Скачать 117.12 Kb.
|
Тема урока: "Компьютерные вирусы и антивирусные программы" Профиль: физико-математический Класс: 10 А Тип урока: урок новых знаний Форма проведения: семинар Программное обеспечение урока: MS PowerPoint, MS Word, «Познание» Учебник: Информатика и ИТ. Учебник для 10-11 классов, автор Н.Д. Угринович Цель урока: сформировать представление о компьютерных вирусах и антивирусных программах. Задачи: образовательные
- разработать памятку пользователю по защите программ и данных от компьютерных вирусов
развивающие: формировать умения
воспитательные: формировать
Предполагаемый результат: Систематизирован материал темы "Компьютерные вирусы" посредством публичных выступлений учащихся и разработки памятки. Продукт: Памятка пользователю для защиты ПК от компьютерных вирусов Отличие данного урока в профильном классе от общеобразовательного:
Семинар «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» 1. Орг. момент В любой сфере человеческой деятельности есть две составляющие: созидательная и разрушительная. Не стала исключением и область информационных технологий. Разработчики программ создают операционные системы, приложения, драйверы устройств и прочие виртуальные блага, которыми мы с удовольствием пользуемся. Другая часть программистов пишет выполняемый код, от которого пользователи стараются избавиться любым способом. От каких программ любым способом стараются избавиться? Итак, тема сегодняшнего семинара «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» (в тетрадях записать тему урока). 2. Актуализация
Мы продолжаем знакомиться с классом прикладных программ, так как и компьютерные вирусы и антивирусные программы относятся к классу прикладных программ. Домашнюю работу вы выполняли в парах. Каждая группа получила задание: по выбранной теме
Мы будем сегодня учиться выступать перед аудиторией, используя презентацию и сообщение. Это умение пригодиться нам в дальнейшем при работе над проектами, так как один из этапов работы над проектом – это его защита. Так как каждый из нас является пользователем, то мы вместе должны сегодня разработать памятку пользователю для защиты ПК от компьютерных вирусов. Прошу вас при выступлении выделять интонацией главные моменты: определения, действия вируса, меры профилактики, действие антивирусной программы, достоинства и недостатки. Слушателей прошу поддерживать доброжелательную, комфортно-деловую обстановку и соблюдать дисциплину. После выступления мной слушателям будут задаваться вопросы, которые позволят определить, насколько качественно выступил докладчик. Каждая группа имеет на парте план семинара (Приложение 1). Выступления будут организованы в соответствии с планом семинара. 2. Выступления участников. Первая тема выступления
Вопрос (учитель): Какой самый безобидный вред может нанести компьютерный вирус? Ответ: заполнить память, вызвать звуковые, видеоэффекты. По мере выступления участников семинара на доске должен появиться план конспект занятия. ЗагрузочныеФайловые МакровирусыСетевые Интернет-червиСкрипт-вирусы«Троянские кони» Каждый день в мире обнаруживают несколько десятков компьютерных вирусов. Большинство вирусов независимо друг от друга анализируют различные разработчики антивирусных программ. Практически к каждой антивирусной программе прилагается описание обнаруживаемых вирусов, в котором уточняется способ классификации вирусов в данной конкретной программе. Имя вируса обычно состоит из двух частей. Первая - является названием вируса, а вторая часть имени – длина вируса в байтах. Например: Baobab. 1635 Практически всегда к имени вируса «прилагается» классификационый код, в котором указывается:
Далее мы услышим о классах вирусов по среде обитания.
Вопрос (учителя): На дискете хранятся три файла: мираж.jpg; заявление.doc; babytype.exe. Какие из них могут быть заражены файловым вирусом? (Приложение 3) Ответ: babytype.exe, так как является исполнимым файлом. Вопрос (учителя): Какая должна быть профилактическая защита от файловых вирусов? Ответ: (не рекомендуется запускать на выполнение файлы, полученные из сомнительных источников) – записать в памятку.
Вопрос (учителя): Может ли чистая отформатированная дискета (без файлов) стать источником заражения вирусом? Ответ пояснить. Ответ: может, так как в загрузочном секторе диска может находиться компьютерный вирус. Вопрос (учителя): В чем заключается профилактическая защита компьютера от загрузочных вирусов? Ответ: (в отказе от загрузки ОС с гибких дисков и установки в BIOS защиты загрузочного сектора от изменений) – записать в памятку.
Вопрос (учителя): В каком случае макровирус прекращает заражать компьютер? Ответ: после закрытия приложения. Вопрос (учителя): В чем заключается профилактическая защита компьютера от макровирусов? Ответ: (в выборе запрета на загрузку макросов) – записать в памятку.
Вопрос (учителя): В Интернете компьютерными вирусами могут быть заражены ...
Ответ: вложенные в почтовые сообщения файлы. Вопрос (учителя): Как защитить свой компьютер от заражения сетевыми вирусами? Ответ: не рекомендуется открывать вложенные в почтовые сообщения файлы, полученные из сомнительных источников; в браузере запретить получение активных элементов на локальный компьютер. Итак, компьютерные вирусы способны нанести огромный ущерб. Возникает вопрос: Как защитить компьютер и данные от повреждения? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Но каждый пользователь должен знать меры предосторожности. 3. Итак, мы получили памятку пользователю. Давайте озвучим её. Памятку набрать и оформить с помощью текстового редактора. ПАМЯТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ (по защите программ и данных от компьютерных вирусов)
Несмотря на то, что общие средства защиты информации очень важны для защиты от вирусов, всё же их одних недостаточно. Необходимо применение специализированных программ для защиты от вирусов. Эти программы можно разделить на несколько видов: полифаги, ревизоры, блокировщики. 4. Продолжение выступлений участников семинара.
Вопрос (учителя): Приведите примеры антивирусных программ – полифагов. Ответ: Kaspersky Anti-Virus, Dr.Web Вопрос (учителя): Назовите принцип поиска вируса полифагами. Ответ: для поиска вируса используются маски (некоторая постоянная последовательность программного кода)
Вопрос (учителя): Приведите пример программы ревизора. Ответ: Adinf Вопрос (учителя): Назовите принцип работы ревизоров. Ответ: принцип действия основан на подсчете контрольных сумм.
Вопрос (учителя): В какой программе можно заблокировать запись в загрузочный сектор диска? Ответ: в программе BIOS Setup 5. Домашнее задание: 1) читать параграф 1.10 стр 66 - 71, выучить определение компьютерные вирусы, знать классификации вирусов, вредоносное действие и меры по профилактике заражения. 2) на выбор:
6. Все сегодня добросовестно выполнили домашнее задание, были активны на уроке, а теперь наступил момент узнать чьи выступления были самыми удачными. Я бы хотела, чтоб вы самостоятельно оценили работу своих одноклассников. Для этого у вас на парте в плане семинара имеется следующая таблица. Разъяснить систему оценивания (Приложение 1). Итак, вы назвали лучшие выступления на уроке. И если вы поставили за выступления высокие баллы, значит материал этой темы вам понятен. А если в оценочном листе оказались выступления с небольшим количеством баллов, значит некоторые моменты оказались для вас белыми пятнами и нам нужно будет вернуться к этим темам. Ну, а мне хочется узнать насколько новая форма проведения занятия приемлема для нас, узнать как вы поняли новый материал, ведь объяснение сегодня на уроке вели вы сами. Поэтому вы сейчас загрузите тестирующую оболочку «Познание», в которой вам необходимо ответить на 10 вопросов. Свою оценку выставить в оценочный лист. Оценочный лист сдать учителю. 7. Сообщить результаты оценивания. Спасибо всем за урок. Приложения Приложение 1 СЕМИНАР «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММЫ» План.
Приложение 2 ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Приложение 3 (отдельным листом на доске размером – 100 п., книжная ориентация) мираж.jpg; заявление.doc; babytype.exe. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория... | О проведении II городского форума «Информатизация образования» муниципальных... Учебник: Угринович Н. Д. Информатика и икт. Профильный уровень : учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович – 3-е изд., испр. М. Бином.... | ||
Учебник для 8 класса. Издательство: бином. Лаборатория знаний. Цель... Базовый учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и икт. Учебник для 8 класса. Издательство: бином. Лаборатория знаний | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Угринович Н. Д. Информатика и икт. Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. – 2-е изд., испр и доп.–... | ||
Практическое занятие Угринович Н. Д. Информатика и икт-10. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория знаний,... | Учебник для 9 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. Цель урока:... Угринович Н. Д. Информатика и икт. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 | ||
Угринович Н. Д. Информатика и икт. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов Икт для 10-11 класса составлена на основе программ: авторская программа курса «Информатика и икт» (базовый уровень) (10-11 классы)... | Учебник для 10-11 классов. Семакин И. Г., Хеннер Цель урока: 1 проверка... Информатика и икт. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов. Семакин И. Г., Хеннер | ||
Учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович 3-е изд., испр. М. Бином.... Учебник: Угринович Н. Д. Информатика и икт. Профильный уровень : учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович – 3-е изд., испр. М. Бином.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Угринович Н. Д. Информатика: Учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович – М. Бином. Лаборатория знаний | ||
Системы счисления Составлен по учебнику Н. Д. Угринович. «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов» и Практикума того же | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов, профильный уровень | Конспект урока Устройства ввода информации 8 класс Фамилия Имя Отчество... Базовый учебник Н. Д. Угринович Информатика, учебник для 8 класса М.: Бином. Лаборатория знаний | ||
Рабочая программа по информатике и икт для классов с детьми с задержкой... Н. Д. Угриновича, 2004 г. К учебному комплекту для обучающихся 7 классов (. Д. Угринович. Информатика 7 класс. Учебник для общеобразовательных... | Распоряжение Базовый учебник Н. Д. Угринович Информатика, учебник для 8 класса М.: Бином. Лаборатория знаний |