Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок





Скачать 377.61 Kb.
НазваниеЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок
страница1/4
Дата публикации15.09.2013
Размер377.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3   4
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н.И. «Целое больше суммы его частей» («Характеристика и разнообразие экологических систем»)


Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии

МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»

Верховажский район Вологодская область



Тема: Основы экологии

Имя урока: Целое больше суммы его частей.

Тема урока: Характеристика и разнообразие экологических систем
Образовательная цель:

Способствовать формированию понятия «Система»: границы, элементы, взаимосвязи, закономерности.

Задачи:

1.Способствовать усвоению метапредметных понятий «часть – целое»: «элемент – система».

2. Способствовать формированию понятийного поля «Характеристика и разнообразие экосистем».

3.Способствовать пониманию учащимися основных законов и закономерностей экосистем.

4.Способствовать пониманию учащимися иерархии экосистем, их взаимосвязей.
Воспитательная цель:

Способствовать формированию экологической культуры учащихся, эстетическому воспитанию.
Развивающая цель:

Способствовать формированию ОУУН:

Задачи:

1.Способствовать формированию учебно-информационных умений: поиск и отбор информации в тексте, на схеме, в таблице.

2. Способствовать формированию учебно-логических умений: анализ информации, установление причинно-следственных связей, обобщение и выводы, работа с понятийным полем.

3. Способствовать формированию учебно-организационных умений: умения самоорганизации: просмотровое чтение, пометки в тексте.

4. Способствовать формированию учебно-коммуникативных умений: умения публично высказывать свои мысли.

Мотивация:

Ребята! Мы будем работать по «учебнику будущего»: в нем можно писать, рисовать, в нем нет готовых выводов, к нему можно возвращаться вновь и вновь, внося пометки. Для пометок есть пустые страницы.

Обратите внимание на весы, изображенные на обложке. Конечно, Вы знаете, что на весах можно взвешивать то, что имеет массу в граммах, килограммах. А можно ли «взвесить» чувства, знания? В прямом смысле, конечно, нельзя. Но ведь про человека спокойного говорят – «уравновешенный»… А когда нам предстоит принять непростое решение, мы ведь «взвешиваем» все «за» и «против»… В конце урока нам нужно будет «взвесить» чувства и мысли сегодняшнего дня.

А сейчас…

Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь, если имя нашего урока звучит так: Слайд 1.«Целое больше суммы его частей»? Докажите или опровергните данное высказывание, используя предметы, находящиеся у вас на партах. (Учащимся предложены: калейдоскоп, матрешка, кукла-неваляшка, «движущаяся пружина», кубик Рубика, несколько резиновых игрушек: уток, лягушек, песочные часы, сувенир из сухоцветов и раковин в замкнутом сосуде с жидкостью, мячик на резинке и др.)

-Мы будем говорить о природе…биосфере… о чем-то большом и маленьком (макро и микро)… об экосистеме водоема...

-Каким общим понятием можно назвать то, что состоит из отдельных частей?

-Целое…Система…

-Действительно, сегодня речь пойдет о системах.

Слайд 2. Исходя из греческого термина «Система, что означает – «сочетание, устройство, объединение», подумайте, почему математики утверждают категорически, что нет такого правила, а в системном анализе и живой природе оно есть!

Раскроем понятие «Система», для этого в свободном жанре изобразите схему системы.

Системный анализ – это методология исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Системы при этом выделяются в зависимости от целей исследования. С одной стороны система рассматривается как единое целое, с другой – как совокупность элементов.[4]

Причем целое имеет новые, особые свойства, которые отсутствуют у его составляющих элементов. Это закон эмерджентности (неожиданное появление, англ.) известный с древности как «целое больше суммы его частей». [ 4 ]

Вспомните детский калейдоскоп: набор цветных стеклышек и три зеркала давали поразительно красивые орнаментальные узоры.

Какие ключевые понятия будут характеризовать систему?

- разнообразные элементы (например, обозначенные в виде точек разного размера); Очевидно, что никакая система не может сформироваться из абсолютно идентичных элементов. Это закон необходимого разнообразия. Нижний предел – не менее двух элементов, а верхний – бесконечность. (Гетерогенность, композиционность системы) [ 4 ]

Могут ли 2 элемента занимать одно и тоже место в пространстве? (Закон конкурентных отношений Гаузе: виды, обладающие сходными потребностями в ресурсах могут существовать вместе, если только занимают разные экологические ниши).

Является ли определенное количество элементов, пусть и разнородных, системой? Представим горсть песка на ладони. Подули – и нет её. Разжали пальцы – песок просочится между пальцами… Значит, элементы должны быть связаны, т.е. скреплены в общность, как песчинки в цементе.

-связи элементов друг с другом (например, обозначенные в виде стрелок);

Должны ли эти стрелки быть однонаправленными или обоюдонаправленными? Достаточно ли 1 элемент соединить только с 1 другим элементом? Достаточно ли 1 элемент соединить со всеми? Взаимосвязи предполагают, что многие элементы соединены со многими другими элементами и обратными связями по закону Барри Коммонера «Всё связано со всем»!

-границы (например, обозначенные в виде контура вокруг всех элементов);

Должны ли системы иметь сплошные границы («Граница на замке», «Железный занавес»…)? Представим надутый воздушный шарик, привязанный к нити. Достаточно «нарушить границу» с помощью иголки и такая система лопнет. Значит, система должна иметь границы (система осей координат в математике, система обозначения физических величин и др.), но должна быть открытой (периодическая система химических элементов открыта для размещения в ней ещё неизвестных человечеству элементов). С внешним миром система взаимодействует, как единое целое.

Системная парадигма доминирует в современной науке, в том числе и экологии, которая имеет своим основным объектом изучения экологические системы.

Слайд 2 .

Система – (от греч. – сочетание, устройство, объединение) – совокупность качественно определенных элементов, между которыми существует закономерная связь или взаимодействие.

Слайд 3.

В зависимости от характера элементов и структуры выделяют системы реальные: материальные, в т.ч. системы неживой природы: геологические, физические, химические и др., живые системы, в т.ч. клетка, вид, экологическая система и идеальные, в т.ч. понятия, гипотезы, теории, логические и лингвистические построения и т.п. Особым классом материальных систем являются социальные системы, в т.ч. семья, производственный коллектив, политическая система. [ 2]

Системы

реальные

идеальные

неживой природы

живые

социальные

экологические системы

технические

архитектурно-экологические arcologi



А какие системы знаете Вы?

-Система отопления здания, система химических элементов, кровеносная система, Солнечная система, система мер и весов, система единиц физических величин, система отсчета, система земледелия, языковая система, организм как система, система кодирования (генетический код), велосипед, здание, система уравнений, компьютер, наручные часы…
Основными характеристиками любой системы будут:

Слайд 4.

-границы; Границы – наиболее сложные характеристики системы, вытекающие из её целостности, определенные тем, что внутренние связи и взаимодействия гораздо сильнее внешних. Последнее обстоятельство определяет устойчивость системы к внешним воздействиям.

-свойства элементов и свойства системы в целом; (признаки, количественные признаки называются показателями)

-структура; (соотношение в пространстве (порядок расположения) и во времени (смена состояний, развитие) слагающих систему элементов и их связей). Структура является выражением иерархичности и организованности системы.

-характер связей и взаимодействия между элементами системы, а также между системой и её внешней средой. (Различные формы вещественного, энергетического и информационного обмена. [4]
Сегодня нас будут интересовать экологические системы и новый вид систем: архитектурно-экологические системы –arcologi - архитектурные проекты домов, городов – поселений Человека Будущего, построенные с использованием законов экологии.

Слайд 5.

Какого размера могут быть экосистемы? Макро-, мезо-, микроэкосистемы.

Экосистема - понятие безранговое. Это может быть система любого размера - от капли прудовой воды до биосферы в целом. В отличие от биогеоценоза понятие "экосистема" более широкое и охватывает сообщества любого ранга. Например, к экосистемам относятся подушка лишайника на стволе дерева, пень с населяющими его организмами, небольшая лужа и в то же время луг, лес, степь, океан. Экосистемой можно назвать и всю биосферу.

