Скачать 163.3 Kb.
|
Программа элективного курса « Мир неизвестного смелых зовет..» ( основы научно-исследовательской деятельности) Составила: Агеева Н.В., руководитель научного общества «Интеллект» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Ядрин Ядринского района ЧР Пояснительная записка Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Элективный курс «Мир неизвестного смелых зовет» позволит учащимся приобрести умение проводить научный поиск, навыки аналитической деятельности и работы с научной литературой. Данный курс предназначен для учащихся 9-11 классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный курс будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, развитию интеллекта и научного мировоззрения учащихся, но и формированию коммуникативных навыков. Цели элективного курса:
Задачи:
Особенности курса. Курс по основам научно—исследовательской деятельности даст больший эффект, если он будет преподаваться в библиотеке, в музеях и в архиве. Учащиеся получат практические навыки работы с документами, научным текстом, с фондами архива. В этом случае предлагаемый курс будет иметь практическое значение, а умения и знания учащихся будут носить практическую направленность. Формы работы: лекции, практикумы, самостоятельная работа с научной и научно-популярной литературой, работа в архиве, в фондах библиотек, защита проектов. Учащиеся должны знать о методах проведения научных исследований, основных признаках научного стиля, основных этапах проведения научного исследования, о гигиене научного труда. Учащиеся должны уметь самостоятельно писать рефераты., доклады, исследовательские работы; работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию; формулировать тему работы, ее цели, ставить задачи исследования; оформлять научно-исследовательскую работу; выступать с научными докладами, принимать участие в дискуссии. Основной технологией при работе с учащимися являются метод проектов, коллективная творческая деятельность. Основные типы занятий: лекция, беседа, деловая игра, проектная деятельность, круглый стол. Формы деятельности: групповая, индивидуальная, самостоятельная, творческая. Ожидаемые результаты. Результатом обучения по данной программе являются достижения учащихся, выраженные в оценке знаний, в реально подготовленном реферате, докладе, исследовательской работе. Кроме того, результат выражается в изменении потребностей обучающихся, в их развитии. Отслеживание результатов обучения осуществляется путем наблюдений, анкетирований, собеседований, проведения конференций, защиты исследовательской работы или реферата. Содержание элективного курса 1. Введение. (1 час) Предмет, содержание, задачи и структура элективного курса «Мир неизвестного смелых зовет». Научно-исследовательская деятельность. Научно-практические конференции для школьников. Деятельность школьного научного общества «Интеллект». 2. Организация научного труда. (1 час) Гигиена умственного труда. Планирование рабочего времени. Технические средства для организации исследовательской деятельности. 3. Источники научных исследований. (4 часа) Интернет. Библиотечные фонды. Каталоги и картотеки. Классификация каталогов. Библиографические указатели. Работа со справочной литературой. Методика поиска литературы. Последовательность поиска источника информации. Устные источники. Встречи с информатором и запись интервью. Составление картотеки. Методы работы над архивными материалами. Классификация и отработка материалов. 4. Виды исследовательских работ. (4 часа) Доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект. 5. Методология научного творчества. (2 часа). Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. 6. Научно-исследовательская работа (4часов и 4 часа практической работы) Основные этапы научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Работа в библиотеке, в архивах, в музеях, в Интернет. 7. Оформление исследовательской работы (8 часов, из них 4 часа практической работы) Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. 8. Представление результатов научно-исследовательской работы. (2 часа) Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Учебно-тематический план курса
Справочные материалы для проведения курса Аспект—точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления. Апробация—одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании. Аргумент—суждение или совокупность суждений. Приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства. Гипотеза—научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Дедукция—вывод, рассуждение от общего к частному. Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием—следствия из посылок, теоремы. Диагностика—определение, совокупность методов распознания какого-либо явления, действия, события. Индукция—вывод, рассуждение от частного к общему. Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе. Ключевое слово—слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части Концепция—система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Критерий—признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Контекст—относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов и выражений и т.п. Мониторинг—непрерывное слежение за состоянием каких-либо явлений с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. Обзор—документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников. Объект исследования—процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования—то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Проблема—теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Тезаурус—словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте. Тезис—утверждение, требующее доказательства. Теория—система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Факт—событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Эксперимент—научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий Экспертиза—исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний с последующим представлением мотивированного заключения. Формы представления исследовательских работ Доклад—это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы. Раскрыто его основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара, и т.п.) Стендовый доклад. Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 м². Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана . В верхней части стенда крепится полоска 840/100мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. Требования к стендовому докладу
Структура стендового доклада
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде. Литературный обзор—это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые. При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления—прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:
После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада. Рецензия представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале. Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:
Научный отчет—документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета—исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени. Структура научного отчета
Реферат представляет собой
Проект—замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа. Проектирование представляет собой процесс создания проекта—прототипа, прообраза предполагаемого проекта или состояния. Виды проектов
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности. Условиями успешной проектной деятельности являются:
Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или конструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда можно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности. Таблица 1. Последовательность работы над проектом.
Этапы работы ученика в процессе исследования 1. Выбор темы.
Какими могут быть темы исследования? Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
2. Цель исследования Определить цель исследования—значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? 3. Задачи исследования Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает на общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. 4. Гипотеза исследования Гипотеза—это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово гипотеза происходит от древнегреческого hypothesis—основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез—предположений о том, как проблема может быть решена. 5. Организация и методика исследования. Надо составить план исследовательской работы. А для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как можно узнать что-то новое о том, что исследуешь?». Поэтому надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Список доступных методов исследования:
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:
Литература 1.Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников// Практика административной работы в школы.—2004.—№1 2. Иванова В.П. Социальное проектирование.—Ядрин, 2006 г. 3. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школы.—2003.—№6 4. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся // Практика административной работы в школы.—2003.—№5 5. Иванов В.Н. Композиционное построение и оформление школьного реферата.—Чебоксары, 1996 г. |
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | ||
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | ||
Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Программа элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов) ... | ||
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения Расширить развивающий потенциал учащихся образовательного компонента «Окружающий мир.» | Программа элективного курса «Энергия будущего» Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих... | ||
Рабочая программа элективного курса «Растительный и животный мир Татарстана» В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.... | Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... |