Скачать 163.56 Kb.
|
1498.01.01;МУ.09;2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «РЕФЕРАТ–РЕЦЕНЗИЯ» © БИБЛИОТЕКА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, 2015 Разработано В.Г. Ерыковой, к.п.н.; Е.В. Потаповой, преподавателем соц.-пед. дисциплин И.А. Лёвиной Под ред. М.А. Лямзина, д.п.н., проф. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «РЕФЕРАТ–РЕЦЕНЗИЯ» Данные методические указания определяют порядок подготовки и проведения такого вида учебного занятия, как «Реферат-рецензия» в условиях функционирования электронной образовательной среды с применением роботизированных сетевых дидактик (электронного обучения, дистанционных технологий). Методические указания адресованы обучающимся и педагогическим работникам. Для обучающихся и научно педагогических работников образовательных организаций ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 5 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5 2 Информационное обеспечение выполнения УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «реферат-рецензия» 6 3 Организационно-методические указания по выполнеНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «реферат-рецензиЯ» 6 4 ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ РЕФЕРАТА-РЕЦЕНЗИИ НА ПРОВЕРКУ 9 5 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА-РЕЦЕНЗИИ 9 6 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА-РЕЦЕНЗИИ 9 7 Аттестация выполнения письменной работы «реферат-рецензиЯ» 10 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 В помощь обучающемуся при написании реферата-рецензии 13 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬПисьменная работа – вид учебного занятия, состоящий в выполнении обучающимся письменного задания на определенную тему. Научная статья – форма представления результатов какого-либо исследования для научной общественности. Реферат – (от лат. refero - докладываю, сообщаю) краткое изложение содержания книги, научной работы, результатов изучения и/или исследования научной проблемы; краткий доклад; краткий обзор литературных и других источников. Рецензия - критическое сочинение, письменный разбор, содержащий анализ и оценку рецензируемой работы. Реферат-рецензия - тип реферата, в котором содержится краткое критическое изложение сущности, сделан анализ и дана оценка проблемы по определенной теме, а также представлена аргументированная позиция обучающегося. Критерии – (др.-греч. κριτήριον – способность различения, средство суждения, мерило) – основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1 Библиотека информационно-образовательных ресурсов (БИОР) является образовательной организацией, реализующей основные профессиональные образовательные программы высшего образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 1.2. В БИОР создана и функционирует электронная информационно-образовательная среда, которая обеспечивает обучающимся независимо от места их нахождения освоение образовательных программ, в том числе, при помощи сайта «Личная студия» в сети Интернет, включая выполнение учебного занятия «Реферат-рецензия». 1.3. При выполнении данного учебного занятия обучающемуся необходимо определить проблему (тему) рецензируемого материала, критически его проанализировать, выделить сильные и слабые стороны, предложить пути совершенствования. 1.4. Цель учебного занятия «Реферат-рецензия» – развитие у обучающихся навыков и умений критического анализа текстов и работы с источниками, самостоятельного мышления, научного исследования и письменного изложения собственных мыслей. Проведение данного вида учебных занятий направлено на то, чтобы способствовать овладению обучающимися общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГОС ВПО/ФГОС ВО, а также их личностному развитию. После выполнения учебного занятия «Реферат-рецензия» проводится занятие «Учебное экспертирование реферата-рецензии», которое предполагает работу обучающихся в коллегиальной среде и взаимооценку выполненных письменных работ других обучающихся, что позволяет сформировать оценочные навыки и умения, компетенции. 2 Информационное обеспечение выполнения УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «реферат-рецензия»2.1 Для выполнения учебного занятия «Реферат-рецензия» используется совокупность информационных ресурсов: - ИНТУБ (научная электронная библиотека (НЭБ, включающая более 2000 наименований научных журналов, договор от 19 декабря 2013 года № SU-12-12/2013-1); научная электронная библиотека Российского фонда фундаментальных исследований, содержащая полнотекстовые версии научных журналов ведущих зарубежных и отечественных издательств по всем областям знаний (около 10.000.000 статей из научных журналов, свободный доступ); выпускные квалификационные работы, курсовые работы, рефераты обучающихся БИОР); - статьи в научных журналах свободного доступа на русском языке; - научная литература на русском языке, размещенная на различных сайтах и порталах свободного доступа; - научные публикации на иностранных языках в свободном доступе (например, библиотека Open Access, Arxiv.org и др.) 2.2. База информационных ресурсов по учебным дисциплинам включает перечень интернет-ссылок на диссертации, монографии, научные статьи, рефераты, выпускные квалификационные работы, курсовые работы, находится в свободном доступе для обучающихся БИОР и педагогических работников, которая подлежит периодическому обновлению. 3 Организационно-методические указания по выполнеНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «реферат-рецензиЯ»3.1 Технология выполнения учебного занятия «Реферат-рецензия»3.1.1 Учебное занятие «Реферат-рецензия» может проводиться: а) в онлайн-режиме на сайте «Личная студия» в аудитории индивидуального компьютерного тренинга в соответствии с учебным расписанием, или в индивидуальном режиме, когда обучающийся самостоятельно выбирает время занятия; б) в онлайн-режиме на личном компьютере через сайт «Личная студия», независимо от места нахождения обучающегося. 3.1.2 Допуск обучающегося к занятию осуществляется на сайте «Личная студия» по индивидуальному логину и паролю. При входе система академического администрирования «Каскад» допускает его к занятию. 3.1.3 При выборе вида учебного занятия «Реферат-рецензия» у обучающегося появляется возможность работать с одноименным контрольным средством обучения (далее КСО). После его загрузки на экране монитора отображается рабочее окно, в котором представлены:
3.1.4 Обучающимся по программам бакалавриата предлагается написать реферат-рецензию на рабочие учебники, научные статьи, рефераты; магистрантам – на рабочие учебники, научные статьи, выпускные квалификационные работы, курсовые работы, периодические издания. 3.2 Создание файла занятия «Реферат-рецензия»В текстовом редакторе Microsoft Word 2000\XP\2003 Открыть файл шаблона «Реферат-рецензия». Сохранить файл под новым именем. Для этого необходимо в меню «Файл» выбрать команду «Сохранить как…» и присвоить файлу имя. Например, «Иванов И.И., Реферат-рецензия.». В текстовом редакторе Microsoft Word 2007 Открыть файл шаблона «Реферат-рецензия». Сохранить файл под новым именем. Для этого необходимо в меню выбрать команду «Сохранить как… → Документ Word 97-2003» и присвоить файлу имя. Например, «Иванов И.И., Реферат-рецензия» (рисунок 1). Рисунок 1. Сохранение документа в формате Word 97-2003 в среде MS Word 2007 В текстовом редакторе Microsoft Word 2010 Открыть файл шаблона «Реферат-рецензия». Сохранить файл под новым именем. Для этого необходимо в меню «Файл» выбрать команду «Сохранить как…». В открывшемся окне в поле «Тип файла» выбрать значение «Документ Word 97-2003» и присвоить файлу имя. Например, «Иванов И.И., Реферат-рецензия». В текстовом редакторе OpenOffice.org Writer 3.3.0 Открыть файл шаблона «Реферат-рецензия». Сохранить файл под новым именем. Для этого необходимо в меню «Файл» выбрать команду «Сохранить как…». В открывшемся окне в поле «Тип файла» выбрать значение «Microsoft Word 97/2000/XP (.doc)» и присвоить файлу имя. Например, «Иванов И.И., Реферат-рецензия». Сохраненный файл должен иметь расширение .doc. Дальнейшие действия осуществлять в сохраненном файле. 3.3 Порядок заполнения структурных элементов шаблона3.3.1 Раздел «Основные данные о работе» Раздел «Основные данные о работе» является обязательным структурным элементом электронного шаблона «Реферат-рецензия». Обязательные для заполнения поля: Поле «Версия шаблона» – данное поле должно содержать значение версии заполняемого шаблона. Менять в поле указанную версию шаблона не допускается. Поле «Вид работы» – данное поле должно содержать вид работы «Реферат-рецензия». Поле «Название дисциплины» – вводится код и название дисциплины, по которой выполняется данный вид работы. Поле «Тема» – данное поле должно содержать название рецензируемого материала. Поля «Фамилия», «Имя», «Отчество» предназначены для ввода фамилии, имени и отчества обучающегося (пишется в именительном падеже). Поле «№ контракта» предназначено для ввода № контракта. Необязательное для заполнения поле: Поле «Отчество», если у обучающегося отчество отсутствует.
Раздел «Информация об источнике, на который составлен реферат-рецензия» является обязательным структурным элементом электронного шаблона «Реферат-рецензия». Раздел заполняется в таблице. В первый столбец таблицы вносится информация о рецензируемом материале: вид (форма), полное название рецензируемого материала, Ф.И.О. автора и/или № (номер) и название издания. Во второй столбец необходимо поместить адрес ссылки на рецензируемый материал в сети Интернет.
