ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель дисциплины: познакомить слушателей с классическими и современными подходами, составляющими основу менеджмента организации, и на этой основе выработать у них навыки эффективного взаимодействия и управления людьми. Учебные задачи дисциплины:
– Формирование у студентов четкого и ясного понимания закономерностей организационного поведения на этапах: личность, группа, организация.
– Овладение студентами основами делового общения, навыками проведения переговоров, работы в команде, искусством презентаций, правилами деловой этики.
– Обучение студентов методам мотивации, разрешения конфликтов, управления стрессами, формирования и развития оргкультуры в организации. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Теория менеджмента : организационное поведение», относится к базовой части профессионального цикла. Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: «Психология», «Экономическая социология», «Управление человеческими ресурсами».
Для успешного освоения дисциплины «Теория менеджмента: организационное поведение », студент должен:
1. Знать:
- основные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1),
- социальную значимость своей будущей профессии (ОК 12)
2. Уметь:
- находить организационно-управленческие решения, нести за них ответственность (ОК-8);
- проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
- разрабатывать процедуры и методы контроля (ПК-3);
- эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5).
- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6).
3. Владеть:
- основными методами финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);
- пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);
- способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40)
Изучение дисциплины «Теория менеджмента: организационное поведение» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Стратегический менеджмент», «Деловые коммуникации», «Корпоративная социальная ответственность». «Теория менеджмента: организационное поведение» основано на рассмотрении широкого круга вопросов междисциплинарного характера. В их числе: способности и личностные качества работников, их удовлетворенность, отношение к труду, мотивация, взаимодействие и групповое принятие решений, лидерство и власть, конфликты и переговоры, стресс, управление изменениями и развитием организации. В свою очередь данная дисциплина представляет основу для изучения комплекса базовых дисциплин в области менеджмента. Требования к результатам освоения содержание дисциплины
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: а) общекультурные (ОК):
- знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
- знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
- стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18). б) профессиональные (ПК):
- знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
- способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
- способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
- владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- владение современными технологиями управления персоналом (ПК-14);
- способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
- готов участвовать в реализации программы организационных изменений, способен преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
- знает современную систему управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);
- умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
- владеет методами и программными средствами обработки деловой информации, способен взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
- умеет использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга (ПК-36);
- уметь проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);
- способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-42);
- способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
В результате освоения компетенций студент должен:
Знать:
Основные принципы индивидуального и группового принятия решений (ОК-5, ОК-8, ОК-11, ОК-12, ПК-8);
Основы построения процесса эффективного взаимодействия сотрудников в ходе совместной трудовой деятельности (ОК-7, ОК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-7);
Классические и современные теории мотивации (ПК-1, ПК-4).
Уметь:
Принимать решения о профессиональной пригодности работников с учетом характеристики их способностей и личностных качеств (ОК-8, ОК-9, ОК-12, ПК-8, ПК-14);
Преодолевать барьеры взаимодействия и общения людей (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-6, ПК-7);
Предупреждать негативное влияние ложных представлений и стереотипов на характер принимаемых управленческих решений (ОК-2, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ПК-7, ПК-8, ПК-16, ПК-17, ПК-23, ПК-31, ПК-50).
Владеть:
Методами анализа причин и поступков (индивидуальных и групповых) поведения людей в организации (ОК-2, ОК-13, ОК-17, ОК-18, ПК-7);
Методами формирования навыков управления поведением подчиненных и своим собственным (ПК-4, ПК-5, ПК-14).
Навыками интерпретации полученных в процессе анализа результатов и формулирования выводов и рекомендаций по поведению сотрудников в организации (ОК-6, ПК-31, ПК-34, ПК-36,ПК-37, ПК-42).
Форма контроля:
Предусмотрены следующие формы контроля.
Текущий контроль освоения дисциплины «Теория менеджмента: организационное поведение» осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в виде:
письменного опроса по теории;
контрольных работ;
письменных домашних и контрольных заданий;
групповых и индивидуальных проектов.
написание эссе;
домашнее задание;
подготовка докладов, рефератов, презентаций, выступлений;
Рубежный контроль - промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.
Промежуточная аттестация: Промежуточная аттестация в 4 семестре – зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п
| Наименование разделов и
тем
|
| Аудиторные часы
| Самостоят. работа
| Интерактивные формы обучения
| Формы текущ. контроля
| Лекции
| Практи-
ческие
занятия
| Лабораторные работы
| Всего
|
|
|
| 4 семестр
| 1.
| Тема 1.Введение
в организационное
поведение
| 1
| 2
| -
| 3
| 4 литерат., эссе
| И.л.1
| Подготовка выступлений
| 2.
| Тема 2. Мотивация – от теории к практике
| 2
| 2
| -
| 4
| 6 литерат.,
задания, эссе
| Кейс
1
| подготовка реферата, контрольная работа
| 3.
| Раздел I. "Личность".
Тема 3.Личностные качества работников
| 2
| 4
| -
| 6
| 10 литерат.,
задания, эссе
| Эссе, Кейс,
2
| опрос по теории, написание эссе,
дом.задание
| 4.
| Раздел II. Группа.
Тема 4. Группа.
Взаимодействие и групповое принятие решений
| 2
| 2
| -
| 4
| 6 литерат.,
задания
| Эссе, Кейс 1
| подготовка доклада,
дом.задание, написание эссе,
| 5.
| Тема 5. Лидерство и власть
| 1
| 2
| -
| 3
| 4 литерат.,
Задания, эссе
| И.л.(1)
| Тест,
дом.задание
| 6.
| Тема 6. Конфликты и
переговоры
| 2
| 4
| -
| 6
| 4 литерат.,
задания, эссе
| Круглый стол
Анализ деловой ситуации
1
| Анализ деловой ситуации,
подготовка реферата
| 7.
| Раздел III. "Организация"
Тема 7. Организационная культура
| 2
| 2
| -
| 4
| 4 литерат.,
задания, эссе
| Презентация
2
| Промеж. тестирование, дом.задание,
расч.-аналит. задание
| КСР (контроль самост. работы студентов)
|
|
|
| 4
|
|
|
| ИТОГО
| 12
| 18
|
| 34
| 38
| 9
| ЗАЧЕТ
| Всего по дисциплине
| 12
| 18
|
| 34
| 38
| 9(30%)
|
|
|