Программа элективного курса «основы цитологии»





Скачать 136.96 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «основы цитологии»
Дата публикации06.04.2015
Размер136.96 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
МОУ «ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ ИМЕНИ Г. С. ЛЕБЕДЕВА»

Г. ЧЕБОКСАРЫ


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ»
(Для учащихся 10-11 классов)

Выполнила: Петрова Р.Н.,

учитель биологии МОУ

«Лицей-интернат им. Г. Лебедева»

г. Чебоксары

им. Г.С. Лебедева»

ЧЕБОКСАРЫ - 2008

Пояснительная записка к элективному курсу

« Основы цитологии».

Элективный курс «Основы цитологии» предназначен для профильных естественно-научных классов, но может быть использован учителем для поддержания и углубления базовых знаний по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профессиональной деятельности выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.

Элективный курс рассчитан на 17 часов. К нему разработан подробный тематический план. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.

Цель программы: Создание блпгоприятных условий для углубления интереса к биологии, привлечения внимания к многранности и разнообразию биологических проблем, развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Задачи курса:

  • Формировать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции, умение работать с микроскопом, лабораторным оборудованием.

  • Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, мыслительные операции и речь;

  • Продожить формирование у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях; нравственное и гигиеническое воспитаниение по профилактике вредных привычек (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон).

Основная концепция курса:

  • Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;

  • Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;

  • Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;

  • Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;

  • Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Устройство светового микроскопа;

  • Положения клеточной теории;

  • Особенности прокариотической и эукариотической клеток;

  • Сходство и различие растительной и животной клеток;

  • Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

  • Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;

  • Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

  • Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

  • Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;

  • Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

  • Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Учащиеся должны уметь:

  • Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);

  • Работать со световым микроскопом и препаратами;

  • Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;

  • Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

  • Определять тип ткани по фотографии;

  • Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

  • Работать с современной биологической и медицинской литературой;

  • Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;

  • Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.

Методические рекомендации

Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения лабораторных работ или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик – ученик, ученик – учитель.

Для практических и демонстрационных занятий необходимы:

    1. Световые микроскопы.

    2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем типов клеток и тканей, их компонентов.

    3. Мультимедиапроектор с компьютером.

    4. Препараты по цитологии

Межпредметные связи.

Неорганическая химия – строение вещества, окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия – принципы организации органических веществ, углеводы, жиры. Белки, нуклеиновые кислоты.
Физика – свойства жидкостей, тепловые явления, термодинамика.

Курс «Основы цитологии» отличается от базового курса практической направленностью и значимостью для учащихся. Позволяет обеспечить современный подход к изучению биологии.

Содержание программы « Общая цитология (биология клетки)»

Общее количество часов – 17

Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч)

Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. Биохимия клетки.

Лабораторная работа. Устройство микроскопа.

Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2 ч)

Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.

Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

Контроль знаний: тест, задачи.

Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (2 ч)

Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток.

Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Контроль знаний: тест, задачи.

Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (4 ч).

Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Митохондрии и хлоропласты Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.

Семинар.

Рибосомы. Синтез белка. Типы и структуры рибосом про - и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.

Контроль знаний: тест или учебный реферат

Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (4 ч).

  1. Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции.

  2. Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Митоз – его биологическое значение. Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.

  3. Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.

Лабораторная работа. Митоз в клетках корней лука.

Контроль знаний: тест, задачи.

Тема 6. Эволюция клетки (1ч).

Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.

Обобщающий семинар (1 ч). Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.

Итоговая контрольная работа (1 ч).

Календарно-тематический план

п/п

тем

уро-ков

Содержание

Кол.- во часов

Теор. Пр.

Формы проведения

Образоват-ый продукт

I.




Тема 1. Введение в биологию клетки

1 1










1.

Задачи курса «Основы цитологии». Клеточная теория – основной закон строения живых организмов.




Лекция


Конспект-лекция





2.

Биохимия клетки




Комбиниован-ный урок

Лаборатор. работа

Рисунок клетки

Отчет с выводами

II.




Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов


1 1










3.

Строение прокарио-тической и эукариотической клетки




Урок самостоятель-ной работы

Сравнительная таблица




4.

Строение растите-льной и животной клетки




Комбинирован-ный урок

Лаборатор. работа

Рисунки,

отчет с выводами

III.




Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток


1 1










5.

Цитоплазма и органоиды клетки




Урок-лекция

Табл. «Строение и функции кле-точных струк-тур»




6.

Современная модель строения клеточной мембраны. Мембранные органоиды.




Урок-практикум

Лаборат. работа

Схема строения плазмат. Мемраны,

Отчет с выводами

IV.




Тема 4. Метаболизм –преобразование веществ и энергии


2 2










7.

Типы обмена веществ в клетке.




Урок-семинар

Конспект




8.

Сравнительный анализ процессов (фотосинтеза, хемосинтеза, дыхания)




Модульный урок

Опорный конспект, задачи на взаимосвязь процессов фотосинтеза и дыхания в растит. клетке




9.

Биосинтез белка. Транскрипция. Регуляция транскрипции у прокариот и эуариот.




Комбинирован-ный урок

Задачи на построение и-РНК по ДНК, ДНК по и-РНК(обратная транскрипция у ретровиру-сов




10.

Биосинтез белка. Трансляция. Регуляция трансляции





Модульный урок.

Контроль: тест, решение задач

Опорная схема.

Задачи по передаче генетической информации по цепи ДНК-РНК-белок.


V.




Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток


2 2










11.

Строение и фнкции ядра эукариотической клетки и нуклеоида прокариот




Комбинирован-ный урок

Составление схем и таблиц




12.

Жизненный цикл клетки. Репликация ДНК




Урок-практикум

Построение фрагментов ДНК,

Решение задач на определе-ние массы и длины ДНК




13.

Деление клетки. Митоз, мейоз, сравнительный анализ, жизненные циклы.




Урок-лекция

Лабораторная работа. Митоз в клетках корней лука

Построение схем поведе-ния хромосом при митозе и мейоз, конью-гации и крос-синговере




14.

Теория стволовых клеток. Канцерогенез.




Лекция,

сообщения учащихся

Конспект

VI.




Тема 6. Эволюция клетки


(1ч).











15.

Теории эволюции про- и эукариотических коеток. Происхождение многоклеточных организмов

1

Урок-лекция

Конспект




16.

Обобщающий семинар. Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого


(1 ч).

Урок-семинар

План-конспект




17

Итоговая контрольная работа

1

Тест. Решение задач.

Оценка знаний и умений учащихся

Литература для учителя:

  1. Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных – СПб: Лань, 1999.

  2. Албертс Б., Брей Д. и др. Молекулярная биология клетки.-М.: МИРОС, 1998.

  3. Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. – М.: Мир, 1982.

  4. Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. – М.: Знание, 1987.

  5. Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.

  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998г

  7. Гриценко В.В. Гены и хромосомы. –М.:Изд-во МГУ, 1999.

  8. Дмитриева Т.А. и др. Биология: Дидактические материалы: 8-11.- М.: Дрофа, 2002.

  9. Донецкая Э.Г. Общая биология.- М.:Терра, 2001.

  10. Заварзин А.А. Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. – Л.: Наука, 1986.

  11. Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – Изд-во СпбГУ, 1992.

  12. Ройт А. Иммунология – М.: Мир,2000.

  13. Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. – М.: Мир, 1984.

  14. Уилсон Д., Хант Т. Молекулярная биология клетки: Сборник задач. – М.: МИР, 1994.

  15. Чуб В.В. Цитология, или Трактат о делении клеток. – М.: Изд-во МГУ, 1996.

  16. Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

Литература для учащихся:

  1. Беркинблит М.Б. и др. Почти 200 задая по генетике. – М.: МИРОС, 1992.

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочник. – М.: АСТ-Прессшкола, 2002.

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998.

  4. Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. – М.: Мир, 1987.

  5. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.

  6. Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая биология. Словарь понятий и

  7. Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Наука, 1982.

  8. Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 2004.

  9. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь – М..: Мир,2000.

  10. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. – М.: Мир, 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «основы цитологии» iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса «основы цитологии» iconРабочая учебная программа элективного курса по биологии 9 класс «Цитологические...
«Цитологические основы и реализация наследственной информации» рассчитан на 34 часа. Он согласуется с темами «Структурная организация...
Программа элективного курса «основы цитологии» iconПрограмма элективного курса основы лесоводства 2012 г. Программа...
...
Программа элективного курса «основы цитологии» iconПрограмма элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных...
Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства
Программа элективного курса «основы цитологии» iconРабочая программа Основы цитологии Индекс сд. 08 По специальности...
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню выпускников (гос спо) по специальности: 060110. 51 «Лабораторная диагностика»...
Программа элективного курса «основы цитологии» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса «основы цитологии» iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека»
Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» / авт. Г. П. Подгорнова. М.: Дрофа, 2006
Программа элективного курса «основы цитологии» iconСамостоятельная работа с учебником (§5). Задание: читая параграф...
Урок 1(5). Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки
Программа элективного курса «основы цитологии» iconРабочая программа по курсу «Клетки и ткани»
Он предназначен для учащихся 10–11-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса «основы цитологии» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса «основы цитологии» iconПрограмма элективного курса «Основы микробиологии»
Представленная к рецензированию программа курса, рассчитанного на 10 часов, изложена на 13 страницах и содержит
Программа элективного курса «основы цитологии» iconПрограмма элективного курса «Мир неизвестного смелых зовет »
Программа элективного курса «Мир неизвестного смелых зовет» ( основы научно-исследовательской деятельности)
Программа элективного курса «основы цитологии» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса «основы цитологии» iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса «основы цитологии» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 (11) классов «основы цифровой фотографии»
Программа курса «Основы цифровой фотографии» ориентирована на учащихся 10 или 11 классов при занятиях 1 раз в неделю по 1 часу, всего...
Программа элективного курса «основы цитологии» iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск