Скачать 193.39 Kb.
|
Министерство образования Республики КОМИ ГОУ НПО Профессиональное училище №15 ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ на тему: Использование информационных коммуникационных технологий при создании электронных средств обучения. Отчёт подготовила преподаватель высшей категории Скульчес М.Н. г. Сыктывкар 2010 г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Имея высшее инженерно-техническое образование и отработав много лет на производстве в качестве технолога, начальника цеха и заведующей производством, в 2003 году я пришла в систему профессионального образования. Я преподаю следующие предметы: технология отделочных строительных работ, материаловедение, охрана труда, сведения о контрольно-измерительных приборах и автоматизации, технология и ремонт КИПиА, техническое и строительное черчение и рисование. В последние годы система образования претерпевает большие изменения в связи с разработкой и внедрением новых инновационных технологий обучения и компьютеризацией учебного процесса. В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). Для чего нужны ИКТ в образовании? Для того, чтобы компьютерные технологии помогали педагогам учить, а обучающимся было интересно учиться. Современные информационные технологии являются основой процесса информатизации образования, реализация которого предполагает:
Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность в более широком внедрении высоких образовательных технологий, сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессионалов новой формации. Использование информационных технологий даёт возможность создавать и использовать в учебном процессе мультимедийные презентации (PowerPoint), публикации (Publisher), использовать электронные таблицы для построения и оформления диаграмм и графиков различных типов, анализа данных и построения сводных отчётов, создавать тесты-тренажёры (Microsoft Excel), веб-сайты в информационных сетях Интернета. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер. Именно компьютерная грамотность преподавателя и учащегося определяет эффективность использования информационных технологий в процессе обучения. Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах, в создании совместных образовательных проектов, а для этого он должен сам их освоить. Исследования показали, что только один из 5 педагогов чувствует себя «очень хорошо подготовленным» к использованию компьютера в преподавании своего предмета. Многие преподаватели нашего коллектива, и я тоже, прошли курсы информационных технологий по программе Intel «Обучение для будущего» и широко используем полученные навыки в образовательном процессе. Современный обучающийся уже не тот, что был прежде. И без принятия мысли о том, что современное образование невозможно без использования ИКТ учитель не сможет дать обучающемуся те знания, которые будут необходимы ему во «взрослой» жизни. Отказываясь от использования средств ИКТ на уроках, педагог теряет возможность точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объёма информации, группировки и статистической обработки данных. Применение же компьютера и других ИКТ на занятиях позволит оптимизировать управление обучением, повысит эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивирует обучающихся на получение знаний. Использование IT-технологий в образовательном процессе связано с решением трех основных задач: техническое обеспечение, образовательные методики, подготовка кадров. Решению этих задач способствовала реализация основных Федеральных целевых программ (ФЦП), которые завершились в 2005 году. Среди них: Федеральная программа развития образования на 2000–2005 годы (ФПРО) и «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» (РЕОИС). Первая, по большей части, отвечала за образовательные методики и технологии; вторая ‒ за компьютеризацию. Основные цели этих программ:
Основные усилия новой Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. (ФЦПРО) сосредоточены на формировании единого образовательного пространства на территории всей страны посредством наполнения образовательных интернет-ресурсов и онлайнового доступа к ним преподавателей и учащихся. Совершенствование управления системой образования предполагает более гибкий характер взаимодействия учреждений профессионального образования между собой, научно-методическими учреждениями, органами управления, социальными партнерами. Одним из эффективных условий решения этой задачи является сетевой способ взаимодействия, так как такой характер взаимодействия более эффективен для решения задач модернизации системы образования, качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления, а обновления содержания образования. 2. ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Какие возможности даёт использование ИКТ в образовании?
а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения; б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др. различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.);
В настоящее время в российском Интернете идет процесс создания, накопления и систематизации образовательных ресурсов, которые могут помочь школьникам в учебе. Существует немного веб-сайтов на русском языке, которые могли бы использоваться учащимися при изучении предметов школьной программы. Обучающиеся и преподаватели могут найти в Сети программно-методические комплексы, каталоги компьютерных программ по школьным предметам, информацию об учебниках по школьным предметам, задания олимпиад, тесты по различным предметам школьной программы, курсы дистанционного обучения, тематические образовательные веб-сайты и др. ТЕМАТИЧЕСКИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВЕБ-САЙТЫВеб-сайт «Путеводитель «В мире науки» для школьников» ‒ http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka содержит статьи по следующим предметам: математика, физика, химия, биология, экономика, литература, иностранные языки, история, обществознание, философия; москвоведение ‒ http://www.school.edu.ru/moscow ТЕСТЫ И КУРСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯВеб-сайт «Открытый колледж» http://www.college.ru/ предлагает ребятам пройти курс дистанционного образования и проверить свои знания по физике, математике, химии, биологии, экономике, английскому языку. Старшеклассники могут записаться на «Открытые курсы бизнеса и экономики» и проверить свои предпринимательские способности. www.college.ru/economics/index.html Институт общего среднего образования РАО предлагает школьникам 5-7 классов пройти курс дистанционного обучения по английскому языку, в зависимости от уровня знаний http://scholar.urc.ac.ru/courses/English/index.html КОЛЛЕКЦИИ РЕФЕРАТОВОдним из самых популярных среди старшеклассников источником информации по школьным предметам являются всевозможные коллекции рефератов (например, Российская коллекция рефератов ‒ http://www.students.ru/referats), которые, в основном, используются для банального списывания. Учитель может проверить, откуда взяты тексты рефератов, если обратится к разделу «Образование» поисково-рейтинговой системы Rambler: http://counter.rambler.ru/top100/Education/index.shtml.ru ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВЕБ-КВЕСТЫОбразовательный веб-квест ‒ это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ обучающихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru); ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА "ЕДИНОЕ ОКНО ДОСТУПА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ" (ИС "Единое окно", http://window.edu.ru), "РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" (http://www.edu.ru). «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» (http//ict.edu.ru) 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания обучающихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность обучающегося, т.е. как форма учения. Если при пассивном изучении материала урока в центре процесса стоял учитель, то теперь в центре стоит обучающийся. При анализе урока нужно прежде всего решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики. Поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям аудитории, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации обучающихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы. Работа и поведение обучающихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности обучающихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения. Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего, воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения. 5. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ
- обоснованность методов использования средств ИКТ (служат активизации познавательной деятельности учащихся, способствуют решению дидактических задач урока, способствуют достижению цели урока); - организация учащихся при работе с использованием ИКТ (повышение эффективности учебной деятельности учащихся, способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, расширение зоны индивидуальной активности учащихся, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении); - влияние использования ИКТ на результативность обучения (способствует пониманию и усвоению знаний, способствует эффективному закреплению материала, способствует оперативному контролю знаний учащихся). 3. Анализируется влияние использования ИКТ на выполнение плана урока; достижение целей урока; повышение эффективности и качества обучения. Дополнительные критерии оценки урока:
6. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Все применяемые мною способы использования ИКТ не позволяют в полной мере активизировать коллективную творческую познавательную деятельность обучающихся. На сегодняшний день решение этой задачи я вижу в проведении интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий. Для реализации данного направления использования ИКТ в нашем учебном заведении пока недостаточно условий, а именно: нет доступа обучающихся к имеющимся в училище средствам ИКТ (кроме компьютерного класса на уроках информатики и библиотеки), многие обучающиеся не имеют дома персональных компьютеров. Руководство училища работает над решением этих вопросов, в ближайшее время планируется создание Интернет-сайта учебного заведения, доступа обучающихся к единой сети Интернет, что позволит расширить возможности использования ИКТ с привлечением учащихся к работе над Web-проектами. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления обучающиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, с педагогами. Актуальность метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью обучающихся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления. В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Включение обучающихся в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей обучающегося, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Проекты могут быть:
Для организации работы учащихся над проектом необходим наставник-преподаватель, который, собственно, является автором-разработчиком проекта или руководителем образовательной проектной деятельности, и который должен:
Работе всех участников телекоммуникационного проекта необходима будет помощь специалиста ‒ преподавателя информатики, владеющего информационными технологиями и выступающего консультантом во многих технических вопросах. В его задачи будет входить:
Обучающиеся, в результате усилий всех вышеперечисленных взрослых, должны уметь:
Ученики, работая в проектах, могут привлекаться также к работе на училищных Web-страницах при создании:
В дальнейшем предстоит большая и интересная, как для обучающихся, так и для меня, как педагога, творческая работа. Возможность выхода на сетевой способ взаимодействия позволит более эффективно решать задачи модернизации системы образования, а также обновления содержания образования. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
СОДЕРЖАНИЕ
технологий.
средств икт на уроке.
с применением ИКТ.
образовательном процессе
ПРИЛОЖЕНИЯ Файловые папки на электронном носителе:
|
Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных... Зация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных... | Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных... Ежью систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с... | Программа дисциплины использование современных информационных и коммуникационных... Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий... | ||
Автоматизированная система смысловой обработки текстов при создании... Работа выполнена на кафедре информационных технологий и электронных библиотек Московского государственного университета культуры... | Использование электронных образовательных ресурсов на урок Еских направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных... | ||
Использование икт в образовательной деятельности доу для детей с овз. Ягодина Л. А В настоящее время в России одной из распространенных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста является использование... | Рабочая программа по дисциплине «Использование современных информационных... Астью которой является профессиональная компетентность. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных... | ||
Рабочая программа дисциплины «использование современных информационных... «использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» | Современные методы развития познавательной активности с использованием... Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовании,... | ||
Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании Выработка национальной политики по использованию информационных и коммуникационных технологий в системе образования. 3 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из важнейших направлений модернизации школьного образования на современном этапе его развития является использование средств... | ||
Что такое егэ и цт? Проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения информационных технологий... | Использование средств икт в осуществлении дифференцированного подхода... В данной статье раскрывается основной приоритет развивающей функции в дифференцированном обучении средствами информационно-коммуникационных... | ||
Отчет в государственном учреждении Центр информационных технологий... Цитуо, учителей школ, методистов, консультантов была реализована научная разработка проекта по теме: «Создание научно-методической... | «article-pronom» Ростов-на-Дону 2009 Проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения информационных технологий... |