Проект
«Обучение и методическая поддержка учителей по использованию
электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательной
деятельности, в том числе с применением дистанционных
образовательных технологий»
Стратегические ориентиры государственной политики
| Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Поручение Президента России по разработке и утверждению комплекса требований по обеспечению совместимости создаваемых электронных образовательных ресурсов для использования в общеобразовательных учреждениях
Федеральный проект «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р)»
| Актуальность проекта
| В современных условиях модернизации и интенсивного развития инновационной экономики конкурентоспособность выпускника российской системы образования как на национальном, так и на глобальном рынке труда будет определяться его умением мыслить и действовать самостоятельно, делать собственный выбор и нести за него ответственность, решать нетрадиционные задачи, используя приобретаемый опыт. Важную роль при этом будет играть информационный капитал личности. Для формирования и накопления этого информационного капитала необходимо, чтобы учащиеся уже в школе начали осваивать те навыки и технологии, с которыми они обязательно столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) выступают как ресурс для получения новых образовательных результатов, зафиксированных в образовательных стандартах нового поколения, которые делают особый акцент на развитие компетенций учащихся.
Актуальность проекта связана с необходимостью решения ряда проблем по обеспечению условий для развития педагогической ИКТ-компетентности учителей, реализации активно-деятельностного, практико-ориентированного обучения, интегрирующего фундаментальные знания и практические умения.
| Миссия проекта
| Необходимо осуществить повышение квалификации педагогических кадров общеобразовательных учреждений в области использования электронных образовательных ресурсов при организации урочной и внеурочной деятельности, обеспечив использование потенциала ЭОР как средства воздействия и воспитания, удовлетворения культурных запросов и формирования нравственных ценностей обучающихся.
| Ведущие понятия проекта
| информационная образовательная среда образовательного учреждения
педагогическая блогосфера
алгоритмическая культура
облачные сервисы Интернета
информационное моделирование
виртуальный класс (урок)
локальные автономные образовательные ресурсы
интерактивные мультимедийные ЭОР
| Цели, ведущие идеи проекта
| Цель: создание условий, обеспечивающих широкое использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе
Ведущие идеи проекта:
Открытое информационное образовательное пространство – объединение коллекций электронных образовательных ресурсов, сайтов, блогов, методических разработок педагогов.
Школьный урок – это интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса с использованием ЭОР.
Школьный учитель – проводник учащегося в мир электронных образовательных ресурсов.
| Стратегия реализации проекта
| Изучение универсальных образовательных свойств, функций и аспектов информационного образовательного пространства как достижения новых образовательных результатов.
Проведение курсов повышения квалификации педагогов по программе «Использование ЭОР в практике обучения в основной школе».
Формирование банка методических разработок уроков с использованием ЭОР.
| Этапы реализации проекта
| 1 этап (август – октябрь 2011 г.). Создание нормативно-правовых, организационных основ реализации проекта. Обучение региональных тьюторов на базе ресурса НОУ ДПО «Институт компьютерных технологий». Разработка методической и дидактической базы для повышения квалификации педагогов области.
2 этап (октябрь – ноябрь 2011 г.). Обучение 30 учителей физики, 50 учителей информатики, 94 учителей русского языка и литературы, 81 учителя математики. На базе Интернет-портала http://eor.it.ru Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи» слушатели дистанционно изучают модуль «Информационно-образовательная среда общеобразовательного учреждения». На базе Липецкого института развития образования педагоги проходят очное обучение по использованию ЭОР в образовательной деятельности основной школы; методике работы с различными типами ЭОР по предмету; организации уроков разных типов по предмету с использованием комплекса ЭОР. В ходе изучения этих тем изучается типология ЭОР по предмету; основные формы и способы учебной деятельности при использовании ЭОР по предмету; организация проектной деятельности на основе ЭОР; реализация межпредметных связей с использованием ЭОР; организация внеучебной деятельности с использованием ЭОР.
3 этап (ноябрь – декабрь 2011 г.). Разработка уроков с использованием ЭОР. Учителями Липецкой области разработано 236 уроков по математике, физике, информатике, русскому языку и литературе, которые размещены на федеральном портале http//eor.it.ru.
4 этап (февраль 2012 г.). Обучение региональных тьюторов по химии, биологии, географии, истории, обществознанию, начальной школе на базе ресурса НОУ ДПО «Институт компьютерных технологий».
5 этап (март – май 2012 г.). Обучение учителей информатики, физики, математики, русского языка и литературы, биологии, химии в общем количестве 180 человек;
6 этап (сентябрь – ноябрь 2012 г.). Обучение учителей географии, истории обществознания, начальной школы в общем количестве 180 человек.
7 этап (ноябрь – декабрь 2012 г.). Разработка методических материалов на основе использования ЭОР. Формирование федерального и регионального банка дидактических и методических материалов.
8 этап (2013 г.). Дессиминация и внедрение опыта использования ЭОР в образовательном процессе среди образовательных учреждений области.
| Управление проектом
| Инициаторы проекта: Правительства Российской Федерации, Министерство образования и науки РФ.
Участники проекта: НОУ ДПО «Институт компьютерных технологий», НОУ ДПО «Институт информационных технологий «АйТи», ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования.
Целевые группы реализации проекта: учителя общеобразовательных учреждений Липецкой области; школьники.
Схема управления реализацией проекта: федеральный координатор ↔ региональный координатор (муниципальный координатор) ↔ тьютор ↔учитель ↔ обучающийся.
| Планируемые результаты реализации проекта
| Формирование информационно-образовательного пространства, выступающего средством воздействия и воспитания, удовлетворения культурных запросов и формирования нравственных ценностей обучающихся.
Обеспечение качественной подготовки педагогов к использованию ЭОР в образовательной практике.
Формирование банка методических разработок уроков с использованием ЭОР.
Распространение технологии использования ЭОР в процессе обучения в образовательных учреждениях области.
| |