Обратимся к «матрешке экосистем». Некоторые ученые насчитывают иерархию из 10 «матрешек». Учащиеся заполняют шаблон, начиная с наименьшей экосистемы.


Матрешка экосистем

Характеристика взаимосвязей

Биосфера


Связь через атмосферу, Мировой океан, почву. Изучается глобальной экологией

Природные зоны: тропические леса, тайга, тундра, степи, пустыни…(биомы)

Определяется преобладающим типом растительности. Изучается биогеографией

Физико-географический район: Русская равнина, Западно-Сибирская низменность…

Связь общим климатом, геологическим строением территории, миграциями животных. Изучается географией

Географический ландшафт: водосборный бассейн

БГЦ связаны надземными и подземными водами, например, лес, луг, пашня; перенос семян растений; передвижения животных (кормовые территории) В Вологодской области выделено 33 ландшафтных района. Изучается географией, ландшафтной экологией

Лесной БГЦ

Ельник- кисличник, сосняк – беломошник, граница – по фитоценозу. Изучается синэкологией

Муравейник

Чем меньше размер экосистемы, тем теснее взаимосвязи между организмами. Изучается наукой мирмекологией.


Слайд 6.

Что Вы понимаете под характеристикой экосистемы? Запишите в тетрадь.

Ученые выделяют до 80 различных показателей, характеризующих экосистему. Конечно, дать такую полную характеристику экосистеме – задача не одного урока. Мы выполним лишь часть её.
Слайд 7. «Характеристика экосистемы»:

1. Что такое экосистема (определение, размеры, примеры ЭС, экотон);

2. Компоненты (элементы) ЭС: трофические уровни: продуценты, консументы, редуценты; экологические ниши («адрес» и «профессия» вида), яруса, консорции. составные части (подсистемы): биота, биотоп (экотоп);

3. Структура экосистемы: трофическая (цепи и сети питания), видовая (доминанты, эдификаторы, эндемики), морфологическая (жизненные формы растений, животных), пространственная (ярусность), временная (ярусность, устойчивость и развитие (сукцессия ЭС, смена)

Часто структуру определяют через понятие «организация», т.е. структура – способ организации целого из составных частей.

4. Связи элементов и взаимодействия между элементами системы, а также между системой и её внешней средой (биотические взаимоотношения (симбиоз, хищничество, паразитизм, квартирантство и др.).

5. Законы и закономерности экосистемы (закон эмерджентности, закон необходимого разнообразия, законы Барри Коммонера: «Всё связано со всем», «Природа знает лучше», «Всё должно куда-то деваться», «Ничто не даётся даром»; пограничный эффект, закон толерантности Шелфорда, закон экологической пирамиды или 10% (для беспозвоночных) и 1% (для позвоночных) Линдемана, закон минимума Либиха (ограничивающий или лимитирующий фактор)
Дайте определение экосистемы, исходя из схемы БГЦ по И.Пономаревой.

[1]

Экологическая система = экосистема - (от греч. «óikos» — жилище, местопребывание и «система») природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например, атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т.п.), связанными между собой обменом веществ, энергии и информации, который можно ограничить в пространстве и во времени по значимым для конкретного исследования принципам. [6]

Для запоминания определения, представим схему экосистемы в виде двух подсистем, каждая из которых, в свою очередь тоже имеет подсистемы: Слайд 8.

Биота = Биоценоз сообщество живого

(Подсистемы: бактерии, растения, животные, грибы)
Биотоп =совокупность абиотических факторов (Подсистемы: воздух, вода, питательные элементы, почва, свет, детрит, температура и др.)
Экосистема

Экосистема в миниатюре – пень. Каждый лесной пень - неповторим, это целый мир со своим населением, своей растительностью.

Пень – неустойчивая экосистема, так как количество видов небольшое, цепи питания простые, начинающиеся с детрита (древесины), продуцентов мало. Достаточно человеку пнуть его ногой, воткнуть в него топор, или поджечь и даже просто сесть на «пенёк» – и пень окажется разрушенным.

Пень – экосистема его элементы биоты и биотопа: Слайд 9.

Пень
Биота Биотоп

Муравьи Древесина

Короеды Сердцевина

Мох Кора

Брусника Корни и др. остатки ствола дерева
Очень часто пень оказывается экологической нишей для множества организмов. Самых многочисленных представителей насекомых - муравьев, изучает целая наука – мирмекология.

«Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочкам и сохранившие внешнюю свою форму… Если придется сесть на такой пень, то перегородки между дырочками разрушаются, и ты чувствуешь, что пень немного осел. Вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под тобой выползет множество муравьев, и ноздреватый пень окажется весь сплошным муравейником, сохранявшим обличие пня». М. Пришвин «Пень-муравейник».

Каждая экосистема включает три главных биологических компонента.

Первый, важнейший биологический компонент - производители, или продуценты (от лат. «продуценс» - производящий, создающий). Это автотрофные организмы, в основном растения, а также некоторые бактерии, способные создавать органические вещества из неорганических, используя энергию солнца.

Вторую группу составляют потребители, или консументы (от лат. «consumo» - потребляю). Это все гетеротрофные организмы, потребляющие готовые органические вещества (растительноядные животные, хищники, паразиты). Консументы первого порядка питаются живым органическим веществом растительного происхождения. Консументы второго порядка питаются живым органическим веществом животного происхождения

В отличие от продуцентов, образующих первичную продукцию экосистем, организмы, использующие эту продукцию, получили название гетеpотpофов (гетерос - разный, гр.). Они используют для формирования своих органов готовое органическое вещество других организмов и продукты их жизнедеятельности.

Третью группу организмов составляют разрушители, или редуценты (от лат. «редуцере» - возвращать). К ним относятся главным образом бактерии и грибы. Потребляют органическое вещество (омертвевшие ткани растений и запасы растительной пищи, животные останки) и полностью разлагают его до минеральных соединений – жизненно необходимых биогенных веществ (например, соединений азота, калия, кальция, меди, цинка и т.д.), которые затем потребляют зеленые растения.
Связи, при которых одни организмы поедают другие организмы или их останки, или выделения (экскременты), называются трофическими (трофе - питание, пища, гр.). При этом пищевые взаимоотношения между членами экосистемы выражаются через трофические (пищевые) цепи.

Трофические или пищевые цепи могут быть представлены в форме пирамиды. Численное значение каждой ступени такой пирамиды может быть выражено числом особей, их биомассой или накопленной в ней энергией - это трофическая структура экосистемы.

В соответствии с законом пирамиды энергий Р.Линдемана и правила десяти процентов, с каждой трофической ступени на последующую ступень переходит приблизительно 10 % (от 7 до 17 %) энергии или вещества в энергетическом выражении. [ 4]

Ребята! Подумайте, что произойдет, если масса консументов останется прежней, а масса производителей- продуцентов сократится со 100% до 85%.

Слайд 10. Схема «Трофическая структура, цепи питания».


Всеядные

Фитофаги = растительноядные = травоядные
Продуценты = производители органического вещества = автотрофы

Фототрофы (растения)

Хемотрофы (бактерии)

Консументы = потребители органического вещества = гетеротрофы

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...

Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconФормирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как...
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе требований фгос ноо, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой...
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconПрограмма деятельности школьного краеведческого музея Составитель:...
Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории мбоу "Нижнекулойская...
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconПубличный доклад директора муниципального бюджетного общеобразовательного...
Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок icon«Тюрлеминская средняя общеобразовательная школа» Козловский район...
...
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconМоу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2»
Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,...
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconА. А. Плешаков Учитель: Татаренко Марина Анатольевна моу «Еланская...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconПлесень… Работу Ученик 7 «Б» класса Филиппов Савелий Сергеевич моу...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconАлексеева Надежда Николаевна учитель начальных классов моу «Средняя...
Уточнение представлений учащихся о звуках [ч], [щ] как мягких шипящих согласных и об особенностях их написания с буквами а, у
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconУрок в 6 классе. Тема: «Грибы- паразиты»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок iconПубличный отчет по итогам работы мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
С 1 августа 2011 года школа имеет статус- муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Нижнекулойская средняя общеобразовательная...
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема : Основы экологии Имя урок icon«Математика в царстве грибов». Данный урок проводится в 7 классе, в первой четверти
Губкин, Белгородская область, моу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкин Белгородской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск