Мониторинг качества подготовки специалистов





Скачать 108.96 Kb.
НазваниеМониторинг качества подготовки специалистов
Дата публикации04.03.2016
Размер108.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Пухальский В.А., Геращенко Е.К.

доценты кафедры ПР-2

Мониторинг качества подготовки специалистов
В нашей стране провозглашена инновационная модернизация экономики. В рамках данной концепции главным свойством специалистов, участвующих в этом процессе, является их креативность, т.е. творческая способность индивида, характеризующаяся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Согласно А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Университет является частью этой среды, которая может способствовать как потере, так и развитию этих способностей. Поэтому мы предприняли попытку произвести анализ существующей ситуации.

Чрезвычайно важно прежде, чем браться за оценку ситуации, разобраться с используемыми при этом понятиями и определениями, т.е. с терминологией.

В ходе первой конференции МГУПИ по качеству подготовки специалистов нами был предложен вариант определения качества специалиста1. Сегодня рассмотрим вопрос о потребителе нашей продукции. В качестве такового могут рассматриваться: сам учащийся; работодатели; предприятия и организации; государство; мировая общественность. Варианты представлены в порядке нарастания надежности и долгосрочности работы требований, выдвигаемых этими потребителями.

За неимением достаточного времени подвергнем анализу лишь 1-ый вариант.

Рассмотрение в качестве потребителя учащегося очень ненадежный с точки зрения прогнозирования существования учебного заведения вариант. Это связано в первую очередь с чаще всего небольшим жизненным опытом и представлением о выбранной специальности. Ну а самое главное, в действительности, та продукция, выпуском которой мы занимаемся, это оснащение выпускников теми знаниями и опытом, которыми располагает университет. Студент же выполняет роль некоего непассивного контейнера, с помощью которого знания и опыт доставляются до конкретных рабочих мест.

Как мы опять убеждаемся качество специалиста вопрос многогранный. В связи с этим качество подготовки необходимо обеспечивать системно.

Для надежного функционирования такой системы необходимо иметь столь же надежное информационное обеспечение, позволяющее своевременно и четко устанавливать причины тех или иных явлений, происходящих в системе, принимать решения и осуществлять соответствующие управляющие действия. Постоянное осуществление такого мониторинга позволило бы отслеживать ситуацию с подготовкой специалистов в университете.

Организовать полномасштабный мониторинг силами отдельных студентов и преподавателей сложно, поэтому: во-первых, приведенные в докладе данные, полученные в нашем университете, перемежаются с данными из литературы и интернета и, во-вторых, к сожалению, мы не можем утверждать о наличие каких либо

_____________________________________________________________________

1 Пухальский В.А. Система обеспечения качества специалистов на базе нового подхода к понятию «качество». Сб. тезисов докладов первой научно-методической конференции 1-2 февраля 2006 г. «Повышение качества подготовки специалистов в МГУПИ» МГУПИ, М., 2006, с.32-35

закономерностей, действующих при обучении. Однако, с нашей точки зрения, несмотря на эти обстоятельства, приведенные ниже факты по некоторым из аспектов подготовки, представляют значительный интерес.

Далее рассмотрим результаты сделанного нами среза ситуации о процессе обучения в ВУЗе и последующей трудовой деятельности выпускников.

По требованиям, к выпускаемым нами специалистам от работодателей, картина следующая.

В качестве объяснения позиции работодателей по отношению к молодым и не только молодым специалистам может служить известная зависимость руководства от ситуации.


А теперь немного о том, кого мы учим, как учим и как у нас это получается?


Попытка оценить, насколько наши студенты способны принимать решения на основе получаемой ими фактической информации, была осуществлена на примере практического занятия, связанного с посещением выставки и анализом студентами, полученных на ней сведений.




Дальнейшие сведения были получены нами путем анкетирования студентов и преподавателей МГУПИ.




Как видим мнение студентов платной и бюджетной форм обучения на 1-ом куре различно, а по мере обучения выравнивается. Здесь следует отметить, что если при поступлении это мнение в основном формируется под воздействием родных, близких, друзей и т.д., по окончании же оно в наибольшей степени ориентируется на требования рынка.




По сведениям, полученным из интернета, мнение студентов г. Москвы об образовании необходимом для успешной трудовой деятельности и последующее их трудоустройство имеет место следующая ситуация.



Произведенный выше анализ, по нашему мнению доказывает полезность мониторинга качества подготовки специалистов.

Далее хотим сказать о некоторых фактах, присутствующих сегодня в практике подготовки специалистов и нуждающихся по нашему мнению в определенной корректировке.

Унификация дисциплин и увеличение количества одновременно обучаемых студентов в потоке с одной стороны, конечно, может быть использовано для оптимизации расходов на обучение, но с другой, если например большое количество студентов в аудитории будут иметь вопросы, то ответить всем у преподавателя не будет возможности. Это, конечно же, не улучшит качества обучения.

Определенным выходом из этой ситуации может быть увеличение индивидуальной работы со студентами и как следствие введение вновь в планы преподавателей данной нагрузки.

Наиболее высококвалифицированных преподавателей выгодно использовать на производстве единичной продукции, т.е. магистров, кандидатов и докторов наук, которых необходимо готовить целевым образом под конкретные рабочие места по заказам промышленности. Под углом подготовки специалистов для конкретных рабочих мест интересно рассмотреть и использовать опыт кафедры ТИ-1 по подготовке специалистов совместно с предприятиями.

Проверка знаний с помощью тестов, в том виде, в котором это осуществляется сегодня, не развивает способностей к творчеству ни школьников, которых готовят к сдаче ЕГЭ, ни у студентов. Очевидно, живой контакт для этих целей необходим. Кроме того для повышения креативности выпускаемых специалистов следует организовывать научно-исследовательскую работу студентов с 1-го курса.

Для повышения конкурентоспособности получения высшего образования именно в нашем Университете, пожалуй, наиболее простым и быстродействующим мероприятием может быть сокращение оплаты за обучение. Однако это конечно должен быть не единственный и, пожалуй, не основной фактор.

В заключении хотим отметить, что осуществленная попытка найти методы внутреннего аудита Системы качества наглядно показывает наличие такой возможности.

Основываясь на опыте, имеющемся на нашей кафедре в области системного подхода к обеспечению качества продукции, предлагаем следующие рекомендации.

Для того, чтобы система качества в полной мере состоялась, ее существование следует рассматривать одновременно в трех формах: методологической, технической и организационной. Суть такого подхода состоит в следующем.

Основополагающими являются принципы, на которых строится методологическая форма системы. Остальные же формы являются как бы оболочками этого методологического остова. Методологическая форма оговаривает критерии и методы, согласно которым осуществляется оценка и совершенствование качества продукции, в нашем случае специалистов, а также время, место и состояние продукции, при которых эти методы и критерии должны использоваться. Техническая форма существует в виде технических средств (инструментов, приспособлений, стендов, машин, участков, специалистов и т.д.), обеспечивающих определенные методы и действия в системе качества. Организационная форма существует в виде связей, обеспечивающих взаимодействие этих технических средств.

Приняв за основу то, что целью существования системы качества должно быть обеспечение качества выпускаемых Университетом специалистов, можно сформулировать следующие перечень мероприятий:

  1. Обсудить и принять определение качества специалистов, выпускаемых Университетом, как цель существования Университета.

  2. Провести обсуждения в подразделениях и на уровне Университета, по результатам которых разработать классификацию выпускаемых Университетом специалистов, а также процессов, используемых для этого.

  3. На основании разработанных классификаций произвести унификацию специальностей и процессов, обеспечивающих выпуск специалистов.

  4. Произвести маркетинговые исследования по используемым в Университете специальностям с ранжированием их по перспективности, а также определением существующих на рынке труда «ниш» для последующего их заполнения выпускниками Университета.

  5. Сконцентрировать ресурсы Университета на развитии перспективных специальностей, используя матричный принцип организации обучения.

  6. Объявить конкурс на лучшую программу качества Университета, осуществить выбор и утвердить лучшую из предложенных. В Программе нужно сформулировать пути достижения поставленной цели.

  7. Для намеченных в Программе путей обеспечения качества, силами соответствующих подразделений Университета разработать методологическую часть Системы качества (включая критерии и методы оценки качества, а также методы получения исходной информации для них).

  8. Силами соответствующих подразделений Университета разработать техническую и организационную части Системы качества и обеспечить их необходимыми ресурсами.

  9. На основании проведенных по п.7 и п.8 работ осуществить разработку не противоречащего им Руководства по качеству.

  10. Силами соответствующих подразделений Университета разработать стандарты Системы качества по направениям.

  11. С целью повышения качества образования и определения возможности сокращения сроков обучения необходимо внедрить принципы:

  • непрерывного образования, вплоть до разработки сквозных программ обучения со смежными образовательными учреждениями;

  • дифференцированного подхода в обучении с использованием модульного обучения;

  • целевого обучения под нужды потребителя, для чего необходимо иметь прочные связи с предприятиями и организациями потребителями, вплоть до непосредственного участия в их работе (приветствовать работу в них по совместительству наших сотрудников и наоборот работников этих организаций по совместительству у нас).

  1. Наладить четкую связь с бывшими (работающими) выпускниками Университета, с возможностью отслеживания карьерного роста каждого и анализом причин его успехов и неудач. Необходима налаженная система идентификации специалиста.



Пухальский В.А., Геращенко Е.К. Мониторинг качества подготовки специалистов, Сб. «Повышение качества подготовки специалистов в МГУПИ» Материалы 5-ой научно-методической конференции, г.Москва, 2010, с.77-88
РЕФЕРАТ

Пухальский В.А., Геращенко Е.К.

доценты кафедры ПР-2

Мониторинг качества подготовки специалистов
В рамках концепции инновационного реформирования экономики резко возрастает значение качества подготовки специалистов.

В докладе осуществлен анализ требований к качеству подготовки специалистов, а также разносторонних мнений о качестве самого процесса подготовки. На основе опыта, имеющегося на кафедре по оценке эффективности функционирования систем качества, даны предложения о поэтапной разработке эффективной системы качества в университете.


Инновация (innovatio от новолатинс. Investio – одеваю и novatio – обновляю)это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии, изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производство) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
Креативность (от англ. create – создавать) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мониторинг качества подготовки специалистов iconМониторинг качества подготовки специалистов в условиях комплекса «сельская школа колледж село»
Охватывает полный цикл подготовки специалиста, включающий этапы допрофессиональной подготовки (сельская школа), профессиональной...
Мониторинг качества подготовки специалистов iconИсследовательский центр проблем качества подготовки специалистов...
Национальная система и образовательные стандарты высшего образования российской федерации: аналитический доклад /Под науч ред д-ра...
Мониторинг качества подготовки специалистов iconМониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;...
Мониторинг качества подготовки специалистов iconРеферат Введение: в стране повышаются требования к компетентности...
Система подготовки специалистов медико-профилактического профиля: проблемы и пути решения
Мониторинг качества подготовки специалистов iconСовременные педагогические технологии и мониторинг качества учебно-методический...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные педагогические технологии и мониторинг качества»
Мониторинг качества подготовки специалистов iconЕжедневный медиа-мониторинг «Сколково» 07. 11. 2011 года
Целью тестирования является поиск нарушений требований качества, сформулированных в спецификации качества пс
Мониторинг качества подготовки специалистов iconАнализ портфолио Мониторинг участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах;...
Справка по итогам проведения персонального контроля за работой учителей-предметников, выходящих на аттестацию
Мониторинг качества подготовки специалистов iconКраткая информация об ижгту
Совершенствование внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов 232
Мониторинг качества подготовки специалистов iconМониторинг качества образовательной деятельности учреждения дополнительного...
Мониторинг мбоудод дворца творчества детей и молодежи «Истоки» это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным...
Мониторинг качества подготовки специалистов iconСреднего профессионального образования «орловский базовый медицинский...
Повышение качества подготовки специалистов, заложенного в требования нового образовательного стандарта
Мониторинг качества подготовки специалистов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приемы менеджмента для каждого этапа на фирмах-производителях и на фирмах-потребителях. Создание временных коллективов для внедрения...
Мониторинг качества подготовки специалистов iconАбдуллин а. Р. Основы глобалистики
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Мониторинг качества подготовки специалистов iconIv. Обязательственное право Подраздел II. Охранительные обязательства
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Мониторинг качества подготовки специалистов iconА. Артов В. боков А. дулицкий А. ена А. паршинцев
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Мониторинг качества подготовки специалистов iconИсследование биологии околосмертельного и мистического опыта
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Мониторинг качества подготовки специалистов iconПлан работы цмк клинических дисциплин и основ сестринского дела на 2012 2013 учебный год
Совершенствование качества подготовки специалистов среднего звена посредством инновационных технологий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск