Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности»





Скачать 383.64 Kb.
НазваниеПрограмма факультативного курса «Основы компьютерной грамотности»
страница1/5
Дата публикации23.11.2017
Размер383.64 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4   5

«Утверждено»

Приказ №_____от

«___»_______20___г.


«Согласовано»

«__»_____20___г.

Заместитель директора школы по УР

_____________Хорошева Ю.В.



«Рассмотрено»

Протокол №____от

«__»_____20___г.

Руководитель МО

__________Михайлова В.Н.

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Основы компьютерной грамотности»

Срок реализации Программы: 5 лет

Программу составил:

учитель информатики ГКС(к)ОУ ЛО «Лужская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Гаврыш Оксана Анатольевна

Год составления Программы:2013

2013-2018 гг

Пояснительная записка.

Программа курса «Основы компьютерной грамотности» в специальной (коррекционной) школе VIII вида рассчитана на учащихся 5-9х классов. Данный курс является коррекционным, т.к. способствует развитию личности ребенка, дает возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.
Цели изучения курса в специальной (коррекционной) школе VIII вида:

  1. «Общекультурная» цель - ознакомление учащихся с компьютерами, распространенной частью «культурного ландшафта» - среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребенка;

  2. «Технологическая» цель – приобретение навыков работы на клавиатуре в текстовом редакторе;

  3. Коррекционная цель – развитие высших психических функций (памяти, внимания, воображения);

  4. «Общепедагогическая» цель определяется фактом наличия компьютерного класса в школе, как новой «педагогической культуры», - т.е. происходит обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.

В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.)

Курс «Основы компьютерной грамотности» следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом

происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный

интерес к изучаемому курсу.

Основные задачи курса:

-усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером;

-приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре;

-использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев.

5 класс (1ч. в неделю)

1. Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- включать и выключать компьютер;

- запускать программы из меню Пуск;

- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.
Учащиеся должны знать:

- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;

- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

- приводить примеры информационных носителей;

- иметь представление о способах кодирования информации;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

6 класс (1 час в неделю)
Компьютер и информация.

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Тексты в памяти компьютера.

Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками.

Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word.

Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.

Практическая работа №4. Нумерованные списки

Практическая работа №5. Маркированные списки.

Человек и информация.

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношение между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. Создаем таблицы.

Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице.

Практическая работа №8. Строим диаграммы.

Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.

Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.

Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word.

Элементы алгоритмизации.

Что такое алгоритм.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12. Power point. «Времена года».

Практическая работа №13. Создаем слайд-шоу.

Учащиеся должны знать:

- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;

- определять информационную ценность сообщения;

- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

- узнавать термин «двоичная система счисления»;

- иметь представление об алгоритмах;

- иметь представления об этических нормах работы с информационными объектами.

- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учащиеся должны уметь:

- пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

- определять назначение файла по его расширению (иконке);

- выполнять основные операции с файлами;

- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

- уметь применять инструменты простейшего графического редактора для создания и редактирования рисунков;

- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений.
7 класс (1 час в неделю)

Обучение работе на компьютере Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню. Освоение среды графического редактора Paint Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

Общая характеристика текстового  процессора История обработки текстовых документов. Назначение текстового редактора. Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора. Технология ввода текста. Текстовый редактор Блокнот Набор и редактирование текста. Вставка, удаление и замена символов. Вставка и удаление пустых строк. Действие с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение. Текстовый редактор  WordPad Оформление  абзаца и заголовка. Изменение размера и начертание шрифта. Метод выравнивания. Панель форматирования. Форматирование абзаца. Ввод и загрузка текста. Нумерованные и маркированные списки. Текстовый редактор Microsoft Word Объекты текстового документа  и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Включение в текстовый документ графических объектов. Назначение приложения РowerPoint Возможности  и область использования приложения РowerPoint . Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды РowerPoint. Запуск и настройка приложения РowerPoint. Назначение панелей инструментов. Технология создания презентаций Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка  презентации. Создание презентаций Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.

