Скачать 228.19 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт современного академического образования»
Рабочая программа дисциплины ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ и ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ Направление подготовки Педагогическое образование Профиль подготовки НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения заочная Москва, 2014 1. Цели освоения дисциплины формирование у студентов систематизированных знаний в области обеспечения охраны жизни, сохранения и укрепления (воссоздания) здоровья детей раннего и дошкольного возраста, формирование у студентов систематизированных знаний в области формирования здорового образа жизни детей и о навыках по обеспечению адаптационных возможностей организма к условиям обитания. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Основы педиатрии и гигиены детей» относится к вариативной части естественно-научного цикла дисциплин. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ и ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО и ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5); - готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); - готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1); - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4) - способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); - готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); - готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); - способен выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся (СК-2); - владеет методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готов формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей и подростков (СК-3); - способен оказывать доврачебную (первую) помощь пострадавшим (СК-4). В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - нормы физиологических показателей здорового организма детей раннего и дошкольного возраста; - основные признаки нарушения здоровья; - основные виды детского травматизма; - причины возникновения наиболее распространенных соматических и инфекционных заболеваний; - методы и способы профилактики инфекционных заболеваний; - признаки неотложных состояний, причины и факторы, их вызывающие; - признаки поражения органов и систем организма; - методы оказания первой помощи при неотложных состояниях и травмах. - определение и составляющие компоненты здорового образа жизни, принципы проектирования здорового образа жизни детей; - средства оздоровительного воздействия на организм ребенка. уметь: - оказать первую медицинскую помощь; - распознать признаки нарушения здоровья; - разрабатывать перспективные (инновационные) медико-педагогические оздоровительные технологии; - способствовать обеспечению гармоничного развития личности обучающегося. владеть: - навыками определения функционального состояния организма; - навыками применения методик сохранения и укрепления здоровья учащихся; - навыками формирования мотивации здорового образа жизни, предупреждения вредных привычек; - организационными навыками проведения индивидуального и коллективного оздоровления обучающихся способами оздоровительной рекреации; - основными навыками проведения подвижных игр. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ и ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.
Содержание дисциплины: Тема 1. Особенности детей раннего и дошкольного возраста. Значение педиатрии и дошкольной гигиены в укреплении и сохранении здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Характеристика возрастных периодов. Здоровье и физическое развитие детей. Особенности адаптации детей к условиям детского учреждения. Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Тема 2. Профилактика болезней детей и первая помощь при несчастных случаях и травмах. Пищевые отравления. Отравления небактериального происхождения. Первая доврачебная помощь при обмороке, шоке, тепловом и солнечном ударах, укусах насекомых, утоплении и др. Тема 3. Причины заболевания и травматизма у детей, влияние их на организм. Виды детского травматизма. Закрытые повреждения (первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах). Открытые повреждения (первая доврачебная помощь при кровотечениях, ожогах, обморожениях). Тема 4. Признаки, по которым можно выявить заболевания у ребенка. Признаки и методы определения заболевания ребенка. Детские инфекционные болезни. Иммунитет, его виды. Карантин, его назначение. Способы дезинфекции. Тема 5 Меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях. Профилактические прививки. Медицинское обслуживание в дошкольных учреждениях. Тема 6. Гигиена нервной системы и отдельных органов. Физиология и гигиена нервной системы в раннем и дошкольном возрасте. Функциональные особенности развивающегося мозга. Гигиена кожи детей первого года жизни, кожные заболевания и их профилактика. Основные системы и органы, их функции и особенности, особенности гигиенических мероприятий. Тема 7. Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп. Гигиеническая организация сна и бодрствования детей в дошкольных учреждениях. Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп. Тема 8. Физическое воспитание, укрепление костно-мышечной системы, формирование правильной осанки и закаливание организма. Организация и проведение занятий физкультурой. Признаки, по которым можно определить степень утомления ребенка. Использование природных условий для укрепления детского организма. Тема 9. Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей. Особенности обмена веществ у детей раннего и дошкольного возраста, потребность в основных питательных веществах в зависимости от возраста. Организация питания в дошкольных учреждениях. Санитарно-гигиенические требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи. Воспитание культурно-гигиенических навыков питания у детей. Тема 10. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала. Гигиенические навыки, прививаемые детям в дошкольном учреждении и их значение для ребенка. Формы санитарно-просветительской работы с родителями в дошкольных учреждениях Тема 11. Психическое здоровье – база полноценного развития. Нервно-психическое развитие ребенка. Нервно-психические нарушения и их профилактика. Тема 12. Понятие о психокоррекции и психотерапии. Методы психологической коррекции. Особенности психотерапии в детском возрасте. Тема 13. Гигиена окружающей среды. Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждений. Гигиенические требования к оборудованию. Гигиенические требования к освещению, составу воздуха, отоплению, водоснабжению, санитарному содержанию дошкольных учреждений. 5. Образовательные технологии: 1. Использование мультимедиа при проведении практических занятий. 2. Проведение видеозанятий. 3. Использование электронных средств обучения при поведении практических занятий. 4. Разбор ситуационных задач по первой медицинской помощи. 5. Деловые и ролевые игры. 6. Внеаудиторная работа по пропаганде здорового образа жизни. 7. Мастер-классы ведущих преподавателей вуза и медицинских работников детских лечебных и дошкольных учреждений г.Арзамаса 8. Скрининг субъективных факторов физического, психического и социального здоровья студентов. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Формы самостоятельной работы:
Темы рефератов:
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Тест состоит их 2-х блоков заданий:
Система оценивания – верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов. 2 блок - с выбором всех правильных ответов. 1 блок заданий с выбором одного правильного ответа. Система оценивания – за верный ответ – 1 балла; за неверный ответ – 0 баллов.
а) в трахее, б) в правом бронхе в) в левом бронхе
а) уха б) носа в) век
а) с приподнятыми верхними конечностями, б) с приподнятыми нижними конечностями, в) с приподнятой головой.
а) корь, б) коклюш, в) скарлатина
а) уха, б) кожи, в) почек.
а) воздушно-капельным путем, б) через желудочно-кишечный тракт, в) трансмиссивным путем.
а) 7 дней, б) от нескольких часов до 2 дней, в) 2 недели.
а) асептикой, б) антисептикой, в) профилактикой.
а) одного сустава, б) трех суставов, в) двух суставов.
а) без присутствия людей б) при наличии людей
а) легко снимается, б) снимается с трудом, в) снимается с трудом, а подлежащая ткань кровоточит.
а) удушье, б) одышка, в) асфиксия.
а) надпочечники, б) щитовидная железа, в) гипофиз.
а) дератизация, б) дезинфекция, в) дезинсекция.
а) витамин А, б) Витамин К, в) Витамин Е, г) Витамин Д.
а) кровь алая, вытекает пульсирующей струей, б) кровь темная, вытекает спокойной струей, в) кровь растекается по всей поверхности кожи на месте травмы.
а) 5 минут, б) 20 минут, в) несколько часов.
а) естественный активный иммунитет, б) искусственный активный иммунитет, в) естественный пассивный иммунитет, г) искусственный пассивный иммунитет.
а) лейкоциты, б) тромбоциты, в) эритроциты.
а) возбуждения, б) торможения, в) раздражения.
а) магний, б) железо, в) кальций, г) фосфор.
а) витамина А б) витамина Е, в) витамина Д, г) витамина С.
а) диспепсия, б) асфиксия, в) гиперемия.
а) кифозе, б) лордозе, в) сколиозе.
а) белки, б) жиры, в) углеводы.
а) 50-60 б) 30-35 в) 18-20
а) тонзиллит, б) ринит, в) ларингит, г) фарингит. 28. При близорукости (миопии) лучи света фокусируются: а) на сетчатке, б) за сетчаткой, в) перед сетчаткой. 29. Неклеточные живые микроорганизмы называются: а) бактерии, б) грибки, в) вирусы.
а) катаральный стоматит, б) язвенный стоматит, в) афтозный стоматит.
а) фекально-оральным путем, б) парентеральным путем, в) воздушно-капельным путем,
а) гематурия, б) полиурия, в) альбуминурия, г) глюкозурия.
а) гипертония, б) гипертермия, в) гипертрофия.
а) невроз, б) неврит, в) неврастения, г) нефрит.
а) пепсин, б) муцин, в) лизоцим, г) мальтоза.
а) эпидемиология, б) этиология, в) гигиена, г) эндокринология.
а) гиперемия, б) цианоз, в) стеноз.
а) отитом, б) панкреатитом, в) колитом, г) циститом.
а) 120-140 ударов в минуту, б) 95-100 ударов в минуту, в) 60-80 ударов в минуту.
а) 1 степени, б) 2 степени, в) 3 степени, г) 4 степени. 2 блок заданий с выбором всех правильных ответов. за верный ответ – 2 балла; неверный ответ – 0 баллов. 1. Заражение при вирусном гепатите В происходит: а) парентеральным путем, б) через желудочно-кишечный тракт, в) воздушно-капельным путем г) трансмиссивным 2. Наиболее часто встречающееся осложнение при заболевании гриппом: а) отек легких, б) пневмония, в) отек головного мозга, г) отит 3. Малая подвижность детей: а) гипотрофия, б) гипофункция, в) гиподинамия, г) гипокинезия 4. Наиболее часто встречающиеся осложнения у мальчиков после перенесенного эпидемического паротита: а) пневмония, б) бронхит, в) орхит, г) гастрит, д) панкреатит 5. Тяжесть адаптации детей к дошкольному учреждению зависит: а) от состояния здоровья и уровня развития ребенка, б) от возраста ребенка, в) от медицинского работника. 6. Витамин А: а) улучшает функцию центральной нервной системы, б) стимулирует рост и размножение клеток организма, в) участвует в процессах всасывания кальция и фосфора в кишечнике, г) улучшает зрение 7. Наиболее часто встречающиеся гельминтозы у детей: а) аскаридоз, б) энтеробиоз, в) цестоз, г) эхинококкоз 8. Заражение дизентерией происходит: а) трансмиссивный путем, б) энтеральным путем, в) парентеральным путем, г) воздушно-капельным путем. д) контактно-бытовым путем 9. В фагоцитозе участвуют: а) моноциты, б) эритроциты, в) тромбоциты, г) нейтрофилы 10. При оказании помощи пораженным ожогами 2-й степени нельзя: а) наложить на обожженный участок кожи стерильную повязку; б) касаться руками обожженных участков кожи в) вскрывать пузыри. ВОПРОСЫ для контрольной работы №1 1 вариант 1. История развития и распространения инфекционных болезней. 2. Воздушно-капельные инфекции (корь, краснуха, скарлатина) 3. Основные противоэпидемические мероприятия. 4. Задачи детского дошкольного учреждения в повышении иммунитета у детей. 2 вариант 1. Понятие об инфекционном процессе. 2. Желудочно-кишечные инфекции (дизентерия, холера, сальмонеллез). 3. Методы, виды и способы дезинфекции. 4. Задачи воспитателя в связи с проведением вакцинации. 3 вариант 1. Эпидемический процесс. Источник инфекции. 2. Гематогенные инфекции (столбняк, вирусный гепатит). 3. Профилактика инфекционных болезней в ДОУ. 4. Понятие о карантине. ВОПРОСЫ для контрольной работы №2 1 вариант 1. Шок, внешние проявления 1 стадии травматического шока. 2. Переломы костей. Общие симптомы. 3. Травмы и поражения глаз. 4. Ранения грудной клетки. Оказание неотложной помощи. 5. Способы наложения жгута. 2 вариант 1. Шок, внешние проявления 2 стадии травматического шока. 2. Ушибы и вывихи. Оказание неотложной помощи. 3. Ранения живота. Оказание неотложной помощи. 4. Признаки внутреннего кровотечения. 5. Носовое кровотечение. 3 вариант 1. Схема оказания первой мед.помощи при травматическом шоке. 2. Раны, виды ран. 3. Признаки закрытого и открытого перелома конечностей. 4. Артериальное кровотечение. Схема оказания неотложной помощи. 5. Понятие об иммобилизации. Основные принципы транспортной иммобилизации. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по дисциплине: ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ и ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО и ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Предмет и задачи педиатрии в дошкольной гигиене. 2. Характеристика возрастных периодов. 3. Понятие о здоровье и физическом развитии детей. 4. Режим жизнедеятельности организма ребенка. 5. Организация сна и бодрствования. 6. Гигиена зрения: эмитропия. Дальнозоркость и близорукость 7. Особенности и гигиена органов дыхания и голосового аппарата 8. Нарушение функции светоощущения и требования к просмотру телепередач. 9. Понятие о гигиене органов пищеварения. 10. Клиника молочницы, автозного стоматита и кариеса. 11. Дать понятие о гигиене органов выделения. 12. Клиника пиелонефрита и цистита. 13. Профилактика заболеваний органов выделения. 14. Гигиена кожи. 15. Пиодермит. Профилактика. 16. Заболевания органов дыхательной системы (бронхит, трахеит, ринит). Профилактика. 17. Укрепление костно-мышечной системы. 18. Профилактика заболеваний органов дыхания (фаринготрахеит, пневмония). 19. Неспецифическая профилактика рахита. 20. Пути распространения детской инфекции. 21. Профилактика детского травматизма в трудовой деятельности. 22. Кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллез, ботулизм). Клиника и доврачебная помощь. 23. Профилактика заболеваний центральной нервной системы. 24. Клиника невроза, истерии 25. Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта. 26. Клиника и доврачебная помощь при простой диспепсии и гастрите. 27. Профилактика и клиника чесотки. 28. Понятие об инфекции и инфекционных заболеваниях. 29. Первая мед.помощь при обмороке. Клиника обморочных состояний. 30. Организация противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции 31. Первая помощь при кровотечении (носовое, венозное, капиллярное, артериальное и паренхиматозное). 32. Первая помощь при травмах (перелом: открытый и закрытый). 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ и ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО и ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА а) основная литература: 1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. – 4-е изд., пераб. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2008. – 560 с. 2. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – 6-е изд. – М.: Физика: Наука, 2008. – 416 с. 3. Калюжный Е.А., Маслова В.Ю., Михайлова С.В., Ниретин Н.И., Напреев С.Г., Пищаева М.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. - Арзамас: АГПИ, 2009. – 284 с. 4. Прохорова Э.М. Валеология: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 255 с. 5. Пищаева М.В., Денисова С.В. Здоровьесберегающее воспитание дошкольников: уч.пособие для студ.пед.вузов/ АГПИ им.А.П.Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2008 . – 604 с. б) дополнительная литература:
5. Калюжный Е.А. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня / Е.А.Калюжный, С.Г.Напреев, С.В.Михайлова. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 76 с. 6. Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. – СПб: КАРО, 2005. – 272 с. 7. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб.пособие / сост.: М.В.Пищаева, С.В.Денисова, В.Ю.Маслова; АГПИ им.А.П.Гайдара. - Арзамас: АГПИ, 2006. – 92 с. 8. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2002. – 432 с. 9. Пищаева М.В., Денисова С.В., Маслова В.Ю. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учеб.пособие для студ.пед.вузов/ АГПИ им.А.П.Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2006 . – 92 с. 10. Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. – М.: Гранд: Фанр Пресс, 2001. – 207 с. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. www.quality-infolab.ru 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ и ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО и ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Рабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата | Рабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | Рабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование... ... | ||
Рабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование... ... | ||
Рабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики |