Скачать 108.96 Kb.
|
Пухальский В.А., Геращенко Е.К. доценты кафедры ПР-2 Мониторинг качества подготовки специалистов В нашей стране провозглашена инновационная модернизация экономики. В рамках данной концепции главным свойством специалистов, участвующих в этом процессе, является их креативность, т.е. творческая способность индивида, характеризующаяся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Согласно А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Университет является частью этой среды, которая может способствовать как потере, так и развитию этих способностей. Поэтому мы предприняли попытку произвести анализ существующей ситуации. Чрезвычайно важно прежде, чем браться за оценку ситуации, разобраться с используемыми при этом понятиями и определениями, т.е. с терминологией. В ходе первой конференции МГУПИ по качеству подготовки специалистов нами был предложен вариант определения качества специалиста1. Сегодня рассмотрим вопрос о потребителе нашей продукции. В качестве такового могут рассматриваться: сам учащийся; работодатели; предприятия и организации; государство; мировая общественность. Варианты представлены в порядке нарастания надежности и долгосрочности работы требований, выдвигаемых этими потребителями. За неимением достаточного времени подвергнем анализу лишь 1-ый вариант. Рассмотрение в качестве потребителя учащегося очень ненадежный с точки зрения прогнозирования существования учебного заведения вариант. Это связано в первую очередь с чаще всего небольшим жизненным опытом и представлением о выбранной специальности. Ну а самое главное, в действительности, та продукция, выпуском которой мы занимаемся, это оснащение выпускников теми знаниями и опытом, которыми располагает университет. Студент же выполняет роль некоего непассивного контейнера, с помощью которого знания и опыт доставляются до конкретных рабочих мест. Как мы опять убеждаемся качество специалиста вопрос многогранный. В связи с этим качество подготовки необходимо обеспечивать системно. Для надежного функционирования такой системы необходимо иметь столь же надежное информационное обеспечение, позволяющее своевременно и четко устанавливать причины тех или иных явлений, происходящих в системе, принимать решения и осуществлять соответствующие управляющие действия. Постоянное осуществление такого мониторинга позволило бы отслеживать ситуацию с подготовкой специалистов в университете. Организовать полномасштабный мониторинг силами отдельных студентов и преподавателей сложно, поэтому: во-первых, приведенные в докладе данные, полученные в нашем университете, перемежаются с данными из литературы и интернета и, во-вторых, к сожалению, мы не можем утверждать о наличие каких либо _____________________________________________________________________ 1 Пухальский В.А. Система обеспечения качества специалистов на базе нового подхода к понятию «качество». Сб. тезисов докладов первой научно-методической конференции 1-2 февраля 2006 г. «Повышение качества подготовки специалистов в МГУПИ» МГУПИ, М., 2006, с.32-35 закономерностей, действующих при обучении. Однако, с нашей точки зрения, несмотря на эти обстоятельства, приведенные ниже факты по некоторым из аспектов подготовки, представляют значительный интерес. Далее рассмотрим результаты сделанного нами среза ситуации о процессе обучения в ВУЗе и последующей трудовой деятельности выпускников. По требованиям, к выпускаемым нами специалистам от работодателей, картина следующая. В качестве объяснения позиции работодателей по отношению к молодым и не только молодым специалистам может служить известная зависимость руководства от ситуации. А теперь немного о том, кого мы учим, как учим и как у нас это получается? Попытка оценить, насколько наши студенты способны принимать решения на основе получаемой ими фактической информации, была осуществлена на примере практического занятия, связанного с посещением выставки и анализом студентами, полученных на ней сведений. Дальнейшие сведения были получены нами путем анкетирования студентов и преподавателей МГУПИ. Как видим мнение студентов платной и бюджетной форм обучения на 1-ом куре различно, а по мере обучения выравнивается. Здесь следует отметить, что если при поступлении это мнение в основном формируется под воздействием родных, близких, друзей и т.д., по окончании же оно в наибольшей степени ориентируется на требования рынка. По сведениям, полученным из интернета, мнение студентов г. Москвы об образовании необходимом для успешной трудовой деятельности и последующее их трудоустройство имеет место следующая ситуация. Произведенный выше анализ, по нашему мнению доказывает полезность мониторинга качества подготовки специалистов. Далее хотим сказать о некоторых фактах, присутствующих сегодня в практике подготовки специалистов и нуждающихся по нашему мнению в определенной корректировке. Унификация дисциплин и увеличение количества одновременно обучаемых студентов в потоке с одной стороны, конечно, может быть использовано для оптимизации расходов на обучение, но с другой, если например большое количество студентов в аудитории будут иметь вопросы, то ответить всем у преподавателя не будет возможности. Это, конечно же, не улучшит качества обучения. Определенным выходом из этой ситуации может быть увеличение индивидуальной работы со студентами и как следствие введение вновь в планы преподавателей данной нагрузки. Наиболее высококвалифицированных преподавателей выгодно использовать на производстве единичной продукции, т.е. магистров, кандидатов и докторов наук, которых необходимо готовить целевым образом под конкретные рабочие места по заказам промышленности. Под углом подготовки специалистов для конкретных рабочих мест интересно рассмотреть и использовать опыт кафедры ТИ-1 по подготовке специалистов совместно с предприятиями. Проверка знаний с помощью тестов, в том виде, в котором это осуществляется сегодня, не развивает способностей к творчеству ни школьников, которых готовят к сдаче ЕГЭ, ни у студентов. Очевидно, живой контакт для этих целей необходим. Кроме того для повышения креативности выпускаемых специалистов следует организовывать научно-исследовательскую работу студентов с 1-го курса. Для повышения конкурентоспособности получения высшего образования именно в нашем Университете, пожалуй, наиболее простым и быстродействующим мероприятием может быть сокращение оплаты за обучение. Однако это конечно должен быть не единственный и, пожалуй, не основной фактор. В заключении хотим отметить, что осуществленная попытка найти методы внутреннего аудита Системы качества наглядно показывает наличие такой возможности. Основываясь на опыте, имеющемся на нашей кафедре в области системного подхода к обеспечению качества продукции, предлагаем следующие рекомендации. Для того, чтобы система качества в полной мере состоялась, ее существование следует рассматривать одновременно в трех формах: методологической, технической и организационной. Суть такого подхода состоит в следующем. Основополагающими являются принципы, на которых строится методологическая форма системы. Остальные же формы являются как бы оболочками этого методологического остова. Методологическая форма оговаривает критерии и методы, согласно которым осуществляется оценка и совершенствование качества продукции, в нашем случае специалистов, а также время, место и состояние продукции, при которых эти методы и критерии должны использоваться. Техническая форма существует в виде технических средств (инструментов, приспособлений, стендов, машин, участков, специалистов и т.д.), обеспечивающих определенные методы и действия в системе качества. Организационная форма существует в виде связей, обеспечивающих взаимодействие этих технических средств. Приняв за основу то, что целью существования системы качества должно быть обеспечение качества выпускаемых Университетом специалистов, можно сформулировать следующие перечень мероприятий:
Пухальский В.А., Геращенко Е.К. Мониторинг качества подготовки специалистов, Сб. «Повышение качества подготовки специалистов в МГУПИ» Материалы 5-ой научно-методической конференции, г.Москва, 2010, с.77-88 РЕФЕРАТ Пухальский В.А., Геращенко Е.К. доценты кафедры ПР-2 Мониторинг качества подготовки специалистов В рамках концепции инновационного реформирования экономики резко возрастает значение качества подготовки специалистов. В докладе осуществлен анализ требований к качеству подготовки специалистов, а также разносторонних мнений о качестве самого процесса подготовки. На основе опыта, имеющегося на кафедре по оценке эффективности функционирования систем качества, даны предложения о поэтапной разработке эффективной системы качества в университете. Инновация (innovatio от новолатинс. Investio – одеваю и novatio – обновляю) – это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии, изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производство) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). Креативность (от англ. create – создавать) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. |
Мониторинг качества подготовки специалистов в условиях комплекса «сельская школа колледж село» Охватывает полный цикл подготовки специалиста, включающий этапы допрофессиональной подготовки (сельская школа), профессиональной... | Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов... Национальная система и образовательные стандарты высшего образования российской федерации: аналитический доклад /Под науч ред д-ра... | ||
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | Реферат Введение: в стране повышаются требования к компетентности... Система подготовки специалистов медико-профилактического профиля: проблемы и пути решения | ||
Современные педагогические технологии и мониторинг качества учебно-методический... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные педагогические технологии и мониторинг качества» | Ежедневный медиа-мониторинг «Сколково» 07. 11. 2011 года Целью тестирования является поиск нарушений требований качества, сформулированных в спецификации качества пс | ||
Анализ портфолио Мониторинг участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах;... Справка по итогам проведения персонального контроля за работой учителей-предметников, выходящих на аттестацию | Краткая информация об ижгту Совершенствование внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов 232 | ||
Мониторинг качества образовательной деятельности учреждения дополнительного... Мониторинг мбоудод дворца творчества детей и молодежи «Истоки» это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным... | Среднего профессионального образования «орловский базовый медицинский... Повышение качества подготовки специалистов, заложенного в требования нового образовательного стандарта | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приемы менеджмента для каждого этапа на фирмах-производителях и на фирмах-потребителях. Создание временных коллективов для внедрения... | Абдуллин а. Р. Основы глобалистики Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | ||
Iv. Обязательственное право Подраздел II. Охранительные обязательства Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | А. Артов В. боков А. дулицкий А. ена А. паршинцев Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | ||
Исследование биологии околосмертельного и мистического опыта Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | План работы цмк клинических дисциплин и основ сестринского дела на 2012 2013 учебный год Совершенствование качества подготовки специалистов среднего звена посредством инновационных технологий |