АНО ДПО «БАЛТИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» «УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР_______________ СУРИН Ю.Ю.
«_______»__________________ 2013 г.
ПРОГРАММА
Учебной дисциплины ОСНОВЫ ЭКСКУРСИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Составитель:
ФЕДОРЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ АНО ДПО «БАЛТИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013 / 2014
Содержание: 1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план курса «Основы экскурсионной деятельности»
3. Программа курса «Основы экскурсионной деятельности
4. Список используемой литературы
5. Вопросы к зачёту
Пояснительная записка
Курс «Основы экскурсионной деятельности» рассчитан на 34 академических учебных часа. Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.
В эти годы был осуществлен переход лидерства от учреждений Министерства культуры к профсоюзам – Центральному совету по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его организациям на местах. Большую роль сыграло создание почти тысячи бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро в городах, рабочих и курортных поселках страны.
Развитие экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических основ. Ведущую роль в этом сыграли Главное экскурсионное управление ЦСТЭ и Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (ныне Российская международная академия туризма).
После двадцати лет работы, в которой приняла участие экскурсионная кафедра названного института, были определены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов – показа и рассказа – экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные части экскурсионного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.
Возникновение экскурсионной теории – результат активной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Теория предстала перед нами как комплекс взглядов, представлений и идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела.
К концу 1970-х годов XX в. определились три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика. Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки – экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.
Основа экскурсоведения – экскурсионная теория, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии (важной формы обучения и воспитания человека).
Экскурсионная методика, являясь частью экскурсоведения, предстает перед нами как совокупность четких правил и требований, предъявляемых к экскурсии, как сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий. Одна из главных задач экскурсионной методики: помочь экскурсантам увидеть, услышать и ощутить зрительные и словесные материалы.
Предмет экскурсионной методики – целенаправленное изучение, систематизация, формулирование и применение на практике методов и средств обучения и воспитания, а также методических приемов, с помощью которых экскурсионные работники осуществляют свою деятельность.
Не менее важным для развития экскурсионного дела было отражение проблем экскурсионной методики в специальных изданиях. Эта методика, в основном ее раздел «Проведение экскурсий», в прошлые годы была принята на вооружение всеми организациями, которые в течение длительного периода вели экскурсионную работу (БММТ «Спутник», «Интурист», Центральная детская туристско-экскурсионная станция, Туристско-экскурсионное управление Министерства обороны, государственные музеи, ВДНХ (в настоящее время Всероссийский выставочный центр). К сожалению, в последнее время положение изменилось, но по-прежнему в России существуют сотни туристско-экскурсионных организаций и проводятся тысячи экскурсий.
В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.
В статье «Экскурсии по памятникам истории и культуры» Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соколовский отмечают: «Теория экскурсионного дела находится в стадии становления. Предстоит большая работа в области решения экскурсионных проблем». В числе назревших проблем эти авторы называют разработку экскурсионной пропаганды, психолого-педагогических основ, терминологии экскурсионного дела, методов и приемов подготовки и проведения экскурсий, критериев оценки качества экскурсий.
В дословном переводе греческое слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование. Этот термин рассматривается в нескольких значениях: 1) теория – обобщение опыта, общественной производственной практики, в котором находят отражение объективные закономерности развития природы и общества; 2) теория – совокупность обобщенных положений, образующих определенную науку или один из ее разделов; 3) теория – система идей в одной из отраслей знаний; 4) теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях существующих связей определенной области[4].
Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то: а) моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия; б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на сознание человека; в) предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии; г) определяем критерии качества экскурсий, средства повышения их эффективности; д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела.
Для работников туристско-экскурсионной отрасли экскурсионная теория — это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.
Экскурсионная теория – это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.
Данный курс является профилирующей дисциплиной для слушателей курсов «Основы экскурсионной деятельности», направленных на подготовку экскурсоводов. Он предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Заканчивается курс теоретическим зачётом, защитой реферата по выбранной экскурсионной теме и учебной экскурсией.
