Урок в контексте нового стандарта





Скачать 304.74 Kb.
НазваниеУрок в контексте нового стандарта
страница1/3
Дата публикации07.10.2013
Размер304.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3
Проектная работа

Нетрадиционный урок в контексте нового стандарта

Каширина Ирина Васильевна,

МБОУ Бекасовская СОШ г.Наро-Фоминск

Содержание

  1. Вступление ………………………………………………………….1

  2. Теоретическая часть…………………………………………………….5

- Особенности нестандарных уроков в контексте нового стандарта

- Признаки нетрадиционного урока

- Типы нестандартных уроков

3. Практическая часть……………………………………………………11

4. Заключение……………………………………………………………...21

5. Используемая литература…………………………………………..22

6. Приложение……………………………………………………………..23

1

Вступление

Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать с его помощью свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и саморазвития.

Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в формировании коммуникативной компетенции, включающей в себя языковую и социокультурную. Для достижения заявленной цели обучения учителю, в первую очередь, необходимо понимать специфику самого учебного предмета «иностранный язык», которая заключается в том, что: 1) иностранный язык служит средством общения в типичных ситуациях; 2) изучая иностранный язык, учащиеся овладевают средствами восприятия и выражения мыслей об уже известных им предметах, явлениях посредством нового для них языка; 3) при изучении иностранного языка учащиеся не ставят своей целью узнавать что-то новое об окружающей их действительности, как это происходит при изучении ими других школьных предметов, а формируют свое представление о культуре других стран через язык.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом. Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции, может происходить только в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы - слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач. Говоря о личностно-ориентированном подходе, подразумевают, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, т.к. только опыт, пропущенный через личную призму ценностей, восприятий, умений может быть присвоен учеником. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы, способы работы. Во всех темах курса

2

иностранного языка («Семья», «Друзья», «Музыка», «Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Все, что нужно сделать учителю, - помочь ученикам найти свой ракурс предлагаемой темы, свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы. Урок иностранного языка должен быть построен на решении реальных, но не выдуманных задач и проблем. Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время нахождение такого материала вполне доступно для любого учителя иностранного языка. Благодаря, в основном, сети Интернет, можно найти и использовать на уроке свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с иностранцами. Все это можно сделать вместо того, чтобы писать письма несуществующим людям, работать с текстами, которые чаще всего не несут никакой информационной ценности, слушать и пытаться понять вымышленную информацию.

Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка.

Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера самой языковой проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности. Следует отметить, что очень часто в процессе обучения учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности как для учителя, так и для учащихся. Для

того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как сделать уроки иностранного языка по-настоящему интересными? Почему не все занятия французским языком одинаково полезны? Что мешает детям использовать полученные знания по иностранному языку на практике? Как провести урок иностранного языка, который был бы не только логично построен с точки зрения методики, но и интересен и познавателен для обучающихся?

Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих их активность.

Нестандартные уроки - это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере

3

успешности. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Факторами, влияющими на формирование и поддержание положительной мотивации школьников к изучению французского языка как общеобразовательного предмета, на мой взгляд, являются:
1) содержание учебного материала, предполагающего:
— новизну учебного материала, повышающую интерес к изучению; 
— достаточную сложность, способствующую активизации познавательных процессов;
— явную практическую значимость получаемых знаний и умений;
2) организация учебной деятельности, которая заключается:
— в подведении учащихся к пониманию и принятию ближних и дальних целей и задач учебно-познавательной деятельности, необходимости получения данной информации;
— в создании проблемных ситуаций, использовании проблемных, поисковых и творческих заданий (кроссворды, коллажи, тесты, кластеры), нетрадиционных форм обучения, нестандартных уроков (викторина, аукцион, конференция, театрализация, дискуссия, экскурсия и т.д.) ;
— в стимулировании самостоятельного решения проблемных задач;
— в использовании коллективных форм учебной деятельности, в осуществлении совместных проектов, где каждый учащийся выполняет определенную функцию
— в использовании соревновательных моментов в процессе обучения;
— в чередовании форм и методов обучения;
3)наглядные средства обучения:
— демонстрация предметов-реалий изучаемой культуры, схем, таблиц;
— видео- и телеверсии учебного материала;
— использование компьютерных технологий; 
4) оценка учебной деятельности:
— использование морального и материального (оценка) поощрения;
— качественный анализ учебной деятельности;
— выявление причин имеющихся недостатков;
— участие школьников в оценке результатов своей деятельности и результатов своих одноклассников;
5) профессиональное мастерство преподавателя:
— знание предмета, умение объяснять материал;
— демократический стиль общения со школьниками
6) использование разнообразных форм внеаудиторной деятельности: олимпиады, конференции, конкурсы, подготовка к ним, написание рефератов, выступление с докладами, сбор материалов и т.д.

4
7) учет возрастных психологических особенностей детей, их интересов, склонностей,потребностей
Все многообразие перечисленных нами способов повышения мотивации не является ни полным, ни исчерпывающим. Целью проектной работы является рассмотрение одного из факторов, положительно влияющих на отношение школьников к французскому языку, — нестандартные формы организации уроков иностранного (французского) языка в школе, которые способны повысить интерес школьников к изучению французского языка

5

2. Теоретическая часть

1) Особенности нестандарных уроков в контексте нового стандарта

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО.

  • общекультурное развитие;

  • личностное развитие;

  • развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;

  • формирование умения учиться;

развитие коммуникативной компетентности и культуры. 

Кроме того, можно выделить целый ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:

  • обучающая — развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;

  • развлекательная — создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;

  • коммуникативная — сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;

  • развивающая — гармоничное развитие личностных качеств;

  • воспитательная — психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;

  • релаксационная — снятие эмоционального напряжения.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки по-прежнему занимают значительное место. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не

6

только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.

Именно нетрадиционный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к выявлению скрытых возможностей каждого учащегося, а это способствует повышению положительной мотивации к изучению иностранного языка и повышению эффективности в овладении иностранным языком.
В психолого-педагогической литературе выделяются следующие характеристики нестандартных уроков:
1. Изменение временных рамок — нерегламентированный урок.
2. Место проведения — музей, лес, актовый зал.
3. Использование непрограммного материала, углубленное проблемное рассмотрение данной темы.
4. Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как учащихся, так и самого учителя.
5. Создание у учащихся эмоционального подъема, ситуаций успеха для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
6. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.
7. Создание временной инициативной группы, группы «специалистов» из числа учащихся при подготовке к уроку.
8. Обязательное участие всех учеников группы (класса).
9. Использование средств аудио- и видеонаглядности (музыкальное и художественное оформление, бутафория, декорации, костюмы и т.д.).
2) Признаки нетрадиционного урока

  • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

  • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

  • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.

  • Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.

7

  • Выполняются творческие задания.

  • Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

  • Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

  • Планируется урок заранее.

  • Определять чётко три дидактические задачи.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся:

а) авторские

б) авторизованные

в) новаторские

г) традиционные

д) использовать нетрадиционные уроки.

Нестандартные уроки имеют определенные преимущества перед традиционными уроками. Так, например, нестандартные уроки иностранного (французского) языка позволяют:
1) формировать у учащихся целостное представление об обсуждаемой теме;
2) объяснять наиболее трудные вопросы данной темы;
3) реализовать межпредметные связи в соответствии с требованиями времени;
4) активизировать познавательную деятельность учащихся;
5) повышать качество усвоения изучаемого материала;
6) создавать творческую обстановку в коллективе учащихся;
7) выявлять и развивать способности каждого;
8) улучшать контакт учителя с учащимися;
9) формировать навыки работы школьников с дополнительной литературой;
10) учить учащихся сравнивать, обобщать, экспериментировать;
11) повышать интерес учащихся к общению на иностранном языке;
12) обогащать знания учащихся новыми сведениями.
При выборе формы нестандартного урока необходимо помнить, что решение методических проблем должно осуществляться с точки зрения активизации деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса — и учителя, и учащихся. Учитель должен выбирать из множества

8

организационных форм урока те, которые наилучшим образом соответствуют его темпераменту, внутренним потребностям, интеллекту и желаниям. При этом он должен учитывать особенности, интересы, способности, увлечения детей в каждом конкретном классе.

3) Типы нестандартных уроков

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

1. Уроки “погружения”

2. Уроки-деловые игры

3. Уроки - пресс-конференции

4. Уроки-соревнования

5. Уроки типа КВН

6. Театрализованные уроки

7. Компьютерные уроки

8. Уроки с групповыми формами работы

9. Уроки взаимообучения учащихся

10. Уроки творчества

11. Уроки-аукционы

12. Уроки, которые ведут учащиеся

13. Уроки-зачеты

14. Уроки-сомнения

15. Уроки - творческие отчеты

16. Уроки-формулы

17. Уроки-конкурсы

9

18. Бинарные уроки

19. Уроки-обобщения

20. Уроки-фантазии

21.Уроки-игры

22. Уроки-“суды”

23. Уроки поиска истины

24. Уроки-лекции “Парадоксы”

25. Уроки-концерты

26. Уроки-диалоги

27. Уроки “Следствие ведут знатоки”

28. Уроки - ролевые игры

29. Уроки-конференции

30. Интегрированные уроки

31. Уроки семинары

32.Уроки – “круговая тренировка”

33. Межпредметные уроки

34. Уроки-экскурсии

35. Уроки-игры “Поле чудес”.

Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления урока, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

10

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в контексте нового стандарта iconСовременный урок в контексте фгос нового поколения
Имущественные и неимущественные права» (экономический и правовой аспекты понятия «Собственность») учителями Говорищевой А. Ю., Сороколетовой...
Урок в контексте нового стандарта iconУрок изучения нового
Урок изучения нового традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет...
Урок в контексте нового стандарта iconВ. И. Тропин Проблемы разработки и заключения нового Союзного Договора...
Целью данной статьи является анализ процесса разработки нового Союзного договора, проводившейся руководством СССР в марте 1990 августе...
Урок в контексте нового стандарта iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 города Липецка
Урок в контексте нового стандарта iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 города Липецка
Урок в контексте нового стандарта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами...
Урок в контексте нового стандарта iconПояснительная записка Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
...
Урок в контексте нового стандарта iconУрок открытия нового знания по программе развивающего обучения Л....
Урок открытия нового знания с мультимедийным сопровождением по программе ро л. Занкова в 1 классе
Урок в контексте нового стандарта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока (нужное подчеркнуть): урок открытия нового знания; урок-рефлексия; построение общеметодологических знаний (урок построения...
Урок в контексте нового стандарта iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...
Урок в контексте нового стандарта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Урок в контексте нового стандарта iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Урок в контексте нового стандарта iconПрограмма курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская...
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Урок в контексте нового стандарта iconУрок изложения нового материала урок
Проводится математический диктант (по изученной ранее теме) с последующей проверкой
Урок в контексте нового стандарта iconТема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения»
Цель: Организация обучения педагогов по подготовке к введению фгос ООО. Оказание помощи в теоретическом и практическом осмыслении...
Урок в контексте нового стандарта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По тематическому плану это 1 урок по творчеству М. А. Шолохова. По типу урок изучения нового материала. Урок строится не на готовой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск