Скачать 197.42 Kb.
|
Программа элективного курса «Клуб молодых исследователей» (для учащихся 8 – 9 классов) Программа рассчитана на 1 учебный год Составители: Шумилова Анна Александровна, Учитель информатики, высшая категория Емельянова Людмила Ивановна, учитель биологии, Зав. кафедрой, высшая категория г. Снежинск Программа рассчитана на 32 учебных часа. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь» (Старинная китайская поговорка) Актуальность: Только научные исследования могут понять причины и следствия загрязнения атмосферного воздуха, кислотных дождей и смога, загрязнения водоёмов и лесов, отражающихся на жизни и здоровье людей и животных. Только с помощью научных методов можно следить за толщиной и однородностью озонного слоя, защищающего человека от ультрафиолетового облучения. Только научные исследования могут дать знания, необходимые для полёта человека на луну, для исследования глубин океана и т.д. Для начинающих исследователей очень важно иметь хотя бы общее представление о методах научно-исследовательской работы, та как в рамках модернизации современной школы всё больше уделяется внимание самостоятельной, активной исследовательской деятельности по выбранному предмету и направлению. Многие ученики склонны к познанию окружающего мира, интересуются каким-либо предметом, имеют хобби. Научно – исследовательская работа позволяет раскрыть ребенка совершенно с другой стороны, выявить интересы ребенка и более сильные стороны. Однако у детей возникает множество вопросов: «с чего начать?», «как именно проводить исследование?», «как оформить работу?», и др. Поэтому данный курс является необходимым для начинающих исследователей, он позволяет дать ответы на многие возникающие вопросы, познакомить с основами и принципами научной работы, дать представление об использовании методов научного познания, правил оформления и общих вопросов теории научно исследовательской работы. Основные цели курса:
Основные задачи курса:
Организация учебного процесса: Программа элективного курса рассчитана на детей 8 – 9 классов средней общеобразовательной школы. Полный курс программы занимает 32 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа включает в себя несколько разделов: 1.«Введение в научно–исследовательскую деятельность. Ученые, оставившие глубокий след в науке» 2. «Методы научного познания» 3. «Библиографический поиск и работа с литературными источниками», 4. «Оформление научно - исследовательской работы (доклада, реферата, исследования, проекта)» 5. «Организация индивидуальной научно - исследовательской работы» Предполагается, что для отработки теоретических знаний в каждой теме будут отведены часы для практических занятий. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Для поиска необходимой литературы планируется проведение нескольких практических занятий в школьной и городских библиотеках. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ В ходе элективного курса учащимися будут выполнены работы: доклад, реферат, научно – исследовательская работа, проект. Темы к данным работам определяются учениками самостоятельно или с помощью руководителя. Данные работы получают только словесную оценку, так как курс нацелен на привитие интереса к НИР, поощрение учащихся, участвующих в НИР. Итоговой формой контроля по курсу предполагается выполнение научно – исследовательской работы или проекта по выбранной теме и его публичная защита на школьной научной конференции. Учащийся определяет самостоятельно тему и научного руководителя. Работы могут быть представлены на конференции различных уровней (областные, российские, международные). По окончании курсов учащиеся могут получить свидетельства установленного школьного образца с печатью школы, которые могут быть включены в Портфолио школьника. Категория участвующих в реализации данной программы Данная программа составлена для учащихся 8 – 9 классов. Программа апробирована в 2006 -2008 г.г. на занятиях экологического клуба «Деметра ». СПРАВКА: Экологический клуб «Деметра» Миссия клуба, развитие экологической культуры горожан через воспитание экологической грамотности подрастающего поколения. Целевая группа: учащиеся школы№135 Проблемная область: просвещение, поддержка молодежных инициатив, научно-исследовательские проекты. Клуб «Деметра» был организован в школе №124 в 1994 году. Проблема – посредством развития познавательного интереса, творческой активности ребенка и позитивного воздействия на окружающий мир добиться жизненно активной позиции, создания ситуации успеха для реализации творческих способностей деметровцев. Выбранный подход – объединение детей и подростков в клуб по интересам. Деятельность по проекту – клуб «Деметра» является организатором всех экологических мероприятий, акций проводимых в школе и городе. В работе клуба существует несколько направлений. Наиболее интересными являются научно-исследовательское, общественно-просветительское, творческое. Были выполнены научно-исследовательские работы по изучению антропогенного воздействия на городской парк, на реку М.Вязовка, оз.Синара. Была изучена зараженность животных токсокарозом в г.Снежинске ,.проблема лудомании среди подростков. Различными методиками было был проведен мониторинг чистоты воздуха в городе . Эти работы были высоко оценены на городском, областном и российском уровне. Творческие работы наших деметровцев публиковались в городских и областных СМИ. Отмечались в качестве лауреатов на международном фестивале «Экология и дети 21 век». Общественно-просветительская работа ведется постоянно в форме общественных акций, праздничных мероприятий, агитационной работы. Сроки и реализации программы
Итоги апробации программы: - ноябрь -2007 – участие учащихся школы в конкурсе студенческих и молодежных проектов «Молодежная инициатива атомным городам» (проект «Красная поляна г. Снежинска», электронная версия книги творческих работ клуба «Деметра», проект «Лаборатория Б», проект «Учитель – научи ученика») - январь 2008 – работа «Автомобиль. Город Человек» , «Судьба моей семьи в судьбе страны» - успешно прошли 1 тур всероссийского конкурса им. Вернадского - февраль 2008 – участие во всероссийской гуманитарно–просветительской конференции г. Казань - март 2008 – проведение школьной научной конференции – представлено 22 работы учащихся - апрель 2008 – участие 12 работ учащихся в городской конференции «Молодых исследователей» - май 2008 – лауреаты всероссийского конкурса «Первые шаги» Реализация программы на учащихся общеобразовательной школы (2008-2009 уч. год) Форма занятий – урочная. Режим занятий – 1 час в неделю. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ В ходе элективного курса учащимися будут выполнены работы: доклад, реферат, научно – исследовательская работа или организация проекта. Темы к данным работам определяются учениками самостоятельно или с помощью руководителя. Данные работы получают только словесную оценку, так как курс нацелен на привитие интереса к НИР, поощрение учащихся, участвующих в НИР. Итоговой формой контроля по курсу предполагается выполнение научно – исследовательской работы или проекта по выбранной теме и его публичная защита на школьной научной конференции. Учащийся определяет самостоятельно тему и научного руководителя. Работы могут быть представлены на конференции различных уровней (областные, российские, международные). По окончании курсов учащиеся могут получить свидетельства установленного школьного образца с печатью школы, которые могут быть включены в Портфолио школьника. Содержание курса Научно – исследовательская деятельность учащихся" 32 учебных часа Тематическое планирование
Тема 1.«Введение в научно –исследовательскую деятельность 4 часа( 2 часа теория, 2 часа практика) Теория: Наука и научное мировоззрение. Наука и лженаука. Научные открытия, которые потрясли мир. Знакомство с жизнью и теорией В.И. Вернадского. Сущность ноосферной концепции Вернадского, являющейся научным фундаментом в разработке современных глобальных проблем, прежде всего проблем разумного использования природных богатств биосферы. Рассказ о научно –исследовательской конференции им. Вернадского в г. Москва. Практика: Поиск информации в сети Интернет по теме «Выдающиеся русские ученые в различных областях наук и их достижения». Обсуждение найденных материалов. Тема 2. «Методы научного познания» 8 часов (4 часа теория, 4 часа практика) Теория: Метод. Познание. Методы познания. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, классификация. Структура естественно – научного познания: Эмпирический факт, научный факт, наблюдение, модельный эксперимент, мысленный эксперимент, Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат. рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефератом. Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюдения. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента. Практика: 1 занятие -2 часа «Метод мозгового штурма. Влияние глобального потепления на экосистемы». «Использования метода моделирования к изучению явлений. Моделирование экологических процессов с помощью компьютера»(на выбор учащимися). 2 занятие - 2 часа «Планирование и проведение наблюдения «Антропогенное влияние на экосистемы города Снежинска»». 3 занятие – 2 часа «Проведение тематических экспериментальных исследований (физика, химия, экология). Представление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графическом, схематическом и т.д.». Домашняя работа: Подготовка и проведение самостоятельного наблюдения по теме «Экология моего двора». Тема 3. «Библиографический поиск и работа с литературными источниками» 6 часов (3 часа – теория, 3 часа – практика) Теория: Информационные издания. Библиографические издания. Реферативные издания. Автоматизированные системы поиска информации. Изучение литературы и отбор фактического материала, научных фактов. Правила цитирования. Поиск информации в Интернет. Работа в библиотеке в читальном зале. Практика: 1 занятие «Правила работы в библиографическом отделе. Подбор необходимого материала для доклада или реферата» -4 часа 2 занятие «Самостоятельный поиск информации в Интернет. Электронные справочные системы. Википедия. Энциклопедия КМ» - 2 часа . Тема 4. «Оформление , реферата» 4 часа (теория 2 часа, 2 часа – практика) Теория: Общее представление об оформлении отдельных видов текстового материала: правила записи числительных, сокращения, ссылки в тексте, правила записи формул, представление иллюстраций. Графики, фотографии, схемы. Сканирование. Особенности оформления доклада, реферата, НИР, проекта. Практика:1 занятие. «Компьютерные технологии оформления работ» 2 часа. Практика 2 занятие. «Компьютерное оформление реферата» - 2 часа. Тема 5. «Организация индивидуальной научно - исследовательской работы» 10 часов ( 4 часа теория,6 часов – практика) Теория: Научное исследование. Виды научно – исследовательских работ: реферативные, практические, опытно – экспериментальные, проекты. Выбор темы научного исследования. Гипотеза. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение примеров научных работ. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности выбранной темы. Основная часть НИР: Методы исследование, составление плана исследования, полученные данные и результаты. Стиль изложения материала в основной части. обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы. исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации, приложения. Библиографический список, Интернет - источники. . Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу по научной работы. Практика: 1 занятие «Выбор темы своего для индивидуальной НР. Постановка целей и задач работы. План работы» - 2 час 2 занятие «Подбор источников информации (справочники, журналы и газеты, научая литература) в библиотеке» - 2 часа 3 занятие «Оформление результатов научного исследования» - 2часа 4 занятие «Составление тезисов к работе. Оформление доклада» - 2 часа 5 занятие Работа по группам. «Подготовка НИР к защите на конференции» - 2 часа Итог работы - выступление учащихся на школьной научной конференции. Участие в городской конференции молодых исследователей. Представление исследовательских работ учащихся на конференции различного уровня (областные, российские, международные). Почасовое планирование
Литература
|
Программа элективного курса «основы цитологии» Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих... | Программа элективного курса по биологии "Клетки и ткани" Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии.... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Рабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология» Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас... | ||
Сталинизм в работах молодых исследователей Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук | Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | ||
Программа элективного курса по немецкому языку «Guten Tag, Deutschland... Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, а также для учащихся, желающих расширить свои знания... | Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных... Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства | ||
Программа элективного курса по истории для 11 класса Составитель:... Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся... | Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» На программу элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» для учащихся 8-9 классов, разработанную учителем биологии и химии высшей... | ||
Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно... Программа предназначена для учащихся 10- 11 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профессии... | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | Программа элективного курса для учащихся 10 (11) классов «основы цифровой фотографии» Программа курса «Основы цифровой фотографии» ориентирована на учащихся 10 или 11 классов при занятиях 1 раз в неделю по 1 часу, всего... | ||
Программа элективного курса для учащихся 10 11 классов «Деловой немецкий» Элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов школ с углубленным изучением немецкого языка гуманитарного и филологического... | Рабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира» Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных... |