Подраздел «Реферат-рецензия» является основным разделом учебного занятия. Задача обучающегося заключается в том, чтобы кратко изложить сущность проблемы по рецензируемому материалу, сделать анализ и дать оценку рассматриваемой в материале проблемы, аргументировать свою позицию. При этом обучающемуся необходимо придерживаться требований и рекомендаций, изложенных в пунктах 5 и 6 данных методических указаний . 4 ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ РЕФЕРАТА-РЕЦЕНЗИИ НА ПРОВЕРКУОформленная в электронном шаблоне реферат-рецензия передается обучающимся на проверку следующим способом: необходимо открыть занятие «Реферат-рецензия». В открывшемся окне при помощи кнопки «Загрузить реферат-рецензию» отправить файл на проверку. 5 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА-РЕЦЕНЗИИМинимальный объем реферата-рецензии – 3 страницы по 1800 знаков на странице. Максимальный объем реферата-рецензии - 10 страниц по 1800 знаков на странице. Реферат-рецензия должен включать следующие структурные элементы:
6 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА-РЕЦЕНЗИИ6.1 Реферат-рецензия должен иметь четкую структуру.В соответствии со структурой данной работы обучающимся необходимо выполнить следующие задания:- проверить соответствие названия рецензируемого материала (статьи, монографии, реферата, курсовой работы) содержанию; - обосновать информативность рецензируемой работы, проблему, на которой сделан наибольший акцент; - определить цель, обоснована ли автором статьи (материала) актуальность темы; - раскрыть замысел выбранной логики изложения; - выделить и дать оценку наиболее важным аспектам в рецензируемой работе, степени аргументации автора; - определить и кратко описать основополагающие теории, на которые опирается автор; - определить приемы подтверждения достоверности/валидности результатов: основано ли изложение на анализе новых данных при помощи эмпирического исследования (если да, то какие исследовательские методы используются, какова эмпирическая методология (качественная или количественная); если исследование основывается на анализе вторичных источников, какие это источники; - выявить в рецензируемом материале стереотипы, дискриминирующие высказывания; - проверить базу источников рецензируемой работы на предмет использования современной литературы по проблеме; - определить содержательность, глубину выводов, заключения; - выявить новизну, практическую и теоретическую значимость рецензируемого материала; - определить стиль изложения (научно-популярный, публицистический и др.); - проанализировать иллюстративные материалы (доступность, наглядность, соответствие теме); - определить характер работы (теоретическая / эмпирическая, фундаментальная / прикладная).
7 Аттестация выполнения письменной работы «реферат-рецензиЯ»7.1 По результатам выполнения учебного занятия «Реферат-рецензия» обучающимся ставится оценка вида «зачтено / не зачтено». Оценку «зачтено» обучающийся получает за выполнение всех компонентов занятия в полном объеме. 7.2 Оценивание письменной работы реферата-рецензии осуществляется в 3 этапа: 1 этап. Роботизированное оценивание (входной автоматизированный контроль). Критерии автоматизированного контроля реферата: критерии входного контроля: - нормоконтроль; - проверка работы на соответствие фамилии, имени, отчества, указанных в шаблоне работы данным обучающегося, который загружает работу; - проверка работы на деликты (проверка работы на наличие в ней фрагментов текстов с бессмысленным набором слов, заменой букв, использование суффиксов для словообразования и т.п.); оценочные критерии (критерии качества): - соответствие нормам современного языка; - оригинальность (проверка работы на некорректное заимствование). 2 этап. Экспертное оценивание обучающимися (взаимооценка). Критерии экспертной оценки реферата: 1) наличие деликтов (проверка работы на наличие в ней фрагментов текстов с бессмысленным набором слов, заменой букв, использование суффиксов для словообразования и т.п.); 2) соответствие содержания письменной работы её теме, полнота раскрытия темы (оценка того, насколько содержание письменной работы соответствует заявленной теме и в какой мере тема раскрыта автором); 3) оценка использованной литературы в рецензируемой работе, обоснованность выбора обучающимся дополнительных источников для выполнения реферата-рецензии, сопоставление рассуждений автора с другими источниками; 4) использование профессиональной терминологии (оценка того, в какой мере в работе отражены профессиональные термины и понятия, свойственные теме работы); 5) стилистика письменной речи (оценка структурно-смысловой организации текста, внутренней целостности, соразмерности членения на части, соподчиненности компонентов работы друг другу и целому); 6) грамотность текста (оценка того, насколько владеет автор навыками письма в соответствии с грамматическими нормами русского языка. Проверка текста на наличие грамматических ошибок, употребление штампов, слов-паразитов; неверное словообразование; ошибки в образовании словоформ, в пунктуации и т. п.); 7) наличие собственного отношения автора к рассматриваемой проблеме/теме (насколько точно и аргументировано выражено отношение автора к теме письменной работы). По каждому критерию обучающийся оценивает работу и проставляет балл от 0 до 10. На основе данных баллов интеллектуальный робот выставляет предварительную оценку за реферат по формальным признакам: - от 0 до 49,9% выполненного задания - не зачтено; - 50% до 100% выполненного задания - зачтено. 3 этап. Оценивание письменной работы преподавателем. Преподаватель учитывает результаты оценивания на предыдущих двух этапах. Критерии оценивания преподавателем: - степень анализа обучающимся сущности рецензируемого материала (статьи, реферата, монографии, выпускной квалификационной работы (ВКР), курсовой работы): а) соответствие содержания реферата-рецензии теме и содержанию рецензируемого материала; б) наличие описания и анализа актуальности рассматриваемой проблемы; в) определение целей и задач, основных позиций автора рецензируемой статьи (статьи, монографии, ВКР); г) анализ структуры рецензируемой работы, раскрытие замысла выбранной логики изложения; д) оценка использованной литературы в рецензируемой работе, обоснованность выбора обучающимся дополнительных источников для написания реферата-рецензии, сопоставление рассуждений автора с другими источниками; е) оценка новизны, теоретической и практической значимости рецензируемой работы; ж) умение выявлять достоинства и недостатки рецензируемого материала, обобщать, делать выводы; - оригинальность текста: а) выражение собственного отношения, позиции к проблеме, изложенной в рецензируемой работе; б) самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста. - соблюдение требований к оформлению письменной работы: а) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографии, пунктуации, стилистики), владение терминологией учебного предмета; б) соблюдение требований к объёму реферата-рецензии. По результатам занятия формируется ведомость, в которую выставляется оценка. 7.3 Результаты выполнения учебного занятия «Реферат-рецензия» хранятся в ИИС «Луч», а также доступны обучающимся для просмотра в «Личной студии» в разделе «Портфолио». ПРИЛОЖЕНИЕ 1 В помощь обучающемуся при написании реферата-рецензииФразы, рекомендуемые для написания рецензии:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «РЕФЕРАТ–РЕЦЕНЗИЯ» Ответственный за выпуск Е.Д. Кожевникова Корректор Оператор компьютерной верстки Е.Д. Кожевникова |
Об использовании современных образовательных технологий, информационно-образовательных... Московский институт открытого образования по проведению диагностических и тренировочных работ (СтатГрад) | Методические рекомендации по эффективному использованию информационно-образовательных... О методических рекомендациях по эффективному использованию информационно-образовательных ресурсов в сети Интернет | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интернет в нашей жизни. Возможность и преимущества использования интернет-ресурсов. Пример использования интернет-ресурсов в моей... | Перечень электронных информационно-образовательных ресурсов, используемых... | ||
Школа России Важнейшее положение фгос — «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой... | Самарский государственный университет К реферату прилагается рецензия, написанная преподавателем иностранного языка, ведущим занятия | ||
Ссылки на информационно-образовательные ресурсы Российские общеобразовательные порталы и сайты для школьников. Каталоги образовательных интернет-ресурсов порталов, сайтов, электронных... | Рецензия на рабочую программу дисциплины Программа подготовлена преподавателем филиала Ургупс в г. Златоусте Ковалевой Ольгой Евгеньевной | ||
● edu "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных... Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные... | Эор как часть информационно-образовательной среды школы Иос — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной... | ||
Обзор российских образовательных Интернет-ресурсов, которые могут... «Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий | Российской Федерации Комитет администрации по народному образованию г. Новоалтайска моу сош №9 Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов на уроках математики | ||
«Обучение и методическая поддержка учителей по использованию электронных... Поручение Президента России по разработке и утверждению комплекса требований по обеспечению совместимости создаваемых электронных... | "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов:... Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные... | ||
Уроки физики Кирилла и Мефодия: виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 10 класс Номенклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа (библиотека мбоу «сош №2») | Современный урок с использованием эор Министерством образования разработано несколько методик и направлений в данной области, одной из которых является активное внедрение... |