Учебно-тематический план
-
№ п / п
| Наименование разделов
| Наименование тем
| Всего часов в разделе
| Б
| Л
| С
| П
| Тип занятия
| 1
| Развитие и совершенствование экскурсионного дела в России
| Этапы развития экскурсионного дела в России
| 2
|
| 2
|
|
| Л
| 2
| Развитие и совершенствование экскурсионного дела в России
| Организации, занимающиеся экскурсионным обслуживанием населения
|
|
|
|
|
| Л
| 3
| Введение в курс. Основные понятия в области экскурсоведения
| Сущность, признаки и функции экскурсии
| 3
|
| 3
|
|
| Л
| 4
| Введение в курс. Основные понятия в области экскурсоведения
| Экскурсионная методика. Основные понятия
|
|
|
|
|
|
| 5
| Введение в курс. Основные понятия в области экскурсоведения
| Экскурсионная методика - совокупность способов и приемов проведения работы.
|
|
|
|
|
| Л
| 6
| Классификация экскурсий
| Понятие классификации. Признаки классификации: по содержанию, по составу участников, по месту проведения, по форме проведения, по способу передвижения и т.д. Особенности тематических и обзорных экскурсий. Экскурсия как форма учебной работы: экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок.
| 2
|
| 2
|
|
| Л
| 7
| Классификация экскурсий
| Учет классификационных признаков: при выборе методики ведения экскурсии; создании условий работы экскурсоводов на маршруте.
|
|
|
|
|
| Л
| 8
| Экскурсионные объекты и их характеристика
| Недвижимые объекты: памятники архитектуры, сады и парки, скульптурные памятники и т.д. Движимые объекты: экспонаты музеев и выставочных залов. Классификация объектов: исторические, археологические, архитектурные, градостроительные, документальные, искусствоведческие, природные и т.д.
| 2
|
| 2
|
|
| Л
| 9
| Экскурсионные объекты и их характеристика
| Классификация памятников истории и культуры: по содержанию, по функциональному назначению, по степени популярности, по объему информации, по степени сохранности.
|
|
|
|
|
| Л
| 10
| Проектирование экскурсионной программы
| Виды экскурсионных программ:
Понятие "экскурсионная программа". Виды программ: обзорная, социальная, школьная, анимационная и т.д. Программа типовая. Программа целевая. Программное обслуживание на экскурсии. Мотивация экскурсантов как необходимая база, на основе которой разрабатываются экскурсионные программы. Изучение мотивов экскурсантов для обеспечения соответствия спроса и предложения на туристско-экскурсионном рынке. Этапы разработки экскурсионных программ.
| 4
|
| 4
|
|
| Л
| 11
| Проектирование экскурсионной программы
| Услуги, включаемые в экскурсионные программы
Понятие туристско-экскурсионной услуги. Услуги нематериального характера: общественно полезная деятельность, удовлетворяющая личные и общественные потребности. Услуги материального характера – реализуемые в сфере обращения продукта (транспорт, торговля сувенирами и т.д.). Основные и дополнительные услуги, включаемые в экскурсионные программы.
|
|
|
|
|
| Л
| 11
| Проектирование экскурсионной программы
| Этапы разработки экскурсии
Предварительная работа над экскурсией: выбор темы, определение источников информации, отбор и классификация объектов и т.д.
Непосредственная работа над экскурсией: составление схемы маршрута, работа над текстом экскурсии, составление методической разработки к экскурсии, проведение учебной экскурсии и т.д.
|
|
|
|
|
| Л
| 12
| Проектирование экскурсионной программы
| Мероприятия анимационного характера в экскурсионных программах
Анимация – как вид деятельности в туризме. Предоставление свободного времени на экскурсионных, маршрутах. Включение специальных программ проведения свободного времени в программы экскурсий. Связь цели и задачи экскурсии с мероприятиями анимационного характера.
|
|
|
|
|
| Л
| 13
| Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию
| Виды группировок экскурсантов
Учет запросов и интересов экскурсантов при экскурсионном обслуживании. Виды группировок экскурсантов: в зависимости от отношения к экскурсии как к виду предоставляемых услуг, в стремлении получить знания, проявляющие интерес к конкретным областям знаний, желающие заполнить свой досуг и т.д. Виды группировок экскурсантов: по возрасту, по роду занятий, в зависимости от формы учебы, от вида любительских занятий и т.д. Виды группировок экскурсантов: по уровню развития, по политической профессиональной подготовке и т.д.
| 3
|
| 3
|
|
| Л
| 14
| Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию
| Особенности проведения экскурсий для школьных групп
Виды экскурсий: учебные, внешкольные, общеобразовательные. Требования к экскурсоводам школьно-молодежных секций: знание психологии детей, коммуникабельность, внимательность, знание школьных программ и т.д. Проведение подготовительной работы перед экскурсией: беседы с детьми и родителями, встречи с учителями, оформление стенда с тематикой экскурсий. Правила безопасности при организации экскурсий для детей.
|
|
|
|
|
| Л
| 15
| Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию
| Особенности проведения экскурсий для различных групп
Классификация различных групп населения: иногородние жители, отдыхающие на турбазах, в здравницах, молодежные группы и т.д. Учет классификационных признаков экскурсантов при составлении экскурсионных программ.
|
|
|
|
|
|
| 16
| Основы профессионального мастерства экскурсовода
| Основы экскурсионного мастерства
Виды мастерства в экскурсионной работе: педагогическое, лекторское, экскурсоводческое. Экскурсоводческое мастерство как единство трех экскурсионных компонентов: экскурсовод, экскурсант, объект.
Слагаемые мастерства: общая культура, кругозор, эрудиция, знание темы и т.д.
Пути повышения экскурсоводческого мастерства: улучшение организации методической работы, повышение уровня профессионального мастерства, отработка техники проведения экскурсии и т.д.
| 4
|
| 4
|
|
| Л
| 17
| Основы профессионального мастерства экскурсовода
| Культура речи экскурсовода
Позиции экскурсовода как рассказчика: информатор, комментатор, собеседник, советчик, эмоциональный лидер. Формы ораторского искусства экскурсовода: слово и речь, доклад, реферат, лекция, малые формы устной речи.
Требования к языку и речи экскурсовода. Речь внешняя и внутренняя. Речь жестовая. Стиль изложения. Темп и ритм речи экскурсовода. Культура речи; устная и письменная, языковая, психологическая, коммуникативная. Выразительные средства в речи экскурсовода.
|
|
|
|
|
| Л
| 18
| Основы профессионального мастерства экскурсовода
| Особенности работы экскурсовода на загородных и городских экскурсиях
Виды городских экскурсий: обзорные, тематические и комплексные. Особенности проведения городских, многоплановых экскурсий. Использование приема локализации, экскурсионной справки, комментирования в городских экскурсиях. Выделение центральной подтемы в городских экскурсиях.
Виды загородных экскурсий: проведение экскурсии только в конечном пункте, проведение экскурсии в пути следования. Путевая информация на загородных экскурсиях.
|
|
|
|
|
| Л
| 19
| Основы профессионального мастерства экскурсовода
| Техника проведения экскурсии
Составные элементы и требования к технике проведения экскурсии: раскрытие подтемы, сохранение темпа движения, знакомство с группой, ответы на вопросы, расстановка группы у объектов, паузы в рассказе экскурсовода. Содержание «портфеля экскурсовода» и порядок использования наглядных пособий.
|
|
|
|
|
| Л
| 20
| Культура речи экскурсовода
| Позиции экскурсовода как рассказчика: информатор, комментатор, собеседник, советчик, эмоциональный лидер. Формы ораторского искусства экскурсовода: слово и речь, доклад, реферат, лекция, малые формы устной речи.
| 1
|
|
| 1
|
| С
| 21
| Конфликтные ситуации на экскурсионных маршрутах
| Непредвиденные ситуации и сложности, возникающие в процессе работы экскурсовода. Ситуации на автобусных экскурсиях: опоздание автобуса, сложности работы с водителем, отсутствие микрофона и т.д. Решение конфликтных ситуаций с экскурсионными группами.
| 2
| 2
|
|
|
| Б
| 22
| Конфликтные ситуации на экскурсионных маршрутах
| Должностные инструкции, памятки, нормативно-правовые документы регламентирующие туристско-экскурсионную деятельность.
|
|
|
|
|
| Б
| 23
| Реферат на экскурсионную тему
| С помощью преподавателя слушатели готовят справочно-информационный материал по конкретной экскурсионной теме.
| 9
| 9
|
|
|
| Б
| 24
| Реферат на экскурсионную тему
| С помощью преподавателя слушатели готовят справочно-информационный материал по конкретной экскурсионной теме.
|
|
|
|
|
| Б
| 25
| Реферат на экскурсионную тему
| С помощью преподавателя слушатели готовят справочно-информационный материал по конкретной экскурсионной теме.
|
|
|
|
|
| Б
| 26
| Реферат на экскурсионную тему
| С помощью преподавателя слушатели готовят справочно-информационный материал по конкретной экскурсионной теме.
|
|
|
|
|
| Б
| 27
| Реферат на экскурсионную тему
| С помощью преподавателя слушатели готовят справочно-информационный материал по конкретной экскурсионной теме.
|
|
|
|
|
| Б
| 28
| Реферат на экскурсионную тему
| С помощью преподавателя слушатели готовят справочно-информационный материал по конкретной экскурсионной теме.
|
|
|
|
|
| Б
| 29
| Реферат на экскурсионную тему
| С помощью преподавателя слушатели готовят справочно-информационный материал по конкретной экскурсионной теме.
|
|
|
|
|
| Б
| 30
| Реферат на экскурсионную тему
| С помощью преподавателя слушатели готовят справочно-информационный материал по конкретной экскурсионной теме.
|
|
|
|
|
| Б
| 31
| Реферат на экскурсионную тему
| Защита реферата
|
|
|
|
|
| Б
| 32
| Проведение учебной экскурсии
|
| 1
|
|
|
| 1
| П
| 33
| Зачёт по курсу
|
|
|
|
|
|
|
|
Резерв учебного времени – 1 час. Может быть использован для проведения консультации к зачёту или для проведения дополнительной учебной экскурсии.
У – учебник
ИД – интерактивная доска
| РМ – раздаточный материал
П – практическое занятие
| Б - беседа
Л - лекция
| С – семинар
К – комбинированный
|
3. Программа курса "Основы экскурсионной деятельности" Курс "Основы экскурсионной деятельности" является обзорным и предназначен для знакомства студентов с основами экскурсионной деятельности.
В рамках курса студенты изучат основные понятия в области экскурсоведения, классификацию экскурсий, основные услуги, предлагаемые в экскурсионных программах.
Цель курса - сформировать теоретические знания в области экскурсоведения и практические навыки в области подготовки экскурсии.
При организации учебного процесса проводятся лекционные, семинарские и практические занятия, учебные экскурсии. 1. Развитие и совершенствование экскурсионного дела в России Влияние отечественной культуры на развитие экскурсионного дела. Организация экскурсий для детей в 18 веке. Этапы развития экскурсионного дела. Вклад Яна Коменского, К.Д. Ушинского в развитие экскурсионного дела. Деятельность Русского горного общества.
Организации, занимающиеся экскурсионным обслуживанием населения. 2. Введение в курс. Основные понятия в области экскурсоведения Экскурсия, ее сущность. Признаки экскурсии: продолжительность, наличие экскурсовода, группы, объектов и т.д. Функции экскурсии: информационная, образовательная, воспитательная и т.д.
Экскурсионная методика - совокупность способов и приемов проведения работы.
Основные понятия: экскурсовод, экскурсионный маршрут, учебная, пробная экскурсии и т.д. 3. Классификация экскурсий Понятие классификации. Признаки классификации: по содержанию, по составу участников, по месту проведения, по форме проведения, по способу передвижения и т.д. Особенности тематических и обзорных экскурсий. Экскурсия как форма учебной работы: экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок.
Учет классификационных признаков: при выборе методики ведения экскурсии; создании условий работы экскурсоводов на маршруте. 4. Экскурсионные объекты и их характеристика Недвижимые объекты: памятники архитектуры, сады и парки, скульптурные памятники и т.д. Движимые объекты: экспонаты музеев и выставочных залов. Классификация объектов: исторические, археологические, архитектурные, градостроительные, документальные, искусствоведческие, природные и т.д.
Классификация памятников истории и культуры: по содержанию, по функциональному назначению, по степени популярности, по объему информации, по степени сохранности. 5. Проектирование экскурсионной программы 5.1 Виды экскурсионных программ
Понятие "экскурсионная программа". Виды программ: обзорная, социальная, школьная, анимационная и т.д. Программа типовая. Программа целевая. Программное обслуживание на экскурсии. Мотивация экскурсантов как необходимая база, на основе которой разрабатываются экскурсионные программы. Изучение мотивов экскурсантов для обеспечения соответствия спроса и предложения на туристско-экскурсионном рынке. Этапы разработки экскурсионных программ. 5.2 Услуги, включаемые в экскурсионные программы Понятие туристско-экскурсионной услуги. Услуги нематериального характера: общественно полезная деятельность, удовлетворяющая личные и общественные потребности. Услуги материального характера – реализуемые в сфере обращения продукта (транспорт, торговля сувенирами и т.д.). Основные и дополнительные услуги, включаемые в экскурсионные программы. 5.3 Этапы разработки экскурсии Предварительная работа над экскурсией: выбор темы, определение источников информации, отбор и классификация объектов и т.д.
Непосредственная работа над экскурсией: составление схемы маршрута, работа над текстом экскурсии, составление методической разработки к экскурсии, проведение учебной экскурсии и т.д. 5.4 Мероприятия анимационного характера в экскурсионных программах Анимация - как вид деятельности в туризме. Предоставление свободного времени на экскурсионных, маршрутах. Включение специальных программ проведения свободного времени в программы экскурсий. Связь цели и задачи экскурсии с мероприятиями / анимационного характера. 6.Дифференциированный подход к экскурсионному обслуживанию 6.1 Виды группировок экскурсантов Учет запросов и интересов экскурсантов при экскурсионном обслуживании. Виды группировок экскурсантов: в зависимости от отношения к экскурсии как к виду предоставляемых услуг, в стремлении получить знания, проявляющие интерес к конкретным областям знаний, желающие заполнить свой досуг и т.д. Виды группировок экскурсантов: по возрасту, по роду занятий, в зависимости от формы учебы, от вида любительских занятий и т.д. Виды группировок экскурсантов: по уровню развития, по политической профессиональной подготовке и т.д. 6.2 Особенности проведения экскурсий для школьных групп Виды экскурсий: учебные, внешкольные, общеобразовательные. Требования к экскурсоводам школьно-молодежных секций: знание психологии детей, коммуникабельность, внимательность, знание школьных программ и т.д. Проведение подготовительной работы перед экскурсией: беседы с детьми и родителями, встречи с учителями, оформление стенда с тематикой экскурсий. Правила безопасности при организации экскурсий для детей.
6.3 Особенности проведения экскурсий для различных групп Классификация различных групп населения: иногородние жители, отдыхающие на турбазах, в здравницах, молодежные группы и т.д. Учет классификационных признаков экскурсантов при составлении экскурсионных программ. 7. Основы профессионального мастерства экскурсовода 7.1 Основы экскурсионного мастерства Виды мастерства в экскурсионной работе: педагогическое, лекторское, экскурсоводческое. Экскурсоводческое мастерство как единство трех экскурсионных компонентов: экскурсовод, экскурсант, объект.
Слагаемые мастерства: общая культура, кругозор, эрудиция, знание темы и т.д.
Пути повышения экскурсоводческого мастерства: улучшение организации методической работы, повышение уровня профессионального мастерства, отработка техники проведения экскурсии и т.д. 7.2 Культура речи экскурсовода Позиции экскурсовода как рассказчика: информатор, комментатор, собеседник, советчик, эмоциональный лидер. Формы ораторского искусства экскурсовода: слово и речь, доклад, реферат, лекция, малые формы устной речи.
Требования к языку и речи экскурсовода. Речь внешняя и внутренняя. Речь жестовая. Стиль изложения. Темп и ритм речи экскурсовода. Культура речи; устная и письменная, языковая, психологическая, коммуникативная. Выразительные средства в речи экскурсовода. 7.3 Особенности работы экскурсовода на загородных и городских экскурсиях Виды городских экскурсий: обзорные, тематические и комплексные. Особенности проведения городских, многоплановых экскурсий. Использование приема локализации, экскурсионной справки, комментирования в городских экскурсиях. Выделение центральной подтемы в городских экскурсиях.
Виды загородных экскурсий: проведение экскурсии только в конечном пункте, проведение экскурсии в пути следования. Путевая информация на загородных экскурсиях. 7.4 Техника проведения экскурсии
Составные элементы и требования к технике проведения экскурсии: раскрытие подтемы, сохранение темпа движения, знакомство с группой, ответы на вопросы, расстановка группы у объектов, паузы в рассказе экскурсовода. Содержание "портфеля экскурсовода" и порядок использования наглядных пособий. 8. Конфликтные ситуации на экскурсионных маршрутах Непредвиденные ситуации и сложности, возникающие в процессе работы экскурсовода. Ситуации на автобусных экскурсиях: опоздание автобуса, сложности работы с водителем, отсутствие микрофона и т.д. Решение конфликтных ситуаций с экскурсионными группами. Должностные инструкции, памятки, нормативно-правовые документы регламентирующие туристско-экскурсионную деятельность. 9. Реферат по теме В процессе занятий с помощью преподавателя слушатели готовят справочно-информационный материал по конкретной экскурсионной теме.
Список рекомендуемой литературы
Добрина Н. А. Экскурсоведение: Учебник. М., 2012.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник 2-е изд. М., Советский спорт, 1998.
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник - М., Финансы и статистика, 2000.
Профессия - экскурсовод, учебно-методические материалы по программе переподготовки специалистов с высшим образованием. М., РИБ "Турист". 2000.
В помощь экскурсоводу: Сборник методических и справочных материалов. М., РМАТ, 1998.
Емельянов Е.В. Профессиональное мастерство экскурсово-да: учебное пособие. - М., ЦРИБ "Турист", 1986. 5. Контрольные вопросы к зачету по курсу "Основы экскурсионной деятельности". 1. Этапы развития экскурсионного дела в России.
2. Организации, занимающиеся экскурсионным обслуживанием населения.
3. Функции, признаки и задачи экскурсии.
4. Понятие экскурсионной методики.
5. Признаки классификации экскурсий.
6. Особенности тематических и обзорных экскурсий.
7. Учет классификационных признаков при выборе методики ведения экскурсии.
8. Классификация экскурсионных объектов.
9. Классификация памятников истории и культуры.
10. Понятие и виды экскурсионных программ.
11. Этапы разработки экскурсионных программ.
12. Туристско-экскурсионные услуги, включаемые в экскурсионные программы.
13. Предварительная работа над экскурсией.
14. Непосредственная работа над экскурсионным маршрутом.
15. Технология разработки анимационных мероприятий для экскурсионного маршрута.
16. Учет запросов и интересов экскурсантов при экскурсионном обслуживании.
17. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию.
18. Правила безопасности при организации экскурсий для школьников.
19. Особенности проведения экскурсий для школьных групп.
20. Учет классификационных признаков экскурсантов при составлении экскурсионных программ.
21. Виды мастерства в экскурсионной работе.
22. Слагаемые экскурсионного мастерства.
23. Пути повышения экскурсоводческого мастерства.
24. Формы ораторского искусства экскурсовода.
25. Требования к языку и речи экскурсовода.
26. Виды городских экскурсий и особенности их проведения.
27. Виды загородных экскурсий и особенности их проведения.
28. Составные элементы и требования к технике проведения экскурсии,
29. Работа экскурсовода с "портфелем экскурсовода".
30. Конфликтные ситуации на экскурсионных маршрутах. |