Скачать 219.53 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» Свидетельство о государственной аккредитации «10» января 2006 г. № 25-20-40 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 21 тел. 24-26-83, факс 24-26-98 РЕЦЕНЗИЯ на программу элективного курса по биологии для 8-9 классов «Основы микробиологии» учителя биологии МОУ Новожилкинской СОШ Усольского района Дашкевич Елены Витальевны Представленная к рецензированию программа курса, рассчитанного на 10 часов, изложена на 13 страницах и содержит:
Актуальность предлагаемого курса не вызывает сомнений: научное познание живой природы - одна из основных задач обучения и воспитания школьников. Известно, что работа с оптическими приборами, предполагающая углубленное изучение биотических объектов, вызывает у детей особый интерес к биологии, формирует исследовательские навыки, расширяет горизонты восприятие мира. Элективный курс такой направленности будет обеспечивать реализацию принципа комплексного подхода к обучению и повышению его эффективности. В цели и задачи курса входит знакомство с наукой «Микробиологией», углубление знаний о строении и функциях прокариотических , микроскопических эукариотических клеток и неклеточных форм жизни. Учащиеся узнают об особенностях среды обитания различных микроорганизмов, их роли в природе и жизни человека. В ходе реализации рецензируемой программы учащиеся познакомятся со строением микроскопов, овладеют некоторыми навыками работы со световым микроскопом, лабораторным оборудованием и препаратами. Наряду с образовательными, будут решены поставленные учителем развивающие и воспитательные задачи. Содержание учебного материала и организация деятельности учащихся по его усвоению рассматривается автором программы в тесной связи и взаимообусловленности. Программа курса не дублирует базовый курс, а углубляет его на основе приобретения учащимися практических навыков, готовит к обучению в профильной школе и выбору будущей профессии. Контроль предлагается осуществлять в виде собеседования в процессе работы, фронтального опроса, подготовки сообщений и отчетов. Представляют интерес прилагающиеся к программе разработки лабораторно-практических работ и информационных материалов по курсу. Программа элективного курса «Основы микробиологии» учителя Дашкевич Е.В. соответствует всем требованиями, предъявляемым к программам такого уровня и может быть рекомендована к реализации. Программа Дашкевич Е.В.. и рецензия на нее обсуждена на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин ИПКРО 1 декабря 2008 г., протокол № 12. Составитель рецензии доцент, канд.биол.наук Н.И. Башарова Зав.кафедрой доцент, канд.биол.наук О.А.Эдельштейн Усольский район МОУ Новожилкииская СОШ Основы микробиологии Программа элективного курса по биологии для учащихся 8.9 класса. Программа разработана учителем биологии I квалификационной категории Еленой Витальевной Дашкевич с. Новожилкино 2008год. Рецензия на программу элективного курса для 8, 9 классов «Основы микробиологии» составленную учителем МОУ Новожилкинской СОШ Дашкевич Е.В. Авторская программа «Основы микробиологии» относится к предметно ориентированным программам комбинаторного вида. Данный курс составлен на основе программ элективных курсов: «От пекарни до биофабрики» Антанович В.П., «Основы микробиологии» Аверчинковой О., материалов сайта Интернета «Основы микробиологии». Программа предназначена для учащихся 8 или 9 классов и рассчитана на 16 часов. Цель программы - развить интерес к изучению дисциплин естественнонаучного цикла, подробнее знакомить учащихся с важным разделом биологии - микробиологией. Актуальность программы состоит в том, что в ней предполагается не только познакомить учащихся с заболеваниями, вызываемыми микроорганизмами, но и выработать навык использования гигиенических правил и мер борьбы с возбудителями болезней. Новизной элективного курса является то, что в его рамках предполагается дать учащимся представление о строении, жизнедеятельности и значении для природы и человека микроорганизмов, с целью формирования ряда специфических, профессиональных навыков Программа курса рассчитана на раскрытие творческих способностей учащихся, на развитие любознательности, интереса к профессиям связанным с биологией. В программе чётко прописаны образовательные, развивающие и воспитательные задачи элективного курса Содержание программы соотносится с целями образования на современном этапе
Программа включает прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека, что говорит о высокой степени научности содержания курса. Согласно требованиям к структуре элективных программ данный курс содержит: 1. Пояснительную записку с описанием особенностей, актуальности, целей и задач курса.