Учащиеся должны знать:

- правила работы за компьютером;

- назначение главного меню;

- назначение и возможности графического редактора; - понятие файла;

 - основные объекты текстовых документов и их параметры; - этапы создания и редактирования текстового документа; - этапы форматирования текста; - этапы  копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена. - назначение  и функциональные  возможности PowerPoint; - объекты и инструменты PowerPoint; - технологии настройки PowerPoint; - объекты, из которых состоит презентация; - этапы создания презентации; - технологию работы с каждым объектом презентации.

Учащиеся должны уметь: - работать мышью;

- выбирать пункты меню;

- запускать программу и завершать работу с ней;

- настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;

- создавать  простейшие рисунки с помощью инструментов;

- сохранять и открывать графические файлы;

- создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.

- уметь применять  текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

- работать с конкретным  текстовым редактором;

- уметь создавать  текстовые документы с включением таблиц, рисунков.

- создавать слайд;

- изменять настройки слайда;

- создавать анимацию текста, изображения;

- представить творческий материал в виде презентации.
8 класс (1 час в неделю)

Введение в предмет

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

Человек и информация

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.

Компьютер: устройство и программное обеспечение

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности при работе за

компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая

структура внешней памяти.

Текстовая информация и компьютер

Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними.

Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры;

работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с

таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул);

знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

Графическая информация и компьютер

Компьютерная графика: области применения, технические средства.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием

основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка);

знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом

процессоре).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconРабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации»
Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,...
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconРабочая программа учебной дисциплины (курса) «Азбука компьютерной грамотности для детей»
Программа «Азбука компьютерной грамотности» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого,...
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconРабочая программа практикума по информатике и икт «Основы компьютерной грамотности»
Рабочая программа практикума по информатике и икт «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе авторской программы Л. Л....
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconОбучение компьютерной грамотности в г. Красноярске
«Комплексный центр социального обслуживания населения» приглашает инвалидов, детей-инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов,...
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconИнтерактивная игра «Основы компьютерной грамотности»
Краткое описание: Интерактивная игра для повторения и закрепления знаний по изученным темам курса программы дополнительного образования...
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconСоставила: Воспитатель первой квалификационной категории Ольга Олеговна...
С. С. Бердоносов, Е. А. Менделеева «Особенности содержания и методики преподавания некоторых избранных тем курса химии 8-9 классов.»Москва...
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconАннотация к программе Информационные технологии Дополнительная общеобразовательная программа
Получить основы компьютерной грамотности необходимо практически всем – от школьников до руководителей различных учреждений
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconУчебно-тематический план Программы «Основы компьютерной грамотности»...
...
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кружки по выбору: «Мастерская чудес» (клуб «Исток»), шахматы, «Веселые нотки», футбол, общее физическое развитие, «Основы компьютерной...
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconРабочая программа по дисциплине В. В основы компьютерной графики
Дисциплина «Основы компьютерной графики» является фундаментальной дисциплиной в подготовке бакалавра. Это одна из основных дисциплин...
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconКонтрольная работа №1 Тема контрольной работы №1 Базовые основы компьютерной
Области применения компьютерной графики; технические средства компьютерной графики: мониторы, графические адаптеры
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconПрограмма факультативного курса «История в лицах»
Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской...
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconМетодические материалы в помощь преподавателю курса «Основы информационно-библиографической...
Культуру чтения – школьникам: Методические материалы в помощь преподавателю курса «Основы информационно-библиографических знаний»:...
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconРабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы»
Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд...
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» icon«Информика» (срок реализации 3 года, возраст 7-10 лет) Руководитель кружка: Сенина С. А
Основы компьютерной грамотности учащиеся получают на школьных уроках информатики. Внеклассная работа по предмету и вовлечение в нее...
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» iconРабота с файлами на пк и в локальной сети
Изучаются основы компьютерной графики. Целью цикла лабораторных работ 1-го семестра является заложить основы для изучения и применения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск