собеседники. Читать про это смешно при условии, что вы можете абстрагироваться от абсурдности описанного явления, когда непосредственному эмоциональному общению близкие люди предпочитают общение с помощью машины. Марк Твен обратил внимание на то, что правда необычнее вымысла, потому что вымысел обязан держаться в рамках правдоподобия, а правда — нет. Именно с такой правдой мы и сталкиваемся в жизни, до которой нашему воображению очень далеко [9]. 1.2. Последствия Интернет-зависимости Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Хотя, как показывают исследования Московских психологов . многие Интернет-зависимые отдают себе отчет в том, что не получат реальной поддержки в сети, и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение. В медицине известны способы лечения синдрома отмены, который развивается в течение нескольких дней после отказа от наркотика, скажем от героина, с помощью перевода пациента на более «легкие» наркотики, например метадон. В этом смысле, для многих алкоголиков, наркоманов, курильщиков и других людей, склонных к созданию сильных зависимостей, Интернет стал более «легким» наркотиком и шансом избавиться от более серьезных зависимостей. Также, Интернет-зависимость является более «экологичной» по сравнению с зависимостями от религиозных сект, где людьми откровенно манипулируют с целью установления власти и мате риальной наживы. Известно, что участники этих религиозных движений, ежемесячно должны жертвовать определенные суммы денег, они постепенно утрачивают собственную волю и сходят с ума. Так, что религиозный культ является в данном случае маскарадом, скрывающим истинные намерения руководителей. В секты тоже попадают зависимые, внушаемые люди. Итак, благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, страдающим от вредных привычек, предоставляя им возможность отказаться от последних, и в то же время может наносить вред подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в мире Виртуальном [3]. 1.3. Влияние компьютерной зависимости на человека В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают когда время, проводимое за компьютером превосходит допустимые пределы (на самом деле эти пределы ни кем не определены), и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени. Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения [2]. Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функции. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном поприще. Неопрятный вид и очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим компьютерной зависимостью. Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения. Пренебрежению подвергаются не только отдых и сон, но и питание. На фоне компьютерной зависимости часто возникают различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические запоры, геморрой. Длительное пребывание за компьютером отрицательно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и глаз. Часто возникают искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром «сухого глаза» и дисплейный синдром [3]. II. Практическая часть Исследование проводилось в МОУ СОШ №1. В исследовании принимали участие 50 учеников 9-11 классов (из них 25 юношей и 25 девушек) в возрасте от 15 до 17 лет. Для исследования феномена Интернет-зависимости использовалась методика «Тест на интернет-зависимость» (С.А. Кулаков, 2004) Методика «Тест на интернет-зависимость» (С.А. Кулаков, 2004) Инструкция к тесту: «Пожалуйста, ответьте на вопросы, на которые предлагаются соответствующие варианты ответов. Постарайтесь отвечать быстро и честно». Испытуемый отвечает на вопросы теста, используя приведённую шкалу оценок: - Да (часто) - Нет (не часто) 1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали? 2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети? 3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером? 4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети? 5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети? 6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваша учеба? 7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим? 8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета? 9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети? 10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете? 11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть? 12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной? 13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети? 14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети? 15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там? 16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети? 17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети? 18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети? 19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми? 20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет? Обработка результатов: При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь. При сумме баллов 80 и выше - высокая доля вероятности Интернет-зависимости. Необходимость помощи специалиста. Результаты анкетирования показали, что 59% учащихся задерживаются в сети дольше, чем задумывали. При этом 60% учащихся 9-11 классов утверждают, что из-за времени, проведенном в Интернете страдает учеба. Выявлено, что 82% учащихся проверяет электронную почту, прежде чем заняться делом, а 29% опрошенных считают, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной. Таблица 1 Количество удовлетворительных ответов учащихся на вопросы анкеты
Примерно треть опрашиваемых подростков (27%) часто раздражаются, кричат, если что-то отрывает их, когда они находятся в сети, а 43% учащихся предпочитают находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми. 33% часто чувствуют подавленность, плохое настроение, нервничают, когда они не в сети, но вскоре исчезает данное состояние, стоит им выйти в Интернет. В результате проведенных исследований выявлено, что у 37% учащихся высокая доля вероятности Интернет-зависимости. Необходимость помощи специалиста. Интернет- зависимость отрицательно может повлиять на здоровье и учебу учащихся (Таблица 2). Таблица 2 Результаты обработки данных «Теста на интернет-зависимость»
По-видимому, можно согласиться с точкой зрения, согласно которой правильно говорить о существовании феномена Интернет-зависимости, требующем тщательного психологического исследования. Настоящее исследование может использоваться на классных часах. На наш взгляд, данная проблема очень актуальна в наше время. Заключение В своей работе мы нашли подтверждение гипотезы, что Интернет приводит к зависимости и отрицательно влияет на личность подростков. В связи с этим мы можем предложить следующие рекомендации, чтобы избежать виртуальной зависимости:
Список литературы 1. Дмитриева У. «Увлечение или диагноз?» Школьный психолог №1,2 2008 года. 2. Дайджест газетных публикаций на тему интернет-зависимости № 26 09.07.2007 3. «Польза и вред компьютерного общения, Интернета» Школьный психолог №1,2 2008 года.Решетникова О. «Социальный навигатор». Статья. Школьный психолог 4. Таранова Н. «Социальные сети и психика подростков» ж. Директор школы №4 2009 года. 5. Степанова М. «Детская болезнь» Статья. Школьный психолог 6. Ivan Goldberg, MD Web Publishing 1996-1999 7. Maressa Hecht Orzack, Ph.D. Web Publishing 1996-1999 8. Kimberly Young Web Publishing 1996-1999 |
Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности... «Олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности» | Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» | ||
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости... Автор: Третьякова Юлия Александровна, студентка 1 курса специальности «Стоматология ортопедическая» медицинского колледжа сгму | Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости ... | ||
Положение о вузовском туре регионального конкурса студенческих научных работ 2011 года Внутривузовский конкурс студенческих научных работ (далее – конкурс) проводится в целях | Сочинение-эссе «Нелегко быть молодым» «Профилактика наркомании и наркопреступности» в рамках Пятой Всероссийской Олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики... | ||
Конкурса на лучший реферат среди студенческих землячеств на тему:... Республиканский конкурс в области научной деятельности среди студенческих землячеств Республики Тыва в 2014 году (далее Конкурс)... | Положение о вузовском конкурсе студенческих научных работ (далее конкурс) Основные положения Конкурс проводится по двум направлениям: гуманитарные и естественные науки, в рамках которых планируется работа секций | ||
Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития Пионер исследований в области Интернет-зависимости; более кого бы то ни было способствовала введению относящегося к новому виду зависимости... | Интернет-зависимость Изучение аспектов влияния Интернета на пользователей, включает в себя и исследование половых различий, которые проявляются при Интернет-зависимости... | ||
Методическая разработка Тема: «Интернет зависимость или вред от социальных сетей» Классный час по профилактике Интернет-зависимости среди детей старшего подросткового возраста | Научных студенческих работ | ||
Положение о Конкурсе научных работ ... | Правила оформления работ, представляемых на республиканский конкурс... Правила оформления работ, представляемых на республиканский конкурс научных работ студентов вузов Республики Беларусь: методические... | ||
Конкурс проводится Областной конкурс студенческих творческих работ «Альтернатива» проводится в рамках областной целевой программы «Комплексные меры... | Цель: ознакомить учащихся с вредными последствиями компьютерных игр,... Беседа «Зависимость от Интернета – «новая болезнь нашего времени или выдуманная угроза?» |