4. Списки литературы для учителя и учащихся. Кроме того, в программе представлены требования к знаниям и умениям учащихся и формы контроля, даны инструкции для лабораторных работ, темы рефератов, перечень профессий микробиологического направления, памятка для школьников об учёных микробиологов. В программе определены соответствующие целям обучения виды учебной деятельности. Автор программы определяет время, требуемое на изучение отдельных разделов, тем и всей программы в целом. Программа «Основы микробиологии» соответствует всем требованиям и может быть рекомендована к реализации Составитель рецензии - Овчинникова Е.Н. руководитель РМО учителей биологии Усольского района Элективный курс «Основы микробиологии» Пояснительная записка Человека окружает множество невидимых существ - микроорганизмов. На земном шаре практически нет места, где бы они не встречались. Они живут в почвенной, водной, наземно-воздушной средах обитания, в продуктах питания и других организмах. Кожные покровы и пищеварительный тракт человека имеют специфическую нормальную микрофлору. Иными оказываются взаимоотношения инфицированного организма и патологических бактерий, поражающих различные ткани и органы и могущих вызывать инфекционные и онкологические заболевания. В рамках элективного курса предполагается дать учащимся представление о строении, жизнедеятельности и значении для природы и человека бактерий, микроскопических грибов и вирусов, с целью формирования ряда специфических (профессиональных) навыков. А так же познакомить учащихся с заболеваниями, вызываемыми этими микроорганизмами. Необходимо объяснить гигиенические правила и меры борьбы с распространением инфекционных заболеваний: санитарный контроль качества питьевой воды и пищевых продуктов, дезинфекция, предохранительные прививки, повышающие иммунитет организма. Элективный курс предметно - ориентированный, комбинаторного типа, рассчитан на учащихся 8, 9-х классов общеобразовательной школы. Программа элективного курса составлена на основе программ элективных курсов:
Цель: развивать интерес к изучению дисциплины естественнонаучного цикла, подробнее знакомить учащихся с важным разделом биологии - микробиологии. Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Содержание элективного курса Тема 1. Микробиология, её разделы. Методы и средства изучения микробиологических процессов. При изучении данной темы необходимо дать понятие о микробиологии как науке, раскрыть историю, методы и средства науки, ознакомиться с её разделами. Сформировать понятие о клетке и клеточном строении организмов. Познакомить учащихся с устройством лупы и микроскопа, рассказать об использовании их в исследованиях и правилах работы; научить ребят работать с увеличительными приборами. Тема 2. Бактериология - раздел микробиологии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Классификация бактерий. Раскрыть цели, задачи и значения бактериологии, ознакомить учащихся с древнейшей группой живых организмов - бактериями. Сформировать представления о прокариотических и эукариотических организмах, показать особенности строения, размножения и распространения бактерий. Показать отличия от других живых организмов. Тема 3. Физиология бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Показать различие бактерий по способу получения и использования веществ и энергии -гетеротрофы, фотоавтотрофы, хемотрофы. Познакомить с грандиозной ролью бактерий в экологической, клинической и промышленных областях. Знакомство с почвенными и болезнетворными бактериями, актиномицетами, которые необходимые для производства антибиотиков (стрептомицин, тетрациклин, ауромицин). Использование бактерий для производства аминокислот, ферментов, уксусной кислоты, кисломолочных продуктов, квашеных продуктов. Тема 4. Вирусология - раздел микробиологии. Вирусы - неклеточная форма жизни. Раскрыть значение вирусологии как науки о вирусах и вирусных заболеваниях. Ознакомить учащихся со строением и химическим составом вирусов, размножением, распространением и болезнетворными свойствами вирусов. Изучить особенности строения вирусов бактерий - бактериофагов. Тема 5. Микроскопические грибки, их роль в природе и жизни человека. Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов (мукор, пеницилл), одноклеточных грибов (дрожжи), дерматомицетов. Показать роль плесневых грибов в разложении органических веществ, в образовании почвы; дрожжей - в пищевой промышленности; дерматомицетов как возбудителей грибковых заболеваний кожи. Дать понятие о пенициллине, истории его открытия и использования в медицине. Тема 6. Среда обитания микроорганизмов. Микробная флора организма человека. Изучить особенности среды обитания микроорганизмов (почвенной, наземно-воздушной, водной, организменной) видовой состав микробной флоры человека. При изучении темы особое внимание уделить содержанию микроорганизмов в различных продуктах питания и в питьевой воде. Рассмотреть санитарно-гигиенические нормативные документы по охране окружающей среды и здоровья человека. Тема 7,8,9. Инфекционные и онкологические заболевания и борьба с ними. Дать понятия об инфекционных заболеваниях, познакомить учащихся с различными инфекционными заболеваниями кожи, кровеносной, дыхательной, пищеварительной системой; их причинами, симптомами и профилактикой. Дать представление об онкологических заболеваниях, изучить взаимодействие вирусов с клетками, реакцию организма на проникновение вируса. Рассказать о предупреждении и лечении различных инфекций, соблюдении гигиенических правил с целью профилактики заболеваний. Тема 10. Итоговый урок Учебно-методический план элективного курса
Памятка для школьников об учёных-микробиологах Г.Галилей (1564 - 1642 ) изобретение микроскопа. Р.Гук (1635 - 1703) рассмотрел срезы пробки, обнаружил ячеистое строение древесной ткани. Эти ячейки назвал "клетками". А. Ван Левенгук (1632 - 1723) впервые увидел микроорганизмы. Я. Б. Ван Гельмонт (1577 - 1644) ввёл термин "Брожение". А.Л.Лавуазье (1743 - 1794) изучал химическое превращение сахара при спиртовом брожении. Ж. Б. Демазьер (1783 - 1862) описал строение дрожжей. Гиппократ (ок. 460 - 377 до н.э) высказал предположение о том, что заразные болезни вызываются невидимыми живыми существами. Авиценна (ок 980 - 1037) писал о "невидимых" возбудителях чумы, оспы и др. заболеваний. Д.С.Самойловым (1744 - 1 805) инфекционные заболевания вызываются живыми микроскопическими существами. Луи Пастер (1822 - 1895) основоположник науки микробиологии. Доказал, что болезни вызываются микробами, попавшими в организм, разработал методы предупредительных прививок, которые выполняются в борьбе с различными заразными болезнями: сибирская язва, бешенство, краснуха, ввёл термины ''аэробный" и "анаэробный" способ существования. Р.Кох (1843 - 1910) занимался изучением возбудителей инфекционных заболеваний (сибирской язвы, холеры, туберкулёза). Л.С.Цеолковский (1822 - 1887) родоначальник русской микробиологии, открыл и описал большое число простейших, изучал их морфологию и циклы развития; предложил вакцину против сибирской язвы. И.И.Мечников (1845 - 1916) автор фагоцитарной теории иммунитета. А.Флеминг (1 881 - 1955) открыл пенициллин - это было начало эры антибиотиков. Э.Геккель (1834 - 1919) предложил выделить все микроорганизмы в отдельное царство Protista (протисты, первосущества) Перечень профессий микробиологического направления
Основные понятия, которые необходимо сформировать при изучении элективного курса: Анаэробы Антибиотики Аэробы Бактерии Бактериофаги Вирусы Инфекционные заболевания Капсид Культивирование Культура (накопительная, чистая) Культурные методы исследования Лабораторное оборудование Методы окраски Микробиология Микроскопические грибы Нуклеоид Онкологические заболевания Питательная среда Посев Прокариоты Стерилизация Тип питания Фиксирование Эукариоты Тематика рефератов: 1. Фитопатогенные бактерии. Примерный план:
2. Бактерии на службе человека. План:
3. Производство антибиотиков и их значение для медицины. План:
4. Инфекционные заболевание кожи. План:
5. Инфекционные заболевания дыхательной системы. План:
6. Инфекционные заболевания пищеварительной системы. План:
7. Онкологические заболевания. План:
Практическая работа: "Устройство техники для микроскопированин" Цель: ознакомить с навыками работы с микроскопной техникой Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, газета, ножницы. Ход работы:
а) Вырезать из газеты букву и положить её на предметное стекло. б) Пипеткой нанести каплю воды и покрыть покровным стеклом. в) Излишек воды удалить фильтровальной бумагой 3. Зеркалом направить свет в отверстие предметного столика. 4. Пользуясь регулировочным винтом добиться, чтобы буква была чётко видна сначала под малым, а затем под большим увеличением. Лабораторная работа: "Микроскопическое исследование продуктов питания и определение бактерий" Цель: Определить наличие бактерий в продуктах питания (молочные продукты) с помощью химических индикаторов (углекислый газ). Оборудование: 5 пробирок, 5 пробок, штатив для пробирок, маркер, 2 пипетки, раствор, бротимол синий, молоко, кефир, творог, сметана. Ход работы:
Таблица. Результаты наблюдений за жизнедеятельностью бактерий
Лабораторная работа: "Микроскопирование живых бактерий" Цель: Рассмотреть под микроскопом живые экземпляры сенной палочки, их форму и строение. Оборудование: микроскоп, пипетки, стакан воды, предметное стекло, покровное стекло, разведённая культура сенной палочки (1, 10) Ход работы:
4. Делают зарисовки в тетради. 5. Лабораторная работа: "Микроскопирование дрожжей" Цель: Рассмотреть форму и строение дрожжевых клеток. Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, стакан воды, пипетка, разведённая культура дрожжей (1, 10) Ход работы:
опускают на каплю жидкости.
Рекомендуемая литература для учащихся:
Литература для подготовки учителя: Емцев В.Т. Микробиология: учебник для вузов. - М.: Дрофа, 2005. - 445 с. Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию. -М.: Дрофа, 2001.-197 с. Илларионов Э.Ф. Биология 6-7 класс. Поурочные разработки. - М.: Вако, 2003 -320 с. Каменский А.А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология, учебное пособие для поступающих в ВУЗы. - М.: "Книжный дом" Университет, 1999. - 200 с. Методы изучения микроорганизмов и их метаболитов / Под ред. Н.А. Красильникова. - М.: Наука, 1966. Определитель бактерий Берджи /Под ред. Дж.Хоулта. - М.: Мир, 1997. Т. 1 и Т.2. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. редактор Покровский В.И. - М.: "Издательский Дом Оникс", "Альянс - В". 1998. - 688 с. Резанова Г.А.. Антонова И.П.. Резанов А.А. Биология человека. В таблицах и схемах. - М., "Издат-школа 2000; 1999. 208 с. Теппер Е.З. Практикум по микробиологии. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с. 0. Чепурнова Н.Е., Соколова Н.А. Биология. Методическое пособие и контрольные работы (для поступающих в ВУЗы) - М.: Издательский отдел УНЦ ДО МГУ. 1999. -232 с. |
Программа элективного курса основы лесоводства 2012 г. Программа... ... | Рабочая программа учебной дисциплины оп. 06 Основы микробиологии... ОП. 06 «Основы микробиологии и иммунологии», разработанной Государственным Автономным Общеобразовательным учреждением «Казанский... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 09 Основы микробиологии... ОП. 09 «Основы микробиологии и иммунологии», разработанной Государственным Автономным Общеобразовательным учреждением «Казанский... | Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных... Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства | ||
Программа элективного курса для 10 класса «Микробиология» Вузах. Повышение уровня знаний в области микробиологии влечет за собой неизменно и повышение культурного уровня учащихся, т к на... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лекции по микробиологии, учебник «Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии» А. А. Воробьёв | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» / авт. Г. П. Подгорнова. М.: Дрофа, 2006 | ||
Программа элективного курса «основы цитологии» Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Экзаменационные вопросы по микробиологии и вирусологии микрофлора... Медицинская микробиология. Предмет и задачи микробиологии. Этапы развития медицинской микробиологии. Работы Л. Пастера и Р. Коха... | Программа элективного курса «Мир неизвестного смелых зовет » Программа элективного курса «Мир неизвестного смелых зовет» ( основы научно-исследовательской деятельности) | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа элективного курса для учащихся 10 (11) классов «основы цифровой фотографии» Программа курса «Основы цифровой фотографии» ориентирована на учащихся 10 или 11 классов при занятиях 1 раз в неделю по 1 часу, всего... | Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры |