О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования





Скачать 84.17 Kb.
НазваниеО применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования
Дата публикации22.06.2013
Размер84.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФедеральнОМ Интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования

Пастбин Константин Юрьевич (pastk@inbox.ru)

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство), Йошкар-Ола

В докладе указана важность использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе массвого компьютерного тестирования студентов, которой по сути является Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования. Описаны области и особенности применения ИКТ в Интернет-экзамене и результаты, которых удалось достичь.
С мая 2005 г. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство) проводит Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО). Целью проведения эксперимента является разработка и внедрение технологии Интернет–тестирования, позволяющей оценить соответствие уровня и содержания подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). Введение Интернет-экзамена должно способствовать созданию в образовательных учреждениях элементов системы обеспечения качества образования в части внешней независимой оценки. В сфере среднего профессионального образования Федеральный Интернет-экзамен проводится с 2006 года.
Суть Интернет–экзамена состоит в том, что студенты одной образовательной программы разных образовательных учреждений по всей стране проходят компьютерное тестирование по одним и тем же педагогическим измерительным материалам в одно и тоже время, что позволяет анализировать показатели качества подготовки студентов не только внутри образовательного учреждения, но и даёт возможность их сравнения с общероссийским фоном. Тестирование проводится дважды в год (во время зимней и летней экзаменационных сессий). Всего проведено шесть этапов тестирования, последний состоялся в декабре 2007 — январе 2008 гг. По выбору образовательного учреждения тестирование может проводится в режиме on-line (с постоянным подключением к сети Интернет) и off-line (в локальной сети образовательного учреждения с последующей отсылкой полученных данных в Росаккредагентство для обработки).
По окончании тестирования каждому образовательному учреждению, принявшему участие в ФЭПО, по заявке предоставляется информационно-аналитическая карта “Педагогический анализ результатов тестирования студентов”. Карта содержит как сводную информацию об уровне подготовки студентов образовательного учреждения в целом, так и подробный анализ результатов по каждой студенческой группе, проходившей тестирование по определенной дисциплине, позволяющий выявить проблемные места и принять соответствующие меры. Представление информации на разном уровне интеграции позволяет использовать результаты Интернет-экзамена для принятия решений на различных уровнях управления учебным процессом в образовательном учреждении: директорат, деканы, заведующие кафедрами, профессорско-преподавательский состав.
Для региональных органов управления образованием может быть представлена сводная информация по результатам тестирования студентов, обучающихся в вузах и ссузах региона. На основе этой информации могут проводиться мониторинговые исследования, производится сравнение сводных результатов региона на общероссийском фоне.
В условиях существования в Российской Федерации большого числа учреждений среднего профессионального образования, их географической разбросанности и широкого спектра реализуемых образовательных программ Интернет-экзамен стал поистине массовой технологией тестирования: количество участвующих в ФЭПО ссузов (а также вузов, реализующих программы среднего образования) увеличилось с 65 (первый этап для учреждений СПО, прошедший в мае-июне 2006 года) до 409 (декабрь 2007 – январь 2008 года), количество полученных при тестировании результатов – с 7,7 тысяч (май-июнь 2006 года) до 156,5 тысяч (декабрь 2007 – январь 2008 года).
Проведение тестирования в таких объемах требует огромных человеческих ресурсов для организации экзамена, подготовки тестовых материалов, взаимодействия с участниками тестирования и анализа полученных результатов. Поэтому одним из важнейших принципов Интернет-экзамена стало использование современных информационных технологий. Автоматизированы все этапы цикла педагогических измерений: от приема заявок от образовательных учреждений до формирования для каждого участника ФЭПО информационно-аналитических карт, содержащих анализ результатов тестирования.
Для реализации массовой технологий Интернет-экзамена был разработан специализированный информационно-программный комплекс, удовлетворяющий следующим требованиям:

  • автоматизированное информационное взаимодействие с участниками тестирования;

  • реализация on-line и off-line режимов тестирования;

  • автоматизированная подготовка большого объёма тестовых материалов;

  • автоматизированный централизованный сбор результатов тестирования;

  • автоматическая оперативная обработка полученных результатов;

  • накопление и хранение большого объема тестовых материалов и результатов тестирования;

  • автоматизированный статистический анализ и подготовка информационно-аналитических материалов по результатам тестирования.


Для информационной поддержки Интернет-экзамена разработан веб-сайт www.fepo.ru, содержащий информационно-методические и инструктивные материалы и обеспечивающий взаимодействие с участниками Интернет-экзамена: регистрация и заполнение электронной схемы участия в тестировании, проведение тестирования в режиме on-line, приём результатов off-line тестирования для обработки, выдача первичных результатов тестирования (рейтинг-листов) и т.д. Для этого каждому образовательному учреждению, участвующему в ФЭПО, даётся доступ на специалтную именную страницу сайта www.fepo.ru, к которой имеет доступ только контактное лицо от образовательного учреждения и диспетчеры Интернет-экзамена со стороны Росаккредагентства. Для решения нестандартных ситуаций и ответов на вопросы образовательных учреждений активно используется электронная почта и форум. Использование по возможности “электронной” формы общения позволило снизить влияние человеческого фактора и значительно повысить оперативность взаимодействия при уменьшении требований к численности персонала.
Для управления заявками образовательных учреждений, отслеживания текущего состояния тестирования и получения первичной статистики, генерации контрольных баз заданий для off-line тестирования и других служебных задач создано отдельное веб-приложение – автоматизированное рабочее место (АРМ) диспетчера Интернет-экзамена.
В on-line режиме студенты проходят тестирование прямо на сайте www.fepo.ru, обработка результатов проводится сразу по завершении сеанса тестирования. В этом случае требуется постоянное стабильное подключение компьютерных классов к сети Интернет. Для образовательных учреждений, не обладающих такими техническими возможностями, предусмотрен режим off-line тестирования, при котором тестирование проводится в локальной сети образовательного учреждения без подключения к сети Интернет. Для проведения тестирования образовательному учреждению предоставляется контрольная база заданий и программная оболочка для проведения тестирования. После завершения тестирования файлы с результатами отправляются для обработки в Росаккредагентство посредством именной страницы образовательного учреждения на сайте www.fepo.ru. Обработка производится в режиме реального времени.
Для программ среднего профессионального образования разработано 10 банков педагогических измерительных материалов: по 7 дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла и 3 дициплинам общего математического и естественнонаучного цикла. Ведётся разработка измерителей для 10 дисциплин цикла общепрофессиональных дисциплин. При этом для каждой образовательной программы готовится структура теста, отражающая требования ГОС к содержанию дисциплины для этой программы. Для работы с большими объемами измерительных материалов и структур тестов разработан модуль Тест-Генератор. Все тестовые материалы готовятся в специальном формате, основанном на стандарте RTF, позволяющем использование в тестовых материалов графических элементов. Используется несколько типов тестовых заданий: с выбором одного или некольких ответов из предложенных вариантов, на указание последовательности (например, событий), установку соответствия между двумя предложенными списками элементов и ввод краткого числового ответа. Данный набор типов тестовых заданий достаточен для проверки знаний базового уровня по всем дисциплинам.
Для каждой образовательной программы указывается перечень контролируемых дидактических единиц согласно содержанию ГОС для конкретной дисциплины. На основе этой информации Тест-Генератор выбирает из банка тестовых материалов задания по необходимым темам и формирует для каждой программы соответствующую структуру теста.
Статистическая обработка полученных в ходе Интернет-экзамена производится автоматически программным модулем Камертон. Для каждой протестированной группы студентов формируются ряды данных для графического представления результатов тестирования: гистограмм плотности распределения баллов, карт коэффициентов решаемости заданий и освоения дидактических единиц и т.д. Эти данные затем интегрируются на различных уровнях, вплоть до формирования региональных и общероссийских фонов по результатам тестирования, производится мониторинговый анализ. Полученные в результате статистической обработки данные используются модулем автоматической генерации отчетов для формирования подробных информационно-аналитических карт для всех участников тестирования.
Система Интернет-экзамена интегирована с Центральным банком данных государственной аккредитации (ЦБД ГА) Росаккредагентства — в ФЭПО используется перечень образовательных учреждений Российской Федерации, классификаторы образовательных программ. В случае зачёта результатов Интернет-экзамена в качестве оценки усвоения студентами программного материала при комплексной оценке деятельности образовательного учреждения эти результаты включаются в Представление образовательного учреждения к государственной аккредитации.
C 2006 года технология Интернет-экзамена успешно используется в процедурах комплексной оценки образовательных учреждений высшего профессионального образования, а с 2008 года — и программ среднего образования в вузах. Использование в Интернет-экзамене современных информационно-коммуникационных технологий при проведении тестирования с целью аккредитации образовательных программ позволило значительно снизить издержки на организацию и проведение тестирования. Федеральная база тестовых материалов гарантирует однородность, качество используемых измерителей и сопоставимость полученных результатов.
На первой в 2008 году Аккредитационной коллегии, прошедшей 7 февраля, учреждениям высшего и среднего профессионального образования было рекомендовано использовать технологию Интернет-экзамена при проведении самообследования и оценки качества образования по дисциплинам циклов ГСЭ, ЕН и ОПД. Также было принято решение о возможности зачета результатов Интернет-экзамена в качестве оценки качества подготовки студентов при проведении комплексной оценки деятельности образовательного учреждения при условии регулярного участия в Интернет-экзамене и гарантии образовательным учреждением объективности процедуры проведения Интернет–экзамена. Использование результатов Интернет-экзамена при аккредитации образовательных учреждений позволяет исключить издержки на организацию процедуры контрольного тестирования и разработку тестовых материалов.
Результаты Интернет-экзамена могут быть успешно использованы и при аккредитации учреждений среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации.

Литература:

  1. К.Ю. Пастбин, А.А. Лобанов, К.С. Останин, А.В. Грачев, А.С. Масленников. Информационно-программное обеспечение интернет-экзамена в сфере профессионального образования: Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов IX Всероссийско научно-методической конференции. — М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.

  2. В.Г. Наводнов, А.С. Масленников, К.С. Останин, А.А. Лобанов, К.Ю. Пастбин, В.П. Киселева. Использование результатов Интернет-экзамена в сфере профессионального образования для оценки качества подготовки студентов: Современные диагностические оценочные средства для аттестации качества образования и применение компьютерно-информационных технологий: Материалы XI симпозиума “Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика”. Ч.3. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — с. 48-53.

  3. В. Наводнов, А. Масленников. Интернет-экзамен в сфере профессионального образования // Высшее образование в России. – 2006. - №4

  4. Савельев Б.А., Масленников А.С. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: Учебное пособие. — Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004. — 84 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconПрименение информационных технологий в инвестиционной сфере
Эти факторы, в некоторой степени, связаны с заинтересованностью компетентных в данной области органов в применении информационных...
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconПрименение it в инвестиционной сфере Выпускная работа по «Основам...
Эти факторы, в некоторой степени, связаны с заинтересованностью компетентных в данной области органов в применении информационных...
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования icon1. 1 Понятия информационных технологий
Целью данной работы является обзор информации о применении эвм, информационных систем и технологий. Данная цель раскрывается через...
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования icon56. 24.(01) Юань Линь Интернет и глобализация информационных потоков...
Охватывает более 50% рынка Интернет-услуг в стране и предоставляет Интернет-сервис государственным организациям. На сегодняшний день...
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconИнформационные технологии в правовом регулировании энергетического...
Обоснование необходимости примения информационных технологий в сфере энергетики 7
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconПрименение информационных технологий в системе образования
Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconПрименение информационных технологий в банковской сфере
Банки стараются извлекать информацию о своих клиентах, предоставлять им банковские услуги наиболее приемлемым способом, в связи с...
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconИнформационные технологии в таможенной сфере Выпускная работа по...
Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных...
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconКонкурс «Розыгрыш дисков Led Zeppelin» далее «Викторина»
Эл № фс 77-52397, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Лицензия...
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconРоссийской федерации
Курс призван дать понимание принципов построения и функционирования сети Интернет, а также базирующихся на ней информационных технологий....
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconПрименение информационных технологий в сфере разработки и координации валютной политики нб рб
Использование информационных технологий при разработке валютной политики нб рб 10
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconПрименение информационных технологий в сфере разработки и координации валютной политики нб рб
Использование информационных технологий при разработке валютной политики нб рб 10
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconПротокол заседания Экспертной комиссии при Федеральной службе по...
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования icon«информационные технологии»
Классификация информационных коммуникационных технологий, используемых в сфере образования
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconШумовые характеристики и оптимальная поглощенная мощность гетеродина...
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный...
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ в сфере Профессионального образования iconАнтонина Валентиновна Зиновенко Применение информационных технологий...
Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением интернета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск